Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовой статус центральных банков в федеративных государствах на примере Российской Федерации, Австрийской республики и Федеративной Республики Германия
Научные статьи
27.11.14 15:47
Оглавление
Правовой статус центральных банков в федеративных государствах на примере Российской Федерации, Австрийской республики и Федеративной Республики Германия
Центральный банк Российской Федерации
Центральные банки иностранных государств
Все страницы







Правовой статус центральных банков в федеративных государствах на примере Российской Федерации, Австрийской республики и Федеративной Республики Германия

 
alt
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
Лукин М. М.
В статье приводится анализ правовых статусов центральных банков в трех федеративных государствах. Произведен анализ правовых статусов трех центральных банков федеративных государств. По итогам исследования выработаны предложения по корректировке отдельных элементов правового статуса Центрального банка Российской Федерации.
    

В настоящее время по всему миру насчитывается 27 феде­ративных государств. Согласно Википедии федерация — это форма государственного устройства, при которой части феде­ративного государства являются государственными образова­ниями, обладающими юридически определенной политиче­ской самостоятельностью. Составные части федерации — это своеобразные государствоподобные образования, которые на­зываются субъектами федерации, а территория федерации состоит из территорий ее субъектов. Это такие страны, как: Рос­сийская Федерация, Австрийская Республика, Федеративная Республика Германия, Швейцарская Конфедерация, Босния и Герцеговина, Королевство Бельгия, Исламская Республика Пакистан, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Ре­спублика Индия, Республика Ирак, Федеративная Демокра­тическая Республика Непал, Судан, Союз Коморы, Федера­тивная Демократическая Республика Эфиопия, Федеративная Республика Нигерия, Южный Судан, Сомали, Аргентинская Республика, Боливирианская Республика Венесуэла, Кана­да, Мексиканские Соединенные Штаты, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Бразилия, Федерация Сент-Китс и Невис, Австралийский Союз, Федеративные Шта­ты Микронезии, так вот быстрые займы онлайн на карту - это один из наиболее простых, удобных и доступных каждому способов решения внезапных финансовых проблем.

Согласно разделу 1 ст. V «Статей Соглашения Между­народного Валютного Фонда» (приняты 22.07.1944) (ред. от 15.12.2010) (далее — Соглашение Фонда; Соглашение), каж­дое государство-член поддерживает отношения с Фондом толь­ко через свое казначейство, центральный банк, стабилизацион­ный фонд или иное аналогичное фискальное агентство; Фонд также поддерживает отношения только с этими учреждения­ми или через них.

Российская Федерация. Постановлением Верховно­го Совета Российской Федерации от 22.05.1992 № 2815-1 (ред. от 03.11.2010) «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития» (далее — Постановление) Правительству Россий­ской Федерации, Центральному банку Российской Федера­ции через назначенных ими по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации лиц поручено было под­писать от имени Российской Федерации подлинные тексты Соглашений, оформить и сдать на хранение депозитариям документы о членстве и другие документы, необходимые для этой цели.

Центральный банк Российской Федерации в соответствии с требованиями раздела 1 ст. V Соглашения Фонда и в рам­ках своих полномочий, указанных в п. 4 Постановления, вза­имодействует с Фондом и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Соглашением Фонда и иными договорами с Фондом.

Центральный банк Российской Федерации за счет своих средств осуществляет операции и сделки, предусмотренные Соглашением Фонда и договорами с Фондом.

Центральный банк Российской Федерации является депо­зитарием средств Фонда, Банка и Ассоциации в валюте Рос­сийской Федерации.

Таким образом, в настоящее время Российская Федера­ция поддерживает отношения с Фондом исключительно через те органы, которые поименованы в Соглашении. При этом 1 июня 1992 г. представители Правительства Российской Фе­дерации и Центрального банка Российской Федерации под­писали Соглашение от имени Российской Федерации. Следо­вательно, в 1992 г. Центральный банк Российской Федерации выступил в качестве государственного органа наравне с Прави­тельством Российской Федерации, причем от имени государ­ства, а не от своего лица.

Фактически с 22 июля 1944 г., т.е. с момента подписа­ния государствами-учредителями Соглашения, по всему миру начался процесс массового учреждения государства­ми центральных банков. При этом центральные банки уч­реждались даже в тех государствах, которые ранее не име­ли центральных банков, а также являлись учредителями Международного валютного фонда. В настоящий момент процесс учреждения центральных банков в основном за­вершен. Фактически центральные банки или учреждения, исполняющие функции центрального банка, отсутствуют только в некоторых карликовых государствах, таких как Мо­нако, Андорра, Лихтенштейн и пр. Кроме этого, некоторые группы стран объединены в валютные союзы и фактически имеют общий центральный банк или общую систему цен­тральных банков (Евросистема, Банк государств Центральной Африки, Центральный банк государств Западной Африки, Восточно-Карибский центральный банк).

Также имеются редкие случаи того, что эмиссионным центром являются исполнительные органы государственной власти (в заморских территориях Великобритании — Прави­тельство Фолклендских островов, Правительство Святой Елены, Казначейство Гернси, Казначейство Гибралтара, Правитель­ство Острова Мэн, Казначейство Джерси). В указанных случаях банкноты и монета, выпускаемые в заморских территориях Великобритании, носят характер так называемых якорных. В указанных случаях банкноты и монета привязаны к фунту стерлингов по курсу 1:1. Структуру денежной базы при этом составляют банкноты, выпущенные правительством, и депози­ты в казначействе.

В последние годы национальные правительства в массовом порядке отошли от эмиссии денежных знаков, эмиссионные функции переданы центральным банкам, а также иным уч­реждениям, в том числе носящим статус независимых госу­дарственных органов (Monetary Authority). Также некоторые центральные банки, хоть и носят наименование «центральный банк», «государственный банк», «национальный банк», «ва­лютный институт», «валютное правление», в каждой отдельно взятой стране имеют правовой статус, который не совпада­ет с правовым статусом их коллег в иностранных государ­ствах. При этом бесспорным является только то, что функции центральных банков носят изначально публично-правовой характер, т.к. в своем нынешнем виде они учреждены госу­дарствами или группами государств, а права и обязанности центральных банков закреплены специальными нормативны­ми правовыми актами.

Российская Федерация: Центральный банк Россий­ской Федерации. Статус — независимый орган государствен­ной власти Российской Федерации, не входящий в систему разделения властей согласно статьям 10 и 11 Конституции Российской Федерации. В законодательстве Российской Феде­рации не имеется прямого указания на статус Центрального банка Российской Федерации как органа государственной власти Российской Федерации. Однако косвенное указание содержится в ч. 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации. При этом в Центральном банке Российской Федерации объ­единены три самостоятельные юридические категории: 1) независимый орган государственной власти; 2) юридическое лицо, являющееся государственным органом; 3) юридическое лицо, являющееся банком. Фактически Банк России может выступать как от своего имени, так и от имени своего един­ственного собственника и учредителя — государства. Нор­мативное правовое регулирование в установленной сфере, принятие решений о государственной регистрации юридиче­ских лиц — кредитных организаций осуществляются Банком России от имени Российской Федерации как его уполномо­ченным государственным органом. Кроме этого, Банк России принимает решения о государственной регистрации реше­ний и отчетов о выпуске ценных бумаг акционерных обществ в Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» должность Председателя Центрального банка Российской Фе­дерации включена в Сводный перечень государственных долж­ностей Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86- ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» государство не отвечает по обязательствам Бан­ка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. При этом уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Таким образом, в отличие от других органов государ­ственной власти Российской Федерации, Банк России не фи­нансируется напрямую из федерального бюджета. При этом уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Согласно ст. 10 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)» Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд рублей.

Согласно Годовому балансу Центрального банка Россий­ской Федерации по состоянию на 01.01.2014 г. (утвержден Со­ветом директоров Банка России 25.04.2014 г. в составе Годо­вого отчета Банка России за 2013 г.) в составе пассивов Банка России кроме уставного капиталы учтены: наличные деньги в обращении, средства Правительства Российской Федерации и кредитных организаций — резидентов, средства в расчетах, выпущенные ценные бумаги, обязательства перед МВФ, прочие пассивы, резервные фонды и прибыль отчетного года.

В состав активов Банка России входят драгоценные метал­лы; средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов; кредиты и депозиты; долговые обя­зательства Правительства Российской Федерации; требова­ния к МФВ, основные средства и авансовые платежи по налогу на прибыль.

В настоящий момент существует противоречивая судебная практика, которая признает Центральный банк Российской Федерации как органом государственной власти с особым правовым статусом, так и юридическим лицом, наделенным отдельными государственными властными полномочиями, но не являющимся при этом органом государственной власти. В связи с этим можно резюмировать, что Банк России имеет так называемый тройственный правовой статус.

Следующие характеристики отражают правовой статус Банка России в качестве юридического лица — банка: разгра­ничение собственности Российской Федерации и Банка Рос­сии; Банк России не отвечает по обязательствам государства и наоборот; Банк России имеет уставный капитал в размере 3 000 000 000 (три миллиарда) руб. 00 коп.; Банк России прово­дит банковские операции с взиманием с коммерческих банков комиссии за свои услуги; Банк России включен в Единый госу­дарственный реестр юридических лиц Российской Федерации. Кроме этого, в соответствии с федеральным законодательством, только Банк России имеет право кредитовать физические лица, имеющие статус служащих Банка России. Имущество Банка России не может быть отчуждено федеральными властями без согласия самого Банка России. Золотовалютные резервы Российской Федерации являются собственностью Банка России, а не Российской Федерации. Следовательно, арест имущества Банка России по искам к Российской Федерации в иностран­ных юрисдикциях — невозможен, т.к. имущество Банка Рос­сии не входит в состав казны Российской Федерации. Выпуск Банком России билетов (банкнот) и монет, номинированных в рублях, является одним из признаков его деятельности как банка. Билеты и монеты Банка России являются безусловными обязательствами Банка России. Банк России имеет бухгалтер­ский баланс и готовит годовой отчет, который рассматривается Советом директоров Банка России и утверждается Националь­ным финансовым советом. Банк России проводит платежи кре­дитных организаций и небанковских кредитных организаций, а также государства, в том числе в лице Федерального казна­чейства и других государственных органов и учреждений.

Следующие характеристики отражают правовой статус Банка России в качестве юридического лица — государствен­ного органа: служащие Банка России имеют особый статус, схожий со статусом государственных гражданских служащих, однако их правовой статус не совпадает, т.к. служащие Бан­ка России получают заработную плату не из федерального бюджета, а исключительно из средств Банка России; имеются особые коррупционные ограничения для лиц, претендующих на занятие должностей в Совете директоров Банка России, а также для лиц, претендующих на замещение должности Председателя Центрального банка Российской Федерации. Для служащих Банка России ограничена возможность получать кредиты в кредитных организациях и иметь в собственности акции (доли) в кредитных организациях.

Следующие характеристики отражают правовой статус Банка России в качестве независимого органа государственной власти Российской Федерации, находящегося вне системы раз­деления властей на законодательную, исполнительную и судеб­ную власть: наличие властных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством, в том числе Конституцией Российской Федерации; исполнение нормативных актов Цен­трального банка Российской Федерации, что обеспечивается принудительной силой государства; имеется широкий круг властных полномочий «мегарегулятора» в области норматив­ного правового регулирования финансовых рынков, который имеет право издавать подзаконные акты нормативного характе­ра в установленной сфере, а также имеет полномочия в области надзора над исполнением законодательства Российской Феде­рации, в области регулирования финансовых рынков и всех их субъектов. Как административный орган, Банк России имеет право составлять протоколы об административном правона­рушении в области финансовых рынков и корпоративного права в отношении юридических лиц и должностных лиц. Деятельность Банка России носит некоммерческий характер, т.к. исполняемые полномочия, права и обязанности Банка России имеют публично-правовой характер. Председатель Бан­ка России назначается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Прези­дента Российской Федерации. Члены Совета директоров Банка России назначаются по представлению Председателя Банка России Государственной Думой Федерального Собрания Рос­сийской Федерации, но на безальтернативной основе, т.е. ис­ключительно из действующих служащих Банка России. Таким образом, можно резюмировать, что руководство Центрального банка Российской Федерации назначается другими органами государственной власти Российской Федерации.

При этом имеются особые характеристики, присущие ис­ключительно Центральному банку Российской Федерации — отсутствие корреспондентского счета внутри Российской Федерации (Центральный банк Российской Федерации, как и многие другие центральные банки иностранных государств, является эмиссионным центром, все российские рубли, в том числе Международного валютного фонда, размещены в Цен­тральном банке Российской Федерации); корреспондентские счета Банк России открывает исключительно в международных финансовых организациях, а также в центральных банках ино­странных государств; Банк России не указан в ст. 10 и в ст. 11

Конституции Российской Федерации как один из субъектов, осуществляющих государственную власть в Российской Феде­рации, при этом Банк России обозначен как один из органов государственной власти в ч. 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации; Банк России не финансируется напрямую из феде­рального бюджета; деятельность Банка России обеспечивают служащие Банка России, а не федеральные государственные гражданские служащие, как в других органах государственной власти.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика