Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Реализация прав человека в сфере образования в условиях конфликта Молдовы и Приднестровья - Права человека
Научные статьи
10.11.14 11:56
Оглавление
Реализация прав человека в сфере образования в условиях конфликта Молдовы и Приднестровья
Права человека
Все страницы







     Обсуждаемый в экспертных кругах международный опыт применения апостиля может стать механизмом разрешения одного из наиболее острых вопросов в диалоге между Молдо­вой и Приднестровьем.

Специальный штамп — апостиль — введен в действие в Ре­спублике Молдова 16 марта 2007 г. Он отменяет требование легализации иностранных документов в Молдове и молдавских за рубежом. Этим штампом пользуются государства — члены Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г. «Об апостиле». Дру­гими словами, Конвенция отменяет требование легализации документов в стране их происхождения.

Конвенция распространяется на все официальные доку­менты, которые были выданы или получены на территории одного из договаривающихся государств, и должны быть пред­ставлены в органах или частных организациях (по требованию последних) на территории другого договаривающегося госу­дарства.

Таким образом, апостиль удостоверяет подлинность под­писи лица, подписавшего документ, и подлинность печатей (если они проставлены на документе). Апостиль проставляется только на документах от учреждений и организаций Республи­ки Молдова. Дальнейшее консульское заверение не требуется. Документ считается легитимным на территории одного из го­сударств — стран участников Гаагской конвенции сразу после апостилизации (проставление штампа (печати) апостиль).

В Республике Молдова апостиль на акты об образовании, выданные учебными заведениями, аккредитованными в поряд­ке, установленном законодательством, должны быть представ­лены вместе с подтверждением от учебного заведения, выдав­шего акт об образовании или от Министерства просвещения, проставляют Министерство юстиции Республики Молдова и Министерство иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова.

В риторике молдавских и приднестровских специалистов в сфере образования употребляются понятия «нострифика­ция», «легализация» и «признание дипломов». Разрешение данного конкретного вопроса зачастую упирается в различия интерпретации политической составляющей данной дефини­ции, тогда как гармонизация отношений в образовательной сфере между сторонами конфликта является одним из важ­нейших факторов, способных в будущем сформировать по­коления, готовые к диалогу.

Нострификация документов, выданных вузами признанных стран, хоть и не лишена некоторых бюрократических проволочек, является достаточно простой и прозрачной процедурой. Ситуация крайне обостряется (если не сказать заходит в тупик), когда речь заходит о постконфликтных зонах. В рамках работы рабочей (экспертной) группы по образованию так и не было достигнуто существенного прогресса в этом вопросе.

В то же время обе стороны конфликта — Молдова и При­днестровье — более чем за 20 лет наработали существенную правовую базу, регулирующую процессы нострификации до­кументов об образовании. Общий порядок нострификации документов находится на сайте Министерства просвещения Приднестровья14. Специалисты нострификационного органа в своей работе руководствуется следующими документами: указом Президента ПМР от 1 августа 2002 г. № 469 «Об уста­новлении дополнительных требований к должностным лицам при замещении государственных должностей» (САЗ 02-31); приказом МП ПМР от 16.07.2002 г. № 525 «Об утверждении порядка признания и установления эквивалентности (ностри- фикации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях» (рег. № 2022 от 02.27.2003г) (САЗ 03-09); приказ МП ПМР от 12.07.2005 г. № 676 «О внесении дополне­ний в «Порядок признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об об­разовании и учёных званиях» (рег. № 2022 от 27.02.2003 г., САЗ 03-09) (САЗ 05-39).

Обратимся к опыту нострификации признанных стран и стран с неопределенным статусом, пережившим конфликт­ный период взаимоотношений.

Интересен опыт нострификация иностранных дипломов, выданных признанными странами, в Финляндии. Для данной процедуры предусмотрено три варианта. Вариант первый: при трудоустройстве на государственную службу или обще­ственную работу (например: учитель, юрист, врач и т.д.) по­тенциальный работник в обязательном порядке подает заявку на нострификацию диплома в Финский национальный совет по образованию (ФНСО). Оценка приемлемости и соответствия диплома опирается на нормы международного права, в част­ности Конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабон, 1997 г.), а также рекомендации из финского университета.

Второй вариант нострификации довольно прост и демо­кратичен и апеллирует к оценке образовательного документа высшим учебным заведением. Привлекает внимание довольно большая свобода и самостоятельность вузов в вопросах ностри­фикации. Так, после подачи заявления «...высшие учебные заведения самостоятельно решают вопросы, касающиеся при­ема студентов и передачи кредитов, полученных за рубежом. Высшие учебные заведения при необходимости могут просить Финский национальный совет по образованию предоставить дополнительную информацию о соответствующей иностран­ной программе в качестве основы для процесса принятия решений».

Третий путь еще проще. При устройстве на работу в част­ную кампанию решение о соответствии полученного соис­кателем образования принимает сама фирма-наниматель.

     Несколько иной подход осуществляет Финский нацио­нальный совет по образованию, оценивая образовательные документы, выданные вузами стран с неопределенным поли­тическим статусом. Так, дипломы из Тайваня принимаются финскими университетами, но при трудоустройстве на госу­дарственные или общественные работы документы должны получить официальное одобрение от ФНСО. Палестинские ди­пломы должны быть признаны Израилем, но некоторые из них должны быть подтверждены финскими университетами. Ана­логичная ситуация наблюдается и в случае Приднестровья.

Обращает на себя внимание демократичность данного процесса в Финляндии. И довольно высокая степень потенци­альной имплементации в условиях молдо-приднестровского конфликта.

Вернемся к практикам нострификации Израилем дипло­мов, выданных учебными заведениями в Палестинской авто­номии. Учреждением, ответственным за признание палестин­ских (и других иностранных) университетов и степеней для аккредитации (сертификации) является Совет по высшему образованию, возглавляемый министром образования страны. Нормативные акты данного Совета свидетельствуют, что под­ход к степеням из палестинских университетов такой же, как и к дипломам и степеням любого другого не-израильского уни­верситета, на основе научных критериев и без ссылки на терри­ториальный статус или политические факторы.

Принимая во внимание ситуацию политического конфлик­та в целом и прямой контроль Израиля над палестинскими университетами на протяжении многих лет, можно предпо­ложить, что в реальности данный механизм работает с неко­торыми оговорками и трудностями. На практике некоторые университеты признаны, другие нет. Так, например, «... Аль-Кудс в Восточном Иерусалиме не признается, и есть широко распространенное убеждение, что это отражает политические, а не академические критерии (с учетом аннексии Израилем Восточного Иерусалима). В то же время исламский универ­ситет Газы, считающийся учреждением ХАМАС, в отличие от Аль-Кудс, признан израильским советом».

Можно провести параллели между израильско-палестин­ской и молдо-приднестровской ситуацией, в контексте, когда решение конкретной социально-значимой проблемы опреде­ляется политическим дискурсом сторон.

Похожая ситуация сложилась с нострификацией дипло­мов, выданных учебными заведениями Северного Кипра. В Турции они являются полноправными членами Совета выс­шего образования и включены в список учреждений, выпуск­ники которых могут сдавать вступительные экзамены в любых вузах Турции. Соответственно, дипломы, выданные вузами Северного Кипра, Турцией признаются.

Совершенно очевидно, что похожие отношения сложились между Приднестровьем и Россией. Так, образовательная систе­ма Приднестровья находится в образовательном поле РФ, При­днестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко дважды успешно прошел российскую аккредитацию. Что ка­сается дипломов, то существует договоренность о признании приднестровских дипломов Министерством образования РФ.

Аналогичное положение и в следующем: образователь­ные документы, выданные учебными заведениями Северного Кипра, не признаются Республикой Кипр и международным сообществом. Однако вузы активно сотрудничают с научными и образовательными учреждениями разных стран, «... часто в рамках обмена студентами определенного факультета, на­учно-исследовательской деятельности, организации меро­приятий (конференций, семинаров, и т.д.). Некоторые уни­верситеты также являются членами Европейской ассоциации университетов. Ближневосточный университет является чле­ном Международной ассоциации университетов».

   Интересна информация о признании дипломов «разве­денных» Косово и Сербии. Между сторонами существует со­глашение о взаимном признании университетских дипломов, выданных после 2008 г. Дипломы косовских университетов признаются в странах Европы. Процедура нострификации в Косово регулируется «Управлением национальной квали­фикации» в соответствии с международными стандартами.

Полезным может стать опыт информационной работы с «нострификантами» в Германии. Выработанный механизм позволяет иностранным гражданам дистанционно проверять, признаются ли в Германии полученные ими на Родине дипло­мы или нет. При содействии Министерства иностранных дел создана специальная база данных, в которую внесены все из­вестные немцам образовательные учреждения всех стран мира с пометками о том, признаются ли их дипломы.

В то же время факт признания диплома еще не означа­ет, что можно сразу же начинать искать работу в Германии по своей специальности. В стране около 60 немецких специ­альностей относятся к так называемым «регламентированным профессиям». Иностранные граждане, желающие работать по этим профессиям, должны обладать не только соответ­ствующим дипломом, но и подтверждением эквивалентности (нострификация) этого документа немецким образовательным стандартом. То есть обучение должно продолжаться столь­ко же лет, сколько и в Германии, при такой же длительности практической квалификации. Например, в Германии могут быть признанны дипломы всех российских вузов, имеющих государственную аккредитацию.

Исследования в определенной степени позволяет предло­жить следующие варианты решения проблемы признания об­разовательных документов Приднестровья: расширение роли вузов в процессе нострификации образовательных документов; создание совместного сайта (на молдавском и русском языках), информирующего о процедуре нострификации, с размещени­ем на нем как нормативных актов сторон, так и перечня вузов, образовательные документы которых признаны.






Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика