Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проблемные вопросы оснований применения международных договоров арбитражными судами Российской Федерации - Арбитражные суды
Научные статьи
05.11.14 13:53
Оглавление
Проблемные вопросы оснований применения международных договоров арбитражными судами Российской Федерации
Международный договор
Арбитражные суды
Все страницы











Первичный анализ данной статьи показывает в первую очередь очередное дублирование данной нормой принятой нашим законодателем классификации международных дого­воров, которая была проанализирована нами в рамках первого вопроса, а также соответствующих ей юридических послед­ствий в виде порядка опубликования.

Что же мы еще имеем в действующем законодательстве России в отношении данного вопроса?

Согласно абзацу 3 ст. 3 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституци­онных законов, федеральных законов, актов палат Федерально­го Собрания» международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с феде­ральными законами об их ратификации.

Отметим, что ст. 4 данного Закона предусматривает, что официальным опубликованием федерального конституцион­ного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Хотя международные договоры в перечислении не указаны, следует полагать, что таким образом дано официальное тол­кование нормативному содержанию понятия «официальное опубликование», в том числе, в их отношении.

При этом справочно-правовая система по вопросу об ис­точниках официального опубликования международных договоров отсылает нас к Указу Президента РФ «О порядке опубликования международных договоров Российской Феде­рации» 1993 г.

Приведем содержание означенного Указа:

«1. Вступившие в силу для Российской Федерации меж­дународные договоры (кроме договоров межведомственного характера) подлежат официальному опубликованию в еже­месячном «Бюллетене международных договоров» издатель­ства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях также в газете «Российские вести». Упомянутый порядок распространяется на международные договоры Российской Федерации, которые заключены или присоединение к которым осуществлено на­чиная с 1 января 1992 г.

Международные договоры Российской Федерации могут доводиться до всеобщего сведения иными средствами массовой информации и издательствами.

2. Опубликование международных договоров Российской Федерации, предусмотренное пунктом 1 настоящего Указа, осу­ществляется по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации, в необходимых случаях — совместно с Министерством внешних экономических связей Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федера­ции по экономическому сотрудничеству с государствами — членами Содружества или другими заинтересованными цен­тральными органами федеральной исполнительной власти.

3. Международные договоры Российской Федерации, за­ключенные от имени министерств и других центральных орга­нов федеральной исполнительной власти (договоры межведом­ственного характера), публикуются в официальных изданиях этих органов».

Таким образом, налицо в очередной раз определение юри­дических последствий для международных договоров, исходя из уровня органа, участвующего от имени Российской Феде­рации в их заключении. Отсутствует в этом документе четкая процедура опубликования и доведения до всеобщего сведения международных договоров Российской Федерации, совершен­но не определены сроки данной процедуры.

В итоге имевшиеся в достаточном количестве теоретические разработки и практические советы на момент принятия изме­нений российским законодателем не были учтены. Так, не была указана «Российская газета» в числе источников официального опубликования, не установлены единые сроки официального опубликования международных договоров, сохранена рассмо­тренная нами выше классификация международных договоров и соответствующее их деление в части порядка и мест офици­ального опубликования.

Прогрессивным моментом проведенных нововведений можно считать признание в качестве официального источни­ка размещения официального сайта в сети Интернет — такое опубликование, очевидно, призвано быть оперативным. Од­нако анализ указанного сайта показывает, что на нем опу­бликованы не все действующие для России международные договоры, а лишь за последние три месяца, хотя с момента вступления в силу изменений прошло уже более года. Таким образом, российскому правоприменителю, видимо, требует­ся определенный переходный период для освоения данного ресурса, а разработчикам или координаторам необходимо оперативно размещать на нем соответствующие нормативные правовые акты.

Необходимо понимать, что осведомленность судебного корпуса очень значима. Однако осведомленность частных лиц (юридических и физических) как о процессуальных, так и ма­териальных нормах права имеет не меньшее значение. Пре­зумпция осведомленности частных лиц о нормах права, закре­пляющих права, свободы и законные интересы, в значительной мере зависит от соблюдения государством принятых на себя обязательств по официальному опубликованию нормативно­правовых актов. Безусловно, появление специализированных правовых баз «КонсультанПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др., а также широкого распространения сети Интернет значитель­но облегчает отыскание правовой информации, в том числе текстов нормативных правовых актов. Но необходимо четко понимать, что получение информации и официальное опубли­кование — это разнопорядковые явления, влекущие различ­ные правовые последствия, при этом только последнее имеет способность порождать какие-либо правовые последствия.

Следует согласиться с мнением Ю. Г. Морозовой (выска­занным еще более 10 лет назад) о назревшей необходимости законодательного урегулирования вопросов официального опубликования нормативных правовых актов в Российской Фе­дерации, а также возможности опубликования «любых между­народных актов, в частности международных организаций и международных судов».

С одной стороны — неисполнение внутригосударственной процедуры по обеспечению российского правоприменителя возможностью должного применения международного до­говора, вступившего в силу для государства, является осно­ванием для ответственности именно государства как участ­ника международных отношений, нарушившего принципы обязательности и добросовестности исполнения обязательств по договору; а органы правоприменения и частные лица (будь то юридические или физические лица) обязаны руководство­ваться тем, что применению подлежат только официально опубликованные нормативно-правовые акты, как предусмотре­но в национальной правовой системе. И с этой точки зрения государство не может предъявлять завышенных требований к своим органам и частным лицам.

Но с другой стороны — возникает коллизионная ситуа­ция: действующее международное право не предусматривает в качестве одного из оснований применения его норм офици­ального опубликования нормативных актов, а российское за­конодательство такое основание устанавливает. Соответственно, руководствуясь общими принципами международного права, российский правоприменитель и частные лица должны в своей деятельности учитывать заключенные и вступившие в силу международные договоры России, невзирая на положения внутреннего права.

Представляется более правильным первый вариант, но с оговоркой. Общепризнанно, что государство самостоятель­но определяет порядок и способы реализации международ­ных договоров в рамках своей правовой системы. Требование об официальном опубликовании не безосновательно и имеет свои вполне закономерные цели и должно быть исполнено. А государство, дорожа своей репутацией на мировой арене и соблюдая положения как общепризнанных принципов меж­дународного права, так и международных договоров, обязано создать такой механизм официального опубликования, кото­рый позволит исключить имеющиеся недостатки в этом процессе и соответствующие злостные уклонения от исполнения международных обязательств.

Выделим также еще одну проблему.

Из анализа международно-правовых оснований примене­ния норм международных договоров в национальной право­вой системе следует, что международная правовая система исходит из приоритетного применения норм международных договоров Российской Федерации перед любыми нормами на­ционального права.

Вместе с тем российская правовая система не пришла к еди­нообразному пониманию данного вопроса. Имеющиеся док­тринальные разработки и противоречивая судебная практика еще больше вносят разлад в процесс применения норм между­народных договоров национальными судами.

Что касается судебной практики, то при отсутствии доста­точно четких законодательных ориентиров для применения международных договоров судьям очень сложно принимать обоснованные, непротиворечивые и юридически корректные решения. Суд, как орган государственной власти, конечно, наделен компетенцией судебного толкования, однако такое толкование не должно подменять собою правотворческие функции. Следует даже квалифицировать как обязанность законодательных и исполнительных органов государственной власти создание нормативно-правовой базы для надлежащего и прозрачного применения норм международных договоров судами. Практика показывает, что такой базы недостаточно на сегодняшний день, порой суды применяют не вступившие в силу или официально не опубликованные, либо вообще не действующие в отношении Российской Федерации между­народные договоры, не соотносят их по юридической силе с внутренними нормативными правовыми актами.

С учетом предыдущего вопроса можно указать, что В. Я. Су­ворова в ходе детального анализа вопроса о том, с какого момента международные договоры Российской Федерации подлежат исполнению и применению, тем не менее ответа по существу не дает, но приводит ряд значимых примеров того, что, несмотря на устоявшуюся в теории и российском за­конодательстве точку зрения о возможности и обязательности применения международных договоров только после их офи­циального опубликования в Российской Федерации, практика идет как по этому пути, так и по кардинально противопо­ложному. Автор отмечает, что арбитражные суды «не всегда обращают внимание на неопубликование договора», предпо­лагая, что «это происходит... потому, что они не считают это препятствием для его применения».

Все это не может не сказаться на правосудности выносимых решений, на защите нарушенных прав, и, в целом, на резуль­татах деятельности судов.

Подводя итог, отметим, что каждая из упомянутых про­блем является областью исследования многих авторов, име­ется достаточное количество теоретических разработок путей преодоления сложившихся ситуаций. Однако практика очень тяжело идет по пути восприятия таких разработок.

Все эти проблемы не зря объединены общностью их при­роды: все они лежат в плоскости правовых оснований применения норм международных договоров российским право.

Это свидетельствует о наличии недостатков в национальной правовой системе в области реализации государством своего права на самоорганизацию в порядке и способах, обеспечи­вающих соблюдение своих международно-правовых обяза­тельств. Единственно возможными путями преодоления таких.







Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика