Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Договор о Евразийском Экономическом Союзе:шаг вперед, два шага назад - Евразийский межправительственный совет (ЕМС)
Научные статьи
24.11.14 14:48
Оглавление
Договор о Евразийском Экономическом Союзе:шаг вперед, два шага назад
Договор о Евразийском экономическом союзе (ДЕАЭС)
Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС)
Евразийский межправительственный совет (ЕМС)
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)
Все страницы

Суд Союза. Правоспособность Суда Союза в соответствии со ст. 19 ДЕАЭС определяется Статутом Суда (Приложение № 2 к ДЕАЭС), а также его Регламентом. Однако в рамках ев­разийского интеграционного правопорядка функционирует еще и Суд ЕврАзЭС, правовой основой деятельности кото­рого являются Договор об учреждении Евразийского эконо­мического сообщества от 10 октября 2000 г., Договор об об­ращении в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизвод­ства по ним от 9 декабря 2010 г., а также Статут Суда ЕврАзЭС и его Регламент. Поскольку в Приложение № 33 к ДЕАЭС, в котором перечислены международные договоры в рамках евразийского интеграционного правопорядка, утрачивающие силу с началом действия ДЕАЭС, не включены международные договоры и иные акты, составляющие правовую основу функ­ционирования Суда ЕврАзЭС, следовательно, Суд ЕврАзЭС будет функционировать параллельно с Судом Союза с момен­та вступления в силу ДЕАЭС. Учитывая, что в соответствии с п. 40 Статута Суда Союза «государства-члены могут отнести к компетенции Суда иные споры, разрешение которых Судом прямо предусмотрено Договором, международными догово­рами в рамках Союза, международными договорами Союза с третьей стороной или иными международными договорами между государствами-членами», можно ожидать в будущем объединение этих двух судебных органов под крышей одного Суда Союза. Тем не менее, поскольку в рамках евразийского правопорядка формально существуют пока два Суда, необхо­димо рассмотреть правоспособность каждого из них.

Суд ЕврАзЭС, несмотря на формальное образование в со­ответствии Договором об учреждении ЕврАзЭС от 10 октя­бря 2000 г., фактически приступил к работе 1 января 2012 г. До этого времени функции Суда ЕврАзЭС на основании Соглашения между СНГ и ЕврАзЭС от 3 марта 2004 г. выпол­нял Экономический суд СНГ. В компетенцию Суда ЕврАзЭС в соответствии со ст. 13 Статута Суда, утвержденного решением Межгоссовета/ВЕЭС от 5 июля 2010 г., входят следующие во­просы:

- обеспечение единообразного применения Договора об учреждении ЕврАзЭС и других действующих в рамках Сообщества международных договоров и принимаемых орга­нами ЕврАзЭС решений;

- рассмотрение споров экономического характера, возни­кающих между Сторонами по вопросам реализации реше­ний органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС;

- осуществление толкования международных договоров в рамках ЕврАзЭС и решений органов ЕврАзЭС.

В связи с формированием Таможенного Союза Суд:

- рассматривает дела о соответствии актов органов ТС до­говорам, составляющим договорно-правовую базу ТС;

- рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов ТС;

- дает толкование международных договоров, составляю­щих договорно-правовую базу ТС, актов, принятых органами ТС;

- разрешает споры между Евразийской экономической ко­миссией (ЕЭК) и государствами — членами ТС, а также между государствами-членами по выполнению ими обязательств, принятых в рамках ТС.

     К ведению Суда могут быть отнесены и иные споры, разре­шение которых предусмотрено международными договорами в рамках ЕврАзЭС и ТС. При этом в соответствии со ст. 14 Статута Суда ЕврАзЭС истцами в таких спорах могут выступать государства, являющиеся членами соответственно ЕврАзЭС или ТС, органы ЕврАзЭС и ТС и хозяйствующие субъекты государств-членов. Граждане же этих государств, в интересах которых по большому счету и затевается интеграция, в отличие от граждан Европейского союза, лишены права оспаривать решения и действия (бездействие) интеграционных органов в Суде ЕврАзЭС.

Исходя из анализа Договора о Евразийской экономической комиссии, Статута Суда ЕврАзЭС, а также Договора об обра­щении в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 9 декабря 2010 г., Суд может принимать лишь следу­ющие обязательные решения:

1) о соответствии или несоответствии оспариваемых реше­ний Комиссии или отдельных их положений международным договорам в рамках ТС и ЕЭП. В этой ситуации Суд призна­ет оспариваемое решение либо соответствующим, либо не­соответствующим международным договорам. В последнем случае Суд отменяет решение Комиссии или его отдельные положения или обязывает Комиссию привести это решение (его отдельные положения) в соответствие с международными договорами. Санкции на должностных лиц Комиссии, допу­стивших принятие неправомерного решения, или санкции имущественного характера в отношении Комиссии правоспо­собностью Суда не предусматриваются;

2) о соответствии или несоответствии оспариваемых дей­ствий (бездействия) Комиссии международным договорам в рамках ТС и ЕЭП. В этой ситуации своим решением Суд при­знает действия (бездействие) Комиссии соответствующими или несоответствующими международным договорам. В последнем случае Суд только констатирует неправомерность действий (бездействия) Комиссии, но никаких санкций, даже если ис­тец в данном споре понес убытки в результате неправомерных действий (бездействия) ответчика, вынести не может;

3) о толковании норм международных договоров, состав­ляющих договорно-правовую базу ТС и ЕЭП, а также актов, принятых органами ТС и ЕЭП, по запросу высших судебных органов государств-членов;

4) о невыполнении государством-членом своих обязательств по международным договорам в рамках ТС и ЕЭП, а также решений ВЕЭС и Комиссии.;

5) по спорам экономического характера, возникающим на основании международных договоров и решений в рамках ЕврАзЭС.

В соответствии с п. 2 ст. 20 Статута Суда ЕврАзЭС, в случае неисполнения решения Суда в установленный срок вопрос передается на рассмотрение Межгоссовета/ВЕЭС на уровне глав государств. Однако представляется, что и в Межгоссовете/ ВЕЭС данный вопрос вряд ли найдет свое справедливое ре­шение, учитывая единогласный порядок принятия решений в Межгоссовете/ВЕЭС.

Как видно, правоспособность Суда ЕврАзЭС весьма огра­ничена. Кроме того, как уже отмечалось выше, международ­но-правовыми документами и в рамках ЕврАзЭС, и в рамках ТС и ЕЭП никаких юрисдикционных санкций в отношении государств-членов, Комиссии или ее должностных лиц, до­пустивших принятие неправомерных актов или неправо­мерные действия (бездействие), не предусмотрено, а убытки, понесенные хозяйствующими субъектами в результате таких решений или действий (бездействия), также не подлежат воз­мещению (п. 4 ст. 11 Договора об обращении в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенности судопроизводства по ним от 9 декабря 2010 г.). Следовательно, напрашивается вывод о недостаточ­ности правоспособности Суда ЕврАзЭС для реализации целей евразийского интеграционного правопорядка.

Что касается правоспособности Суда Союза, то она опре­деляется Статутом Суда (Приложение № 2 к ДЕАЭС), а так­же Регламентом (пока не утвержден ВЕЭС). В частности, п. 39 Статута гласит, что «Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза:

1) по заявлению государства-члена:

о соответствии международного договора в рамках Союза или его отдельных положений Договору;

о соблюдении другим государством-членом (другими го­сударствами-членами) Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, а также от­дельных положений указанных международных договоров и (или) решений;

о соответствии решения Комиссии или его отдельных поло­жений Договору, международным договорам в рамках Союза и (или) решениям органов Союза;

об оспаривании действия (бездействия) Комиссии;

2) по заявлению хозяйствующего субъекта:

о соответствии решения Комиссии или его отдельных по­ложений, непосредственно затрагивающих права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предприниматель­ской и иной экономической деятельности, Договору и (или) международным договорам в рамках Союза, если такое реше­ние или его отдельные положения повлекли нарушение предо­ставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта;

об оспаривании действия (бездействия) Комиссии, непо­средственно затрагивающего права и законные интересы хозяй­ствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной эко­номической деятельности, если такое действие (бездействие) повлекло нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и закон­ных интересов хозяйствующего субъекта».





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика