Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Декофликтация интересов на государственной службе: медиативный подход
Научные статьи
01.12.14 12:33
Оглавление
Декофликтация интересов на государственной службе: медиативный подход
Государственная служба
Все страницы

вернуться










Декофликтация интересов на государственной службе: медиативный подход



Назарова Н. Л.

Соловьева С. В.

Филипов В. В.
 
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Назарова Н. Л., Соловьева С. В., Филипов В. В.
В статье говорится о возможности деконфликтации интересов государственных служащих с помощью медиации — метода, ориентированного на выявление и максимальную реализацию интересов участвующих в конфликте сторон, что способствует формированию культуры примирения в обществе в целом.

Провозглашенная Президентом Российской Федерации в 2003 г. административная реформа была призвана решить задачу эффективного управления в современной России, ее основная цель заключалась в повышении результативности, качества и уровня прозрачности работы государственного ап­парата, сокращении административных барьеров и снижении уровня коррупции.

Проведение административной реформы уже имеет до­вольно длительную историю. Она затянулась на долгие годы, идет и довольно часто «спотыкается на ровном месте». При­чинами такого длительного реформирования называют «хао­тичность и бессистемность в принятии нормативных актов», проявление коррупции, неэффективное использование средств бюджетов различных уровней и внебюджетных источников, отсутствие четкого разграничения компетенции в системе го­сударственного и муниципального управления.

Государственное управление представляет собой сложную социотехническую деятельность, объединяющую в себе боль­шое количество субъектов и объектов управления, процессы их взаимодействия и взаимного влияния, формальные и не­формальные связи. Особо значимым структурно-функцио­нальным элементом в системе государственного управления выступает институт государственной службы, обеспечивающий практическое исполнение, реализацию, претворение в жизнь управленческих решений.

  Государственная служба охватывает все сферы жизнеде­ятельности государства и общества, оказывая, в конечном счете, внешнеуправленческое воздействие на происходящие общественные процессы. Большой массив российского зако­нодательства о системе государственной службы в России, его совершенствование свидетельствует о постоянном реформировании института государственной службы.

    И, несмотря на это, «в со­ответствии с результатами проводимых исследований системы государственного управления и государствен­ной службы в данной сфере профессиональной деятель­ности отмечаются низкая эффективность государ­ственной власти, коррумпи­рованность государственных служащих и рост недоверия со стороны населения к го­сударственным институтам и структурам, а также к са­мим служащим».

Многочисленные попыт­ки реформаторов сводятся, в основном, к изменениям нормативно-правовой базы государственной службы, формальному контролю за соблюдением ее норм и пра­вил, а социокультурные ос­нования остаются в стороне.

Обладание госслужащим властно-распорядительными полномочиями влечет за со­бой политические, экономи­ческие и социальные послед­ствия для членов общества и государства в целом.

Государственный служащий находится одновременно во внешней и внутренней социальных средах. Внешняя соци­альная среда переставляет собой совокупность социальных факторов, объединенных в социетальное сообщество, склады­вающихся между ними институциональных связей и отноше­ний, общественных норм, правил, принципов ценностей и др. Внешняя социальная среда определяет такие характеристики государственной службы, как ее социальный состав, структуру, систему ценностей и принципов.

Внутренняя социальная среда государственной службы под­разделяется на микросреду и макросреду. Макросреда пред­ставляет собой институциональную основу государственной службы и профессиональной деятельности государственного служащего. В свою очередь микросреда представляет собой ближайшее социальное окружение государственного служа­щего, как в системе государственной власти, так и в его личной жизни6.

Проводимые в Российской Федерации реформы системы и структуры органов государственной власти актуализировали вопрос оптимизации взаимоотношений власти и общества. Безусловно — эффективное проведение реформы зависит от непосредственной поддержки общества, высокой степени до­верия граждан к государству и, конечно, к государственным служащим, выступающим от его имени.

Рассмотрим одну из детерминирующих первопричин за­тянувшейся реформы — конфликтакцию интересов на государ­ственной службе, а именно в системе исполнительной власти — самостоятельной, независимой ветви власти, органы которой наделены государственными полномочиями по исполнению и реализации законов, защите интересов и обеспечению без­опасности государства, личности, общества. Ситуации, при которых возникают конфликты интересов, можно условно раз­делить на следующие:

- возникновение конфликтов при исполнении должностных обязанностей;

- возникновение конфликтов при прохождении государ­ственной службы;

- возникновение конфликтов при формировании состава комиссии по урегулированию конфликта интересов, конкурс­ной и аттестационной комиссии.

Конфликт власти и общества возникает в ситуации, когда «личная заинтересованность (прямая или косвенная) государ­ственного служащего влияет или может повлиять на надлежа­щее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного слу­жащего и правами и законными интересами граждан, ор­ганизаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью государственного служа­щего понимается возможность получения государственным служащим при исполнении должностных (служебных) обя­занностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц». Наличие конфликтов интересов — показатель не только многочисленных издержек в системе и структуре государственной власти, но и проблем профессиональной этики, служебного поведения, специфики личностных качеств чиновников.

Федеральное законодательство заметно сужает понятие кон­фликта интересов, заостряя внимание только на материальной выгоде, не учитывая при этом, что любой конфликт — это, прежде всего, конфликт интересов (например, при поступле­нии на государственную службу продвижении по службе или прекращении). Интересы являются базовыми человеческими факторами мотивации, основными потребностями, в том числе и государственного служащего.

При конфликте интересов противоречия возникают не только между личными интересами государственного служа­щего и законными интересами граждан, организаций, обще­ства, но и между ним и интересами службы, а также между самими государственными служащими.

Острота проблем, связанных с конфликтами интересов на государственной службе, признана на официальном уровне. По свидетельству международных экспертов, по эффектив­ности государственного управления и качеству публичных услуг Российская Федерация находится на одном уровне со странами, намного уступающими ей в экономическом раз­витии. Согласно индексу GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot), который определяется один раз в два года Всемирным Банком и оценивает эффективность государствен­ного управления в 209 странах, Россия по таким показателям, как эффективность работы правительства, качество законода­тельства, верховенство закона и контроль за коррупцией, на­ходится в нижней части рейтинга. По данным международных исследований, по индексу непрозрачности Россия среди 48 крупнейших держав занимает 40-е место.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика