Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Судебная педагогическая экспертиза семейно-правовых отношенийв уголовном процессе
Научные статьи
01.12.14 17:26
Оглавление
Судебная педагогическая экспертиза семейно-правовых отношенийв уголовном процессе
Семейно-правовые отношения
Все страницы





Судебная педагогическая экспертиза семейно-правовых отношенийв уголовном процессе


alt
ПРАВО И ОБРАЗОВАНИЕ
Коротун А. В.
Статья содержит обоснование назначения судебной педагогической экспертизы, описание предмета и объектов исследования педагогической экспертизы. В статье представлена структура и само заключение эксперта о проведенной судебной п


Педагогическая экспертиза в Российской Федерации явля­ется достаточно редкой по причине отсутствия в стране спе­циализированных судебно-экспертных учреждений. А также не все должностные лица, ведущие гражданские, администра­тивные и уголовные процессы, обладают достаточным уровнем педагогических знаний, чтобы использовать их в своей профес­сиональной деятельности в отношении несовершеннолетних и их членов семей. Познания в педагогике, а именно дидактики и теории воспитания, могут существенно расширить возмож­ности в установлении многих фактов, необходимых для пра­вильного ведения дел, исследования предмета педагогической экспертизы. Так вот, судебная экспертиза по ссылке – это следственное действие, состоящее в производстве в установленном законом порядке исследований тех или иных объектов.

Педагогическая экспертиза — это результат исследования педагогической деятельности субъектов правовых отношений, основанный на реальных фактах и данных.

Педагогическую экспертизу назначают по решению суда, следственных органов и др.

Предметом педагогической экспертизы могут быть факти­ческие данные (или установление таковых):

- об особенностях личности несовершеннолетнего (в т.ч. об­учающегося) при определении возможностей его исправления и дальнейшего воспитания;

- о содержании педагогического процесса в отношении воспитанников, о личности педагога;

- о характере педагогической деятельности родителей — субъектов правовых отношений, о стилях и методах воспита­ния ребенка в семье и в образовательном учреждении.

Судебная педагогическая экспертиза проводится по таким категориям дел, как:

- дела по детско-родительским отношениям (по делам о ме­сте проживания ребенка, участии родителей в воспитании де­тей, формах воспитания, целесообразности усыновления и т.п.);

- уголовные дела и дела об административных правона­рушениях в отношении правонарушителей по вопросам: применения наказаний; освобождения от наказаний; замене наказаний на более мягкие; условного осуждения; примене­ния принудительных мер воспитательного воздействия к не­совершеннолетним; возложения специальных обязанностей на виновных;

- дела, касающиеся уголовно-исполнительной практики по вопросам о педагогической обоснованности применения средств, форм и методов исправления и воспитания к осуж­денным;

- дела о компенсации морального вреда, причиненного не­правильным педагогическим воздействием;

- дела о восстановлении отчисленных из образователь­ных учреждений (общего и профессионального образования) по причине академической неуспеваемости и др.

Основными объектами исследования судебной педагоги­ческой экспертизы являются материализованные источни­ки информации о фактах и событиях, происходящих между субъектами правоотношений. Например, это могут быть ве­щественные доказательства, документы, протоколы допросов и следственных действий, заключения судебных экспертиз, характеристики, трудовые книжки, справки и т.п. При этом каждый документ должен датироваться, копии документов — заверяться руководителем (или специа листом отдела кадров). Перечень документов зависит от конкретного дела, требующего судебной педагогической экспертизы.

Заключение эксперта о проведенной судебной педагогиче­ской экспертизе строится по следующей схеме:

1. Основание для проведения судебной педагогической экс­пертизы.

2. ФИО эксперта с указанием образования, места работы. Примеч.: после указания личных данных эксперта необходи­мо отметить «права и ответственность эксперта, предусмо­тренные ст. 57 УПК РФ мне доведены и понятны: (подпись и ФИО эксперта). За дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ предупрежден (подпись и ФИО эксперта)».

3. Перечень вопросов, поставленных на разрешение экс­пертом.

4. Обстоятельства дела.

5. Результаты исследования:

- предмет, объект судебной педагогической экспертизы;

- перечень нормативно-правовых документов, используе­мых при проведении экспертизы;

- перечень источников литературы, используемых при про­ведении экспертизы;

- этапы педагогической экспертизы.

6. Выводы.

7. Данные эксперта, подпись.

Далее представлен пример судебной педагогической экс­пертизы, проведенной автором статьи (примеч.: личные дан­ные, время, места работы и обучения намеренно вымышлены или не указаны).

Заключение эксперта

(судебная педагогическая экспертиза)

В период с_____________________ по года на основании__________ поста­новления следователя от г._________________________ кандидатом

педагогических наук, доцентом кафедры психологии и соци­альной педагогики ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Коротун А. В. проведена судеб­ная педагогическая экспертиза по уголовному делу № в отношении Иванова И. И., 01.01.1995 года рождения.

Экспертиза проведена кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры психологии и социальной педагогики со стажем педагогической деятельности 12 лет Коротун Анной Валериановной, имеющей высшее профессиональное педаго­гическое образование по специальности «Социальная педаго­гика». Данный вид услуг реализуется ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», имеющим лицензию на образовательную деятельность, в соответствии с Уставом учреждения.

Права и ответственность эксперта, предусмотренные ст. 57 УПК РФ мне доведены и понятны:_ Коро­тун А. В.

За дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ предупреждена Коротун А. В.

На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

1.1. Дать педагогическую характеристику Иванову И. И., 01.10.1995 г. р.

1.2. Выполнял ли Иванов И. Г., как отец, свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего сына Иванова И. И., в пе­риод с__ по____ ?

1.3. Мог ли уход из жизни матери — Ивановой А. А. отраз­иться на ухудшении отношения сына — Иванова И. И. к отцу — Иванову И. Г. с точки зрения воспитания последним?

Обстоятельства дела:

В период с года по года, Иванов И. Г. ненадле­жащим образом исполнял обязанности по воспитанию своего несовершеннолетнего ребенка Иванова И. И., 01.01.1995 г.р.

Согласно показаниям потерпевшего, отец в указанный пе­риод времени должным образом ему внимания не уделял, не заботился о нём, не обеспечивал карманными деньгами, оскорблял и унижал его.

года мать потерпевшего — Иванова А. А. скончалась в результате длительного заболевания.

В период с года по года потерпевший проживал совместно с отцом — Ивановым И. Г. и малолетней сестрой Ивановой А. И., 2005 г.р., по вышеуказанному адресу. В указан­ный период времени между потерпевшим и подозреваемым неоднократно возникали словесные конфликты, потерпевший из квартиры по указанному адресу неоднократно уходил ноче­вать к своим родственникам — Петровым.

Кроме того, согласно показаниям потерпевшего Ивано­ва И. И. его отец — Иванов И. Г. неоднократно избивал его в пе­риод с по года. По фактам неоднократного при­менения физического насилия Ивановым И. Г. потерпевший за медицинской помощью и в правоохранительные органы не обращался, так как повреждения были незначительными. Привлекать отца к уголовной ответственности в указанный период времени потерпевший не желал.

Кроме того года около 18 часов по адресу:

Иванов И. Г. по надуманному поводу умышленно нанёс те­лесные повреждения своему несовершеннолетнему сыну. В этот же вечер Иванов И. И. по данному факту обратился в органы внутренних дел.

С___ года по настоящее время потерпевший Ива­нов И. И. не проживает со своим отцом по вышеуказанному адресу.

Подозреваемый Иванов И. Г. применение им физического насилия в отношении своего сына — потерпевшего Ивано­ва И. И., отрицает. Согласно показаниям подозреваемого в ука­занный период времени он надлежащим образом воспитывал своего несовершеннолетнего сына, заботился о нем, посещал школу, где интересовался успеваемостью и дисциплиной сына, обеспечивал вещами, деньгами на карманные расходы, опла­тил выпускной вечер сына в школе.

Исследование:

__ года начато проведение судебной педагогической экспертизы по уголовному делу № . Предмет судебной педагогической экспертизы — педагогическая деятельность субъекта правовых отношений, подозреваемого Иванова И. Г.

Основными объектами исследования судебной педагогиче­ской экспертизы стали материализованные источники инфор­мации о фактах и событиях, происходящих между субъектами правоотношений — отцом Ивановым И. Г. и его сыном Ивано­вым И.И.:

- постановление о назначении педагогической эксперти­зы;

- уголовное дело № .

Перечень нормативно-правовых документов, используемых при проведении педагогической экспертизы:

1. Конвенция ООН «О правах ребенка».

2. Конституция Российской Федерации.

3. Семейный кодекс Российской Федерации.

4. Семейный кодекс Российской Федерации. Коммента­рии.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации. Коммента­рии.

6. ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 274-ФЗ (в ред. от 7 мая 2013 г.) «Об образовании в Российской Федерации».

Перечень источников литературы, используемых при про­ведении педагогической экспертизы:

1. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка, 2004.

2. Коротун А. В., Орлов В. Б. Повышение профессиональной компетентности родителей-социальных педагогов в сфере нор­мативно-правового и финансового обеспечения детей, 2013.

3. Левко А. И. Социальная педагогика, 2003.

4. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: полный курс, 2011.

5. Писчиков В. А. Семейные отношения, 2007.

Этапы педагогической экспертизы:

1. Составление педагогической характеристики юноши-по­терпевшего.

2. Анализ выполнения отцом, Ивановым И. Г., родительских обязанностей по воспитанию сына, Иванова И. И.

3. Изучение вопроса о возможности/невозможности вли­яния смерти матери на ухудшение отношения сына к отцу с точки зрения воспитания последним.

I. Педагогическая характеристика на Иванова И. И. состав­лена на период с года по года, когда потерпевший

являлся учащимся СОШ № . Основания для составления

педагогической характеристики — протоколы допросов по­терпевшего, подозреваемого, свидетелей (одноклассников, пе­дагогических работников школы).

Характеристика составлена на основе классической схемы изучения ребенка в условиях ближайшей микросреды:

- получение информации об истории развития ребенка;

- получение сведений об особенностях социальной обста­новки, в которой растет ребенок (семья, коллектив сверстников в школе);

- выявление особенностей поведения и деятельности ребен­ка (в семье, в школе).

1. Общие сведения о ребенке и его семье.

Иванов И. И. 01.01.1995 г.р.

Место жительства — г. N.

Школа, класс — МБОУ «СОШ № », 11 «А» класс.

Состав семьи — отец Иванов И. Г.; сын Иванов И. И.; се­стра — Иванова А. И.

Краткие сведения о родителе (отце): .

2. Школьник в системе воспитательных отношений в се­мье.

В обследуемый период отношения с отцом достаточно на­пряженные, негативно выраженные со стороны сына. По сло­вам сына, Иванова И. И., он не считает, что отец должным об­разом занимается его воспитанием, нравственным развитием. Говорит, что отец не интересуется делами в школе. Отец для сына не является авторитетом.

Отец проявляет требовательное отношение к воспитанию сына: просит больше внимания уделять процессу обучения, подготовке к единому государственному экзамену, меньше уделять внимания развлечениям и т.п. Данное отношение отца Иванова И. Г. воспринимает с агрессией, считает отношение придирчивым, излишне строгим. По словам сына, у него бо­язнь отца, что может свидетельствовать, что Иванов младший не испытывает чувства защищенности в семье.

Данное отношение сына к отцу можно расценивать как педагогическую невосприимчивость, то есть непринятие ре­бенком общепринятых средств педагогического воздействия.

Школьник в системе воспитательных отношений в школе.

В системе отношений «ученик — учитель». Отношения учителей к Иванову И. И. строились на взаимном уважении, доверии. Но неоднократно возникала следующая ситуация: учителя неоднократно делали замечания по поводу его одеж­ды в школе (футболка, джинсы) при том, что в школе принята другая форма одежды (рубашка, брюки). Иванов И.И. реаги­ровал на эти замечания достаточно вспыльчиво и говорил, что ему так удобно.

В системе отношений с одноклассниками. Иванов И. И. поддерживал ровные отношения с большинством ребят клас­са, но общался лишь с отдельными ребятами, имели место быть конфликты. Не всегда контролировал свое поведение, был вспыльчив, мог выразиться в речи нецензурными словами. Как говорит классный руководитель, Сидорова С. С., Иванов И. И. не открыт к общению, т.е. избирателен во взаимоотношени­ях.

Личные качества ученика, мешающие его социальной адап­тации: недисциплинированность, вспыльчивость, наглость, агрессивность.

Потенциал личности Иванова И. И. как опора в педагоги­ческой работе:

- стремления и интересы, специальные (специфические) способности (игра на компьютере, занятия в тренажерном зале (со слов Иванова И. И., когда он просил денег у отца на оплату занятий в тренажерном зале);

- личные качества: доброта, отзывчивость, справедливость, настойчивость, общительность.

3. Особенности учебной деятельности.

Учение Ивановым И. И. воспринималось как долг, с инте­ресом относился лишь к отдельным предметам (математике, геометрии, физике). Меньший интерес вызывали такие учеб­ные предметы, как русский язык, литература. В старших клас­сах пропускал занятия, объясняя тем, что проспал, заболел. Учителя считали Иванова И. И. способным учиться лучше, т.к. к 11 классу успеваемость по части предметов оценивалась на «удовлетворительно», чего не наблюдалось при обучении в 9-10 классах. Но сам Иванов И. И. не видел в этом проблему, т.к. при поступлении в высшее учебное заведение важен ре­зультат единого государственного экзамена.

4. Уровень развития основных характеристик учебной де­ятельности.

Познавательной активности: в основном средний.

Самостоятельности: учебные задания выполнял самостоя­тельно, часто несвоевременно их выполнял или не выполнял вообще (в частности домашние задания по предметам).

Таким образом, Иванов И. И. характеризовался как ученик, имеющий стремление окончить школу и поступить в вуз, сдав ЕГЭ с хорошими баллами. Для этого посещал дополнительные занятия по математике в школе (которые оплачивал отец). Отдавал предпочтения учебным предметам математического цикла.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика