Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


О периодизации международного права в контексте цивилизационного подхода: Россия и Запада
Научные статьи
24.11.14 16:02
Оглавление
О периодизации международного права в контексте цивилизационного подхода: Россия и Запада
Международно-правовая доктрина об этапах становления и развития МП
Цивилизации древности и МП
Классическое МП — творение Запада
Современное МП — глобализированный вариант «международного права Запада»
Выводы
Все страницы





О периодизации международного права в контексте цивилизационного подхода: Россия и Запада


alt

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Шумилов В. М.
В статье содержится краткий анализ истории международных отношений в увязке с этапами развития международного права (МП). При анализе используется теория и философия цивилизационного подхода. На этой основе критически осмысливается принятая российской международно-правовой доктриной периодизация МП. Излагается авторский субъективный взгляд на роль западной цивилизации в мироустройстве, а также на общее МП как творение Запада.


Сложившееся общее международное право (МП) — из­бирательно, неэффективно, пробельно, несправедливо. Оно используется, когда удобно, и отбрасывается, если мешает. Кризис международно-правовых отношений вокруг Украины, начавшийся в первой половине 2014 г., только подтверждает это. Как и куда эволюционирует международное право? Через какие этапы прошло его развитие? Что представляет собой нынешний этап его функционирования? Поскольку МП — это «вторичное явление», отражение «реальных» отношений, отве­ты на поставленные вопросы следует искать в увязке с историей и теорией международных отношений, с теорией междуна­родного права.

Вопросам истории и периодизации МП уделено много внимания в российской международно-правовой литературе. Однако в основе большинства предложенных классификаций лежит так называемый формационный подход к истории че­ловечества, государства, права. При этом подходе история рассматривается как смена формаций — первобытной, рабов­ладельческой, феодальной, капиталистической, — которые уложены в исторические периоды: Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время.

   Но есть и цивилизационный подход к истории вообще, к классификации государств, особенностям их становления и развития, и главное — к трактовке реалий. Он широко ис­пользуется как метод познания, как научный инструментарий,имеет глубокие корни и теоретическую базу. Данный подход пока практически не задействован ни в российской междуна­родно-правовой науке, ни в образовательной сфере, хотя в не­которых аспектах более адекватно, как представляется, отража­ет сложившуюся картину мира и борьбу за мироустройство. Для цивилизационного подхода характерен взгляд на историю как на смену или сосуществование цивилизаций — их взаи­модействие и противостояние. На основе цивилизационного подхода существует огромное множество классификаций, в за­висимости от избранных критериев, выделения того или иного признака.

Само слово «цивилизация» можно понимать двояко. Во- первых, как человечество в целом, объединенное общей исто­рией и культурой (это, своего рода, космополитический, глоба- листский взгляд на данное понятие). Во-вторых, как отдельные государства и группы государств, взятые в соответствующий исторический период и объединенные своими специфически­ми чертами, ценностями, элементами культуры (это культуро­логический, или этнокультурологический, взгляд на понятие). Данное значение термина и представляет интерес примени­тельно к задачам настоящей статьи.

    В западных обществоведческих, гуманитарных науках чаще других, пожалуй, используются две классификации. В одном случае выделяют цивилизации (и/или государства, их составля­ющие): доиндустриальные; индустриальные; постиндустриаль­ные. Во втором случае цивилизации (и государства, входящие в них) подразделяются на: западные; восточные; смешанные. Принято считать, что в государствах западного цивилизаци­онного типа преобладает частная собственность на средства производства либо плюрализм форм собственности; сложи­лось разделение властей; экономика находится на передовых позициях; политические режимы анонсируются как демо­кратические; приоритетны индивидуалистические ценности; на первое место ставится индивидуальное, частное, негосудар­ственное. В государствах восточного цивилизационного типа чаще преобладают государственная, коллективная или переходные формы собственности; роль государства в управлении экономикой усилена; правовые режимы более-менее жёсткие; в иерархии общественных ценностей преобладает всё коллек­тивное, общественное, государственное. В государствах смешан­ного цивилизационного типа присутствуют черты и западного, и восточного типов.

К западному цивилизационному пространству современ­ности относятся развитые государства и отдельные развиваю­щиеся страны. Запад — не един; он имеет два эпицентра: евро­пейский и североамериканский (англосаксонский); в мировой экономике они конкурируют; в мировой политике пытаются держаться вместе, осуществляя глобальную экспансию. Циви­лизационное пространство восточного типа охватывает в основ­ном развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Амери­ки. В политической терминологии эта группа государств часто называется «Юг» (и она противостоит развитым государствам, которые именуются «Север»).

Указанные классификации достаточно условны. В реальной жизни многие государства, отнесенные к одному типу, могут содержать в себе элементы государств других типов. Цивилиза­ционным фактором служат общие интересы, принадлежность к одному континенту или интеграционному объединению. Де­ление государств на «западные», «восточные» и «смешаные» — лишь общий контур, в рамках которого выделяются десятка два цивилизационных пространств (центров). Можно говорить, например, о латиноамериканской, китайской, арабской циви­лизациях. Термины «развитое государство» и «развивающееся государство» — тоже инструментарий цивилизационного под­хода, пусть и не всегда осознанного.

Что есть Россия? Каково место России в миропорядке? Раз­брос мнений по этому вопросу очень большой: Россию относят к западной цивилизации; к восточной цивилизации; не отно­сят ни к той, ни к другой; видят в ней элементы и той, и другой. Преобладающим можно считать взгляд на Россию как на госу­дарство смешанного типа. Думается, такого взгляда — недоста­точно: Россия — не просто развитое государство, а сама по себе самостоятельная цивилизация со своей исторической судьбой, иерархией ценностей, качественными чертами, особенностями менталитета. Это — евразийское государство-цивилизация, расположенное между европейской и азиатско-тихоокеан­скими цивилизациями; эпицентр большого «русского мира». Раньше это был «славянский мир», но значительную его часть элиты соответствующих государств благополучно сдали Запа­ду; точнее сказать, Запад тихо «скушал» эти государства в ре­зультате непрекращающейся экспансии.

Если взглянуть на изменения в мироустройстве через вза­имодействие и борьбу цивилизаций, то по-иному предста­нет и картина мира в целом, и многие аспекты, касающиеся международных отношений, международного права. Один из главных выводов такой картины состоит в том, что западная цивилизация довлеет в мире на протяжении столетий, и общее международное право создавалось прежде всего государства­ми западного типа. Ещё Ф. Ф. Мартенс отмечал: «Современ­ное международное право есть продукт культурной жизни и правосознания народов европейской цивилизации». Вопрос о вкладе других цивилизационных центров в общее междуна­родного право представляет собой научный и практический интерес; он ждёт своего исследования.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика