Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовые режимы конституционного права на бесплатную юридическую помощь: подходы к пониманию и методика оценки - Правовая политика
Научные статьи
27.11.14 13:37
Оглавление
Правовые режимы конституционного права на бесплатную юридическую помощь: подходы к пониманию и методика оценки
Бесплатная юридическая помощь
Правовая политика
Конституционное право
Все страницы









     Однако при всей значимости для познания закономерно­стей правовой жизни анализ нормативных правовых актов и иных формальных источников права позволяет определить лишь наличие или отсутствие предоставленных государством (или сконструированных самими субъектами права в пределах их правотворческих полномочий) наборов правовых средств, характер направленности правового регулирования в зависи­мости от того, какие средства доминируют в структуре правово­го режима, а, следовательно, и степень жесткости юридическо­го регулирования, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности, не предоставляя возможности для выявления реальных различий в действии норм права в регионах. Такой анализ — необходимое, но недо­статочное условие для познания правовых режимов.

Реалистический подход к пониманию правовых режимов не ограничивается констатацией того, что нормативно-ре­гулятивные средства приобретают значение универсальных юридических инструментов правовой политики, посредством которых становится возможным достижение правовых целей, предопределяется общая специфика правового режима и дей­ствие правовых норм на том или ином участке правовой жиз­ни, а позволяет определить функциональную сторону работы механизмов правовой регуляции общественных отношений. Именно поэтому представляется необходимой разработка ме­тодики оценки правовых режимов, отражающей действитель­ный правовой климат, сложившийся в сфере общественных отношений по оказанию бесплатной юридической помощи.

Оценка правовых режимов — это процесс сопоставления реально имеющихся данных правовой действительности для составления представления относительно действительной благоприятности правового климата определенного участка правовой жизни и подведения некого итога, имеющего мо­дальный характер. В ходе такого реалистического оценивания правовых режимов происходит ознакомление с нормативными условиями регулирования; выбор наиболее подходящей мето­дики сбора информации; определение источников исходных данных; выбор методов оценки; разработка критериев и инди­каторов, которые задают «локальный» вектор оценивания той или иной сферы общественных отношений в наиболее общем виде; формирование системы показателей для определения точных данных в количественном выражении и их подсчета; разработка форм отчета о проведенной оценке.

Отсюда для оценки правовых режимов права на бесплат­ную юридическую помощь необходимо:

- изучить нормативную составляющую реализации данного права, с целью выявления тех или иных законодательных изъ­янов (пробелов, коллизий, нарушений, неточностей, иными словами, нормативных препятствий в реализации прав и за­конных интересов), что изложено выше;

- определить методику сбора информации, которая фикси­рует «метод или сочетание методов, используемых для сбора и сопоставления информации, необходимой для расчета коли­чественных показателей». А. С. Автономов и И. Н. Гаврилова обозначают два основных метода: использование информа­ционных систем и проведение выборочного обследования. Представляется, что выбор той или иной методики (либо их сочетание) предопределяется спецификой оцениваемой сферы общественных отношений;.

- установить источники фактических данных, под которыми необходимо понимать средства передачи и хранения информа­ции, фиксирующие исходные данные, подлежащие измерению и оценке. Следует отметить, что реалистический подход при оценке правовых режимов предполагает анализ прежде всего тех источников фактических данных, которые позволяли бы по­нимать реальное положение дел в той или иной области, а не информацию, содержащуюся в нормативных правовых актах и иных формальных источниках права. Такими источниками выступают публикации в СМИ, печатные издания, Интернет, специальная литература, жалобы, сообщения и пр.;

- выбрать методы оценки. Метод оценки — это «совокуп­ность приемов и операций, образующих способ вынесения суждения» об эффективности существующего правового ре­гулирования, преимуществах и недостатках такого регулиро­вания, состоянии реализации или ненадлежащей реализации нормативных предписаний, а в конченом счете — о благопри­ятности или неблагоприятности правового климата, отража­ющего степень удовлетворенности опосредуемых конкретным правом человека интересов. При подборе методов оценивания, освоении приемов и средств, применяемых в ходе оценки пра­вовых режимов, необходимо исходить из социальной природы исследования, ориентированности на получение информации о функциональном аспекте регулирования. Особое внимание следует уделить статистическому методу, экспертным интер­вью, анкетированию, социологическим опросам и т.д.;

- разработать систему критериев, индикаторов и показа­телей, которая позволит на различном уровне и с различной степенью точности определить меру благоприятности (небла­гоприятности) того или иного правового режима. Критерий представляет собой наиболее общую характеристику того или иного аспекта реализации права, предопределяющую пред­метную сферу вопроса. Индикаторы — это узкие тематические параметры какого-либо аспекта реализации права или закон­ного интереса, сформулированные в форме закрытых вопросов, формирующие своей наиболее однородной совокупностью укрупненный блок критерия. Показатель выражает точное, конкретное значение того или иного параметра (индикато­ра), с помощью которого и становится возможным измерить правовой режим в количественном выражении;

- выработать универсальную для правовых режимов в нор­мативном и реалистическом понимании форму отчета о про­веденной оценке, применимую для различных прав, в которой будут отражены, во-первых, шкала оценки благоприятности и неблагоприятности правового режима (коэффициент града­ции правовых режимов), во-вторых, единые условные едини­цы благоприятности правовых режимов. Так, исходя из того, что индикаторы формулируются в форме закрытых вопросов, предполагающих однозначный ответ («да» или «нет»), оценка может выполняться при помощи «суммирования баллов, где 0 означает ответ „нет" или отсутствие какого-то из элементов предложенной выборки, 1 — ответ „да", наличие чего-либо. Выбирается один из вариантов ответов и, соответственно, при­сваивается один из баллов». На основе полученных резуль­татов (которые позволяют выявить благоприятность или не- благоприятность правового режима на микроуровне, уровне критериев) представляется возможной градация правовых режимов на благоприятный, удовлетворительный и неблаго­приятный (определение среднего значения благоприятности реализации того или иного права путем сложения баллов всех показателей) .

Особая необходимость оценки выражается в отношении реализации правовых возможностей теми или иными субъ­ектами права (т.е. прав (свобод) и законных интересов). Ком­плексный анализ и оценивание предоставляют возможность непосредственного отслеживания реальных условий и средств реализации того или иного права, совокупность которых по­зволяет выявить состояние реальной возможности или невоз­можности пользования правами, что свидетельствует о том или ином виде правового режима.

Конечным результатом такой деятельности является мо­делирование режима наибольшего благоприятствования реа­лизации того или иного права и выработка конкретных реко­мендаций и требований к деятельности различных субъектов (законодателя, правоприменителя, общественных организаций и т.д.) для стимулирования правовой активности субъектов, устранения препятствий, использования доступных и разум­ных правовых процедур, иными словами, обеспечения макси­мального содействия в реализации прав и законных интересов. Так, в частности, методики оценки правовых режимов могут использоваться органами публичной власти, правозащитными организациями в целях обнаружения конкретных путей реше­ния правореализационных проблем для оценки состояний обе­спеченности различных прав и свобод человека и гражданина, формирования правотворческих инициатив, осуществления на их основе проектно-нормативных работ и т.д.

Оценка правовых режимов права на бесплатную юриди­ческую помощь должна производиться на основе двух групп критериев: собственно юридико-фактических, демонстриру­ющих степень реализации нормативных критериев правовых режимов, и неразрывно связанных с ними фактических крите­риев, которые отражают социальные условия осуществления рассматриваемого права и могут быть названы организацион­но-фактическими.

К юридико-фактическим критериям оценки правовых ре­жимов в их реалистическом понимании следует относить:

1. Реальность доступа к бесплатной юридической помощи всех субъектов отражает реальное состояние субъективной доступности реализации права для каждого человека. Содер­жание данного критерия составляет особая дозволенность, возведенная законодателем в ранг правовой возможности, при­чем обязательно юридической. С точки зрения нормативного понимания правовых режимов данный индикатор указывает на имеющиеся в нормативных правовых актах запреты и ограни­чения в субъектном составе. Рассматривая же правовой режим в реалистическом аспекте, значимым является действительный, реальный доступ к этому праву. Иными словами, это не только нормативные льготы и ограничения, но и состояние реальной возможности или невозможности пользования правами, что и свидетельствует о благоприятности или неблагоприятности правового режима. Для оценки благоприятности необходимо осветить следующие позиции:

а) могут ли все указанные в нормативных правовых актах (федеральных и региональных) субъекты воспользоваться в рав­ной степени правом на бесплатную юридическую помощь;

б) имеются ли примеры реальной невозможности пользо­вания правом на бесплатную юридическую помощь;

в) реально ли получение бесплатной юридической помощи такими субъектами, как глухие, слепые, бомжи и пр.

Максимально возможное число баллов составляет 3 (все ответы положительные): если набраны все 3 балла, то это сви­детельствует о благоприятности указанного критерия право­вого режима, 1-2 балла характеризует удовлетворительный правовой режим, 0 — неблагоприятный.

Правоприменительная практика, СМИ, результаты анкети­рования и социологических опросов, жалобы граждан в упол­номоченные органы исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации как источники фактических данных позволяют соотнести нормативные показатели с реально существующим положением дел конкретного региона в сфере обеспеченности права на бесплатную юридическую помощь.

2. Институциональная обеспеченность предоставления бес­платной юридической помощи подразумевает реальное на­деление органа исполнительной власти соответствующими полномочиями в области обеспечения бесплатной юридиче­ской помощи.

Индикаторами по данному критерию могут быть ответы на вопросы:

а) создан ли в субъекте Российской Федерации такой орган;

в) выполняет ли орган, уполномоченный в области бес­платной юридической помощи, свои функции по обеспечению предоставления указанного вида помощи.

Максимальное количество баллов — 2 (благоприятный правовой режим), удовлетворительный — 1, неблагоприят­ный — 0.

Фактически законодатели большинства регионов ограни­чились лишь определением органа, принимающего такое решение, и могут сложиться ситуации, когда уполномо­ченный орган еще не установлен, но от него уже требуются определенные решения. Для определения показателей по данному критерию необходимо исследование данных СМИ, иных печатных изданий, жалоб и обращений в органы ис­полнительной власти того или иного субъекта Российской Федерации.

3. Соблюдение требований к организации работы субъектов оказания бесплатной юридической помощи и финансовому обеспечению их деятельности:

а) следуют ли субъекты оказания юридической помощи законодательно установленному перечню документов, необ­ходимых для получения бесплатной юридической помощи, не требуют ли при обращении дополнительные, не предусмо­тренные законом документы;

б) имеются ли примеры реальной задержки оплаты труда субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь;

в) осуществляется ли индексация бюджетных средств, вы­деляемых на оказание бесплатной юридической помощи в ре­гионе.

Предельное количество набранных баллов по данному кри­терию составляет 3: 3 балла свидетельствует о благоприятно­сти, 1-2 балла об удовлетворительности, 0 — о неблагоприят- ности правового режима.

Основными источниками фактических данных по рассма­триваемому критерию являются правоприменительная прак­тика, наблюдение, печатные издания, жалобы и обращения граждан.

Группу организационно-фактических критериев правовых режимов бесплатной юридической помощи составляют:

1. Степень правовой информированности населения о праве на бесплатную юридическую помощь. Этот крите­рий отражает качество правовой информации об условиях и порядке получения бесплатной юридической помощи и доступ населения к ней, которые могут либо способство­вать, либо препятствовать правовой активности граждан по использованию права на получение бесплатной юридиче­ской помощи. Этот критерий конкретизируется в следую­щих индикаторах:

а) доступна ли информация об оказании бесплатной юри­дической помощи для граждан посредством телевизионных программ, печатных изданий, интернет-ресурсов;

б) в доступной ли для понимания форме изложена инфор­мация о возможности обращения за бесплатной юридической помощью;

в) предоставляется ли полная, достоверная, подробная ин­формация об оказании и получении бесплатной юридической помощи;

г) имеются ли образцы и перечень документов в свободном доступе, которые могут потребоваться при обращении за бес­платной юридической помощи;

д) имеются ли в справочных службах и (или) на информа­ционных сайтах номера телефонов, по которым можно по­лучить информацию о работе соответствующих субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

Максимальное число баллов составляет 5: 4-5 балла — бла­гоприятность реализации указанного критерия, 2-3 — удовлет­ворительность, 0-1 — неблагоприятность.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика