Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Особенности конституционного (государственного) права в исламских государствах
Научные статьи
09.10.14 11:39
Оглавление
Особенности конституционного (государственного) права в исламских государствах
Правовой статус немусульман в исламских государствах
Шариат как источник права и законодательства
Система государственной власти в исламских государствах
Особенности общественного устройства в исламских государствах
Заключение
Все страницы

вернуться









Особенности конституционного (государственного) права в исламских государствах


alt
Горылев А. И.
alt

Яшнов А. И.
 
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Горылев А. И., Яшнов А. И.
В данной статье анализируются специфические черты конституционного строя исламских государств. В качестве объекта рассматриваются конституции государств с различными формами правления и политическими режимами: Пакистана, Ирана, Иордании, Бахрейна и Саудовской Аравии. Данные страны позиционируют себя как исламские. Ислам законодательно закрепляется в качестве государственной религии в этих государствах. Несмотря на это, общие принципы исламского государства в них реализуются в разных формах. Понятие «исламское государство» не имеет единообразного смыслового значения. В одних государствах исламский характер подразумевает ведущую роль духовенства при осуществлении государственной власти. В других признак «исламский» рассматривается, прежде всего, как признак культурной идентичности.

Введение

В современном мире религиозные нормы оказывают все большее влияние как на организацию государственных ин­ститутов, так и на развитие общества в целом. Существует большое количество государств, в которых провозглашается официальная религия. Страны, в которых превалирует насе­ление, исповедующее ислам, могут называть себя исламскими государствами. «Мусульманская цивилизация, как известно, внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. Этот вклад ощутим во всех областях мышления и деятельности: в теологии и философии, науке и искусстве, политике и правоведении». В них ислам законодательно за­крепляется в качестве официальной государственной религии. В рамках данной статьи хотелось бы проанализировать, как ре­лигиозные нормы в таких государствах влияют на деятельность государственных институтов и на развитие общества в целом. К тому же исламское государство — это собирательное поня­тие. В каждом из них существуют свои особенности и различия при закреплении религиозных норм в законодательстве и их реализации в повседневной жизни. Для отражения разнообра­зия и специфики «исламских государств» в качестве объекта рассмотрения возьмем конституции государств с различными формами правления и политическими режимами: Пакистана, Ирана, Иордании, Бахрейна и Саудовской Аравии. Данные страны позиционируют себя как исламские, тем не менее, об­щие принципы исламского государства в них реализуются в разных формах.

Что понимается под исламским государством. Конституци­онное закрепление религиозных норм.

   В первую очередь, хотелось бы определить сущность ис­ламского государства. Можно предложить его самое общее понятие. Исламским следует называть такое государство, в ос­нове управления которого лежит религия ислам; другими словами, элементы консти­туционного, гражданского, административного, семей­ного и процессуального пра­ва в таком государстве ре­гламентируются шариатом.

    В переводе с арабского языка шариат означает «надлежащий путь». С VII в. нашей эры, с момента возникновения религии ислам и шариата как составной ее части, его источниками яв­ляются священная книга Коран, Сунна, Иджма, Фетва.

Шариат опирается на Коран и фикх — мусульманскую док­трину о правилах поведения, комплекс общественных норм. Относительно масштабов шариата как нормативной системы вообще существуют различные представления: от понимания шариата как всепроникающего и детализированного комплек­са правил поведения мусульманина, лишающего его всякой свободы выбора, до представления его в качестве совокупности ориентиров и принципов поведения людей в виде нескольких групп предписаний, в том числе допускающих несколько вари­антов своего понимания, а потому требующих дополнительной интерпретации. В нормативном отношении шариат допустимо называть универсальной системой социального регулирования, прежде всего, в силу охвата его предписаниями практически всех сторон внешнего поведения человека. Большая часть нор­мативных предписаний Корана касается уголовно-правовых и семейных отношений. Есть положения, касающиеся общих вопросов прав человека. В определенном смысле подобную функцию в государстве выполняет конституция, потому в ис­ламских государствах нормы шариата естественным путем закрепляются в качестве конституционных.

В западной традиции Конституция рассматривается как основной закон государства, нормативно-правовой акт, об­ладающий высшей юридической силой, принимаемый и из­меняемый в особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духов­ной жизни общества. В исламских государствах верховенство признается исключительно за Кораном. Положения и прин­ципы Корана (в том числе нормы шариата) находят непо­средственное отражение в конституциях, что подразумевает возникновение теократической политической системы в стра­не. Теократию можно определить как политическую систему, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику в государстве, власть в государстве принадлежит церкви и духовенству. Другими словами, возникает система правления, при которой важные государственные и обществен­ные дела решаются по «божественным указаниям», открове­ниям или законам, то есть шариату, который является сводом Божественных повелений и запретов. Как уже упоминалось выше, источниками шариата являются аяты Корана, Сунна, аль-иджма, иджтихад и кияс. Последние три источника при­знаются не всеми мусульманскими правоведами, кроме того, разные направления ислама под «сунной» могут понимать разные тексты. Для анализа особенностей закрепления норм ислама в законодательстве обратимся непосредственно к по­ложениям действующих Конституций исламских государств.

Наиболее радикально вопрос о закреплении норм шариата решается в законодательстве Саудовской Аравии. Как уже гово­рилось, Конституция — основной закон государства, и едва ли возможно себе представить более основательный способ за­крепления в ней норм ислама, кроме как признать в ее качестве сам Коран. Именно главная священная книга ислама и сунна Пророка призваны выступать в качестве Конституции Королев­ства Саудовская Аравия. Об этом говорится в ст. 1 Основного низама правления Саудовской Аравии, второго после Кон­ституции по юридической силе закона страны: «Королевство Саудовская Аравия — суверенное арабское государство. Его религия — ислам, Конституция — Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка, да благословит его Аллах, язык — араб­ский, столица — г. Эр-Рияд».

В связи с этим положением формально Основной низам нельзя назвать основным законом государства, хотя факти­чески, исходя из характера и значения содержащихся в нем правовых норм, именно Основной низам можно считать конституцией в западном понимании этого термина. В этом смысле Саудовская Аравия является исключением, так как конституции остальных рассматриваемых исламских госу­дарств выступают в классическом виде основного закона го­сударства.

Традиционно в конституциях явным образом ислам опре­деляется в качестве государственной религии. В ст. 2 Консти­туции Иорданского Хашимитского Королевства установлено, что: «ислам является религией Государства и арабский язык его официальным языком». Статья 12 Конституции Исламской Республики Иран закрепляет, что «официальной религией Ирана является ислам джафаритского толка, признающий существование 12 имамов, и этот принцип навсегда останется неизменным...». Статья 2 Конституции Исламской Республи­ки Пакистан определяет: «Государственной религией Пакиста­на является ислам». Особенностью Конституции Пакистана является также официальное закрепление термина «мусульма­нин». Статья 260.3.а устанавливает, что „Мусульманин" обозна­чает лицо, верующее в единство Всемогущего Аллаха, абсолют­ную и безусловную завершенность проповедования пророка Мухаммеда (Мир ему!), последнего из пророков, и не призна­ющее пророком или религиозным реформатором кого-либо, провозгласившего или провозглашающего себя следующим пророком после Мухаммеда (Мир ему!) в любом смысле этого слова или согласно какой бы то ни было версии».






Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика