Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проблемные вопросы оснований применения международных договоров арбитражными судами Российской Федерации
Научные статьи
05.11.14 13:53
Оглавление
Проблемные вопросы оснований применения международных договоров арбитражными судами Российской Федерации
Международный договор
Арбитражные суды
Все страницы


Проблемные вопросы оснований применения международных договоров арбитражными судами Российской Федерации



В соответствии со ст. 118 Конституции Российской Феде­рации и п. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Таким образом, арбитражное судопроизводство (как разновидность гражданского судопроизводства) является одним из видов осу­ществления судебной власти в Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе» судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению право­судия присяжных, народных и арбитражных заседателей.

В ст. 4 Проекта статей «Ответственность государств за меж­дународно-противоправные деяния», принятого резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 56/589 от 12.12.2001 г., предус­мотрено, что поведение любого органа государства должно рассматриваться как деяние этого государства в соответствии с международным правом независимо от того, осуществляет этот орган законодательные, исполнительные, судебные или любые иные функции, независимо от положения, занимаемого им в организации государства, и независимо от его характера как органа центральной власти или административно-терри­ториального деления государства (п. 1).

Реализуя от имени государства властную функцию, арби­тражные суды становятся правообязанными по соблюдению включенных в установленном порядке в правовую систему России общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе содержащихся в международных договорах. Такая правовая обязанность обусловлена комплексом международных и внутригосударственных правовых оснований для применения соответствующих норм.

В самом обобщенном виде данный комплекс оснований можно представить следующим образом. Правовые основа­ния международного характера: общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, международные обычаи и решения Европейского суда по пра­вам человека. К правовым основаниям национального харак­тера отнесем основные принципа права, конституционные положения, нормы остальных источников российского права в их иерархической последовательности и руководящие разъ­яснения высших судебных инстанций.

Российская Федерация является участницей огромного ко­личества международных договоров различного качества — двухсторонних, многосторонних, регулирующих самые раз­нообразные области интересов. В такой ситуации невозможно преувеличить особую значимость обеспечения надлежащего исполнения нашим государством своих международно-право­вых договорных обязательств.

Рост взаимозависимости государств и народов и обуслов­ленная этим потребность в расширении сферы и повышении интенсивности взаимодействия международного и националь­ного права побуждают государства использовать правовые методы и формы, облегчающие и упрощающие сам механизм этого взаимодействия. При этом сохраняется сам принцип вза­имодействия, объективно обусловленный самостоятельностью системы международного и системы национального права.

Однако существуют обстоятельства, значительно усложняю­щие как сам процесс применения норм международных дого­воров Российской Федерации, так и доктринальные изыскания по поводу обеспечения российских судов четкими рекоменда­циями и надлежащей «помощью» при отправлении право­судия в контексте регулирования международных договоров. (Автором не отрицается независимость судей при отправлении правосудия, термин «помощь» здесь употреблен в значении обеспечения аппарата суда должными средствами отыскания текста действующего международного договора, его адекват­ного комментария, обобщения общепризнанной практики, получения квалифицированного заключения по спорному вопросу в отношении подлежащего применению междуна­родного договора и пр.)

Общим для предлагаемых далее проблемных вопросов представляется объективное основание их возникновения — базовые, фундаментальные различия международной и рос­сийской национальной правовых систем.

Начнем с проблемы различия в понимании видов междуна­родных договоров, суть которой состоит в следующем.

Как известно, механизм согласования, увязки междуна­родного и национального права базируется на принципе, что государство обеспечивает выполнение международного до­говора всеми находящимися в его распоряжении властны­ми действиями в соответствии с конституционными и иными предписаниями.

Действующее международное право по-разному класси­фицирует международные договоры: по количественному составу — двусторонние и многосторонние; по объекту — политические, экономические, социальные и др., по субъек­там — межгосударственные и договоры, заключенные между государствами и международными организациями или между международными организациями. Возможны и иные класси­фикации. Однако отсутствует в международном праве класси­фикация международных договоров по органу, действующему от имени государства при его заключении. И такое положение вещей вполне оправданно, поскольку государство как суве­ренное образование свободно в определении своих органов, уполномоченных от его имени выступать в международных сношениях, в том числе и в определении внутригосударствен­ных процедур по приведению в исполнение международного договора. Если возможна такая аналогия, то государство на пу­бличной международной арене выступает как юридическое лицо в частных правоотношениях, то есть единое образова­ние, обладающее собственной волей, олицетворенное в своих органах.

Между тем, согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О меж­дународных договорах Российской Федерации»6 международ­ные договоры России заключаются на трех уровнях: от имени РФ (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных органи­заций (договоры межведомственного характера).

На основании этого в юридической науке устоялось мнение о том, что «в российскую правовую систему входят три типа международных договоров». Автор означенного утверждения, конечно, в последующем указывает, что эти три типа между­народных договоров «в широком смысле все являются межго­сударственными договорами, т.е. международными договора­ми государства как субъекта международного права, которое и несет ответственность за их выполнение». Несмотря на это, действующее российское законодательство предлагает именно такую классификацию международных договоров Российской Федерации и соответствующие данной классификации юриди­ческие последствия (юридическая сила договора, порядок его введения в правовую систему и исполнения, взаимодействия его норм с нормами национального права).

Однако такая классификация, как мы отметили выше, от­сутствует в международном праве, которое является той право­вой системой, которая устанавливает руководящие основы функционирования данного источника норм права.

Как справедливо подчеркивает Б. Л. Зимненко, «междуна­родное право исходит из того, что международный договор может быть заключен исключительно субъектом междуна­родного права. Ни правительство, ни тем более министерство, ведомство, иной государственный орган и/или орган государ­ственной власти не имеют право заключать международные до­говоры от своего имени. В связи с этим приведенная в ст. 3 Фе­дерального закона «О международных договорах Российской Федерации» «классификация международных договоров в за­висимости от того, кем был заключен договор, и, как следствие, наименование договора соответственно межгосударственным, межправительственным или договором межведомственного ха­рактера является алогичной, не вполне соответствующей обще­признанным нормам международного права, действующим в сфере права международных договоров». При этом автор отмечает, что означенный «Закон мог бы указать перечень лиц, государственных органов, имеющих возможность участвовать в заключении международных договоров от имени Россий­ской Федерации, не подразделяя международные договоры на межгосударственные, межправительственные, договоры межведомственного характера».





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика