Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Особенности конституционного (государственного) права в исламских государствах - Шариат как источник права и законодательства
Научные статьи
09.10.14 11:39
Оглавление
Особенности конституционного (государственного) права в исламских государствах
Правовой статус немусульман в исламских государствах
Шариат как источник права и законодательства
Система государственной власти в исламских государствах
Особенности общественного устройства в исламских государствах
Заключение
Все страницы








Шариат как источник права и законодательства



Как мы уже говорили, в исламских государствах шариат рассматривается в качестве основного источника законода­тельства. Тем не менее, существуют особенности закрепления данного принципа в конституциях разных государств ислам­ского мира.

В ст. 2 Конституции государства Бахрейн однозначно уста­новлено, что «государственной религией является ислам. Ша­риат — основной источник законодательства...». В отличие от Бахрейна, Основной низам правления Саудовской Аравии не ограничивается лишь фиксированием факта применения шариата в своем законодательстве, раскрывая собственное его понимание. Статья 7 закрепляет, что «власть в Королевстве Саудовская Аравия основана на Книге Всевышнего Аллаха и сунне Его Пророка, которые являются основой данного По­ложения и других государственных актов». Согласно ст. 8 основами правления в Королевстве Саудовская Аравия явля­ются справедливость, принцип совещательности, равенство в соответствии с исламским шариатом.

Конституция Ирана закрепляет необходимость базирова­ния всех законов государства на исламских нормах, не употре­бляя, впрочем, самого слова «шариат» (ст. 4).

Конституция Пакистана в вопросе закрепления норм шари­ата демонстрирует свой демократичный характер — шариат­ские принципы равенства и справедливости находят воплоще­ние в виде классических демократических ценностей, однако, с оговоркой «как это предусмотрено Исламом». В преамбуле Конституции также закрепляется, что «мусульманам долж­ны быть предоставлены возможности строить жизнь частным и коллективным образом в соответствии с учением и требова­ниями Ислама, как предписано Святым Кораном и Сунной». Данное положение однозначно подтверждает, что государ­ство поддерживает своих граждан, исповедующих ислам, в их стремлении жить согласно мусульманскому учению.

Интересно отметить, что, в отличие от остальных конститу­ций, в Конституции Иордании отсутствует прямое признание шариата в качестве основного источника законодательства. Но в то же время ст. 104 закрепляет наличие шариатских судов, которые отправляют правосудие в соответствии с правилами шариата. Данная норма однозначно свидетельствует о закре­плении шариата как источника права в государстве.

Закрепление шариата как основного источника права не­посредственно отражается на организации судопроизводства всех без исключения исламских государств. В системе судебной власти выделяется особый вид судов — шариатские суды, ис­ключительные полномочия которых устанавливаются консти­туциями. Например, ст. 105 Конституции Иордании закрепля­ет, что «лишь шариатские суды, согласно своим специальным законам, правомочны разбирать дела по следующим вопросам: 1) вопросы личного статута мусульман; 2) вопросы выкупа кро­ви, когда обе стороны являются мусульманами или когда лишь одна из них является мусульманином, но обе стороны согласны на рассмотрение дел шариатским судом; 3) вопросы, относя­щиеся к мусульманским вакфам». Как видно, шариатские суды в Иордании призваны разрешать дела при регулирова­нии межмусульманских отношений.

Наиболее радикально вопрос о компетенции шариатских судов решается в Саудовской Аравии, где все судопроизводство осуществляется исключительно на основе норм шариата. Ша­риатские суды компетентны выносить решения по всем спорам и преступлениям. Статья 46 Основного низама закрепляет, что «судопроизводство является независимым. При выполнении своих полномочий суд руководствуется исключительно ислам­ским шариатом».

В Конституции Ирана существует ряд особенностей при закреплении норм ислама по отношению к судопроизводству, так как в этом государстве превалирует ислам шиитского тол­ка. В Иране вводится институт муджтахидов в части назначения лиц на различные государственные должности. Муджтахиды — религиозные ученые-правоведы, обладающие достаточной компетенцией для вывода законов шариата из Корана и Сунны с помощью рациональных методов. В Иране на должности глав судебной власти, в том числе Председателя Верховного Суда и Генерального прокурора могут быть назначены только религиозные ученые — правоведы-муджтахиды (ст. 157).

В Пакистане наряду со светскими судами предусмотрена организация и шариатских судов. Конституция содержит гла­ву, статьи которой определяют создание и деятельность судеб­ного органа, носящего название «Федеральный суд Шариата». Особенностью статуса данного суда является то, что он занима­ется контролем законодательства на предмет соответствия нор­мам ислама. Статья 203D.1 закрепляет, что «Суд имеет право, по своей инициативе или на основании петиции, поданной гражданином Пакистана, центральным или провинциальным правительством, провести исследование и принять решение относительно того, является ли какой-либо законодательный акт или положение закона противоречащим предписаниям ислама, изложенным в Святом Коране и Сунне Святого про­рока, именуемых в дальнейшем Предписаниями Ислама». Кроме того, данный суд выполняет надзорную функцию над светскими судами, что определяется в ст. 203 DD.1 Конститу­ции Пакистана.

Другой пример — Конституция Бахрейна. Формально в ней ничего не говорится о судопроизводстве, основанном на рели­гиозных нормах. Существование специальных шариатских су­дов Конституцией не предусмотрено. Однако это не означает, что в судопроизводстве государство отказывается от шариата как источника права — нами уже упоминалась ст. 2 Консти­туции Бахрейна, где прямо закреплен шариат в качестве ос­новного источника законодательства. Различные ее статьи так или иначе прямо отсылают к шариату. Интересно обратить внимание, что в Конституции Бахрейна не существует раз­деления граждан по признаку религиозной принадлежности, но имеются положения, которые обязывают немусульман ор­ганизовывать собственную жизнь согласно исламским нормам. Например, ст. 5.2 Конституции устанавливает, что «государство регулирует обязанности женщин в семье, их общественные обязанности, их равенство с мужчинами в экономической жиз­ни, культурной, социальной, а также политической, не нару­шая при этом положения шариата».






Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика