Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовой статус центральных банков в федеративных государствах на примере Российской Федерации, Австрийской республики и Федеративной Республики Германия - Центральные банки иностранных государств
Научные статьи
27.11.14 15:47
Оглавление
Правовой статус центральных банков в федеративных государствах на примере Российской Федерации, Австрийской республики и Федеративной Республики Германия
Центральный банк Российской Федерации
Центральные банки иностранных государств
Все страницы










      Согласно ст. 20 Закона АР Генеральный совет Австрийского национального банка занимается контролем всей деятельности Австрийского национального банка, не относящейся к компе­тенции Европейской системы центральных банков. Генераль­ный совет в целях управления деятельностью Австрийского национального банка должен давать советы Правлению Ав­стрийского национального банка по вопросам денежно-кре­дитной политики.

Правление состоит из Президента, одного вице-президента и восьми других членов Правления. Все члены Правления на­значаются. Только граждане Австрийской Республики, которые не лишены активного избирательного права в нижнюю палату парламента Австрийской Республики — Национальный Совет (Nationalrat) — могут быть членами Правления Австрийского национального банка. Члены Правления должны быть веду­щими представителями промышленности, либо юристами или экономистами.

Согласно ст. 23 Закона АР Президент, вице-президент и восемь других членов Генерального совета утверждаются федеральным правительством на срок в пять лет. Члены Ге­нерального совета могут быть переназначены на следующий срок. Досрочное прекращение полномочий членов Генераль­ного совета возможно только в случае, установленном законом, а также в случае, если они виновны в совершении серьезного проступка.

В соответствии со ст. 32 Закона АР Правление Австрийского национального банка осуществляет текущее управление дея­тельностью Австрийского национального банка.

Правление Австрийского национального банка состоит из Управляющего, заместителя управляющего и еще двух других членов. Члены Правления утверждаются Федераль­ным Президентом на основании предложений Федерального правительства. Каждый член Правления назначается на срок в шесть лет. Члены Правления Австрийского национального банка могут быть освобождены от должности только в случае, если они не в состоянии быть членами Правления (не удов­летворяют требованиям закона, а также в случае совершения серьезных проступков).

Управляющий Австрийским национальным банком дол­жен быть членом Совета управляющих Европейского нацио­нального банка, а также членом Генерального совета Европей­ского центрального банка.

В соответствии со ст. 6 Закона АР головной офис Австрий­ского национального банка расположен в Вене. Филиалы могут открываться в столицах федеральных провинций (земель).

Согласно ст. 38 Закона АР трудоустройство персонала в Австрийский национальный банк регулируется частным правом.

Частью 2 ст. 7 Закона АР установлено, что подзаконные акты, издаваемые Австрийским национальным банком, долж­ны быть обнародованы в официальной газете (Amtsblatt zur Wiener Zeitung). Публичные функции Австрийский нацио­нальный банк осуществляет как орган государственной власти. Жалобы на решения Австрийского национального банка могут быть рассмотрены Федеральным административным судом.

Федеральный министр финансов Австрийской Республи­ки назначает Государственного уполномоченного, а также за­местителя Государственного уполномоченного. Они должны выступать в качестве советников на Общих собраниях и на за­седаниях Генерального совета, не получая от Австрийского национального банка вознаграждения за свои советы.

Федеративная Республика Германия: Евросистема, в том числе Европейский центральный банк и Немецкий федеральный банк. Федеративная Республика Германия вхо­дит в состав Европейского экономического и валютного союза Европейского союза, поэтому в соответствии с международны­ми договорами эмиссию евро на территории всей Еврозоны, в том числе на территории Федеративной Республики Герма­ния, осуществляет Евросистема, т.е. Европейский централь­ный банк и национальные центральные банки государства Еврозоны.

Таким образом, необходимо уточнить, что часть полномо­чий Немецкого федерального банка передано Европейскому центральному банку в обмен на участие в его капитале и голоса при принятии решений Европейского центрального банка.

Согласно ст. 3 Закона Федеративной Республики Германия «О Немецком федеральном банке» (далее — Закон ФРГ), Не­мецкий федеральный банк, будучи центральным банком Фе­деративной Республики Германия, является интегрированной частью Европейской системы центральных банков (ESCB). Он должен будет участвовать в деятельности Европейской систе­мы центральных банков, первичной целью которой является поддержание ценовой стабильности; он проводит и управляет иностранными резервами Федеративной Республики Герма­ния, принимает меры по исполнению внутренних и междуна­родных платежей, будет способствовать стабильности платеж­ных и клиринговых систем.

Согласно ст. 2 Закона ФРГ Немецкий федеральный банк является федеральным институтом с правоспособностью (т.е. со статусом юридического лица), действующим в качестве субъ­екта публичного права. Его капитал, который составляет 2,5 млрд евро, находится в собственности Федеративной Респу­блики Германия.

Согласно ст. 7 Закона ФРГ органом управления Немецкого федерального банка является Правление (Исполнительный совет). Он управляет Банком. Правление должно состоять из Президента, вице-президента и четырех других членов. Члены Совета назначаются Президентом Федеративной Ре­спублики Германия. Кандидатуры Президента, вице-пре­зидента и еще одного члена представляются Федеральным Правительством. Кандидатуры других трех членов вносятся Федеральным советом (Бундесрат — верхняя палата Парла­мента, которая представляет земли (государства — члены федерации)) по соглашению с Федеральным Правительством. Бундесрат имеет право представить в Федеральное правитель­ство предложение о кандидатуре Вице-президента. Федераль­ное правительство и Бундесрат консультируются с Правлени­ем относительно кандидатур, которые они будут представлять для назначения в него.

В соответствии со ст. 8 Закона ФРГ Немецкий федеральный банк имеет региональный офис в каждом из девяти округов. Каждый региональный офис возглавляется Президентом, ко­торый назначается Правлением. Каждый региональный офис будет иметь Консультативный совет, который должен регу­лярно встречаться с Президентом Регионального офиса и об­суждать с ним вопросы, входящие в полномочия Президента Регионального офиса. Консультативный совет будет состоять не более чем из 14 членов, которые должны иметь специальные знания в области банковского дела. Не более чем половина членов должна быть выбрана из различных подразделений банковского сектора, при этом другая часть членов должна быть выбрана из области торговли и промышленности, пред­принимательства, страхового сектора, свободных профессий, сельского хозяйства и из числа наемных работников. Консуль­тативный совет должен собираться дважды в год. Кандидатуры членов консультативного совета должны быть выдвинуты пра­вительствами федеральных земель, затем должны быть рассмо­трены и утверждены Президентом Немецкого федерального банка на срок в три года. На собраниях Консультативного со­вета председательствует Президент Регионального офиса. Если предмет обсуждения носит конфиденциальный характер или председательствующий четко обозначил его как конфиденци­альный, то участвующие в заседаниях консультативного совета обязаны сохранять секретность.

Абзац 4 ст. 7 Закона ФРГ устанавливает, что члены Прав­ления занимают свои должности в рамках публичного права. Их правоотношения с Банком, в том числе вознаграждения, пенсионные программы, выплаты за выслугу лет, должны быть установлены контрактами с Правлением. Эти контракты под­лежат утверждению Федеральным правительством.

Согласно ст. 29 Закона ФРГ Правление и Центральный офис, расположенные по юридическому адресу Немецкого федерального банка, имеют статус высшего федерального ор­гана государственной власти. Региональные офисы и филиалы имеют статус федеральных органов государственной власти.

Выводы:

1. Не во всех федеративных государствах правовой статус центрального банка определяется конституцией (Российская Федерация). Зафиксированы случаи комплексного регулиро­вания правового статуса центрального бака международным договором и национальным законодательством (Федеративная Республика Германия и Австрийская Республика).

2. В некоторых федеративных государствах субъекты феде­рации принимают участие в деятельности центрального бан­ка федерации: получают часть прибыли центрального банка по итогам финансового года в бюджет субъекта федерации (Швейцарская конфедерация), назначают представителей субъ­екта федерации в консультативный совет при региональных офисах центрального банка (Федеративная Республика Гер­мания) и пр. В Российской Федерации подобные механизмы участия субъектов Российской Федерации в деятельности цен­трального банка страны отсутствуют.

3. Субъекты Российской Федерации не принимают участия в деятельности Центрального банка Российской Федерации. Национальные банки республик в составе Российской Федера­ции являются территориальными учреждениями Централь­ного Банка Российской Федерации без права юридического лица и эмиссионных полномочий. Национальные банки ре­спублик в составе Российской Федерации имеют узкий круг вопросов, субъекты Российской Федерации не принимают участия в их работе. Наименование «Национальный банк Республики в составе Российской Федерации» носит фор­мальный характер, т. к. характеризует лишь территориальное расположение отдела Банка России в том или ином субъекте Российской Федерации.

4. В Федеративной Республике Германия служащие Не­мецкого федерального банка имеют статус государственных гражданских служащих, а сам банк имеет статус органа госу­дарственной власти. В Центральном банке Российской Федера­ции служащие Банка России не имеют статуса государственных служащих.

    5. В Российской Федерации Председатель Банка России имеет неограниченное влияние на решения, принимаемые Советом директоров Банка России, т.к. хотя члены Совета ди­ректоров Банка России назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, их кандида­туры представляются Председателем Банка России, а число потенциальных кандидатов на замещение этой должности ограничено служащими Банка России. Таким образом, мож­но сделать вывод о том, что члены Совета директоров Банка России назначаются исключительно из числа штатных слу­жащих Банка России, деятельность которых подчинена нор­мам трудовых договоров, заключенных с ними Председателем Банка России. При расторжении трудового договора бывшие служащие Банка России покидают Совет директоров Банка России. В связи с этим можно констатировать, что в настоящее время в Российской Федерации высший орган управления Цен­тральным банком Российской Федерации — Совет директоров Центрального банка Российской Федерации — носит «квази- коллегиальный» характер, т. к. принимаемые им решения под­контрольны Председателю Банка России как представителю работодателя.

6. Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридических лиц и значимых полномочий. Отсутству­ет общественный контроль над деятельностью Центрального банка Российской Федерации на уровне субъектов Российской Федерации.

7. Цели деятельности Центрального банка Российской Феде­рации, Австрийского национального банка и Немецкого феде­рального банка не совпадают, т.к. Банк России не обеспечивает стабильности цен, а имеет своей целью защиту и обеспечение устойчивости рубля, что во многом определяет высокий уро­вень безработицы и инфляции в Российской Федерации в отли­чие от Австрийской Республики и Федеративной Республики Германия.

8. В Австрийской Республике федеральный закон содер­жит требования к кандидатам в Правление Австрийского национального банка. В Российской Федерации требований к гражданству, профессии и наличию активного избиратель­ного права в нижнюю палату парламента к кандидатам в Совет директоров Центрального банка Российской Федерации нет. Национальный финансовый совет не является органом управ­ления Центральным банком Российской Федерации.

На основании выше изложенного, считаем целесообраз­ным разработать предложения по включению в состав Со­вета директоров Банка России на постоянной основе лиц, не являющихся служащими Банка России на штатной основе, с выплатой им вознаграждения по решению Национального финансового совета. Федеральным законом предлагаем устано­вить ценз оседлости для кандидатов в Совет директоров Банка России, а также установить требования по наличию активного избирательного права и требований к профессиональной де­ятельности (представители различных социальных слоев — промышленности, торговли, сельского хозяйства, финансово­го сектора, представители свободных профессий и наемных работников).

Также считаем целесообразным расширить полномочия территориальных учреждений Банка России с формировани­ем при них Общественных советов (в количестве 14 человек на общественных началах без освобождения от основного места работы), в состав которых субъекты Российской Федерации бу­дут вносить кандидатуры ведущих представителей промыш­ленности, торговли, сельского хозяйства, финансового сектора, представителей свободных профессий и наемных работников. Общественные советы при территориальных учреждениях (на­циональных банках республик в составе Российской Федера­ции) будут обсуждать с Председателями национальных банков республик в составе Российской Федерации/руководителями территориальных учреждений Банка России вопросы деятель­ности Банка России на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, будет налажен канал обмена информацией между Банком России и обществом, а также установлен способ общественного контроля над дея­тельностью Центрального банка Российской Федерации. Кроме этого, полномочия субъектов Российской Федерации по отбору и представлению кандидатур в члены Общественных советов при территориальных учреждениях Банка России будет являть­ся одним из способов участия субъектов Российской Федерации в деятельности Центрального банка Российской Федерации.

Кроме этого, считаем возможным проработать возможность распределения прибыли Банка России по итогам финансового года в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем считаем целесообразным включить служащих Банка России в федеральное законодательство как отдельную категорию единой системы государственной службы Россий­ской Федерации.







Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика