Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Договор о Евразийском экономическом союзе: комплексный правовой анализ (Раздел III. Органы Союза., Раздел IV Бюджет Союза., Часть вторая Таможенный союз., Раздел VI Функционирование таможенного союза) - «Раздел III. Органы Союза Статья 8. Органы Союза
Научные статьи
31.10.14 10:27
Оглавление
Договор о Евразийском экономическом союзе: комплексный правовой анализ (Раздел III. Органы Союза., Раздел IV Бюджет Союза., Часть вторая Таможенный союз., Раздел VI Функционирование таможенного союза)
«Раздел III. Органы Союза Статья 8. Органы Союза
Часть вторая. Таможенный союз Раздел VI. Функционирование таможенного союза
Общие выводы
Все страницы









«Раздел III. Органы Союза Статья 8. Органы Союза

1. Органами Союза являются:

Высший Евразийский экономический совет (далее — Выс­ший совет);

Евразийский межправительственный совет (далее — Меж­правительственный совет);

Евразийская экономическая комиссия (далее — Комиссия, ЕЭК);

Суд Евразийского экономического союза (далее — Суд Союза).

2. Органы Союза действуют в пределах полномочий, кото­рые предоставлены им настоящим Договором и международ­ными договорами в рамках Союза.

3. Органы Союза действуют на основе принципов, указан­ных в статье 3 настоящего Договора.

4. Председательство в Высшем совете, Межправительствен­ном совете и Совете Комиссии осуществляется на ротационной

* Первую статью см. в № 8(75), 2014 «Евразийского юридического журнала».

основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.

5. Условия пребывания органов Союза на территориях го­сударств-членов определяются отдельными международными договорами между Союзом и государствами пребывания».

Согласно ст. 10 Договора о ЕАЭС Высший совет является высшим органом Союза, в состав которого входят главы госу­дарств-членов.

Статьей 11 определен порядок работы Высшего совета:

«1. Заседания Высшего совета проводятся не реже 1 раза в год.

Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или Председате­ля Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

2. Заседания Высшего совета проводятся под руководством Председателя Высшего совета.

Председатель Высшего совета:

ведет заседания Высшего совета;

организует работу Высшего совета;

осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, представляемых на рассмотрение Высшего совета.

В случае досрочного прекращения полномочий Председа­теля Высшего совета новый член Высшего совета от председа­тельствующего государства-члена осуществляет полномочия Председателя Высшего совета в течение оставшегося срока.

3. В заседаниях Высшего совета по приглашению Председа­теля Высшего совета могут участвовать члены Совета Комиссии, Председатель Коллегии Комиссии и иные приглашенные лица.

Список участников и формат заседаний Высшего совета определяются Председателем Высшего совета по согласованию с членами Высшего совета.

Повестка дня заседаний Высшего совета формируется Ко­миссией на основе предложений государств-членов.

Вопрос о присутствии аккредитованных представителей средств массовой информации на заседаниях Высшего совета решается Председателем Высшего совета.

4. Порядок организации проведения заседаний Высшего совета утверждается Высшим советом.

5. Организационное, информационное и материально-тех­ническое обеспечение подготовки и проведения заседаний Высшего совета осуществляется Комиссией при содействии принимающего государства-члена. Финансовое обеспечение проведения заседаний Высшего совета осуществляется за счет средств бюджета Союза».

Заседать Высший совет может не реже 1 раза в год. В усло­виях бурно развивающихся событий в мире заседание членов 1 раз в год не является достаточным. Разумным считаем, что для обсуждения текущих вопросов Союза необходимо собираться 4 раза в год, раз в квартал. По истечении 1-го квартала подот­четные высшему органу союзные институты могут давать в раз­вернутом виде отчеты о состоянии текущих дел на территории ЕАЭС, включая мониторинг по союзным государствам, что могло бы решать возникающие технические сложности, а так­же решать задачи по острым внешнеполитическим темам.

Более или менее ситуацию исправляет следующий пункт: «Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или Председате­ля Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета».

Позволим себе согласиться с должностью председателя Совета, который назначается председательствующей страной- участницей. Председатель имеет достаточно широкие долж­ностные полномочия по организации работы Высшего совета; осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, пред­ставляемых на рассмотрение Высшего совета. Председателя Со­вета мы можем определить как коллегиального главу Союза.

Статья 12 указывает на полномочия Высшего совета: «1. Высший совет рассматривает принципиальные вопросы дея­тельности Союза, определяет стратегию, направления и пер­спективы развития интеграции и принимает решения, направ­ленные на реализацию целей Союза.

2. Высший совет осуществляет следующие основные полно­мочия:

1) определяет стратегию, направления и перспективы фор­мирования и развития Союза и принимает решения, направ­ленные на реализацию целей Союза;

2) утверждает состав Коллегии Комиссии, распределяет обязанности между членами Коллегии Комиссии и прекра­щает их полномочия;

3) назначает Председателя Коллегии Комиссии и прини­мает решение о досрочном прекращении его полномочий;

4) назначает по представлению государств-членов судей Суда Союза;

5) утверждает Регламент работы Евразийской экономиче­ской комиссии;

6) утверждает бюджет Союза, Положение о бюджете Евра­зийского экономического союза и отчет об исполнении бюд­жета Союза;

7) определяет размеры (шкалу) долевых взносов государств- членов в бюджет Союза;

8) рассматривает по предложению государства-члена во­просы, касающиеся отмены или изменения решений, приня­тых Межправительственным советом или Комиссией с учетом положений пункта 7 статьи 16;

9) рассматривает по предложению Межправительственно­го совета или Комиссии вопросы, по которым при принятии решения не был достигнут консенсус;

10) обращается с запросами к Суду Союза;

11) утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имуществен­ного характера судей Суда Союза, должностных лиц и сотруд­ников Аппарата Суда Союза, а также членов их семей;

12) определяет порядок принятия в Союз новых членов и прекращения членства в Союзе;

13) принимает решение о предоставлении или об аннули­ровании статуса наблюдателя или статуса государства-канди­дата на вступление в Союз;

14) утверждает Порядок осуществления Евразийским эко­номическим союзом международного сотрудничества;

15) принимает решения о переговорах с третьей стороной от имени Союза, в том числе о заключении с ней международ­ных договоров Союза и наделении правом вести переговоры, а также о выражении согласия Союза на обязательность для него международного договора с третьей стороной, прекра­щении, приостановлении или о выходе из международного договора;

16) утверждает общую штатную численность органов Со­юза, параметры представленности должностных лиц из числа граждан государств-членов в органах Союза, направляемых по представлению государств-членов на конкурсной основе;

17) утверждает порядок оплаты труда членов Коллегии Комиссии, судей Суда Союза, должностных лиц и сотрудников органов Союза;

18) утверждает Положение о внешнем аудите (контроле) в органах Евразийского экономического союза;

19) рассматривает результаты проведенного внешнего ау­дита (контроля) в органах Союза;

20) утверждает символику Союза;

21) дает поручения Межправительственному совету и Ко­миссии;

22) принимает решения о создании вспомогательных орга­нов по соответствующим направлениям;

23) осуществляет иные полномочия, предусмотренные на­стоящим Договором и международными договорами в рамках Союза».

Главный надгосударственный орган ВС по ст. 13 может при­нимать решения и распоряжения: «1. Высший совет принима­ет решения и распоряжения.

2. Решения и распоряжения Высшего совета принимаются консенсусом. Решения Высшего совета, связанные с прекра­щением членства государства-члена в Союзе, принимаются по принципу „консенсус минус голос государства-члена, уве­домившего о своем намерении прекратить свое членство в Со­юзе"».

Фундаментальными являются следующие пункты: ВС опре­деляет стратегию, направления и перспективы формирования и развития Союза и принимает решения, направленные на ре­ализацию целей Союза; утверждает Порядок осуществления Евразийским экономическим союзом международного со­трудничества; принимает решения о переговорах с третьей стороной от имени Союза, в том числе о заключении с ней международных договоров Союза и наделении правом вести переговоры, а также о выражении согласия Союза на обяза­тельность для него международного договора с третьей сторо­ной, прекращении, приостановлении или о выходе из между­народного договора.

Эти положения свидетельствуют о том, что Союз является конфедеративным государством.

Подобно государству, Союз ЕАЭС имеет аппарат, совокуп­ность государственных органов, должностных лиц. В междуна­родном праве рядовая правовая норма как деяние любого орга­на государства рассматривается как деяние самого государства. Союз подобно государству имеет прерогативу осуществлять внешнеполитические и внешнеэкономические отношения. Подобно государству, в Союзе есть коллективный управляю­щий орган, межправительственный совет, комиссия, судебный орган. Для полной государственности Союза ЕАЭС не хватает только Совета министров иностранных дел.

Союз ЕАЭС/Конфедеративное государство проявляет юрисдикцию, имеет право рассматривать и разрешать дела в соответствии с национальным правом участников Союза.

Под юрисдикцией Союза можно понимать сферу отношений, на которые распространяются полномочия Высшего совета. По характеру можно определить разновидности юрисдикции: по принципу власти — законодательную, исполнительную, судебную; по сфере деятельности — национальную, надна­циональную, экстратерриториальную; по объему — полную и ограниченную.

Как нами ранее отмечалось, Союз обладает международной правосубъектностью по образу и подобию государственного образования. Государства являются первичными субъектами международного права как носители суверенитета, в нашем случае в рамках Союза и/или конфедерации у государств-участ- ников объединения выработался «коллективный суверенитет».

Как правосубъектному конфедеративному государству, Со­юзу присущи следующие характеристики: ЕАЭС создаёт нор­мы международного права; ЕАЭС подчиняется непосредствен­ному воздействию международно-экономического права; Союз обладает международными правами и обязанностями; Союз участвует в международных правоотношениях; Союз несет от­ветственность по международному законодательству; наше кон­федеративное государство имеет общий международно-право­вой статус, определенный в целом международным правом, его принципами набор прав и обязанностей, присущих в равной степени всем государствам; особый международно-правовой статус — набор прав и обязанностей, определенный специфи­ческим положением Союза, специальными договорами.

Кроме того, ЕАЭС/Конфедерации переданы суверенные полномочия по экономической функции государства. Эконо­мической функцией обладает любое независимое государство. В этих условиях осуществляется обеспечение функциониро­вания и развитие экономики Евразийского экономического союза соответствующим набором инструментов и методов с учетом интересов Евразийской конфедерации.

Следующим управляющим союзным институтом является Евразийский межправительственный совет (далее — Межпра­вительственный совет). Межправительственному совету отведе­ны статьи 14-17 Договора: «Статья 14. Межправительственный совет. Межправительственный совет является органом Союза, состоящим из глав правительств государств-членов.

Статья 15. Порядок работы Межправительственного сове­та. 1. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе лю­бого из государств-членов или Председателя Межправитель­ственного совета могут созываться внеочередные заседания Межправительственного совета. 2. Заседания Межправитель­ственного совета проводятся под руководством Председателя Межправительственного совета. Председатель Межправи­тельственного совета: ведет заседания Межправительственно­го совета; организует работу Межправительственного совета; осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, пред­ставляемых на рассмотрение Межправительственного совета. В случае досрочного прекращения полномочий Председателя Межправительственного совета новый член Межправитель­ственного совета от председательствующего государства-чле­на осуществляет полномочия Председателя Межправитель­ственного совета в течение оставшегося срока. 3. В заседаниях Межправительственного совета по приглашению Председа­теля Межправительственного совета могут участвовать члены Совета Комиссии, Председатель Коллегии Комиссии и иные приглашенные лица. Список участников и формат заседаний Межправительственного совета определяются Председателем Межправительственного совета по согласованию с членами Межправительственного совета. Повестка дня заседаний Меж­правительственного совета формируется Комиссией на основе предложений государств-членов. Вопрос о присутствии ак­кредитованных представителей средств массовой информа­ции на заседаниях Межправительственного совета решается Председателем Межправительственного совета. 4. Порядок организации проведения заседаний Межправительственно­го совета утверждается Межправительственным советом. 5. Организационное, информационное и материально-техниче­ское обеспечение подготовки и проведения заседаний Меж­правительственного совета осуществляется Комиссией при содействии принимающего государства-члена. Финансовое обеспечение проведения заседаний Межправительственного совета осуществляется за счет средств бюджета Союза.

Статья 16. Полномочия Межправительственного совета. Меж­правительственный совет осуществляет следующие основные полномочия: 1) обеспечивает реализацию и контроль за ис­полнением настоящего Договора, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета; 2) рассматривает по предложению Совета Комиссии вопросы, по которым при принятии решения в Совете Комиссии не достигнут консенсус;

3)   дает поручения Комиссии; 4) представляет Высшему совету кандидатуры членов Совета и членов Коллегии Комиссии; 5) одобряет проекты бюджета Союза, Положения о бюджете Евразийского экономического союза и отчета об исполнении бюджета Союза; 6) утверждает Положение о ревизии финан­сово-хозяйственной деятельности органов Евразийского эко­номического союза, стандарты и методологию ревизий финан­сово-хозяйственной деятельности органов Союза, принимает решения о проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Союза и определяет сроки их проведе­ния; 7) рассматривает по предложению государства-члена во­просы, касающиеся отмены или изменения принятых решений Комиссии, либо, в случае недостижения согласия, вносит их на рассмотрение Высшего совета; 8) принимает решение о при­остановлении действия решений Совета или Коллегии Комис­сии; 9) утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имуществен­ного характера членов Коллегии Комиссии, должностных лиц и сотрудников Комиссии, а также членов их семей; 10) осу­ществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

Статья 17. Решения и распоряжения Межправительственного совета. 1. Межправительственный совет принимает решения и распоряжения. 2. Решения и распоряжения Межправитель­ственного совета принимаются консенсусом».

Функции и полномочия Межправительственного совета подтверждают конфедеративность ЕАЭС. ЕАЭС как конфе­деративное государство имеет основные государственные ор­ганы — Высший совет как руководящий орган, Межправи­тельственный совет как союзное правительство, Высший Суд, блок департаментов Евразийской комиссии. Ранее функции Союзного правительства выполняла Евразийская экономиче­ская комиссия (председатель ЕЭК — своего рода премьер-ми­нистр), являясь главным наднациональным органом Единого экономического пространства и Таможенного союза, после Высшего совета. Все решения Евразийской экономической комиссии Единого экономического пространства принимались на коллегиальной основе. Коллегия Евразийской экономи­ческой комиссии состояла из 9 членов (по 3 Члена Коллегии (Министра) Комиссии от каждой страны-участницы), один из которых является Председателем Коллегии Комиссии (Пре­мьер-министр).

Деятельность ЕЭК структурирована по функциональ­ным направлениям, которые курируют Члены Коллегии (Министры).

Теперь же функциональные полномочия Комиссии Союза ЕАЭС изменены. Согласно ст. 18 «1. Комиссия является посто­янно действующим регулирующим органом Союза. Комиссия состоит из Совета и Коллегии. 2. Комиссия принимает реше­ния, распоряжения и рекомендации. Решения, распоряжения и рекомендации Совета Комиссии принимаются консенсусом.

Решения, распоряжения и рекомендации Коллегии Комиссии принимаются квалифицированным большинством или кон­сенсусом. Высший совет определяет перечень чувствительных вопросов, по которым решения Коллегии Комиссии принима­ются консенсусом. При этом квалифицированное большинство составляет две трети голосов от общего числа членов Коллегии Комиссии. 3. Статус, задачи, состав, функции, полномочия и порядок работы Комиссии определяются согласно прило­жению № 1 к настоящему Договору. 4. Местом пребывания Комиссии является город Москва, Российская Федерация».

В приложении № 1 к Договору о ЕАЭС (Положение о Евра­зийской экономической комиссии) в развернутом виде пред­ставлена сфера деятельности Комиссии: «Основными задачами Комиссии являются... выработка предложений в сфере эконо­мической интеграции в рамках Союза.

2. Комиссия осуществляет свою деятельность на основе сле­дующих принципов: 1. Обеспечение взаимной выгоды, равно­правия и учета национальных интересов государств-членов; 2. Экономическая обоснованность принимаемых решений; 3. Открытость, гласность и объективность;

3. Комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных договором и международными договорами в рамках Союза, в следующих сферах: 1. Таможен­но-тарифное и нетарифное регулирование; 2. Таможенное ре­гулирование; 3. Техническое регулирование; 4. Санитарные, ве­теринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры; 5. Зачисление и распределние ввозных таможенных пошлин; Установление торговых режимов в отношении третьих сторон; 7. Статистика внешней и взаимной торговли; 8. Макроэконо­мическая политика; 9. Конкурентная политика; 10. Промыш­ленные и сельскохозяйственные субсидии; 11. Энергетическая политика; 12. Естественные монополии; 13. Государственные и (или) муниципальные закупки; 14. Взаимная торговля услу­гами и инвестициями; 15. Транспорт и перевозки; 16. Валютная политика; 17. Интеллектуальная собственность; 18. Трудовая миграция; 19. Финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок; рынок ценных бумаг); 20. Иные сферы, определенные договором и международными догово­рами в рамках Союза.

4. Комиссия в пределах своих полномочий обеспечивает реализацию международных договоров в право Союза.

5. Комиссия выполняет функции депозитария междуна­родных договоров в рамках Союза, решений ВС и МС.

6. Комиссия может быть наделена ВС правом подписывать международные договоры по вопросам, входящих в компетен­цию Союза.

7. В целях обеспечения эффективного функционирования Союза, Комиссия вправе создавать консультативные органы для проведения консультации по отельным вопросам, принятие решении по которым относится к компетенции Комиссии.

8. Комиссия имеет право запрашивать у государств-членов позиции по вопросам рассматриваемым Комиссией. Запрос о представлении позиции направляется в правительство го­сударств-членов. Комиссия также имеет право запрашивать у органов исполнительной власти государств-членов, юриди­ческих и физических лиц информацию, необходимую для осуществления Комиссией своих полномочий.

9. Комиссия отвечает за составление бюджета Союза и под­готовку отчета о его исполнении является распорядителем средств бюджетной сметы Комиссии.

10. Комиссия пользуется правами юридического лица.

11. Комиссия состоит из Совета Комиссии и Коллегии Ко­миссии.

12. Совет комиссии вправе образовать структурные под­разделения (далее департаменты комиссии). 13. Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств- членов, распоряжения, имеющие организационно-распоря­дительный характер, и рекомендации, не имеющие обяза­тельного характера. Решения Комиссии входят в право Союза и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов».

Положение о Комиссии (приложение № 1 к Договору о ЕАЭС) состоит из 26 страниц, полностью осветить и пред­ставить которые не представляется возможным из-за лимита формата научной статьи.

Далее для конкретизации исследования считаем нужным остановиться на конкретных вопросах Договора, представ­ляющих интерес для права Евразийского союза и междуна­родного права. В п. 17 приложения № 1 говорится: «Решения Комиссии, ухудшающие положения физических лиц и (или) юридических лиц, обратной силы не имеет». Пункт 18 гласит: «Решения Комиссии, улучшающие положение физических и (или) юридических лиц, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это».

Четко видны оговорки, пункты юридически противоречат друг другу. Возникают сомнения в профессиональной ком­петентности составителей — экспертов Договора. Совершен­но не понятно, каким образом эксперты были привлечены и подключены к обсуждению и принятию окончательного варианта текста Договора. Не имеют ли место сложившиеся на пространстве СНГ практики — «кумовство», «свой», «наш человек»?

Изучая и исследуя положение о Евразийской комиссии, в нескольких пунктах мы нашли не только конфедеративный характер нашего объединения, но и федеративный или харак­тер Союзного государства. Следующие фрагменты показывают федеративность ЕАЭС:

«8. Комиссия имеет право запрашивать у государств-членов позицию по вопросам, рассматриваемым Комиссией. Запрос о представлении позиции направляется в правительство го­сударств-членов. Комиссия также имеет право запрашивать у органов исполнительной власти государств-членов, юриди­ческих и физических лиц информацию, необходимую для осуществления Комиссией своих полномочий».

«13. Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обяза­тельные для государств-членов, распоряжения, имеющие ор­ганизационно-распорядительный характер, и рекомендации, не имеющие обязательного характера. Решения Комиссии входят в право Союза и подлежат непосредственному приме­нению на территориях государств-членов».

Комиссия имеет право запрашивать позиции у государств- членов, а также запрашивать у юридических и физических лиц информацию, видны очертания гражданско-политического Союза.

В этом свете мнение профессора В.М. Шумилова немного совпадает с нашей точкой зрения о том, что: «Логика экономи­ческой интеграции ведет, таким образом, к экономическому федерализму, который предполагает, что создание между го­сударствами единого рынка должно проходить на основе глу­бокой гармонизации всей совокупности условий производства и циркулирования лиц, товаров и услуг»3.

Однако в международной терминологии отсутствует дан­ный термин, не дано определение понятию «экономический федерализм». Отношения между Республикой Татарстан и Ре­спубликой Чечня тоже можно отнести под это определение и/ или под эту категорию.

Также решения Комиссии, имеющие нормативно-правовой характер, обязательны для государств-членов. Исходя из этого, очевидно, что нормативно-правовые акты Союза обладают приоритетом перед национальным (внутригосударственным) правом. Следом идут юридические нестыковки о распоряже­ниях, имеющих организационно-распорядительный харак­тер, и рекомендациях, не имеющих обязательного характера.

Кончается текст словами: «Решения Комиссии входят в право Союза и подлежат непосредственному применению на тер­риториях государств-членов». Содержание влияет на смысл Договора и может быть причиной для противоречий.

Заслуживает внимания п. 56 (приложение № 1, Положение о Комиссии): «Должностные лица и сотрудники комиссии яв­ляются международными служащими. При исполнении своих служебных обязанностей должностные лица и сотрудники Комиссии независимы от государственных органов и долж­ностных лиц государств-членов и не могут запрашивать или получать указания от органов власти или должностных лиц».

Требуется дать ясное определение понятия «Международ­ный служащий» в условиях ЕАЭС.

В юридическом словаре приведено следующее опреде­ление: «Международные служащие — штатные сотрудники международных организаций. При исполнении служебных полномочий независимы от государства своего гражданства и государства размещения штаб-квартиры международной организации»4. Считаем уместным термин «Международный служащий» заменить на «Евразийский функционер/Евразий­ский служащий».

Действенным является то, что должностные лица Союза выступают в личном качестве, а не находятся на службе у госу­дарства своего национального гражданства.

В этой связи предлагаем разработанное Б. К. Азановым определение: «Евразийский функционер/Евразийский слу­жащий - сотрудник надгосударственных органов/союзных институтов Евразийского экономического союза, имеющий гражданство одного из государств — членов ЕАЭС.

В своей функциональной деятельности неподотчетен ни од­ному из государств — членов ЕАЭС, выполняет должностные обязанности во имя развития интеграции, подчинен органам Союза и/или Союзной власти. Обладает иммунитетом и при­вилегиями согласно внутренним международным актам госу­дарств-членов. На него распространяется иммунитет граждан­ской юрисдикции государства пребывания».

Далее в Договоре прописано: «Статья 9. Занятие долж­ностей в структурных подразделениях постояннодействующих органов Союза. Право на занятие должностей в структурных под­разделениях постоянно действующих органов Союза имеют граждане государств-членов, обладающие соответствующим профильным образованием и опытом работы. 2. Должност­ные лица департамента Комиссии не могут быть гражданами одного и того же государства. Отбор кандидатов на занятие указанных должностей производится конкурсной комиссией ЕЭК с учетом принципа равной представленности Сторон. Кандидатуры для участия в конкурсе на занятие указанных должностей представляются членом Совета Комиссии от соот­ветствующей Стороны. 3. Отбор кандидатов на занятие других должностей в департаментах Комиссии осуществляется ЕЭК на конкурсной основе с учетом долевого участия Сторон в фи­нансировании Комиссии. 4. В состав конкурсной комиссии ЕЭК по отбору кандидатов на занятие должностей, указанных в пун­кте 2 настоящей статьи, входят все члены Коллегии Комиссии, за исключением Председателя Коллегии Комиссии. Конкурс­ная комиссия ЕЭК принимает свои решения в виде рекомен­даций большинством голосов и представляет их Председателю Коллегии Комиссии на утверждение. Если Председателем Кол­легии Комиссии в отношении конкретного кандидата прини­мается решение, входящее в противоречие с рекомендацией конкурсной комиссии ЕЭК, вопрос выносится Председателем Коллегии Комиссии на рассмотрение Совета Комиссии для принятия окончательного решения. Положение о конкурсной комиссии ЕЭК (включая правила проведения конкурса), ее состав, а также квалификационные требования к кандидатам на занятие должностей директоров и заместителей директоров департаментов Комиссии утверждаются Советом Комиссии. 5. Порядок отбора кандидатов и назначение на должности в Ап­парате Суда Союза производятся в соответствии с документа­ми, регулирующими деятельность Суда Союза».

«Статья 19. Суд Союза. 1. Суд Союза является постоянно действующим судебным органом Союза. 2. Статус, состав, компетенция, порядок функционирования и формирования Суда Союза определяются Статутом Суда Евразийского эко­номического союза согласно приложению № 2 к настоящему Договору. 3. Местом пребывания Суда Союза является город Минск, Республика Беларусь».

В рамках Евразийского экономического союза важная роль принадлежит Суду Союза. Регламент конфедеративного суда утверждается Высшим советом ЕАЭС/Конфедеративного госу­дарства. В условиях Союзного договора признается обязатель­ная юрисдикция Евразийского суда.

Приводим авторское толкование Б. К. Азанова: Суд ЕАЭС/ Конфедерации уполномочен: регулировать межгосударствен­ные споры экономического и иного характера, аннулировать действие актов и принимаемых решений институтов Союза, обязывать Стороны Союза выполнять взятые обязательства, давать толкование норм евразийского права. Порядок работы конфедеративного Суда регулируется Статутом Суда Евразий­ского экономического союза (приложение № 2 к Договору): «Глава 1. Общие положения. Правовой статус. 1. Суд Евразий­ского экономического союза (далее — Суд) является судебным органом Евразийского экономического союза (далее — Союз), который образуется и действует на постоянной основе в соот­ветствии с Договором о ЕАЭС (далее — Договор) и настоящим Статутом. 2. Целью деятельности Суда является обеспечение в соответствии с положением настоящего статута единообраз­ного применения государствами-членами и органами Союза, международных договоров в рамках Союза, международных договоров Союза с третьей стороной и решений органов Со­юза. 3. Суд пользуется правами юридического лица. 4 Суд ведет свою документацию, имеет печать и бланки со своим наименованием, учреждает свой официальный интернет-сайт и официальный бюллетень». Далее пункты 5-6 см. в приложе­нии к Договору о ЕАЭС.

«Глава II. Состав Суда. 7. В состав Суда входят по два судьи с каждого государства-члена. 8. Срок полномочии Судьи — девять лет.

10.    Судьи назначаются на должность Высшим Евразийским экономическим советом по представлению государств-чле­нов. Судья при вступлении в должность приносит присягу. 11. Судьи освобождаются от должности Высшим Евразийским экономическим советом». Далее см. приложение к Договору о ЕАЭС № 2, пункты 12-21.

«Глава III. Аппарат Суда. 22. Деятельность Суда обеспечивает аппарат Суда. 23. В структуру аппарата Суда входят секретари­аты судей и секретариат Суда. 24. Секретариат судьи состоит из советника судьи и помощника судьи». Далее см. приложе­ние № 2, пункты 25-38.

Заметим что в п. 35 указано что «Секретариат Суда фор­мируется на конкурсной основе с учетом долевого участия государств-членов в бюджете Союза из числа граждан госу­дарств-членов».

Этот пункт будет действовать, скорее всего, при расши­рении конфедеративного объединения за счет Республики Кыргызстан и Республики Таджикистан, учитывая низкие экономические показатели кыргызстанской и таджикистан- ской экономик. С учетом возможных долевых взносов наибо­лее слабых государств (Кыргызстан, Таджикистан) принцип одна страна один голос/консенсуса здесь не уместен. При этом равные права закреплены п. 27 «Руководство Секретариата Суда и его заместители не могут являться гражданами одного и того же государства».

Особым является п. 28, где указывается: «Трудовые право­отношения регулируются Договором, принимаемыми между­народными договорами в рамках Союза и законодательством государств пребывания Суда».

Этот пункт порождает правовой конфликт между нацио­нальным законодательством Республики Беларусь и правом Евразийского экономического союза.

Здесь допущено юридическое правонарушение, националь­ное законодательство страны-участницы не может распростра­няться на институты Союза.

Участвуя в интеграционном объединении, Республи­ка Беларусь (РБ) сегодня получила колоссальные «дивиден­ды» — безвозмездную экономическую помощь и финансовые пожертвования со стороны Союзных государств через стаби­лизационный фонд Евразийского сообщества, где основными донорами являются российские и казахские союзники. Не­обходимо отдать дань руководству страны, которая крепко защищает свой национально-государственный суверенитет, в этом плане Александр Григорьевич является сильным на­циональным лидером, который поставил белорусский язык в приоритет над русским, тогда когда русский язык закреплен в белорусской конституции как второй государственный (ст. 17 Конституции Беларуси: «Государственными языками в Респу­блике Беларусь являются белорусский и русский языки»5). Со­гласно Конституции два языка должны быть равнозначными, властями должно обеспечиваться свободное функционирова­ние русского языка. Применение русского языка постепенно сужается (официальные бланки, указатели с названиями улиц приводятся исключительно на белорусском языке). Но здесь область применения языка определяется суверенным правом белорусского государства и народа. Мы не вправе упрекать в этом белорусские власти.

Из послания А. Г. Лукашенко белорусскому народу и На­циональному собранию: «Сегодня появились еще более уди­вительные рассуждения о том, что у нас, мол, где-то якобы начинают зажимать не то русских, не то русский язык. Ко­нечно, большую глупость не придумаешь. Ну а притеснения русских... Как у нас тут некоторые подкидывают идею... Я про­сто даже и рассуждать на эту тему не хочу. Потому что если говорить о притеснении русских, то, наверное, русские в Бела­руси сами себя притесняют. Я поручаю правоохранительным органам, Комитету госбезопасности немедленно пресекать подобные разговоры, от кого бы они ни исходили»6.

«Проблема притеснения русских и русскоязычных в Бе­лоруссии создаётся провокаторами, деятельностью которых займётся КГБ».

Ответы на вопросы членов палаты глава государства Лу­кашенко начал с «русского вопроса», отметив: «Да, нас пуга­ют — я не зря начал свое вступление с того, чего начал». «Нас пугают: завтра Путин придёт, захватит. Ещё раз повторяю: откуда бы кто-то ни пришел, мы будем за свою страну сра­жаться. А в ответ некоторым говорю: если сюда придёт Путин, то неизвестно, на чьей стороне будут воевать русские. Поэтому не надо нас пугать Путиным, Россией, и прочее. Здесь нет про­блем у России. Нет! Есть отморозки, и в России — тем более, на этой волне». «Вон, где-то у Косинца там, не хочу называть фамилию, уже не помню, какой-то деятель начал заявлять, что у нас, видите ли, ущемляют русский язык — „ура, ура, Крым, там Россия" и прочее. Я сожалею, что его ещё до сих пор не вы­кинули оттуда. Вы понимаете? Это провокаторы. Они создают почву для противоречий в нашей стране. У нас нацменов мало.

Немного, но они есть. Вот этого всего наслушавшись, увидев, они завтра начнут, ну, минимум, мордобоем заниматься, пока я не ввяжусь в это. Это нам надо? Это нам не надо. Поэтому это провокаторы. Сегодня говорить о том, что мы русский язык там как-то унижаем». «Если кто-то хочет его забрать и размахивать, как флагом — не получится, мы свой язык никому не отдадим. Но мы богаче русских людей в этом плане, потому что у нас есть и белорусский язык, которого Россия не знает, россияне. И сегодня говорить о том, что у нас на дорогах появились на­звания на „беларускай мове" — так они всегда были! И что тут плохого? Это наш родной язык! И мы должны его знать. Я, знаете, иногда думаю, когда меня упрекают, что мы бело­русскому языку мало внимания уделяем, мне как-то не по себе становится, потому что в этом какая-то соль есть. Уж слиш­ком, видимо, мы осторожно поддерживаем белорусский язык. Но упрекнуть меня в том, что мы русский язык не уважаем или унижаем — это сродни преступлению! Поэтому я поставил задачу Комитету госбезопасности: к таким людям подходить как к диверсантам! Это слышит весь дипломатический корпус и наш посол, наш друг Сан Саныч (присутствующий в зале ППНС посол РФ в Белоруссии Александр Суриков, — прим. ИА REGNUM). Это моя позиция! Я её занимаю», — подчеркнул Лукашенко. Он сообщил также: «Я никогда не буду туалетной бумагой»7.

Цитируем информационное агентство «Регнум»: «Вероят­но, Лукашенко вспомнил об одном из чиновников районной администрации города Витебска Андрее Геращенко, которого уволили после заявлений о том, что Россия и Белоруссия — братские страны, однако в Белоруссии активно себя проявляют русофобы. Возглавлявший облисполком генерал-майор Алек­сандр Косинец не отреагировал на скандальное увольнение Геращенко, а глава пропрезидентского писательского союза Николай Чергинец заявил, что с такими, как Геращенко, со­стоящим в писательском союзе, „мы будем расправляться". 12 июня 2013 года, в День России, власти Белоруссии ликви­дировали старейшую и крупнейшую организацию россий­ских соотечественников — Минское общество русской куль­туры „Русь". Сотрудники МИД РФ не посчитали нужным предоставить юридическую или иную помощь МОРК „Русь". На протяжении 2013 года активисты минского культурно-про­светительского общественного объединения „Русский мир" предпринимали четыре попытки получить госрегистрацию, после чего подали в Мингорсуд жалобу на действия регистри­рующего органа — главного управления юстиции Мингори- сполкома. Мингорсуд 24 декабря отказал„Русскому миру" в удовлетворении жалобы и возможности легальной деятель­ности. Одним из заметных событий в политической жизни Белоруссии в 2013 году стал первый приговор за использование русского языка»8. «В 2013 году знаковым событием для юри­дической практики постсоветской Белоруссии стал первый приговор за использование русского языка: 3 сентября Суд Фрунзенского района г. Минска приговорил директора мин­ского ЖЭС-48 к штрафу за ответ на обращение гражданина на русском языке. Кроме того, в День России, 12 июня, Мингор- суд решил ликвидировать старейшую и одну из крупнейших организаций российских соотечественников в Белоруссии, дей­ствовавшую с 1992 года — Минское общество русской культуры „Русь"».

К примеру, в Казахстане русский язык имеет статус офи­циального, но не государственного, при всем при этом вся документация (в том числе фирменные бланки частных и госу­дарственных организации строго двуязычны), печати делопро­изводство ведется на русском и казахском языках, правитель­ственные заседания ведутся в основном на русском языке, при том что в парламенте лиц казахской национальности большин­ство. Согласно данным Агентства республики Казахстан по ста­тистике, по результатом переписи населения в 2009 г. данные таковы: казахов 63,1% / 10 096 763 чел., этнических россиян, имеющих казахское гражданство — 23,7% / 3 793 764 из всего населения 16 009 597, сейчас общее население на 01.08.201417 млн 309 чел. По данным независимых демографов сейчас в процентом соотношении казахская нация составляет 76%.

Де-факто русский язык является государственным языком Республики Казахстана. Школы с русским языком имеют ста­тус государственных, также определены статусы русских театров как государственных. Русский язык является обязательным для выпускников школ. Высшие учебные заведения двуязычны. Со­гласно Конституции Казахстана в Республике Казахстан государ­ственным является казахский язык. В государственных организа­циях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык (ст. 7)11. Если дать юри­дическую оценку и сугубо правовое толкование, то только в госу­дарственных органах Республики Казахстан допускается исполь­зование русского языка. Фактически сфера функционирования русского языка очень широкая. Когда мы бываем с научными командировками в Казахстане, даже удивляемся, когда нам кол­леги из Казахстана говорят, что без знания русского языка человек не может устроиться на работу. Многие наши соотечественники подчеркивают, что когда посещают Казахстан, появляется ощу­щение, что они попадают не в независимое государство, а в субъ­ект Российской Федерации. Хотя Казахстан является социально ориентированным, технологически и инновационно развитым государством, с действенным государственным аппаратом управ­ления и авторитетным национальным лидером.

Это дает нам веские основания говорить о необходимости скорейшего перехода к политическому Союзу с Россией без об­разования единого федеративного государства. Если в Минске властями Беларуси закрыта единственная русская организация «Русь», то в Казахской Республике в свободном режиме функ­ционирует и финансируется органами государственной власти больше 20 русских организаций/общин — Ассоциация русских, славянских и казачьих общественных объединений в Казахстане, Казахстанское республиканское славянское движение «Лад», Русская община Казахстана, Региональное общественное объ­единение «Союз казаков Степного края», Семиреченская казачья община, Казахстанская ассоциация учителей русских школ, Рус­ский национально-культурный центр, Акмолинское областное культурно-просветительское общество «Лад», Ассоциация сла­вянской культуры «Славия», Русское землячество г. Актау Ман- гистауской области, Общество славянской культуры «Истоки», Русский культурный центр г. Караганды, «Правовое развитие Казахстана», Образовательный фонд «Светоч», Ассоциация дви­жения социальной и правовой защиты пенсионеров «Поколе­ние», Фонд «Новые образовательные технологии», Независимое информационно-аналитичесое Агентство «ПолиТон», Междуна­родный православный благотворительный фонд «Веди», Право­славное благотворительное общество развития образования и культуры в Республике Казахстан «СВЕТОЧ» и др.

Выходит так, что нашими исконными и истинными союз­никами является Казахстан и народ Казахстана.

Важной представляется глава IV «Компетенция Суда».

«39. Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза:

1) по заявлению государства-члена: о соответствии между­народного договора в рамках Союза или его отдельных поло­жений Договору; о соблюдении другим государством-членом (другими государствами-членами) Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, а также отдельных положений, указанных в международном договоре и (или) решений; о соответствии решения Комиссии или его отдельных положений Договору, международным договором в рамках Союза и (или) решениям органов Союза; об оспаривании действия (бездействия) Комиссии.

2) по заявлению хозяйствующего субъекта: о соответствии решения Комиссии или его отдельных положений, непосред­ственно затрагивающих права и законные интересы хозяй­ствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Договору и (или) международ­ным договорам в рамках Союза, если такое решение или его от­дельные положения повлекли нарушение предоставленных До­говором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта; об оспа­ривании действия (бездействия) Комиссии непосредственно затрагивающего права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если такое действие (бездействие) повлекло на­рушение предоставленных Договором и (или) международ­ными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта». Далее пункты 40, 41. см. приложе­ние № 2 к договору.

«42. В компетенцию Суда не входит наделение органов Сою­за дополнительной компетенцией помимо той, которая прямо предусмотрена Договором и (или) международными договора­ми в рамках Союза». Очевидное, не нуждается в обосновании.

«43. Спор не принимается к рассмотрению Судом без пред­варительного обращения заявителя к государству-члену или Комиссии для урегулирования вопроса в досудебном порядке путем консультаций, переговоров или иными способами, пред­усмотренными Договором и международными договорами в рамках Союза, за исключением случаев, прямо предусмо­тренных Договором».

«46. Суд по заявлению государства-члена или органа Союза осуществляет разъяснение положений Договора, междуна­родных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, а также по заявлению сотрудников и должностных лиц органов Союза и Суда положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, связанных с трудо­выми правоотношениями (далее — разъяснение).

47. Осуществление Судом разъяснения означает предостав­ление консультативного заключения и не лишает государства- члены права на совместное толкование ими международных договоров.

48. Суд осуществляет разъяснение положений междуна­родного договора Союза с третьей стороной, если это предус­мотрено таким международным договором». Далее см. п. 49.

«50. Суд при осуществлении правосудия применяет:

1) общепризнанные принципы и нормы международного права; 2) Договор, международные договоры в рамках Союза и иные международные договоры, участниками которых явля­ются государство Сторона спора; 3) решения и распоряжения органов Союза; 4) международный обычай как доказатель­ство всеобщей практики признанной в качестве правовой нормы.

51. Положения Договора, международных договоров в рам­ках Союза и международных договоров Союза с третьей сто­роной, касающиеся разрешения споров, разъяснения и толко­вания, применяются в части, не противоречащей настоящему Статуту».

Глава V. Судопроизводство. Раздел I. 51. Судопроизводство по делам о разрешения споров. Порядок рассмотрения дел о разрешении споров в Суде Регламентом. 53. Суд осущест­вляет судопроизводство на основе следующих принципов: не­зависимость судей; гласность разбирательства; публичность; равенство сторон спора; состязательность; коллегиальность. Пункты 54-67 см. приложение к Договору о ЕАЭС. Раздел 3. Состав Судей.

Конфедеративному Евразийскому суду принадлежит осо­бая важная роль в системе судебного контроля над законностью актов государств-членов и в реализации процесса проникнове­ния евразийской юриспруденции в правовой порядок суверен­ных государств участников Союза. Евразийские судьи свободны в выборе методов толкования. Евразийский суд уполномочен официально констатировать нарушение Стороной законода­тельства Евразийской конфедерации/ЕАЭС. Однако же здесь полномочия Союзного Суда ограничиваются, Суд не обладает компетенцией интерпретировать национальное законодатель­ство Сторон, не способен объявлять национальный закон не­действующим и отменить его. Конфедеративный Суд ЕАЭС действует в соответствии с международным правом и законо­дательством Евразийской конфедерации. При этом функции Евразийского суда имеют природу действия, права ЕАЭС об­ладают существенным политическим характером и форми­руют правовую систему Евразийской конфедерации/ЕАЭС. Работа Евразийского суда и его нормотворческая деятельность занимает главное место в институциональной системе евра­зийского права. Наше конфедеративное государство/ЕАЭС должно иметь собственные средства для достижения целей Союза и финансовой независимости от возможных политико­экономических казусов. В этой связи образование бюджета ЕАЭС весьма своевременно.

Раздел IV. Бюджет Союза. Статья 20. Бюджет Союза: «1. Фи­нансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, формируемого в порядке, определенном Положением о бюджете Евразийского эконо­мического союза. Бюджет Союза на очередной финансовый год формируется в российских рублях за счет долевых взно­сов государств-членов. Размеры (шкала) долевых взносов го­сударств-членов в бюджет Союза устанавливаются Высшим советом. Бюджет Союза должен быть сбалансирован в доходах и расходах. Финансовый год начинается 1 января и заканчи­вается 31 декабря. 2. Бюджет Союза и Положение о бюджете Евразийского экономического союза утверждаются Высшим советом. Внесение изменений в бюджет Союза и в Положение о бюджете Евразийского экономического союза осуществляет­ся Высшим советом».

Полагаем что Бюджет Евразийского экономического союза необходим и призван обеспечивать финансирование всевоз­можных программ и проектов для развития Союза, функци­онирования объединения, включая расходы на содержание Союзных институтов Евразийской конфедерации/ЕАЭС. «Бюд­жет Союза на очередной финансовый год формируется в рос­сийских рублях за счет долевых взносов государств-членов».

Исходя из этого, выходит, что Стороны — национальные государства не возражают против использования государствен­ной денежной единицы Российской Федерации в качестве Еди­ной валюты Союза. Де-юре и де-факто Союзный бюджет сфор­мирован из российского рубля. Бюджет, равно как и экономика ЕАЭС, равны российскому рублю. В этой связи стоит вопрос о введении новой единой валюты ЕАЭС.

Уже становится понятным, что максимальные взносы в бюд­жет Союза будут со стороны казахских и российских партнеров по Союзу. При этом нисколько не умаляем вклад в интеграцию нашего союзника Беларуси и ее народа. Финансовая доля кыр- гызстанских и таджикистанских участников примерно ясна. На основании последних данных пока первой страной-соис- кателем на присуждение статуса участника является Республи­ка Армения. Думаем, что присутствие в нашем объединении армянских коллег не окажет негативного влияния на развитие ЕАЭС/Евразийской конфедерации.

Бюджетная политика является критически важнейной со­ставляющей Союза, участники должны создать все предпосыл­ки и максимально благоприятные условия для развития этого института. Следующая часть представляет особый интерес для правого анализа.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика