Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Энергосбережение и энергоэффективность: гражданско-правовой аспект регулирования в России и в странах СНГ - Право стран снг
Научные статьи
08.10.14 09:42
Оглавление
Энергосбережение и энергоэффективность: гражданско-правовой аспект регулирования в России и в странах СНГ
Энергосбережение
Гражданско-правовые средства
Право стран снг
Все страницы









Выберите уникальный шаблон сайта, отредактируйте и настройте все на ваш вкус. Создайте ваш оригинальный сайт бесплатно. Вся подробная информация на сайте http://all-themes.ru

      Споры, возникающие в сфере обеспечения энергосбереже­ния и энергоэффективности, свидетельствуют как о необходи­мости постоянного совершенствования законодательства, так и о необходимости решения проблем в сфере реформирования ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства), которые были указаны в Послании Президента РФ Федеральному Собранию: «Задачу повышения оплаты можно ставить только одновре­менно с развитием конкуренции, с проведением аудита затрат коммунальных предприятий и предоставлением жильцам прав на определение номенклатуры и объема жилищно- ком­мунальных услуг. Только в этом случае у потребителя появится стимул экономить свет и тепло, а у производителя — приме­нять энергосберегающее оборудование, ставить приборы учета потребления ресурсов».

Актуальными остаются вопросы защиты прав граждан-потребителей энергоресурсов. Это обусловлено и сложной систе­мой оформления договорных отношений, и тем, что в энерге­тическом законодательстве установлены специфичные меры, применяемые в случае нарушения обязательств потребителями, а также специальные правила ответственности энергоснабжа­ющих организаций. Так, в соответствии с «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления элек­трической энергии» возможно введение ограничения режима потребления в отношении граждан-потребителей, не осущест­вляющих предпринимательскую деятельность, в связи с неис­полнением или ненадлежащим исполнением ими своих обяза­тельств. А в ст. 18 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено специальное правило о гражданско-правовой ответственности субъектов оператив­но-диспетчерского управления: за действия (бездействие), по­влекшие за собой неблагоприятные последствия для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, субъекты оперативно-диспетчерского управления несут огра­ниченную ответственность в пределах, установленных Федераль­ным законом «Об электроэнергетике».

Анализ нормативных актов, практики их применения сви­детельствует о том, что требуется системная работа по выяв­лению несогласованных норм и существует необходимость постоянного совершенствования нормативных правовых актов исходя из главной цели правового регулирования в рассматри­ваемой сфере отношений — достижения энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также исходя из главен­ства закона, а не подзаконных нормативных правовых актов. Цель правового регулирования закрепляется в соответствую­щих принципах. В ст. 4 Закона РФ «Об энергосбережении.» определено, что правовое регулирование в области энергосбе­режения и повышения энергетической эффективности осно­вывается на следующих принципах:

1)       эффективное и рациональное использование энергети­ческих ресурсов;

2)       поддержка и стимулирование энергосбережения и повы­шения энергетической эффективности;

3)       системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффек­тивности;

4)       планирование энергосбережения и повышения энерге­тической эффективности;

5)       использование энергетических ресурсов с учетом ре­сурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий. Полагаем, что к этим принципам це­лесообразно было бы добавить положения об участии граждан-потребителей в отношениях по энергосбережению и по­вышению энергоэффективности.

В работе по совершенствованию законодательства уместно использовать опыт правового регулирования рассматриваемых отношений в странах СНГ и опыт международной практики.

Для сравнения можно привести примеры закрепления на законодательном уровне принципов правового регулиро­вания отношений в сфере обеспечения энергоэффективно­сти и энергосбережении в нормативных правовых актах стран СНГ.

В ст. 5 Закона Республики Молдова «Об энергоэффективности» определены принципы деятельности в области энергоэф­фективности, и, в частности, установлен такой принцип, как привлечение внимания гражданского общества к мерам по повышению энергоэффективности, а также привлече­ние гражданского общества к процессам принятия решений и к осуществлению указанных мер.

Поскольку законодательно установленные принципы спо­собствуют формированию единообразного правового регули­рования общественных отношений и помогают при рассмо­трении спорных вопросов, то целесообразно закрепить такой принцип, как участие физических и юридических лиц в про­ведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Такой принцип, установленный в за­коне, позволит, на наш взгляд, и в подзаконных актах предусма­тривать конкретные меры по привлечению граждан-потреби- телей энергоресурсов к решению вопросов энергосбережения и повышению энергоэффективности, в том числе — устанав­ливать мероприятия по формированию бережливой модели поведения населения в сфере использования энергоресурсов и стимулирования формирования такой модели поведения.

Государствами — участниками СНГ также принят Модель­ный закон «Об энергосбережении», а также приняты согла­шения: «О Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года»; «О Кон­цепции сотрудничества государств — участников СНГ в сфере энергетики»; «О сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения» и Решение Эко­номического совета СНГ «Об основных направлениях и прин­ципах взаимодействия государств — участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения энергоэффек­тивности и энергосбережения».

Отдельные положения указанных документов представляют практический интерес и могут быть восприняты российским законодательством. Так, в Решении Совета глав правительств СНГ «О Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года» говорится о правовых механизмах в сфере энергосбережения: «Государ­ства — участники СНГ признают необходимым осуществлять управление процессом ресурсо- и энергосбережения, создавая такие правовые условия, при которых максимально возмож­ное замещение природного сырья, в частности минерального, вторичными ресурсами было бы привлекательным и эконо­мически выгодным». А в Решении Экономического совета СНГ «Об Основных направлениях и принципах взаимодействия го­сударств — участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения энергоэффективности и энергосбереже­ния» определены механизмы реализации и контроля за ходом выполнения основных направлений в области энергосбере­жения и энергоэффективности, в том числе избран правовой механизм: разработка, согласование и принятие новых и кор­ректировка действующих нормативных правовых актов, стиму­лирующих потенциальных участников процесса энергосбере­жения к осуществлению энергоэффективных мероприятий.

В Модельном законе стран СНГ об энергосбережении опре­делено, что объектами правового регулирования в области по­вышения эффективности использования энергетических ресур­сов являются отношения при проведении энергосберегающей политики во всех отраслях экономики и непроизводственной (социальной) сфере, в том числе при:

-добыче, переработке, транспортировке, производстве, хранении и потреблении всех видов энергетических ресурсов, вторичных энергетических ресурсов;

-использовании возобновляемых источников энергии;

-проведении научно-исследовательских и опытно-кон­структорских работ, направленных на повышение эффектив­ности использования энергетических ресурсов;

-осуществлении государственного контроля и надзора за использованием энергетических ресурсов;

-информационном обеспечении по проблемам энергос­бережения, использовании новых источников энергии и видов топлива, средств измерения, регулирования и контроля за рас­ходованием энергетических ресурсов.

Субъектами регулирования отношений в сфере энергосбе­режения являются юридические и физические лица, осущест­вляющие (или обязанные в соответствии с законодательством осуществлять) деятельность, направленную на повышение эф­фективности использования энергетических ресурсов.

В Решении Совета глав правительств СНГ «О Плане меро­приятий по реализации второго этапа (2012-2015 годы) Стра­тегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года» в числе мероприятий названо совершенствование национального законодательства государств — участников СНГ в области энергосбережения и энергоэффективности с учетом мировой практики. Это решение целесообразно использовать в основе проведения работы по развитию правового регулирования в сфере энер­госбережения и энергоэффективности в России, в том числе и гражданско-правового регулирования.

В целях развития гражданско-правового регулирования це­лесообразно создание согласованной системы регулирования, которая подчинена единой цели правового регулирования — обеспечению энергосбережения и энергоэффективности. Це­лесообразно в специальном законе определить законодательно такой принцип, как участие физических и юридических лиц в проведении мероприятий по энергосбережению и повыше­нию энергоэффективности.





Право стран СНГ



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика