Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA

НИКОЛАС РОБИНСОН:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО В ЭПОХУ АНТРОПОЦЕНА

Интервью с профессором Юридической школы им. Элизабет Хауб Университета Пейса (США, Нью-Йорк).


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Деятельность Российской Федерации в обеспечении информационной безопасности
Научные статьи
11.11.14 17:13

вернуться

Деятельность Российской Федерации в обеспечении информационной безопасности


alt 
ПРАВО И БЕЗОПАСНОСТЬ
Ватрушкин  А. А.
В статье рассматриваются официальные правовые акты, касающиеся обеспечения правовой безопасности и борьбы с киберпреступностью, рассказывается об особенностях работы в области совершенствования законодательных актов по проблеме обеспечения информационной безопасности в России, раскрываются методы ведения информационный войны.

Революционные достижения в компьютерных технологи­ях, их активное внедрение во все сферы жизнедеятельности мирового сообщества обусловили появление и активизацию новых видов угроз в информационной сфере XXI в.: киберпре­ступность, информационные войны с применением опасней­шего психотронного оружия. Информационный терроризм, деструктивная деятельность средств массовой информации, информационно-психологические воздействия разрушающе действует на людей, приводя подчас к необратимым послед­ствиям.

McAfee (компания-разработчик антивирусного программ­ного обеспечения, США) и Центр стратегических и между­народных исследований (Center for Strategic and International Studies, CSIS) представили совместный отчет «The Economic Impact of Cybercrime and Cyber Espionage» («Экономическое влияние киберпреступности и кибершпионажа»). Основная тема этого отчета посвящалась влиянию киберпреступлений на глобальную экономику. По приведенным данным глобаль­ный ущерб от киберпреступлений в 2013 г. составлял 1 трлн долларов, сейчас же эксперты по безопасности считают, что данный показатель за год составляет от 300 млрд до 1 трлн долларов.

В связи с активизацией киберпреступности проблема обе­спечения информационной безопасности в разных странах мира в настоящее время является одной из ключевых.

Информационная безопасность может быть осуществлена эффективно только при условии комплексного подхода к ре­шению проблемы. Этот подход включают следующие меры: законодательные, административные, практические и техни­ческие. Законодательные меры являются первостепенными.

Главные задачи Российской Федерации по развитию пра­вового регулирования в области информационной безопас­ности определены в следующих документах: Конституция Российской Федерации; Доктрина информационной безопас­ности Российской Федерации; Стратегия развития информа­ционного общества в Российской Федерации (от 7 февраля 2008 г.); Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (от 13 мая 2009 г.); Концепция внеш­ней политики Российской Федерации (от 12 февраля 2013 г.);

  Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года; Основные направления государствен­ной политики в области обеспечения безопасности автома­тизированных систем управления производственными и тех­нологическими процессами критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации (от 8 августа 2013 г.); Основные направления научных исследований в области обе­спечения информационной безопасности Российской Феде­рации (от 7 марта 2008 г.); Федеральный закон «Об информа­ции, информационных технологиях и о защите информации» (от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ); Федеральный закон «О без­опасности» (от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ); Указ Президен­та РФ «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации» (от 15.01.2013 № 31с). В ст. 2 Конституции Российской Феде­рации говорится, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Обеспечение информационной безопасности в Российской Федерации возложено на Федеральную службу безопасности Российской Федерации в соответствии с не так давно приня­тым Указом Президента РФ № 31с «О создании государствен­ной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресур­сы Российской Федерации» от 15 января 2013 г.

Как следует из Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (от 7 февраля 2008 г.), со­вершенствование правового обеспечения информационной безопасности является одним из приоритетов при постро­ении глобального информационного общества, провозгла­шенного в Окинавской хартии глобального информационного общества, подписанной Президентом Российской Федерации 22 июля 2000 г.

Важным документом для обеспечения всей системы на­циональной безопасности России является Стратегия наци­ональной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Она также является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности РФ. В Стратегии достаточно тщательно разработан раздел «Государственная и общественная безопасность», однако в нем не рассматриваются современные угрозы, вызванные миро­вым экономическим кризисом. Причем среди угроз наци­ональной безопасности называются лишь внешние угрозы: деятельность террористических организаций, транснацио­нальная преступность и другие. Однако не указаны внутрен­ние угрозы национальной безопасности.

Весьма значимой для информационной безопасности Рос­сии является Концепция внешней политики Российской Фе­дерации 2013 года. Она представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритетные направления внешнепо­литической деятельности Российской Федерации. В Концеп­ции 2013 г. впервые был выделен вопрос о предотвращении угроз, возникающих в информационном пространстве. Особо подчеркивается, что Россия «будет принимать необходимые меры в интересах обеспечения национальной и междуна­родной информационной безопасности» (п. 32, з). В рамках Организации Объединенных Наций Россия решительно на­целена добиваться принятия правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности (п. 32, и).

Еще одним важным документом стратегического характе­ра, определяющем политику государства в сфере обеспечения международной информационной безопасности, являются Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года (№ Пр-1753 от 24 июля 2013 г.). Глав­ной угрозой в информационной сфере является использо­вание информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в качестве информационного оружия в военно-поли­тических целях, для вмешательства во внутренние дела суве­ренных государств, а также для совершения преступлений. Противодействие этой угрозе и ее нейтрализация выделяются в документе как приоритетные цели политики Российской Федерации в области международной информационной без­опасности. Как следует из текста документа, Россия наме­рена бороться с угрозами в информационном пространстве не методами устрашения, а укреплением международного сотрудничества. Основными же угрозами для России явля­ются: использование информационно-коммуникационных технологий в качестве информационного оружия в военно­политических целях, для осуществления враждебных дей­ствий и актов агрессии; применение ИКТ в террористических целях; киберпреступления, включая неправомерный доступ к компьютерной информации, создание и распространение вредоносных программ; четвертая угроза, обозначенная в до­кументе, отражает чисто российский подход — речь идет об использовании высоких технологий для «вмешательства во внутренние дела государств», «нарушения общественного порядка», «разжигания вражды» и «пропаганды идей, под­стрекающих к насилию». Следует отметить, что обратить внимание на эту проблему заставили события так называемой «арабской весны», продемонстрировавшие реальный потен­циал трансграничной сети для организации и координации антиправительственных акций.

Противостоять этим угрозам российские власти намерены вместе со своими союзниками, прежде всего членами ШОС, ОДКБ и БРИКС. С их помощью Москва рассчитывает добить­ся реализации ряда ключевых инициатив: принятия в ООН Конвенции об обеспечении международной информацион­ной безопасности, разработки международно признанных правил поведения в киберпространстве, интернационализа­ции системы управления Интернетом и установления между­народного правового режима нераспространения инфор­мационного оружия. До сих пор страны Запада выступали против инициатив РФ, полагая, что они направлены на уси­ление госконтроля над Интернетом.

Из вышеназванных документов стратегического характера следует, что Россия готова бороться с угрозами в информаци­онном пространстве путем укрепления сотрудничества между странами с участием всех заинтересованных сторон. Так, на­пример, ст. 42 Концепции внешней политики Российской Федерации (от 12 февраля 2013 г.) главными приоритетными направлениями российской внешней политики определяет развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами — участниками Содружества Независимых Государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), группой из пяти быстроразвивающихся стран: Брази­лия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (БРИКС) и другими. С их помощью Россия рассчитывает реализовать свои основные инициативы на международной арене: принятие Конвенции об обеспечении МИБ, а также правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности, установление международ­но-правового режима, нераспространение информационного оружия.

Следует отметить, что в Российской Федерации осно­вополагающим среди законов, посвященных вопросам ин­формационной безопасности, является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ. Также в Уголовном кодексе Российской Федерации имеется ряд статей, предус­матривающих уголовную ответственность за компьютерные преступления: ст. 272 УК РФ, ст. 273 УК РФ, ст. 274 УК РФ и другие.

Таким образом, в Российской Федерации проходит серьез­ная работа в области совершенствования законодательных актов по проблеме обеспечения информационной безопас­ности России. За последние годы в РФ проходили различные мероприятия, посвященные проблеме обеспечения инфор­мационной безопасности: конференции, круглые столы, фо­румы, дискуссии. Большой вклад в развитие новых подходов по проблеме информационной безопасности внес 16-й На­циональный форум информационной безопасности «Инфофорум-2014», проходивший 30-31 января 2014 г. в Москве. Участники форума дали глубокий анализ киберпреступности в современном обществе, ее мотивов, раскрыли достижения в борьбе с киберпреступлениями. Так, сотрудниками управ­ления «К» (подразделение Министерства внутренних дел Рос­сии, осуществляющее борьбу с преступлениями в сфере информационных технологий) предотвращено хищение около 1 млрд рублей с банковских счетов.

Большой интерес имела дискуссия, проведенная на за­седании Российского общественного совета по теме «Про­блемы информационной безопасности и национальные интересы России». Участники, крупные специалисты по про­блеме информационной безопасности, высказали весьма цен­ные предложения по ряду ключевых вопросов: о создании международного договора по вопросу кибербезопасности, предложенного Чрезвычайным полномочным послом С. Ор­джоникидзе, отметившим, что в создании договора может помочь опыт международного регулирования использования космического пространства в мирных целях. Предложение о создании международного органа, отвечающего за между­народную информационную безопасность, высказал первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по информационной политике, информационным техно­логиям и связям Л. Л. Левин. Создание международной ор­ганизации вроде ООН, которая бы регулировала порядок в киберпространстве, предложил председатель Союза армян России А. Абрамян. А. Крутских, специальный представитель Президента РФ по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности, отметил, что эта тема обсуждается в рамках «стейкхолдаровой модели», суть которой в том, что к решению проблемы подключаются как государственные, так и частные организации, в том числе научные институты. Этот опыт исключительно важен, ибо решает проблему в комплексе.

На многих обсуждаемых мероприятиях ставился вопрос об основных угрозах информационной безопасности в насто­ящее время, и среди них особую опасность представляют ин­формационные войны. В статье «Международное право и фе­номен «цветных» революций» В. С. Котляр отмечает, что они были проведены один к одному по инструкции некого Шарпа, соавторы которого занимались в ЦРУ проблемой информаци­онных войн. С этим нельзя не согласиться. Конфликт осетино­грузинский (2008 г.) также есть не что иное, как свидетельство информационной войны. Информационная война активно развернулась и на Украине в феврале — марте 2014 г. в связи с незаконным захватом власти националистами.

Известно, что деструктивный характер СМИ является сильным информационным оружием, например, лживая, клеветническая информация по заказу определенных поли­тиков, деятелей, террористических организаций.

Информационная война является реальностью нашего времени и используется рядом государств с определенными агрессивными целями. Так, с начала 90-х годов ХХ в. в США была разработана и принята система руководящих докумен­тов (стратегии, доктрины), определяющих возможность, под­готовку и проведение информационной войны и информаци­онных операций.

Информационная война активно использовалась в Ира­не, Афганистане, Югославии, в странах бывшего Советско­го Союза (при проведении «цветных» революций в Грузии и на Украине, например), в Чечне, в грузино-абхазском кон­фликте 2008 г. При нападении на Абхазию и Южную Осетию грузинское руководство, вероятно, использовало заготовлен­ный сценарий.

Тот же сценарий был использован в 2013-2014 гг. в разгар украинского конфликта: вначале мирная демонстрация, недо­вольная правительством страны, затем подключение к ней боевиков-оппозиционеров с националистическими лозунгами, использование снайперов, вооруженный захват власти, хаос на всей территории Украины. В подтверждение вышесказан­ного следует отметить, что агитирующие листовки на Май­дане с подробным описанием действий по противодействию и свержению законного правительства Украины являлись точным отображением аналогичных листовок, которые ис­пользовались при свержении правительства Египта в 2003 г.

Основными целями информационной войны являются из­менение общественного мнения; привлечение на свою сторо­ну большего числа союзников; использование двойных стан­дартов; затягивание переговорного процесса и т. д. Как видим, все это в данный момент активно используется на Украине, где Евросоюз вместе с США, являясь, по сути, инициаторами конфликта, ведут активную информационную войну против России, обвиняя ее в агрессии, применяя при этом санкции и грозясь ужесточить их.

Примером того, как реагировать на выпады и ложь участ­ников информационной войны, является обращение пре­зидента РФ В. В. Путина к Российской Федерации 18 марта 2014 г., в котором он, опираясь на конкретные исторические факты, раскрыл причину проведения референдума в Крыму, принятия Крыма и Севастополя в состав Российской Федера­ции. Он отметил, что референдум в Крыму прошел в полном соответствии с демократическими процедурами и междуна­родно-правовыми нормами. Более 96% жителей высказались за воссоединение с Россией. Россия откликнулась на обраще­ние Крыма: «Иначе это было бы просто предательством», — сказал президент. В. В. Путин остановился и на анализе пере­ворота на Украине, заявив, что «главными исполнителями переворота стали националисты, неофашисты, русофобы и антисемиты».

Следует отметить, что истинная картина происходяще­го в Украине, раскрытая Путиным, устраивает далеко не все страны, в том числе и новую украинскую власть. Так, известно, что вышеупомянутое обращение президента России под­верглось жесткой цензуре на Западе и полностью запрещено на Украине.

Анализ материалов по проблеме обеспечения информа­ционной безопасности в Российской Федерации показал, что необходимы дальнейшие разработки новых нормативно-пра­вовых актов по обеспечению информационной безопасности в связи с тем, что далеко не все вопросы, связанные с вызова­ми и угрозами информационной безопасности, освещены в российском законодательстве. Это касается вредоносных программ, кибератак, поведения ряда государств в условиях информационной войны. Кроме того, необходимо дальней­шее совершенствование технического компонента по обеспе­чению информационной безопасности, прежде всего в вопро­сах уязвимости сетей. Особого внимания требует разработка компонента, связанного с воспитанием культуры поведения пользователей Интернета.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика