Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовые режимы конституционного права на бесплатную юридическую помощь: подходы к пониманию и методика оценки
Научные статьи
27.11.14 13:37
Оглавление
Правовые режимы конституционного права на бесплатную юридическую помощь: подходы к пониманию и методика оценки
Бесплатная юридическая помощь
Правовая политика
Конституционное право
Все страницы

вернуться







Правовые режимы конституционного права на бесплатную юридическую помощь: подходы к пониманию и методика оценки

alt
Кондрашев А. А.
alt

Пикулева И. В.
 
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Кондрашев А. А., Пикулева И. В.
В статье анализируются различные подходы к пониманию правового режима реализации
конституционного права на бесплатную юридическую помощь. Авторы приходят к выводам о недостаточности нормативной трактовки правового режима, необходимости понимания правового режима бесплатной юридической помощи как юридико-фактической характеристики реального состояния обеспеченности прав и законных интересов, востребованности правовых инструментов для удовлетворения различных интересов субъектов права в указанной сфере.
Авторами предложена методика оценки правового режима бесплатной юридической помощи, позволяющая отразить не только специфику нормативного регулирования конституционного права на бесплатную юридическую помощь, но и юридико-фактические и организационно-фактические условия его реализации, действительное положение дел в указанной области общественных отношений в установленный временной период; обозначены критерии, индикаторы и источники измерения степени благоприятности (неблагоприятности) правового режима; приведены методологические указания по подсчету точных количественных значений показателей правовых режимов оказания бесплатной юридической помощи и в нормативном, и в реалистическом пониманиях. Полученные результаты определяют степень благоприятности реализации указанного конституционного права, что служит основанием для классификации правовых режимов на благоприятные, удовлетворительные и неблагоприятные.


Современные потребности и задачи правового регулиро­вания требуют модернизации понимания правовых режимов в направлении отражения этим понятием не только особых комплексов нормативно-регулятивных средств, но и реального состояния правовой практики.

Устоявшаяся в отечественном правоведении трактовка понятия «правовой режим» (которую для краткости можно условно назвать «нормативной») отражает правовую жизнь только в нормативном срезе, показывая отношение норма­тивно-регулятивных средств (правовых норм, нормативных обобщений) к удовлетворению опосредуемых правом разноо­бразных интересов субъектов права. Именно по этой причине нормативное понимание правового режима оказывается бес­сильным для объяснения различий реального действия оди­наковых наборов юридических средств (например, различия реального действия в разных субъектах Российской Федерации одних и тех же норм федерального законодательства).

Истоки иного, ненормативного понимания правового ре­жима, которое с учетом его сущностных характеристик мож­но именовать реалистическим, обнаруживаются в работах С. С. Алексеева, который писал, что «помимо всего иного, самое существование явлений, обозначаемых термином „правовой режим", и их значение в правовой действительности свидетель­ствуют о многомерности, многогранности, „объемности" права, ключевое значение нормативности при характеристике права вовсе не означает сведения всей правовой действитель­ности к одной лишь „совокупности норм". Как только право рассматривается в динамике, в функционировании, так сразу же оно раскрывается новыми существенными гранями».

Актуальной представляется разработка категории правового режима как характеристики, отражающей не только норма­тивно запрограммированную правотворческими органами, но и реальную степень обеспеченности прав и законных интере­сов субъектов в той или иной сфере общественных отношений. Сами по себе юридические средства, приемы, способы, методы выступают в таком подходе к пониманию правового режима в качестве основы, ориентира, системы координат для исследова­ния реального состояния их использования в правовой жизни.

Правовой режим как явление находится не только в сфере возможного, но и в сфере действительного, относится к реаль­ной правовой деятельности, юридической практике, правовой жизни, а как понятие отражает действительное состояние, положение и значение действующих правовых институтов, демонстрируя как, каким образом государство устанавливает баланс интересов участников общественных отношений в раз­личных сферах правовой жизни, определяет приоритеты од­них интересов и подчиняет им другие4 не только в нормах права, но и в обеспечении их действия правоприменительной деятельностью, создании условий для использования (а не из­бегания использования) субъектами общественных отношений именно правовых средств для удовлетворения своих разноо­бразных интересов.

Правовой режим в его реалистическом понимании отража­ет не только нормативные ограничения или льготы, но и состо­яние реальной возможности или невозможности пользования правами, что и свидетельствует о благоприятности или неблагоприятности правового режима.

Правовой режим в реалистическом понимании — это сложное и многоаспектное понятие, применимое для различ­ных уровней и сфер: в пределах отрасли права, правового ин­ститута, государства в целом, его регионов и т.д.

Возможно и необходимо выделять правовые режимы от­дельных областей общественных отношений, например, в сфе­ре реализации конституционного права на бесплатную юри­дическую помощь, которая и будет предметом настоящего исследования.

Анализ правовых режимов юридической помощи пред­принимался в современной юридической науке. Так, В. Ю. Пан­ченко пишет, что под правовым режимом юридической по­мощи следует понимать «порядок правового регулирования общественных отношений, связанных с оказанием (получе­нием) юридической помощи, обусловленных комплексным характером данного правового института (предметом, мето­дом, принципами разных отраслей права, регламентирую­щих предоставление юридической помощи), выражающийся в определенном сочетании правовых средств, создающий опре­деленную степень благоприятности в целях удовлетворения интересов граждан и юридических лиц — получателей юри­дической помощи, в своевременной, доступной и качественной юридической помощи, а также различных профессиональных, экономических и иных интересов субъектов оказания юриди­ческой помощи, интересов общества и государства»7. Ученый выделяет следующие его признаки: правовой режим юриди­ческой помощи имеет нормативное правовое закрепление; на­целен определенным образом регламентировать общественные отношения, связанные с осуществлением (оказанием и полу­чением) юридической помощи; представляет собой порядок правового регулирования юридической помощи, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием; создает желаемое социальное состояние обще­ственных отношений в сфере осуществления юридической помощи и конкретную степень благоприятности для удовлет­ворения интересов субъектов права.

В. Ю. Панченко классифицирует правовые режимы на виды по различным основаниям: по уровню правового регулиро­вания на федеральный, региональные, местные и локальные правовые режимы юридической помощи; по видам юриди­ческой помощи — правовые режимы юридического инфор­мирования, правового консультирования; на правовой режим оказания юридической помощи и правовой режим получения юридической помощи; на общий и специальный правовые режимы юридической помощи.

При этом общий правовой режим юридической помощи охватывает обычные, распространенные случаи необходимости профессионального правового содействия осуществлению прав и законных интересов гражданина и организаций в большин­стве сфер общественной жизни, за исключением отдельных проблемных правовых ситуаций в специфических областях правового регулирования (например, охраны результатов ин­теллектуальной деятельности, а также ситуаций, вызванных экстраординарными обстоятельствами (например, уголов­ное преследование, отбывание наказания и т.п.)), которые в силу своих особенностей подвергаются особому правовому регулированию и требуют специальных правовых режимов юридической помощи. Общие правовые режимы оказания и получения юридической помощи с позиций целевого назна­чения направлены на обеспечение частных интересов, общий правовой режим получения юридической помощи характери­зуется предельно широким кругом как лиц, имеющих право на получение квалифицированной юридической помощи, так и лиц, оказывающих юридическую помощь; предполагает свободу субъекта получения обратиться за юридической помо­щью либо воздержаться от обращения за ней, самостоятельно определять форму юридической помощи, которой он жела­ет воспользоваться; правовые отношения между субъектом получения и субъектом оказания в общем правовом режиме юридической помощи возникают, изменяются, прекраща­ются на взаимных, добровольных, диспозитивных началах. Среди специальных правовых режимов юридической помощи В. Ю. Панченко выделяет ограничительные и льготные право­вые режимы, основанием этой классификации является суже­ние или расширение объема права на квалифицированную юридическую помощь по сравнению с его общим правовым режимом.

Признавая научную ценность приведенных суждений, сле­дует констатировать, что такой подход к дефиниции, при­знакам и видам правовых режимов юридической помощи не выходит за рамки их нормативного понимания.

Реалистическое понимание правовых режимов не отри­цает нормативную трактовку категории «правовой режим» как единого комплекса правовых средств различного состава и уровня, а дополняет ее. В силу этого нормативная состав­ляющая правового режима реализации конституционного права на бесплатную юридическую помощь должна быть предметом научного анализа. Особую значимость норма­тивной основы правового режима рассматриваемой сферы общественных отношений придает и то обстоятельство, что последняя находится в совместном ведении Российской Фе­дерации и ее субъектов.

Так, органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями издания законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих дополнитель­ные гарантии реализации права граждан на получение бес­платной юридической помощи: региональные законодатели вправе расширять перечень категорий лиц, имеющих право на ее получение, равно как и перечень оснований получения юридической помощи бесплатно, определять порядок при­нятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и обязаны обеспечивать исполнение таких норм (ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее также — Закон о БЮП, Закон № 324-ФЗ)). Например, ввиду того, что часть территории Красноярского края составляют районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (например, Богучанский, Енисейский райо­ны), правом на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Красноярского края обладают лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, проживающие в местах традиционного прожива­ния и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Красноярского края, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы. В Челябинской области, например, правом получения бес­платной юридической помощи, помимо категорий граждан, указанных в федеральном законе, обладают граждане, под­вергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радио­активных отходов в реку Теча.

Более того, региональные правовые режимы бесплатной юридической помощи существовали до формирования феде­рального правового режима (принятия Закона о БЮП), а затем некоторые регионы просто модифицировали собственные за­коны об оказании бесплатной юридической помощи.

Поэтому представляется необходимым выделение реги­ональных правовых режимов бесплатной юридической по­мощи, которые, во-первых, на нормативном уровне должны отражать особенности реализации права на бесплатную юридическую помощь в тех или иных регионов, а, во-вторых, отражать реальное состояние удовлетворенности или не­удовлетворенности потребностей в бесплатной юридической помощи, обусловленных теми или иными объективными факторами, свойственными конкретным российским реги­онам.

Так, например, наибольшая концентрация исправитель­ных учреждений и иных структурных подразделений уголов­но-исполнительной системы РФ приходится на Пермскую и Свердловскую области, Красноярский край. Следовательно, в указанных субъектах пребывает значительное количество осужденных, которые, согласно уголовно-исполнительному законодательству, имеют право на получение бесплатной юридической помощи, что является, во-первых, фактором дифференциации различных регионов, во-вторых, показате­лем необходимости акцентирования внимания на институ­тах, оказывающих данный вид юридической помощи в целях обеспечения доступности, реальности получения содействия в реализации указанного права и максимально благоприятного удовлетворения связанных с ним интересов.

Рассматривая региональные правовые режимы в норма­тивном аспекте, следует выделить несколько критериев, по которым может быть определена нормативная, законодатель­но установленная благоприятность (либо неблагоприятность) реализации права граждан на бесплатную юридическую по­мощь.

1. Круг субъектов оказания бесплатной юридической по­мощи. Ряд регионов (например, Пензенская область) своими законодательными актами определили, что бесплатную юри­дическую помощь на территории этих регионов оказывают только государственные органы и учреждения, а также государ­ственные юридические бюро. В других регионах наряду с соз­данием государственных юридических бюро в форме казенных учреждений, допускается оказание бесплатной юридической помощи и адвокатами (например, в Калининградской области  и Карачаево-Черкесии), а в некоторых субъектах бесплатную юридическую помощь оказывают исключительно адвокаты (Москва).

2. Круг субъектов получения бесплатной юридической по­мощи. Некоторые субъекты Российской Федерации (причем их явное меньшинство) посредством принятия своих законов расширили перечень субъектов (граждан), получающих бес­платную юридическую помощь.

Дополнительные категории граждан, кроме уже указан­ных в федеральных законах, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, предусмотрены в законах Самарской (ст. 7 Закона № 51-ГД), Нижегородской (п. 2 ст. 14 Закона «О бесплатной юридической помощи в Нижегород­ской области») и Свердловской областей (п. 2 ст. 8 Закона № 79-ОЗ), а также Ханты-Мансийского автономного округа (ст. 4 Закона № 113-ОЗ). Это связано с возможностями регио­нов, а также с пониманием насущной необходимости: таких граждан в перечисленных регионах достаточно много, они не могут себе позволить обращение за юридической помощью, однако нуждаются в ней. Можно было предположить, что это богатые регионы, способные позволить себе установить на законодательном уровне дополнительные категории граждан и оказывать им бесплатную юридическую помощь. Однако данное предположение не совсем верно, поскольку Нижего­родская область, например, является дотационным регионом России, хотя и получает дотации в небольшом размере. При­чем одни регионы устанавливают множество категорий таких субъектов (например, 10 категорий в Хабаровском крае), а другие не более 2 (Калининградская область, Республика Алтай) .

Большинство же регионов решили не увеличивать перечень субъектов, получающих бесплатную юридическую помощь (Приморский край, Республика Татарстан, Ненецкий авто­номный округ и др.) .

3. Определенность органа, уполномоченного в области обе­спечения бесплатной юридической помощи. Законом № 324- ФЗ установлено: определение органа исполнительной власти субъекта, уполномоченного в области обеспечения бесплатной юридической помощи (подп. 3 п. 1 ст. 12), относится к компе­тенции субъекта Российской Федерации. Лишь в законе Самар­ской области непосредственно утвержден уполномоченный ис­полнительный орган власти в области обеспечения бесплатной юридической помощи — правительство Самарской области. На основании рассматриваемых региональных законов опре­делением органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения бесплатной юридической помощи, за­нимаются: в Челябинской области — губернатор, в Чувашской Республике — кабинет министров, в Карачаево-Черкесской Республике — глава Республики, в Тюменской области — Дума Тюменской области, а в Нижегородской и Свердловской об­ластях — правительства областей.

4. Установление особых случаев дополнительного оказания бесплатной юридической помощи. Так, например, в Москов­ской области к отдельным случаям оказания бесплатной юри­дической помощи отнесены случаи:

1) досудебного (внесудебного) обжалования решений и дей­ствий (бездействия) органа, предоставляющего государствен­ную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государствен­ную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служа­щего;

2) защиты прав потребителей в части предоставления ме­дицинских услуг;

3) защиты и обеспечения прав и законных интересов несо­вершеннолетних детей из многодетных семей.

Законом Ханты-Мансийского автономного округа установ­лены дополнительные случаи оказания бесплатной юридиче­ской помощи — при рассмотрении заявления о признании гражданина недееспособным, по вопросам традиционного природопользования, землепользования, определения наци­ональной принадлежности именно представителей малочис­ленных народов, имеющих право на такую помощь. Данное уточнение законодателя очень важно и еще раз доказывает необходимость передачи ряда полномочий субъектам Рос­сийской Федерации, которые следят за ситуацией в регионе и могут приводить в равновесие права граждан.

5. Перечень документов, необходимых для получения юри­дической помощи. Субъектам Российской Федерации делеги­ровано право на составление собственного перечня докумен­тов, необходимых для получения бесплатной юридической помощи в конкретном регионе. Общим для многих субъектов можно считать следующий перечень:

- заявление об оказании юридической помощи;

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- документ, подтверждающий право обратившегося на получение юридической помощи.

В Ханты-Мансийском автономном округе и Карачаево-Чер­кесской Республике нет дополнительных требований к до­кументам для получения бесплатной юридической помощи. В приложении к Закону Челябинской области № 279-ЗО име­ется образец заявления об оказании бесплатной юридической помощи. В Челябинской и Нижегородской областях предус­мотрены дополнительные перечни документов для некоторых категорий граждан (п. 2 ст. 9 Закона Челябинской области № 279-ЗО). В Нижегородской области (п. 3 ст. 17 Закона о бес­платной юридической помощи) для получения бесплатной юридической помощи помимо стандартного перечня доку­ментов требуется представлять дополнительные документы, подтверждающие статус или состояние гражданина.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика