Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовой статус центральных банков в федеративных государствах на примере Российской Федерации, Австрийской республики и Федеративной Республики Германия - Центральный банк Российской Федерации
Научные статьи
27.11.14 15:47
Оглавление
Правовой статус центральных банков в федеративных государствах на примере Российской Федерации, Австрийской республики и Федеративной Республики Германия
Центральный банк Российской Федерации
Центральные банки иностранных государств
Все страницы









      Таким образом, мы приходим к выводу о том, что в право­вом статусе Центрального банка Российской Федерации со­вмещены черты органа государственной власти и банка. При этом конкретизировать, является ли он банком, наделенным отдельными государственными полномочиями или органом государственной власти, оказывающим отдельные банковские услуги, не представляется возможным, т.к. в действующей мо­дели Банк России имеет однозначно публично-правовые черты, наделен властными полномочиями, а его основная функция — эмиссия денежных знаков — неотъемлемо связана с его право­вым статусом. Ранее, в эпоху золотого стандарта, функция эмиссии банкнот в иностранных государствах осуществлялась коммерческими банками или правительством, центральные банки отсутствовали, а банкнота сама по себе удостоверяла, что в банке находятся золотые монеты согласно номиналу банкно­ты, т.е. носила характер складской расписки. Наименованиями золотых монет в настоящее время поименовано большинство современных национальных валют. Если в стране или в группе стран эмитентом национальной валюты является централь­ный банк, то структуру денежной базы составляют денежные обязательства центрального банка, номинированные в наци­ональной валюте.

Согласно ст. 83 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)» (далее — Федеральный закон) Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются террито­риальными учреждениями Банка России.

В систему Банка России входят центральный аппарат, тер­риториальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вы­числительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасно­сти и Российское объединение инкассации, которые необходи­мы для осуществления деятельности Банка России.

Согласно ст. 84 Федерального закона территориальные уч­реждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские га­рантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров.

Таким образом, организационная структура Центрально­го банка Российской Федерации имеет унитарный характер, т.к. территориальные учреждения Банка России в субъектах Российской Федерации имеют вертикальное подчинение цен­тральному аппарату Банка России и не имеют статуса юри­дического лица, а также права издавать нормативные акты. При этом расчетно-кассовые центры Центрального банка Российской Федерации в субъектах Российской Федерации имеют банковские идентификаторы (БИК), хотя они также не обладают статусом юридического лица. Субъекты Россий­ской Федерации не участвуют ни в капитале Банка России, ни в назначении должностных лиц в центральном аппарате/ территориальных учреждениях Банка России, т.к. уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Таким образом, можно констатировать, что национальные банки, которые действуют в настоящее время в некоторых субъектах Российской Федерации, имеющих ста­тус республик (Национальный банк Республики Алтай Цен­трального банка Российской Федерации, Национальный банк Республики Бурятия Центрального банка Российской Феде­рации, Национальный банк Республики Саха (Якутия) Цен­трального банка Российской Федерации, Национальный банк Республики Тыва Центрального банка Российской Федерации, Национальный банк Республики Хакасия Центрального банка Российской Федерации) указывают на квазифедеративность организационной структуры Центрального банка Российской Федерации как центрального банка федеративного государства, т.к. они не имеют статус юридического лица и эмиссионных полномочий и по сути являются представительствами Бан­ка России на территориях субъектов Российской Федерации с узкой компетенцией согласно выдаваемой Банком России доверенности на имя Председателя того или иного нацио­нального банка республики в состав Российской Федерации. Другими словами, Центральный банк Российской Федерации представляет собой не систему Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и Национальных банков субъектов Российской Федерации, а единый унитарный центральный банк Российской Федерации. Банк России полностью неза­висим от органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации. Наименование «национальный банк субъекта Российской Федерации» временно сохраняется за не многими территориальными учреждениями Банка России в рамках проводящейся Советом директоров Банка России реформы территориальных учреждений. Более того, статус националь­ного банка субъекта Российской Федерации фактически после принятия Конституции Российской Федерации имеет декора­тивный характер. Национальные банки других республик в со­ставе Российской Федерации уже переименованы и переведены в статус «отделение — национальный банк по субъекту Рос­сийской Федерации главного управления Центрального банка Российской Федерации по федеральному округу» (Отделе­ние — Национальный банк по Республике Карелия Северо-За­падного главного управления Центрального банка Российской Федерации, Отделение — Национальный банк по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации, Отделение — Национальный банк по Республике Ингушетия Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации, Отделение — На­циональный банк по Республике Адыгея Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации, Отде­ление — Национальный банк по Республике Дагестан Южного главного управления Центрального банка Российской Федера­ции, Отделение — Национальный банк по Кабардино-Балкар­ской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации, Отделение — Национальный банк по Республике Калмыкия Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации, Отделение — На­циональный банк по Карачаево-Черкесской Республике Юж­ного главного управления Центрального банка Российской Федерации, Отделение — Национальный банк по Республи­ке Северная Осетия — Алания Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации, Отделение — На­циональный банк по Чеченской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации, От­деление — Национальный банк Республики Марий Эл Волго­Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, Отделение — Национальный банк по Республике

Мордовия Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, Отделение — Национальный банк по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управ­ления Центрального банка Российской Федерации, Отделе­ние — Национальный банк по Удмуртской Республике Волго­Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, Отделение — Национальный банк по Чувашской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, Отделение — Национальный банк по Республике Башкортостан Уральского главного управ­ления Центрального банка Российской Федерации). При этом необходимо отметить, что в 1990-1993 гг. в некоторых субъектах Российской Федерации предпринимались попытки эмиссии собственной валюты, а также создания собственных националь­ных банков на базе имущества Банка России и (или) Госбанка СССР. Также необходимо отметить, что субъекты Российской Федерации не имеют права получать часть прибыли Цен­трального банка Российской Федерации в бюджет субъектов Российской Федерации по итогам финансового года, которая в настоящий момент ежегодно выплачивается в федеральный бюджет в размере не менее 50% от его размера.

Австрийская республика: Евросистема, в том числе Ев­ропейский центральный банк и Австрийский националь­ный банк. Статус — орган денежно-кредитного (валютного) регулирования Еврозоны, представляющий собой единую систему Европейского центрального банка и национальных центральных банков стран — членов Европейского союза, кото­рые утвердили евро в качестве своей национальной валюты.

Евросистема не обладает правосубъектностью в классиче­ском понимании, т. е. не обладает статусом юридического лица. Евросистема выступает в правоотношениях исключительно че­рез Европейский центральный банк и национальные централь­ные банки государств — членов Европейского союза, которые утвердили евро в качестве своей национальной валюты.

Евросистема учреждена в рамках Экономического и валют­ного союза Европейского союза (The Economic and Monetary Union of the European Union). В свою очередь, Экономический и валютный союз Европейского союза учрежден на основании Договора о Европейском союзе (the Treaty on European Union) и на основании Договора о деятельности Европейского союза (the Treaty on the Functioning of the European Union).

Центральным банком Австрийской Республики является Австрийский национальный банк (Osterreichische Nationalbank, ONB). В настоящий момент правовой статус Австрийского на­ционального банка регулируется Договором о деятельности Европейского союза, Протоколом № 4 об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка (является приложением к Договору о Европейском со­юзе и к Договору о деятельности Европейского союза), а также Федеральным законом Австрийской Республики «Об Австрий­ском национальном банке». Кроме этого, частично применя­ются нормы Федерального закона Австрийской Республики «Об акционерных обществах», если иное прямо не указано упомянутыми выше международными договорами и Феде­ральным законом Австрийской Республики «Об Австрийском национальном банке» (далее — Закон АР).

Согласно абзацу 1 ст. 2 Закона АР Австрийский нацио­нальный банк является акционерным обществом, централь­ным банком Республики Австрия, интегрированной частью Европейской системы центральных банков (ESBC). Согласно ст. 8 Закона АР капитал Австрийского национального банка составляет 12 млн евро и разделен на 150 000 акций. Согласно ст. 9 Закона АР Федерация (Bund) является единственным акци­онером Австрийского национального банка. Права акционера от лица Федерации осуществляются Федеральным министром финансов.

Согласно абзацу 2 ст. 7 Закона АР подзаконные норматив­ные акты (regulations), выпускаемые Австрийским националь­ным банком, публикуются в официальном издании (Amtsblatt zur Wiener Zeitung, т.е. Official Gazette). Если иное не установ­лено, то нормативные акты Австрийского национального банка вступают в силу на следующий день после обнародования.

Согласно абзацу 4 ст. 7 Закона АР в отношении допусти­мости передачи данных в соответствии со ст. 5 (пп. 1 и 2) Фе­дерального закона о защите данных (Datenschutzgesetz, Data Protection Act) Австрийский национальный банк считается эквивалентным государственному органу.

Необходимо особо отметить, что в рамках Экономического и валютного союза Европейского союза (EMU) действуют как Европейская система центральных банков (ESCB), так и Евроси­стема (Eurosystem). Евросистема имеет полномочия, при этом Европейская система центральных банков эмиссионных полно­мочий не имеет. Основанием для вхождения в состав Евроси­стемы, которая имеет статус основного эмиссионного органа Европейского союза, является наличие полностью оплаченной части капитала согласно своей квоте в капитале Европейского центрального банка. Каждый из членов Европейской системы центральных банков имеет свою квоту акций в капитале Ев­ропейского центрального банка. При этом до введения евро в качестве своей национальной валюты страны, которые входят в Европейскую систему центральных банков, но которые не вхо­дят в состав Евросистемы, не имеют права воспользоваться сво­ей квотой в капитале Европейского центрального банка. Квоты центральных банков в капитале Европейского центрального банка регулярно пересматриваются в установленном порядке, с учетом доли экономик их стран в общей экономике стран Европейского союза.

Европейская система центральных банков и Евросистема будут одновременно сосуществовать до тех пор, пока все стра­ны — члены Европейского союза не введут евро в качестве своей национальной валюты.

Как ранее было отмечено, эмиссионные полномочия имеет Евросистема в целом, в лице Европейского центрального банка. Данный тезис подтверждается тем, что хотя ст. 282 Договора о деятельности Европейского союза установлено, что только Европейский центральный банк имеет право разрешать выпуск евро, фактически эмиссию банкнот с номиналом в евро осу­ществляют также национальные центральные банки Еврозоны, а монеты с номиналом в евро имеют право выпускать прави­тельства государств Еврозоны. Однако объем эмиссии евро контролируется Европейским центральным банком. При этом необходимо отметить, что Европейский центральный банк является одним из институтов Европейского союза и полно­стью принадлежит центральным банкам государств Еврозоны. Таким образом, формально Европейский центральный банк имеет исключительное право дать разрешение на эмиссию евро, однако национальные центральные банки Еврозоны пол­ностью контролируют решения, принимаемые Европейским центральным банком, т.к. органы управления Европейского центрального банка формируются по квоте самими националь­ными центральными банками государств Еврозоны с включе­нием в них их представителей. То есть в данном случае право собственности на часть капитала в Европейском центральном банке дает Национальным центральным банкам стран еврозо­ны право не только на получение части прибыли Европейского центрального банка, но и право на управление Европейским центральным банком совместно с другими национальными центральными банками стран еврозоны.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика