Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Актуальность исследования регионального права
Научные статьи
09.10.14 10:42
Оглавление
Актуальность исследования регионального права
Субъект федерации
Федеральное право
Все страницы

вернуться

Актуальность исследования регионального права

 
alt 
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Потапов М. Г.
Предметом исследования в статье является вопрос об актуальности регионального права, его научно-теоретической, нормативно-правовой и методологической значимости в правовой системе федеративного государства. Выявляются проблемные вопросы изучения совокупности юридических норм и актов, принятых органами государственной власти субъектов федерации, в частности, вопросы о том, как соотносятся эти категории и в целом региональное право с элементами правовой системы федеративного государства, с его системой права и системой законодательства; имеет ли региональное право генезис своего происхождения; что представляет собой региональное право с научно-теоретической и нормативно-правовой точек зрения. В процессе исследования применялись формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой и специально-юридический методы познания явления регионального права. В результате проведённого исследования выявлено, что современная юридическая наука не имеет ответов на многие вопросы о региональном праве, его понимании
и свойствах. Существующие в весьма немногочисленных научных работах исследователей дефиниции регионального права неоднозначны и противоречивы. Такие подходы не позволяют законодателю закрепить этот термин и его определение в своих актах. Решение этих вопросов является одной из актуальных задач современной правовой науки.

Актуальность исследования регионального права опре­деляется его научно-теоретической, нормативно-правовой и методологической значимостью.

Научно-теоретическая значимость регионального права, с одной стороны, обусловлена необходимостью исследования совокупности юридических норм и актов, принятых органами государственной власти субъектов федерации, с другой — проявляется в его доктринальных свойствах, признаках и ха­рактеристиках, установление которых позволяет выяснить место и роль этого явления в правовой системе федератив­ного государства.

Однако правовая наука не даёт ответов на вопросы о таких свойствах, характеристиках и значимости регионального пра­ва. В науке нет ответов и на многие другие вопросы об этом явлении. В частности, каково содержание и формы регио­нального права? Применим ли термин «региональное право» к правовой системе государства? Каким образом нормы реги­онального права и в целом это явление соотносятся с элемен­тами системы права, системы законодательства и правовой системы? Существуют ли в региональном праве предметы и методы правового регулирования общественных отноше­ний, что они собой представляют и какое их содержание? Какова предметная, отраслевая и иерархическая структура регионального права? Имеет ли региональное право историю своего происхождения и функционирования? Какие научные факты могут свидетельствовать о его генезисе и истории су­ществования? Среди исследователей нет однозначных отве­тов и по вопросу понимания регионального права. Решение этих вопросов требует научной аргументации, обоснования и доказательств, что является одной из актуальных задач со­временной правовой науки.

Нормативно-правовая значимость регионального права заключается в том, что его нормы:

1)устанавливают систему органов государственной вла­сти, законодательство и административно-территориальное устройство субъекта федерации;

2)регулируют различные виды общественных отноше­ний, определяемые предметами ведения субъекта федерации и предметами его совместного с федерацией ведения.

Такие нормы права закреплены в юридических актах Ав­стралии, Австрии, Бразилии, Германии, Индии, Канады, Объединенных Арабских Эмиратов, России, США, Швейца­рии и многих других федераций и их субъектов.

Однако в законодательстве федеративных государств тер­мин «региональное право» не обозначается (за исключением актов Швейцарии, в которых применяется термин «канто­нальное право»), а говорится об отдельных его элементах, когда речь идёт о правотворчестве, источниках права, нормах и нормативных правовых актах субъектов федерации. Таким образом, в нормативных правовых актах федеративных госу­дарств термин «региональное право» не закреплён и не имеет легального определения. Объяснение этому видится в том, что это явление не исследовано наукой, а существующие в весьма немногочисленных научных работах исследователей его де­финиции неоднозначны и противоречивы. В этих условиях и законодатель не может этот термин официально закрепить и легально определить в своих актах.

Региональное право обусловлено федеративной формой государства, разграничением предметов ведения между фе­дерацией и её субъектами и проявляется в таких правовых явлениях, как правотворчество, источники права, законода­тельство, юридические нормы и акты субъекта федерации. Региональное право — объективное явление и необходимое условие существования федераций. В противном случае речь должна идти об иных формах государственного устройства, об иной структуре правовой системы государства.

Региональное право является одним из уровней правового регулирования общественных отношений. И потому оно имеет важное значение в федеративном устройстве государства, фе­деративных отношениях, децентрализации государственной власти, разграничении предметов ведения федерации и её субъектов, федеративной структуре правовой системы.

Структура системы нормативных правовых актов в федера­тивном государстве включает в себя два уровня — федеральный и региональный. Эти уровни разграничиваются предметами ведения федерации и её субъектов, а также полномочиями федеральных и региональных органов государственной власти. Разграничение «предметов ведения и полномочий между орга­нами государственной власти двух уровней (федеральной и ре­гиональной — уточ. П. М.) является одной из основных состав­ляющих федеративного устройства Российской Федерации». Вместе с тем такое разграничение представляет собой одну из сложных проблем федерализма, «в рамках которого воз­никают множество вопросов: каковы способы разграничения предметов ведения и полномочий в мировой практике и в Рос­сийской Федерации; какова сущность, содержание и проце­дура разграничительного процесса; что конкретно должно быть разграничено: компетенция, полномочие или предмет ведения; каковы правовые формы регулирования отношений по предметам ведения и полномочиям и их роль в разграни­чительном процессе?». Практическое решение этих вопросов в правотворческой деятельности органов публичной власти федерального и регионального уровней в определённой мере влияет:

1)       на формирование объёма совокупности норм и актов федерального и регионального права;

2)       на количественное и качественное, иерархическое и пред­метное соотношение между ними;

3)       на их правовую значимость в регулировании обществен­ных отношений на территории федеративного государства.

Известно, что одними из задач региональной политики в России являются децентрализация государственной власти, «расширение полномочий органов государственной власти» субъектов федерации и «повышение степени их ответствен­ности перед населением». Децентрализация государствен­ной власти должна осуществляться посредством закрепления за субъектами федерации «возможно большего числа полно­мочий в сферах совместного ведения, а также усиления влия­ния населения на принятие решений федеральными органами государственной власти. Эти меры будут способствовать по­вышению эффективности взаимодействия федеральных орга­нов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечению стабильности развития и укреплению единства Российского государства».





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика