Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Противодействие коррупции: правовые нормы и морально-этические аспекты проблемы
Научные статьи
12.11.14 15:30

вернуться

Противодействие коррупции: правовые нормы и морально-этические аспекты проблемы


alt
Бондаренко А. В.

Лукиянов М. Ю.
 
 
ФИЛОСОФИЯ И ПРАВО
Бондаренко А. В., Лукиянов М. Ю.
В статье рассматриваются виды коррупции, российское антикоррупционное законодательство и возможности применения морально-нравственных аспектов в качестве мер для предупреждения коррупции.


Коррупция известна со времен зарождения первых госу­дарств. Как социальное явление, коррупция пережила взлеты и падения древних империй (нередко становясь причиной их исчезновения) и сегодня присутствует в большей или меньшей степени практически в каждом государстве мира. К сожале­нию, коррупция является значительной проблемой и в России. Несмотря на предпринимаемые усилия, достаточно жесткое законодательство по противодействию коррупции, коррупция в России остается сильно распространенным явлением практи­чески во всех областях государственной системы, прежде всего, в органах власти, правоохранительных органах, судах.

Трудно определить масштаб коррупции в России. Ряд экс­пертов оценивают состояние коррупции в России значительно ниже мирового уровня, другие эксперты говорят о том, что 25 и даже 48% российского ВВП приходится на коррупционную составляющую. В любом случае, коррупция весьма распро­страненное явление, глобальная проблема России.

Суть коррупции состоит в том, что должностное лицо, на­деленное определенными полномочиями, получает за испол­нение или неисполнение своих должностных обязанностей вознаграждение от заинтересованного лица. Такие действия могут наносить значительный ущерб экономике.

Коррупция условно подразделяется на 2 большие катего­рии — бытовая коррупция и деловая коррупция. Бытовая кор­рупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чи­новников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Классический пример бытовой коррупции — взятка автоинспектору за правонару­шение. Деловая коррупция возникает при взаимодействии бизнеса и власти. Деловая коррупция — плата предприни­мателями денежных средств или материальных ценностей государственным служащим для получения определенных административных услуг. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Бытовая коррупция в основном затрагивает работу правоохранительных органов, учебные заведения и учреждения здравоохранения. Это объ­ясняется тем, что в данные организации и учреждения гражда­нин обращается лично (особенно, это характерно для учебных заведений и учреждений здравоохранения). Государственные и муниципальные органы наделены полномочиями для ре­шения вопросов бизнеса, поэтому, факты деловой коррупции там встречаются более часто. Часть полномочий, которыми на­делены правоохранительные органы, также позволяет решать хозяйственные вопросы, поэтому факты деловой коррупции там встречаются довольно часто.

Статья 291 Уголовного кодекса РФ предусматривает на­казание за дачу взятки, в зависимости от ее размера, от 10 до 90-кратного размера взятки, принудительными работами от 1 до 3 лет, лишением свободы на срок от 2 до 12 лет. Отяг­чающими обстоятельствами является участие нескольких лиц в коррупционном преступлении. Чем больше сумма взятки, тем строже наказание. Также, предусмотрено смягчение обви­нения или его снятие, если обвиняемое лицо активно помогает следствию. Несмотря на все жесткие меры, Уголовный кодекс содержит положение, по которому лицо, обвиненное в кор­рупции, не может занимать определенную должность или заниматься определенным видом деятельности сроком всего лишь от 1 до 3 лет. В антикоррупционном законодательстве многих стран введен запрет на занятие должностей лицам, обвиняемым в коррупции. Например, В Германии, несмо­тря на то, что уголовное наказание за взятку довольно мягкое, по сравнению с другими преступлениями, оно предполагает безоговорочное увольнение со службы и запрет быть любым чиновником4. Такая мера, по нашему мнению, меняет само отношение к занимаемой должности — моральное наказание в виде лишения права занимать определенную должность мо­жет тяжелее переноситься обвиняемым.

Рассмотрим также градацию по штрафам за получаемые взятки. В Примечании к пункту 6 статьи 290 Уголовного кодекса РФ прописана градация взяток. Значительным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного иму­щества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным раз­мером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, осо­бо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей. Получение должностным лицом взятки в значительном размере наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки, в особо крупном раз­мере — штрафом от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки. Т.е., в абсолютных числах штраф за взятку в зна­чительном размере может достигать 9 млн руб., штраф за взятку в особо крупном размере — от 70 млн рублей и выше. На наш взгляд, взыскать подобные суммы (по крайней мере, за взятки в особо крупном размере), практически невозможно. В каче­стве компромиссного решения, штрафы уменьшаются, иногда в несколько сот раз, до приемлемой суммы. Так, за взятку в 12 млн рублей был задержан следователь главного следственного управления МВД по Республике Башкортостан. Бывшего мили­ционера суд первой инстанции приговорил к 5 годам лишения свободы в колонии строгого режима и штрафу в 500 млн рублей. Его подельник был приговорен к 4 годам 8 месяцам и такому же штрафу. Верховный суд Республики Башкортостан снизил сум­му штрафа до 700 и 600 тыс. руб. соответственно. Таким обра­зом, материальное наказание за взятку в 12 млн руб. и в 30-50 тыс. руб. становится одинаковым.

Таким образом, огромные штрафы за взятки мало способ­ствуют решению проблемы коррупции. Также, по мнению председателя Верховного суда Республики Башкортостан Миха­ила Тарасенко, пока не вполне понятно, каким образом должно исчисляться наказание из-за невозможности выплаты штрафа: «В прошлом (2012 г. — примечание авторов) году за взятку в пол­тора миллиона обвиняемого приговорили к штрафу в 120 милли­онов. Приговор вступил в силу. Но насколько реально выплатить эту сумму? Закон предусматривает за неуплату штрафа лишение свободы. Тут есть тема для обсуждения. Например, сколько стоит миллион рублей в пересчете на жизнь за решеткой?».

   Также, рассмотрим эффективность наказания за корруп­цию в виде лишения свободы. Жесткая борьба с коррупцией ведется в Китае. За последние 12 лет в Китае по обвинению во взяточничестве расстреляли 13 тыс. (!) чиновников, включая главу города Сучжоу и заместителя мэра Пекина, вице-спи­кера парламента КНР, десятки министров и губернаторов. А в 2013 году 160 тыс. работников госаппарата Китая были арестованы по обвинению в коррупции. Безусловно, такая мера сдерживает ответственных лиц от коррупционных преступлений.Но все же пока что потери от коррупции в Китае оцениваются в 13-17% от ВВП. В Китае жесткие антикорруп­ционные меры дополняются специальными программами, призванные усилить нравственную составляющую. Около 1000 официальных лиц в Китае уже месяц ежедневно принимают участие в программе «Упражнения по выработке навыков са­модисциплины по борьбе с коррупцией». Суть этого тренинга сводится к тому, что каждый чиновник каждый день должен честно ответить самому себе на несколько вопросов: «Смогу ли я противостоять искушению получить взятку в размере 15 тыс. долл.? А если предложат 1,5 млн долл.? И готов ли я по­нести наказание — несколько лет в тюрьме, а вдруг смертная казнь?». В России также периодически проводятся громкие антикоррупционные компании с заключением под стражу многих фигурантов, но становится ли меньше коррупции?

Таким образом, в противодействии коррупции важны все элементы: строгость наказания, его неотвратимость, смягчение наказания, если виновный раскаялся и помогает следствию. Но, на наш взгляд, нужно, прежде всего, предупреждать про­блему, чем в дальнейшем бороться с ее последствиями. В ка­честве примера, можно привести усилия по антикоррупцион­ной политике в правоохранительных органах таких стран, как США, Великобритания, Франция, Китай, Канада, Индонезия, Испания, Израиль и т.д. В указанных и многих других странах морально-нравственной подготовке полицейских уделяется первостепенное значение. Важным критерием является пре­стижность и почетность службе в полиции. Проводится посто­янный общественный контроль за действиями полицейских. И, как результат, в Германии более 86% опрошенных граждан заявили о полном или частичном доверии к представителям правоохранительных органов. Конкурс на должность полицей­ского может составлять от 100 в Израиле до более 3000 (в Китае) человек на место. Заработная плата и пенсионное обеспечение сотрудников полиции также высоки. В России принят «Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», также, имеется проект «Кодекса по­ведения государственных служащих Российской Федерации». Остается надеяться, что эти меры морально-нравственного воздействия позволят снизить уровень коррупции в России.

 

Философия права



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика