Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовые режимы конституционного права на бесплатную юридическую помощь: подходы к пониманию и методика оценки - Бесплатная юридическая помощь
Научные статьи
27.11.14 13:37
Оглавление
Правовые режимы конституционного права на бесплатную юридическую помощь: подходы к пониманию и методика оценки
Бесплатная юридическая помощь
Правовая политика
Конституционное право
Все страницы







      6. Размер и порядок оплаты труда адвокатов и иных субъ­ектов оказания бесплатной юридической помощи. Размер и порядок оплаты труда лиц, оказывающих юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бес­платной юридической помощи, и способы компенсации их расходов на оказание такой помощи в Челябинской, Самар­ской, Нижегородской и Свердловской областях, а также в Кара­чаево-Черкесской Республике определяют правительства этих субъектов. В Тюменской области правом определять размер и порядок компенсации обладает областная Дума, а в Чуваш­ской Республике — кабинет министров. В Ханты-Мансийском автономном округе материально-техническое и финансовое обеспечение оказания адвокатами юридической помощи рас­писано более детально и включает в себя: расходы на содержа­ние помещений для работы адвокатов; транспортные расходы, связанные с проездом на любом виде транспорта, в том числе на личном (за исключением такси); командировочные расходы, включающие суточные расходы и расходы за наем жилого по­мещения. В ряде регионов определены конкретные цифры за оказание тех или иных видов юридических услуг. Например, в Приморском крае размер оплаты адвокатов за консультации (устной и письменной) варьируется от 300 до 370 рублей, а за составление жалоб — от 750 рублей, представительство в суде оценивается уже в 750 рублей. В Санкт-Петербурге же размер оплаты адвоката за оказание устной консультации составляет 665 рублей (и 1115 — письменной), составление исковых заяв­лений стоит 1595 рублей, а апелляционных жалоб — 2075 ру­блей. Самые же низкие суммы оплаты труда адвокатов оказа­лись в г. Москве и Хабаровском крае, где консультации стоят около 200 рублей, составление жалоб — 550 рублей, и один день участия в суде — 1100-1500 рублей.

Процедура определения в регионах размера и порядка оплаты труда адвокатов детально не указана, но установлен орган, отвечающий за это. Хотя, по мнению авторов, необходи­мо также указать срок, к которому ежегодно (или чаще) данные о сумме оплаты труда пересчитываются с учетом инфляции и иных факторов. Необходимо и более подробное описание дополнительных расходов адвокатов. Это упростит процедуру возмещения затраченных средств, указанных в законе, однако при наличии дополнительных расходов усложнит процесс получения денежных средств. Поэтому при принятии законов иными регионами рекомендуется оставлять подобные перечни открытыми.

7. Порядок составления и отправления адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в уполномоченный исполни­тельный орган власти ежегодного доклада и сводного отчета об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в регионе не предусмотрен федеральным законода­тельством, и каждый субъект Российской Федерации определя­ет его самостоятельно. Закон № 324-ФЗ предусматривает лишь необходимость направлять такой доклад. Например, Палата адвокатов Самарской области не позднее 31 января года, следу­ющего за отчетным, направляет ежегодный доклад и сводный отчет. Его форма утверждается федеральным органом испол­нительной власти, уполномоченным в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. Адвокатская палата Челябинской области ежегодно не позднее 15 января года, следующего за отчетным, направляет ежегодный доклад и сводный отчет. Кабинет министров Чувашской Республики занимается установлением порядка и направления ежегодного доклада и сводного отчета, но срок не указан. В Нижегородской и Свердловской областях установлением порядка направле­ния ежегодного доклада и отчета занимаются правительства областей. Данная норма, по мнению авторов, не вполне удач­но отдана на региональное регулирование. Поскольку данная информация нужна для подведения итогов сначала в каждом регионе отдельно, а потом и на федеральном уровне, более удобным вариантом является установление единой формы и сроков для анализа полученных данных.

8. Индексация бюджетных средств, выделяемых на оказание бесплатной юридической помощи. Так, например, в г. Санкт- Петербурге размер финансирования подлежит ежегодной индексации начиная с 2014 г. путем его умножения на устанав­ливаемый Правительством Санкт-Петербурга коэффициент, размер которого не может быть ниже индекса роста потре­бительских цен, применяемого при формировании бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год.

На основе перечисленных нормативных критериев пред­ставляется возможным сформировать представление об иде­альных моделях максимально нормативно-благоприятного (режим наибольшего благоприятствования) и нормативно­неблагоприятного региональных правовых режимов права на бесплатную юридическую помощь.

Идеальная модель правового режима наибольшего бла­гоприятствования реализации права на бесплатную юриди­ческую помощь характеризуется: предельно широким субъ­ектным составом лиц оказания юридической помощи (все участники государственной и негосударственной системы бес­платной юридической помощи); максимально расширенным кругом лиц — получателей бесплатной юридической помощи; наличием субъекта, уполномоченного в области обеспечения бесплатной юридической помощи; установлением перечней особых случаев дополнительного оказания помощи; мини­мальным набором документов, необходимых для получения юридической помощи; установлением с предельной точностью порядка оплаты труда субъектов оказания бесплатной юри­дической помощи и достаточным уровнем размера оплаты их услуг; простотой порядка предоставления адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствующий орган исполнительной власти ежегодной отчетности; индексацией бюджетных средств, направляемых на финансирование ока­зания бесплатной юридической помощи. Идеальная модель нормативно-неблагоприятного правового режима реализа­ции права на бесплатную юридическую помощь, в свою оче­редь, может быть охарактеризована: минимальным составом участников государственной системы бесплатной юридической помощи и (или) отсутствием негосударственной системы; ми­нимальным перечнем получателей; отсутствием органа, упол­номоченного в области обеспечения бесплатной юридической помощи; отсутствием в региональном законодательстве случаев дополнительного оказания бесплатной юридической помощи; широким перечнем документов для получения бесплатной юридической помощи; неопределенностью порядка оплаты труда лиц, оказывающих юридическую помощь гражданам и (или) недостаточностью ее размера; сложностью порядка составления и отправления отчетности адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в уполномоченный исполни­тельный орган власти на региональном уровне; отсутствием индексации бюджетных средств, выделяемых на финансовое обеспечение оказания бесплатной юридической помощи.

Особой разновидностью нормативно-неблагоприятного правового режима могут рассматриваться правонарушающие правовые режимы, когда в региональных нормативных право­вых актах имеют место нарушения положений федерального законодательства. Примером этого может служить решение Пермского краевого суда от 17 марта 2014 г. по делу № 3-1, 2-2014, которым установлено противоречие Порядка предо­ставления субсидии на оплату труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в Пермском крае федеральному закону, выразившееся в необеспечении тре­бования конфиденциальности при представлении отчетов.

Анализ нормативной составляющей региональных право­вых режимов позволяет наметить следующие пути их совер­шенствования:

- необходимо исключить дублирование норм федерального законодательства, использовать при необходимости отсылоч­ные нормы, а не переписывание положений федерального законодательства;

- требуется более четкая регламентация процедур, причем желательно в нормах самого закона (обращения за помощью, рассмотрения заявления о получении помощи, варианты от­ветов на него и сроки, порядок подтверждения права на полу­чение помощи и др.);

- перечни подлежащих компенсации расходов лиц, оказы­вающих юридическую помощь бесплатно, следует оставлять открытыми для упрощения рассмотрения особенных случа­ев;

- в региональном законодательстве, в отличие от федераль­ного, следует прямо называть ответственные органы, а не тех, кто их назначает, а также указывать сроки тех или иных про­цедур и действий;

- подзаконные акты должны использоваться по миниму­му, вопросы, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи, следует регулировать на уровне региональных за­конов.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика