Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проблемные вопросы оснований применения международных договоров арбитражными судами Российской Федерации
Научные статьи
05.11.14 13:53
Оглавление
Проблемные вопросы оснований применения международных договоров арбитражными судами Российской Федерации
Международный договор
Арбитражные суды
Все страницы


Проблемные вопросы оснований применения международных договоров арбитражными судами Российской Федерации



В соответствии со ст. 118 Конституции Российской Феде­рации и п. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Таким образом, арбитражное судопроизводство (как разновидность гражданского судопроизводства) является одним из видов осу­ществления судебной власти в Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе» судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению право­судия присяжных, народных и арбитражных заседателей.

В ст. 4 Проекта статей «Ответственность государств за меж­дународно-противоправные деяния», принятого резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 56/589 от 12.12.2001 г., предус­мотрено, что поведение любого органа государства должно рассматриваться как деяние этого государства в соответствии с международным правом независимо от того, осуществляет этот орган законодательные, исполнительные, судебные или любые иные функции, независимо от положения, занимаемого им в организации государства, и независимо от его характера как органа центральной власти или административно-терри­ториального деления государства (п. 1).

Реализуя от имени государства властную функцию, арби­тражные суды становятся правообязанными по соблюдению включенных в установленном порядке в правовую систему России общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе содержащихся в международных договорах. Такая правовая обязанность обусловлена комплексом международных и внутригосударственных правовых оснований для применения соответствующих норм.

В самом обобщенном виде данный комплекс оснований можно представить следующим образом. Правовые основа­ния международного характера: общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, международные обычаи и решения Европейского суда по пра­вам человека. К правовым основаниям национального харак­тера отнесем основные принципа права, конституционные положения, нормы остальных источников российского права в их иерархической последовательности и руководящие разъ­яснения высших судебных инстанций.

Российская Федерация является участницей огромного ко­личества международных договоров различного качества — двухсторонних, многосторонних, регулирующих самые раз­нообразные области интересов. В такой ситуации невозможно преувеличить особую значимость обеспечения надлежащего исполнения нашим государством своих международно-право­вых договорных обязательств.

Рост взаимозависимости государств и народов и обуслов­ленная этим потребность в расширении сферы и повышении интенсивности взаимодействия международного и националь­ного права побуждают государства использовать правовые методы и формы, облегчающие и упрощающие сам механизм этого взаимодействия. При этом сохраняется сам принцип вза­имодействия, объективно обусловленный самостоятельностью системы международного и системы национального права.

Однако существуют обстоятельства, значительно усложняю­щие как сам процесс применения норм международных дого­воров Российской Федерации, так и доктринальные изыскания по поводу обеспечения российских судов четкими рекоменда­циями и надлежащей «помощью» при отправлении право­судия в контексте регулирования международных договоров. (Автором не отрицается независимость судей при отправлении правосудия, термин «помощь» здесь употреблен в значении обеспечения аппарата суда должными средствами отыскания текста действующего международного договора, его адекват­ного комментария, обобщения общепризнанной практики, получения квалифицированного заключения по спорному вопросу в отношении подлежащего применению междуна­родного договора и пр.)

Общим для предлагаемых далее проблемных вопросов представляется объективное основание их возникновения — базовые, фундаментальные различия международной и рос­сийской национальной правовых систем.

Начнем с проблемы различия в понимании видов междуна­родных договоров, суть которой состоит в следующем.

Как известно, механизм согласования, увязки междуна­родного и национального права базируется на принципе, что государство обеспечивает выполнение международного до­говора всеми находящимися в его распоряжении властны­ми действиями в соответствии с конституционными и иными предписаниями.

Действующее международное право по-разному класси­фицирует международные договоры: по количественному составу — двусторонние и многосторонние; по объекту — политические, экономические, социальные и др., по субъек­там — межгосударственные и договоры, заключенные между государствами и международными организациями или между международными организациями. Возможны и иные класси­фикации. Однако отсутствует в международном праве класси­фикация международных договоров по органу, действующему от имени государства при его заключении. И такое положение вещей вполне оправданно, поскольку государство как суве­ренное образование свободно в определении своих органов, уполномоченных от его имени выступать в международных сношениях, в том числе и в определении внутригосударствен­ных процедур по приведению в исполнение международного договора. Если возможна такая аналогия, то государство на пу­бличной международной арене выступает как юридическое лицо в частных правоотношениях, то есть единое образова­ние, обладающее собственной волей, олицетворенное в своих органах.

Между тем, согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О меж­дународных договорах Российской Федерации»6 международ­ные договоры России заключаются на трех уровнях: от имени РФ (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных органи­заций (договоры межведомственного характера).

На основании этого в юридической науке устоялось мнение о том, что «в российскую правовую систему входят три типа международных договоров». Автор означенного утверждения, конечно, в последующем указывает, что эти три типа между­народных договоров «в широком смысле все являются межго­сударственными договорами, т.е. международными договора­ми государства как субъекта международного права, которое и несет ответственность за их выполнение». Несмотря на это, действующее российское законодательство предлагает именно такую классификацию международных договоров Российской Федерации и соответствующие данной классификации юриди­ческие последствия (юридическая сила договора, порядок его введения в правовую систему и исполнения, взаимодействия его норм с нормами национального права).

Однако такая классификация, как мы отметили выше, от­сутствует в международном праве, которое является той право­вой системой, которая устанавливает руководящие основы функционирования данного источника норм права.

Как справедливо подчеркивает Б. Л. Зимненко, «междуна­родное право исходит из того, что международный договор может быть заключен исключительно субъектом междуна­родного права. Ни правительство, ни тем более министерство, ведомство, иной государственный орган и/или орган государ­ственной власти не имеют право заключать международные до­говоры от своего имени. В связи с этим приведенная в ст. 3 Фе­дерального закона «О международных договорах Российской Федерации» «классификация международных договоров в за­висимости от того, кем был заключен договор, и, как следствие, наименование договора соответственно межгосударственным, межправительственным или договором межведомственного ха­рактера является алогичной, не вполне соответствующей обще­признанным нормам международного права, действующим в сфере права международных договоров». При этом автор отмечает, что означенный «Закон мог бы указать перечень лиц, государственных органов, имеющих возможность участвовать в заключении международных договоров от имени Россий­ской Федерации, не подразделяя международные договоры на межгосударственные, межправительственные, договоры межведомственного характера».





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика