Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Н.Б. Пастухова:
ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕЕ!
Интервью с  Пастуховой Надеждой Борисовной, доктором юридических наук, профессором кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), почетным работником высшего профессионального образования

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проблемные вопросы оснований применения международных договоров арбитражными судами Российской Федерации - Международный договор
Научные статьи
05.11.14 13:53
Оглавление
Проблемные вопросы оснований применения международных договоров арбитражными судами Российской Федерации
Международный договор
Арбитражные суды
Все страницы









    Такое предположение ученого в целом оправданно и за­кономерно. Даже принимая во внимание предоставленную международным правом каждому государству свободу в опре­делении порядка и способов обеспечения исполнения между­народных договорных обязательств, следует понимать, что международные договоры являются источниками международ­ного права и их характеристики, предполагающие, в том чис­ле, классификацию, определяются именно в международной правовой системе. Внутригосударственная правовая система должна воспринимать и применять данные источники права в итоговом сформированном варианте и не должна вмешивать­ся в их качественные характеристики.

Вместе с тем, очевидно, что государство выступает как субъ­ект права через свои органы и должностных лиц.

Система и структура органов и должностных лиц государ­ства построена таким образом, что каждое звено специали­зируется и, соответственно, отвечает за определенный круг вопросов. Такая организация оптимально обеспечивает рацио­нальное законотворчество, правореализацию и иные правовые и неправовые процессы в правовой системе.

Международные договоры с течением времени охватывают все больший спектр вопросов и областей деятельности субъек­тов как международного, так и национального права, в связи с чем участие каждого государства в создании международных договорных норм и придании им юридической силы (то есть в процессе заключения международных договоров) законо­мерно должно обеспечиваться через специализированные ор­ганы.

Предполагаем, что именно о такой специализации гово­рит профессор Б. Л. Зимненко, предлагая отразить ее в законе о международных договорах Российской Федерации. Это в пол­ной мере будет соответствовать принципу добросовестного ис­полнения государством своих обязательств. Узкоспециальный орган или должностное лицо обладает всей полнотой инфор­мации о состоянии дел в предполагаемой для урегулирования международным договором области.

Придание особого статуса или нивелирование регули­рующего эффекта международного договора в зависимости от уровня принятия решения о его обязательности для госу­дарства является совершенно необоснованным.

В таком случае, дабы избежать возможного неисполнения международных договорных обязательств, в национальном законодательстве можно также закрепить правило о том, что согласие на обязательность всех международных договоров дает высшее должностное лицо государства, в то время как на стадии согласования положений договоров принимают участие специализированные органы и должностные лица.

В числе рассматриваемых проблемных вопросов необходи­мо выделить также проблему официального опубликования международных договоров Российской Федерации, которая состоит в следующем.

Современная доктрина исходит их того, что международ­ные договоры, в которых участвует Российская Федерация, действуют при соблюдении определенных условий: при вы­раженном в определенном порядке согласии Российской Фе­дерации на обязательность для нее международного договора, самоисполнимости положений данного договора, а также если международный договор официально опубликован.

Требование опубликования, обнародования договоров вы­текает из одного из важнейших принципов права, признанных цивилизованными нациями, в соответствии с которым субъ­ект права обязан соблюдать лишь те нормы права, которые опубликованы в общедоступной форме. «Закон не обязывает, если он не опубликован» (non obligat lex nisipromulgata). Коль скоро договор является непосредственно применимым, то он подлежит опубликованию так же, как и закон. В противном случае суд не вправе его применять.

При этом профессор Л. Н. Галенская совершенно обосно­ванно констатирует, «что договор, о наличии которого не до­ведено до сведения непосредственных исполнителей, не может быть ими исполнен, а это означает, что неисполнение конкрет­ными лицами международного договора автоматически влечет нарушение этого договора со стороны государства. Из этого следует, что опубликование договора является одним из усло­вий его добросовестного выполнения, но само по себе не влияет на его действительность».

Отметим, что проблема официального опубликования международных договоров Российской Федерации не нова в науке, но практика применения норм международных до­говоров свидетельствует о том, что, несмотря на имевшиеся теоретические разработки, данная проблема для российских судей остается актуальной.

    С. Ю. Марочкин до изменений законодательства по дан­ному вопросу в 2012 г. обращал внимание на имевшиеся здесь существенные противоречия — на тот момент было предус­мотрено два момента: международные договоры публикуются одновременно с законом о ратификации, а также опубликова­нию подлежат вступившие в силу международные договоры. «На самом деле, — подчеркивает автор, — это не происходит ни в первый, ни во второй обозначенные моменты. Закон о ра­тификации конкретного договора в «Собрании законодатель­ства РФ» сопровождается пояснением — текст договора будет опубликован после вступления его в силу для РФ. Реально же он появляется много времени спустя даже после вступления в силу, несмотря на то, что договор уже действует и порождает юридические последствия».

Это хорошо, если начало действия договора согласовано сторонами в зависимости от вступления его в силу; в таком случае, установив обстоятельство невступления в силу догово­ра, суд может его не применять, но если договор не содержит такой ссылки, то в период его действия он может быть приме­нен, несмотря на отсутствие его публикации — но это прямое нарушение российского основного закона и общепризнанных принципов международного права.

Также, по мнению С. Ю. Марочкина, в ряде источников официального опубликования текстов международных до­говоров «следовало указать и «Российскую газету» как офи­циальный источник опубликования, в которой (а также в Ве­домственном приложении к ней) публикуются некоторые договоры, в том числе затрагивающие права человека, что не­посредственно важно для судов».

На сегодняшний день в законодательстве России принцип о том, что договор не может быть применен внутри страны, пока он не опубликован, сохранен и, более того, поднят на кон­ституционный уровень. Однако Конституция Российской Феде­рации не содержит формального требования опубликования международных договоров, за исключением косвенного требо­вания, выраженного в ч. 3 ст. 15: любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опублико­ваны официально для всеобщего сведения.

Общепринято считать, что данное конституционное поло­жение в полной мере распространяется и на международные договоры.

Конституцию Российской Федерации очень значимо до­полняет Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации», который напрямую связывает не­посредственное действие международных договоров с необ­ходимостью опубликования. Данный Закон в п. 3 ст. 5 уста­навливает, что положения официально опубликованных международных договоров в РФ, не требующие издания вну­тригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно.

В 2012 г. Конституционным Судом Российской Федерации принято Постановление по делу о проверке конституцион­ности пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О междуна­родных договорах Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина И. Д. Ушакова. Среди прочего в данном поста­новлении отмечено, что вступившие в силу международные договоры Российской Федерации, в том числе затрагивающие права, свободы и законные обязанности человека и граждани­на, подлежат обязательному официальному опубликованию в установленном порядке, без чего они не могут считаться удов­летворяющими принципам правового государства, юридического равенства и правовой определенности как необходимым конституционным критериям защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации.

Возможно, именно это решение, хотя не исключено, что и отдельные теоретические разработки, повлияли на приня­тие изменений в законодательстве России об официальном опубликовании.

Статьей 30 Федерального закона «О международных до­говорах Российской Федерации» (в редакции от 25.12.2012) предусмотрено следующее:

«1. Вступившие в силу для Российской Федерации между­народные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме феде­рального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации в Собрании законодательства Российской Федера­ции.

2. Вступившие в силу для Российской Федерации междуна­родные договоры (за исключением договоров межведомствен­ного характера) по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации также официально опубликовы­ваются в Бюллетене международных договоров и размещают­ся (опубликовываются) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

2.1. Международный договор, который предусматривает до вступления в силу временное применение Российской Фе­дерацией всего договора или его части либо договоренность о временном применении которого достигнута каким-либо иным образом (за исключением договоров межведомственного характера), незамедлительно подлежит по представлению Ми­нистерства иностранных дел Российской Федерации официаль­ному опубликованию в Бюллетене международных договоров и размещению (опубликованию) на «Официальном интернет- портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

3. Международные договоры Российской Федерации межве­домственного характера опубликовываются по решению феде­ральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов».





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика