Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовые режимы конституционного права на бесплатную юридическую помощь: подходы к пониманию и методика оценки - Конституционное право
Научные статьи
27.11.14 13:37
Оглавление
Правовые режимы конституционного права на бесплатную юридическую помощь: подходы к пониманию и методика оценки
Бесплатная юридическая помощь
Правовая политика
Конституционное право
Все страницы









    Для оценки информационной составляющей исследованию подлежат СМИ, иные печатные издания, интернет-ресурсы, результаты собственных наблюдений и использования методов социологически исследований (анкетирование, социологиче­ский опрос) и пр.

2. Удовлетворенность граждан порядком оказания и каче­ством бесплатной юридической помощи (бихевиориальная доступность права на бесплатную юридическую помощь) характеризует психологические и деятельностные установки граждан относительно реализации указанного права и кон­кретизирующаяся в следующих индикаторах:

а) довольны ли граждане работой субъектов оказания бес­платной юридической помощи и качеством предоставляемых услуг;

б) высок ли уровень доверия граждан к субъектам оказания бесплатной юридической помощи;

в) имеются ли жалобы, нарекания граждан в отношении участников системы оказания бесплатной юридической по­мощи;

г) получают ли граждане разъяснения по возникающим во­просам в доходчивой форме от субъектов оказания бесплатной юридической помощи.

Максимальное количество баллов — 4: 3-4 — благоприят­ная реализация критерия, 1-2 — удовлетворительная, 0 — не­благоприятная.

СМИ, интернет-ресурсы, результаты социологических ис­следований (социологического опроса, анкетирования), резуль­таты собственных наблюдений — определяющие источники фактических данных, посредством использования которых возможно определить и измерить степень бихевиориальной доступности оказания и получения бесплатной юридической помощи.

3. Инфраструктурная обеспеченность предоставления бес­платной юридической помощи характеризует совокупность объективных условий, в которых происходит оказание этой помощи и включает в себя следующие параметры:

а) благоприятствует ли режим (график) работы субъек­тов оказания бесплатной юридической помощи надлежащей реализации права на указанный вид юридической помощи;

б)   свободно ли можно попасть на прием участникам как го­сударственной, так и негосударственной систем оказания бес­платной юридической помощи; в) достойные внешний вид и внутренняя отделка помещений, в которых находятся субъ­екты оказания бесплатной юридической помощи; г) наличие нормального освещения и отопления в зимнее время (в лет­нее — проветривания); д) наличие пандусов для инвалидов; е) наличие туалетных комнат; ж) наличие столов, стульев в ко­ридорах для посетителей; з) наличие в нужном количестве телефонов, оргтехники, необходимой для организации работы;

и) наличие необходимого технического оборудования для обе­спечения дистанционной доступности получения бесплатной юридической помощи.

Максимально возможное количество баллов — 9: от 7 до 9 набранных баллов указывают на благоприятность реализации критерия, 3-6 баллов — на удовлетворительность, 0-2 — не- благоприятность.

Определение показателей вышеуказанных критериев воз­можно посредством анализа СМИ, интернет-ресурсов, жалоб и обращений граждан в соответствующие уполномоченные органы, результатов собственного наблюдения, анкетирования, социологического опроса. Кроме того, необходимо изучение специальной литературы и нормативного материала (стро­ительные нормы и правила, санитарно-эпидемиологические правила и нормы и пр.) .

4. Территориальная доступность получения бесплатной юридической помощи представляет собой физическую и дис­танционную характеристики доступа получателей помощи к субъектам ее оказания, которая конкретизируется в следу­ющих индикаторах:

а) легко ли добраться до соответствующего места оказания бесплатной юридической помощи общественным транспор­том;

б) находятся ли субъекты оказания бесплатной юридиче­ской помощи в пешеходной доступности от остановок обще­ственного транспорта;

в) возможно ли получение бесплатной юридической по­мощи посредством средств связи.

Максимальное число баллов — 3: 3 балла — благоприят­ность реализации критерия территориальной доступности, 1-2 — удовлетворительность, 0 — неблагоприятность.

При оценке правового режима по данному индикатору сле­дует исследовать жалобы и обращения граждан в уполномо­ченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, ответственные за общественный транспорт, СМИ, интернет-ресурсы, резуль­таты социологического опроса, анкетирования, наблюдения.

Таким образом, на основе вышеуказанных юридико-факти­ческих и организационно-фактических критериев, их индика­торов и показателей представляется возможным определить максимальную степень благоприятности правового режима бесплатной юридической помощи в реалистическом пони­мании, которая в количественном выражении составляет 29 баллов (при наличии всех положительных ответов и наиболь­ших значений показателей по всем перечисленным критериям и индикаторам).

Благоприятным, на наш взгляд, следует считать правовой режим при сумме баллов от 21 до 29, удовлетворительным — от 9 до 20, неблагоприятным — менее 8.

Аналогичным образом может быть проведена оценка нор­мативного правового режима бесплатной юридической по­мощи:

а) 1 балл присваивается, если в законодательстве региона предусмотрено оказание бесплатной юридической помощи не только представителями государственного сектора, но и участ­никами негосударственной системы оказания помощи, то это свидетельствует о благоприятности правового режима в рамках указанного критерия, в случае, если установлена только систе­ма государственной бесплатной юридической помощи — 0 баллов;

б) если региональным законодательством предусмотрено расширение субъектного состава получения бесплатной юри­дической помощи — 1 балл; если круг лиц, которым предо­ставляется бесплатная юридическая помощь, не расширен по сравнению с федеральным законодательством — 0 баллов;

в) 1 балл присваивается, если в соответствующем региональ­ном законе с предельной точностью указан властный орган, уполномоченный в сфере оказания бесплатной юридической помощи, в противном случае — 0 баллов;

г) 1 балл зачитывается при установлении региональным законодателем дополнительных случаев оказания бесплатной юридической помощи, в противном случае — 0 баллов;

д) в случае наличия в нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации перечня необходимых документов для предоставления бесплатной юридической помощи присваива­ется 1 балл, в противном случае — 0 баллов;

е) 2 балла присваивается, если региональным законодатель­ством установлен порядок и размер оплаты труда субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь; 1 балл — при наличии лишь одного из индикаторов (порядка или раз­мера оплаты); отсутствие в нормативных актах обоих индика­торов — 0 баллов;

ж) 1 балл присваивается в случае наличия нормативно уста­новленного порядка составления и отправления адвокатской палатой отчетности, 0 баллов — при отсутствии такого зако­нодательного закрепления;

з) при осуществлении субъектом Российской Федерации индексации бюджетных средств присваивается 1 балл, в случае неосуществления регионами индексирования — 0 баллов.

Максимальная степень благоприятности нормативного правового режима реализации права на бесплатную юриди­ческую помощь составляет 9 баллов. Исходя из полученных количественных показателей, для нормативного режима наи­большей благоприятности количество баллов должно состав­лять от 7 до 9, для нормативно нейтрального — от 3 до 6, для нормативно-неблагоприятного — менее 2 баллов.

При этом нормативный и фактический (реалистический) срезы правовых режимов бесплатной юридической помощи связаны между собой как должное и сущее и должны подле­жать раздельной оценке.

Все изложенное позволяет утверждать, что нормативное понимание правовых режимов не позволяет исчерпывающе отобразить все аспекты функционирования того или иного правового института в соответствии с существующими реали­ями и приводит к следующим выводам.

Во-первых, категория «правовой режим» в традиционном понимании не выполняет своей главной методологической функции инструмента измерения изменений механизма пра­вового регулирования, фиксируя статику общественных отно­шений, закрепленную в нормативных правовых актах и иных формальных источниках права.

Во-вторых, реалистическое понимание правовых режимов повышает эвристическую ценность понятия правового режи­ма в категориальном аппарате общей теории права, избегая дублирования иных правовых терминов (механизм правового регулирования, способы, методы правового регулирования и пр.), позволяя спроецировать нормативные установления на реально существующие общественные отношения, выявить деятельностные и организационные фактические условия, со­действующие или препятствующие реализации того или иного права.

В-третьих, в исследовании правового режима бесплатной юридической помощи отдельного внимания заслуживает понятие «региональный правовой режим», которое может и должно стать познавательным и политико-правовым ин­струментом, способным к измерению правового климата ре­гионального развития и формулированию конкретных реко­мендаций (на основании полученных результатов оценки) по совершенствованию правового режима (а именно, условий и средств реализации прав и законных интересов, правовых процедур и пр.) реализации права на бесплатную юридиче­скую помощь в том или ином субъекте Российской Федера­ции в целях создания максимально благоприятного правового климата для субъектов права в отношении их интересов и их удовлетворения в рамках региональной правовой политики.

В-четвертых, прикладное значение имеет методика оценки правового режима бесплатной юридической помощи, которая, безусловно, нуждается в дальнейшей разработке и уточнениях, что не умаляет возможностей ее апробации. Использование предложенной либо иных методик, нацеленных, прежде всего, на установление действительного положения дел в исследуе­мой сфере, во-первых, способно отражать реальный правовой климат реализации права на бесплатную юридическую по­мощь и более или менее точно определять конкретную степень благоприятности его осуществления в различных масштабах (субъектах Российской Федерации, муниципальных образова­ниях, их группах и т.д.), во-вторых, применимо и для оценки нормативных режимов отдельных регионов. Кроме того, пред­ставляя собой серьезный инструмент для совершенствования правовой политики в указанной области, выработанная мето­дика при регулярной периодической оценке дает возможность сравнения исходного и последующего состояния реализации конституционного права на бесплатную юридическую по­мощь.

конституционное право





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика