Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Договор о Евразийском Экономическом Союзе: комплексный правовой анализ: заключительная часть - Раздел IX. Внешнеторговая политика
Научные статьи
24.11.14 13:28
Оглавление
Договор о Евразийском Экономическом Союзе: комплексный правовой анализ: заключительная часть
Раздел IX. Внешнеторговая политика
Раздел X. Техническое регулирование (статьи 51-55)
Раздел XI. Санитарные, ветеринарно-санитарные и ка­рантинные фитосанитарные меры
Часть третья. Единое экономическое пространство.
Раздел XIV. Валютная политика
Раздел XX. Энергетика
Раздел XXVI. Трудовая миграция
Заключение
Все страницы









Раздел IX. Внешнеторговая политика

1. Общие положения о внешнеторговой политике

Статья 33. Цели и принципы внешнеторговой политики Со­юза

1. Внешнеторговая политика Союза направлена на содей­ствие устойчивому экономическому развитию государств- членов, диверсификации экономик, инновационному разви­тию, повышению объемов и улучшению структуры торговли и инвестиций, ускорению интеграционных процессов, а также дальнейшее развитие Союза как эффективной и конкуренто­способной организации в рамках глобальной экономики.

2. Основными принципами осуществления внешнеторговой политики Союза являются:

применение мер и механизмов осуществления внешне­торговой политики Союза, являющихся не более обремени­тельными для участников внешнеторговой деятельности госу­дарств-членов, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей Союза;

гласность в разработке, принятии и применении мер и ме­ханизмов осуществления внешнеторговой политики Союза;

обоснованность и объективность применения мер и меха­низмов осуществления внешнеторговой политики Союза;

защита прав и законных интересов участников внешнетор­говой деятельности государств-членов, а также прав и законных интересов производителей и потребителей товаров и услуг;

соблюдение прав участников внешнеторговой деятельно­сти.

3. Внешнеторговая политика реализуется через заключе­ние Союзом самостоятельно либо совместно с государства­ми-членами в сферах, в которых органы Союза принимают обязательные для государств-членов решения, международных договоров с третьей стороной, участие в международных ор­ганизациях либо автономное применение мер и механизмов внешнеторговой политики.

Союз несет ответственность за выполнение обязательств по заключаемым им международным договорам и реализует свои права по этим договорам.

Статья 34. Режим наибольшего благоприятствования

В отношении внешней торговли товарами применяется режим наибольшего благоприятствования в понимании Гене­рального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) в тех случаях и на условиях, когда применение режима наибольшего благоприятствования предусмотрено между­народными договорами Союза с третьей стороной, а также международными договорами государств-членов с третьей стороной.

Статья 35. Режим свободной торговли

Режим свободной торговли товарами в понимании ГАТТ 1994 устанавливается в торговле с третьей стороной на основа­

нии международного договора Союза с такой третьей стороной с учетом положений статьи 102 Договора3.

Международный договор Союза с третьей стороной, уста­навливающий режим свободной торговли, может включать иные положения, связанные с внешнеторговой деятельно­стью.

Статья 36. Тарифные преференции в отношении товаров, про­исходящих из развивающихся стран и (или) наименее развитых стран

1. В целях содействия экономическому развитию разви­вающихся и наименее развитых стран Союз в соответствии с Договором может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преферен­ций Союза и (или) наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза.

2. В отношении ввозимых на таможенную территорию Со­юза преференциальных товаров, происходящих из развиваю­щихся стран — пользователей единой системы тарифных пре­ференций Союза, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономи­ческого союза.

3. В отношении ввозимых на таможенную территорию Со­юза преференциальных товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразий­ского экономического союза.

Статья 37. Правила определения происхождения товаров

1. На таможенной территории Союза применяются единые правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза.

2. Для целей применения мер таможенно-тарифного регу­лирования (за исключением целей предоставления тарифных преференций), применения мер нетарифного регулирования и защиты внутреннего рынка, установления требований к мар­кировке происхождения товаров, осуществления государствен­ных (муниципальных) закупок, ведения статистики внешней торговли товарами применяются правила определения про­исхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза (непреференциальные правила определения проис­хождения товаров), устанавливаемые Комиссией.

3. Для целей предоставления тарифных преференций в от­ношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Сою­за из развивающихся или из наименее развитых стран — поль­зователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, устанавливаемые Комиссией.

4. Для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли, применяются правила определения происхождения товаров, установленные соответствующим международным договором Союза с третьей стороной, предусматривающим применение режима свободной торговли.

5. В случае если международным договором Союза с тре­тьей стороной, предусматривающим применение режима сво­бодной торговли, не установлены правила определения проис­хождения товаров или они не приняты на момент вступления в силу такого договора, в отношении ввозимых на таможенную территорию Союза товаров, происходящих из этой страны, до момента принятия соответствующих правил определения происхождения товаров применяются правила определения происхождения товаров, предусмотренные пунктом 2 насто­ящей статьи.

6. При наличии неоднократных фактов нарушения тре­тьей стороной в области определения (подтверждения) про­исхождения товаров Комиссией может быть принято решение о проведении таможенными службами государств-членов мо­ниторинга правильности определения (подтверждения) про­исхождения товаров, ввозимых из конкретной страны. В случае выявления системных нарушений третьей стороной в области определения (подтверждения) происхождения товаров Комис­сией может быть принято решение о приостановлении при­нятия таможенными службами государств-членов документов, подтверждающих происхождение товаров. Положения насто­ящего пункта не ограничивают полномочия государств-чле­нов в отношении контроля происхождения ввозимых товаров и принятия мер по его результатам.

Статья 38. Внешняя торговля услугами

Государства-члены осуществляют координацию в сфере торговли услугами с третьими сторонами.

Осуществление координации не означает наднациональной компетенции Союза в этой сфере.

Оставшиеся пункты раздела рассмотрены и прокомменти­рованы в работе

При толковании рассматриваемых норм Договора о ЕАЭС нами предложены следующие разъяснения: внешнеторговая политика Союза направлена на содействие устойчивому эко­номическому развитию, диверсификации экономики, инно­вационному развитию, повышению объемов и улучшению структуры торговли и инвестиций, ускорению интеграцион­ных процессов. Закреплены применение мер и механизмов осуществления внешнеторговой политики Союза. Внешне­торговая политика реализуется через заключение Союзом договоров с третьей стороной/третьим государством. Союз имеет единую систему тарифных преференций Союза, еди­ные правила определения происхождения товаров. Союз полномочен применять к третьим государствам режим сво­бодной торговли.

   В этом плане мы немного продвинулись, это дает нам право определить ЕАЭС не только как конфедерацию (как нами ра­нее отмечено и обосновано), но и как Союзное государство или свободную федерацию, где участники сохраняют полити­ческую независимость и суверенный иммунитет. В контексте внешнеторговой политики только государство (а не интегра­ционное объединение или международная организация) за­конодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты. Вне «политического лукавства» необходимо подчеркнуть, что внешнеторговая политика — составная часть экономической политики любого государства — субъекта международного права, предполагающая оказание влияния на внешнюю тор­говлю посредством экономических и административных рыча­гов — налогов, субсидий, прямых ограничений импорта и экс­порта, кредитования и т.п., и только государство, признанное международным сообществом и правом, устанавливает режим свободной торговли или протекционизма.

Исходя из этого проясняется, что ЕАЭС можно идентифи­цировать как Союзное государство и свободную федерацию. Но по политическим соображениям и в связи с возможными противоречиями говорить на официальном уровне о ЕАЭС как о конфедеративном/союзном государстве или политиче­ском Союзе не представляется возможным ни с точки зрения международно-правовой целесообразности, ни с точки зрения политико-административной эффективности. С другой сторо­ны, Договор отовсюду «прибит» ярлыками «экономический союз, экономическая политика, международная организация», но при его рассмотрении выявляются все признаки политиче­ского союза.

И сейчас для социального общества России, Казахстана и Беларуси объективно необходимым является официаль­ный переход к политическому союзу. Наши народы уже жили и живут в экономическом союзе — СНГ, ЕврАзЭС, ТС и ЕЭП, рядовые белорусы, казахи и россияне хотят большего от ЕАЭС. Как поступить в этом случае с политическим про­ектом «Союзное государство Беларусь — Россия», ведь этот проект испачкан немалой острой критикой со стороны пре­зидента Беларуси, белорусской политической элиты, а также российских общественных деятелей? При этом российское руководство прекрасно понимает, что наиболее значимым является Евразийский союз. Зачем тогда дублировать и по­вторяться: Союзное государство Беларусь — Россия и ЕАЭС. Государственно-политические круги России прекрасно по­нимают роль и вклад Казахстана и его национального лидера в развитие Евразийского объединения, но, развивая локальное объедение СГ, российское руководство отбрасывает и ограни­чивает эту республику от тесного взаимодействия с Беларусью и Россией.

Союзное государство перестало развиваться, как этого хотели, цели не были достигнуты: в рамках СГ не было об­разовано единой таможенной территории, единого эконо­мического пространства, единой валюты. СГ на бумаге имеет солидную правовую базу. Тем не менее на границе Беларуси и России отсутствует пограничный контроль, в обращении единая миграционная карта для третьих государств. Справед­ливым решением является добровольное участие Республики Казахстан в интеграционном проекте «Союзное государство Беларусь — Россия», даже если это объединение обречено на гибель.

   Согласно ст. 65 Договора о Союзном государстве от 08.12.1999     г. участником Союзного государства может быть любое государство, разделяющее принципы и цели Догово­ра о СГ: «Статья 65. Настоящий Договор открыт для присо­единения к нему других государств, являющихся субъектами международного права, разделяющих цели и принципы Со­юзного государства и принимающих на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора».

До настоящего момента удивляет, почему казахское госу­дарство не участвовало в этом политическом проекте в период зарождения и становления. Ведь на тот период отношения На­зарбаева, Ельцина и Лукашенко были близкие и дружествен­ные, да и народы всегда понимали друг друга и шли друг другу навстречу. До появления этого Договора Нурсултан Абишевич, как мы все знаем, в 1994 г. предложил проект политического союза (Евразийского союза государств). Да и Ельцин с Назар­баевым принимали активное участие при подготовке несосто- явшегося в 1991 г. обновленного союза республик «Союза Су­веренных Государств». Этот документ был призван остановить хаотичный развал единого федеративного государства СССР.

Проект, готовившийся под инициативой М. С. Горбачева, было бы уместным использовать для внесения корректировок и дополнений и в настоящих условиях.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика