Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проблемные вопросы оснований применения международных договоров арбитражными судами Российской Федерации - Международный договор
Научные статьи
05.11.14 13:53
Оглавление
Проблемные вопросы оснований применения международных договоров арбитражными судами Российской Федерации
Международный договор
Арбитражные суды
Все страницы









    Такое предположение ученого в целом оправданно и за­кономерно. Даже принимая во внимание предоставленную международным правом каждому государству свободу в опре­делении порядка и способов обеспечения исполнения между­народных договорных обязательств, следует понимать, что международные договоры являются источниками международ­ного права и их характеристики, предполагающие, в том чис­ле, классификацию, определяются именно в международной правовой системе. Внутригосударственная правовая система должна воспринимать и применять данные источники права в итоговом сформированном варианте и не должна вмешивать­ся в их качественные характеристики.

Вместе с тем, очевидно, что государство выступает как субъ­ект права через свои органы и должностных лиц.

Система и структура органов и должностных лиц государ­ства построена таким образом, что каждое звено специали­зируется и, соответственно, отвечает за определенный круг вопросов. Такая организация оптимально обеспечивает рацио­нальное законотворчество, правореализацию и иные правовые и неправовые процессы в правовой системе.

Международные договоры с течением времени охватывают все больший спектр вопросов и областей деятельности субъек­тов как международного, так и национального права, в связи с чем участие каждого государства в создании международных договорных норм и придании им юридической силы (то есть в процессе заключения международных договоров) законо­мерно должно обеспечиваться через специализированные ор­ганы.

Предполагаем, что именно о такой специализации гово­рит профессор Б. Л. Зимненко, предлагая отразить ее в законе о международных договорах Российской Федерации. Это в пол­ной мере будет соответствовать принципу добросовестного ис­полнения государством своих обязательств. Узкоспециальный орган или должностное лицо обладает всей полнотой инфор­мации о состоянии дел в предполагаемой для урегулирования международным договором области.

Придание особого статуса или нивелирование регули­рующего эффекта международного договора в зависимости от уровня принятия решения о его обязательности для госу­дарства является совершенно необоснованным.

В таком случае, дабы избежать возможного неисполнения международных договорных обязательств, в национальном законодательстве можно также закрепить правило о том, что согласие на обязательность всех международных договоров дает высшее должностное лицо государства, в то время как на стадии согласования положений договоров принимают участие специализированные органы и должностные лица.

В числе рассматриваемых проблемных вопросов необходи­мо выделить также проблему официального опубликования международных договоров Российской Федерации, которая состоит в следующем.

Современная доктрина исходит их того, что международ­ные договоры, в которых участвует Российская Федерация, действуют при соблюдении определенных условий: при вы­раженном в определенном порядке согласии Российской Фе­дерации на обязательность для нее международного договора, самоисполнимости положений данного договора, а также если международный договор официально опубликован.

Требование опубликования, обнародования договоров вы­текает из одного из важнейших принципов права, признанных цивилизованными нациями, в соответствии с которым субъ­ект права обязан соблюдать лишь те нормы права, которые опубликованы в общедоступной форме. «Закон не обязывает, если он не опубликован» (non obligat lex nisipromulgata). Коль скоро договор является непосредственно применимым, то он подлежит опубликованию так же, как и закон. В противном случае суд не вправе его применять.

При этом профессор Л. Н. Галенская совершенно обосно­ванно констатирует, «что договор, о наличии которого не до­ведено до сведения непосредственных исполнителей, не может быть ими исполнен, а это означает, что неисполнение конкрет­ными лицами международного договора автоматически влечет нарушение этого договора со стороны государства. Из этого следует, что опубликование договора является одним из усло­вий его добросовестного выполнения, но само по себе не влияет на его действительность».

Отметим, что проблема официального опубликования международных договоров Российской Федерации не нова в науке, но практика применения норм международных до­говоров свидетельствует о том, что, несмотря на имевшиеся теоретические разработки, данная проблема для российских судей остается актуальной.

    С. Ю. Марочкин до изменений законодательства по дан­ному вопросу в 2012 г. обращал внимание на имевшиеся здесь существенные противоречия — на тот момент было предус­мотрено два момента: международные договоры публикуются одновременно с законом о ратификации, а также опубликова­нию подлежат вступившие в силу международные договоры. «На самом деле, — подчеркивает автор, — это не происходит ни в первый, ни во второй обозначенные моменты. Закон о ра­тификации конкретного договора в «Собрании законодатель­ства РФ» сопровождается пояснением — текст договора будет опубликован после вступления его в силу для РФ. Реально же он появляется много времени спустя даже после вступления в силу, несмотря на то, что договор уже действует и порождает юридические последствия».

Это хорошо, если начало действия договора согласовано сторонами в зависимости от вступления его в силу; в таком случае, установив обстоятельство невступления в силу догово­ра, суд может его не применять, но если договор не содержит такой ссылки, то в период его действия он может быть приме­нен, несмотря на отсутствие его публикации — но это прямое нарушение российского основного закона и общепризнанных принципов международного права.

Также, по мнению С. Ю. Марочкина, в ряде источников официального опубликования текстов международных до­говоров «следовало указать и «Российскую газету» как офи­циальный источник опубликования, в которой (а также в Ве­домственном приложении к ней) публикуются некоторые договоры, в том числе затрагивающие права человека, что не­посредственно важно для судов».

На сегодняшний день в законодательстве России принцип о том, что договор не может быть применен внутри страны, пока он не опубликован, сохранен и, более того, поднят на кон­ституционный уровень. Однако Конституция Российской Феде­рации не содержит формального требования опубликования международных договоров, за исключением косвенного требо­вания, выраженного в ч. 3 ст. 15: любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опублико­ваны официально для всеобщего сведения.

Общепринято считать, что данное конституционное поло­жение в полной мере распространяется и на международные договоры.

Конституцию Российской Федерации очень значимо до­полняет Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации», который напрямую связывает не­посредственное действие международных договоров с необ­ходимостью опубликования. Данный Закон в п. 3 ст. 5 уста­навливает, что положения официально опубликованных международных договоров в РФ, не требующие издания вну­тригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно.

В 2012 г. Конституционным Судом Российской Федерации принято Постановление по делу о проверке конституцион­ности пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О междуна­родных договорах Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина И. Д. Ушакова. Среди прочего в данном поста­новлении отмечено, что вступившие в силу международные договоры Российской Федерации, в том числе затрагивающие права, свободы и законные обязанности человека и граждани­на, подлежат обязательному официальному опубликованию в установленном порядке, без чего они не могут считаться удов­летворяющими принципам правового государства, юридического равенства и правовой определенности как необходимым конституционным критериям защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации.

Возможно, именно это решение, хотя не исключено, что и отдельные теоретические разработки, повлияли на приня­тие изменений в законодательстве России об официальном опубликовании.

Статьей 30 Федерального закона «О международных до­говорах Российской Федерации» (в редакции от 25.12.2012) предусмотрено следующее:

«1. Вступившие в силу для Российской Федерации между­народные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме феде­рального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации в Собрании законодательства Российской Федера­ции.

2. Вступившие в силу для Российской Федерации междуна­родные договоры (за исключением договоров межведомствен­ного характера) по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации также официально опубликовы­ваются в Бюллетене международных договоров и размещают­ся (опубликовываются) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

2.1. Международный договор, который предусматривает до вступления в силу временное применение Российской Фе­дерацией всего договора или его части либо договоренность о временном применении которого достигнута каким-либо иным образом (за исключением договоров межведомственного характера), незамедлительно подлежит по представлению Ми­нистерства иностранных дел Российской Федерации официаль­ному опубликованию в Бюллетене международных договоров и размещению (опубликованию) на «Официальном интернет- портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

3. Международные договоры Российской Федерации межве­домственного характера опубликовываются по решению феде­ральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов».





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика