Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Христианский личностный образец как важный ориентир в нравственном воспитании личности
Научные статьи
02.12.14 11:48

вернуться

 

Христианский личностный образец как важный ориентир в нравственном воспитании личности

 


Сафронова Л. В

Булгакова Л. Ф.
 
ПРАВО И РЕЛИГИЯ
Сафронова Л. В., Булгакова Л. Ф.
В статье проведен анализ христианского личностного образца как важного ориентира в нравственном воспитании личности, значения его воспитательного воздействия на воспитанников, побуждения последних к саморазвитию и самосовершенствованию.
 
  Все народы на земле обнаруживали большое почтение к людям, которым они обязаны какими-либо полезными от­крытиями; они рассматривали их как существа высшего по­рядка, как любимцев неба, как людей, чей гений говорит о чем- то божественном. В любой стране первые воители, наиболее древние герои, изобретатели искусств, жрецы, законодатели, основатели религии приобретают качества сверхъестественных существ и после смерти становятся предметом почитания. Таковы были в Египте, например, Озирис, в Греции — Гермес, в Индостане — Брахма, у персов — Зороастр, у мусульман — Мухаммед, у римлян — Ромул, Нума, у христиан — Иисус Христос.

Христианство непостижимо без огромного воздействия ис­ключительной Личности. Какие бы легенды ни складывались вокруг Иисуса, доказывал Ренан, они лишь бледная тень Вели­кого Человека. Мы солидаризируемся с мнением Д. В. Пивоварова и А. В. Медведева, которые считают, что «если представить весы, на одной из чаш которых высится фигура Иисуса Христа, а на другой собраны все гении науки и искусства, творившие в рамках христианской культуры в нашей эре, то, вероятно, перетянет чаша Христа. Ибо не видно конца животворному влиянию импульса Христа на нашу культуру». Христианство, бесспорно, представляет одно из самых величественных явле­ний в истории человечества. А споры о феномене личности Ии­суса Христа, одной из самых известных и загадочных личностей в культурном наследии человечества, не утихли и по сей день.

Не вдаваясь в подробности спора по поводу историчности Иисуса, отметим, что с XVIII в. сложились две школы — мифо­логическая и историческая. Сторонники первой отрицали ре­альность личности Иисуса Христа, рассматривая его как образ, созданный мифологическим сознанием, вторые настаивали на историчности создателя мировой религии — христианства. Имя «Иисус Христос» связано не только с исторической лич­ностью, человеком, жившим в Палестине во время правления римских императоров Августа и Тиберия, но и с объектом хри­стианской веры на протяжении 20 веков.

    Описывая «земную» жизнь Иисуса, евангелия сообщают иной раз «фантастически-сказочную» информацию (особенно в апокрифической литературе). Это отражает, как мы полага­ем, во-первых, разновременность создания этих источников, во-вторых, борьбу направле­ний раннего христианства, в-третьих — то, что еванге­лия писали реальные люди с их пристрастиями и жела­нием «приблизиться к Богу». «Есть нечто трогательное, — писал в 1900 г. Гарнак, — в этом стремлении всех и каждого подойти к этому Иисусу Христу со стороны своей личности и своих ин­тересов, найти в Нем самого себя», представить свой личностный образец. Личностный образец, лежащий в основе любой культуры или субкультуры, определяет в конечном счете систему ее базовых ценностей. Образцовая личность является важнейшим средством соци­ализации, она является носителем качеств, необходимых для воспроизводства той культуры, на идеалы и стандарты которой человек ориентируется.

Так каким предстает перед нами Иисус в первоисточниках?

Все авторы Нового Завета, указывая на Божественное про­исхождение Иисуса Христа, подтверждают его человеческую природу. Как и люди, его окружавшие, он уставал, испытывал голод и жажду. Ему не были чужды любые человеческие эмо­ции, включая горе и радость. Наиболее полная биография Ии­суса, основанная на анализе большого количества источников, написана известным богословом, православным священником Александром Менем, где приведены основные вехи жизненного пути основателя христианства.

Из евангелий известно, что Иисус Христос, единствен­ный сын Бога, Отца всемогущего, зачатый Духом Святым, рожденный от Девы Марии, жены плотника Иосифа, появил­ся на свет в Вифлиеме, в хлеву, потому что не было им места в гостинице. «Прежде нежели сочетались они (Мария и Ио­сиф — прим. авт.), оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого» (Матфея 1:18-25; Луки 1:26-35). В младенческом воз­расте маленький Иисус, благодаря помощи ангела избежал смерти от рук еврейского царя Ирода, который, узнав от волх­вов о рождении Христа и боясь потерять свою власть, захо­тел умертвить Младенца. Но Иосиф и Мария, по внушению ангела, отправились в Египет. Святое семейство пребывало там некоторое время до момента смерти Ирода, после чего они вернулись в землю израилеву — в Назарет, где и остались жить. Иисус с детства «преуспевал в премудрости и в возрас­те (то есть, в духовной зрелости, ср. Ефесянам 4:13) и в любви у Бога и человеков» (Лука 2:52). В евангелиях говорится, что физический рост Христа шел параллельно его духовному раз­витию; процесс роста происходил у него как физически, так и духовно.

О детских и юношеских годах Иисуса Христа в литературе имеются весьма скудные сведения. Известно, что в детстве это был послушный и любознательный мальчик. Уже тогда Иисус творил чудеса, например, он мог слепить из глины птичек и вдохнуть в них жизнь. В Евангелиях описан лишь один эпи­зод из этого периода жизни Спасителя, когда он двенадца­тилетним отроком (двенадцатилетний возраст считался воз­растом религиозного совершеннолетия — прим. авт.) вместе с родителями посетил Иерусалим. Мария и Иосиф потеряли Иисуса из вида, а когда через три дня нашли, то он оказался в Иерусалимском храме, сидел среди учителей закона, вни­мательно слушал их, задавал им вопросы, и сам отвечал на их вопросы. Обычно достижение состояния совершеннолетия, «взрослости» в любой культуре отмечается обрядом инициа­ции или его аналогами, с помощью которых специально вы­деленные институциональные структуры в лице исполните­лей особых ролей как бы наделяют индивида сертификатом «взрослости». Таковым явилось первое публичное выступление 12-летнего Иисуса в храме. Подтверждением «взрослости», т.е. полноправия пребывать в социокультурной жизни, становится признание учителями разумности слов мальчика, всех пораз­ил его необыкновенный разум и его ответы. «Все слушавшие его дивились разуму и ответам его» (Луки 2:47). Расстроенные родители укоряли мальчика за непослушание, на что он от­ветил: «... зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему»? Ма­рия не поняла значения этих слов, но сохранила их в сердце. В остальном же сын Марии и Иосифа «был в повиновении».

Известно, что Иисус получил образование, в юности он занимался отцовским ремеслом: плотничал. Годы, проведен­ные в Назарете, окружены безвестностью: сведений о жизни Иисуса Христа с 6-го г.н.э. по 27 г.н.э. практически нет. В еван­гелии от Луки сказано, что «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (Лука 3:23-38). Таким образом, где и как происходило становление Иисуса Христа как личности нам достоверно не известно. Но в конце 20-х гг. I в.н.э. в Палести­не, преимущественно в Галилее, появляется рабби — учитель по имени Иисус, образ жизни которого и общественный статус имел много общего с раввинами и аскетами той эпохи, хотя он сам в этот круг не входил. Проповедуя, Иисус приобрел славу властного и твердого учителя, бросавшего вызов уста­новленным традициям. Он обращает особое внимание своих последователей на внутренний смысл, дух закона, усматривая его в любви и братском единении людей.

Это был психологически зрелый человек, обладавший ха­ризмой, у которого критерием оценки человека был один: верность в исполнении воли Отца небесного, то есть искреннее и свободное следование требованиям веры, той новой морали любви, которую он проповедует и утверждает всем своим по­ведением.

При выявлении личностных качеств пророков и святых лю­бой религии выявляется одна особенность: духовные качества здесь выступают в синтезе с социальными. Религиозный об­разец несет иную нагрузку, по сравнению с примером, применяемым в воспитательной практике. Смысл его воздействия не в том, чтобы воспитанники пытались повторить какое-либо действие, а в том, чтобы они стремились к личному совер­шенству, искали собственный духовный путь. Поэтому, говоря о личностном образце Иисуса Христа, более уместно говорить о воспитании стремления к совершенству, определяемому христианскими канонами.

Исследователи отмечают, что все великие основатели рели­гий, согласно Священным писаниям, не могли совершать непра­ведные поступки. Авторы евангелий изобразили Иисуса Христа безупречным, совершенным. Он был «подобно нам искушен во всем, кроме греха» (Евреям 4:15); он «не знал греха»; «в Нем нет греха» (2 Коринфянам 5:21; 1 Иоанна 3:5); «Он не сделал ни­какого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петра 2:22); «святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» (Евреям 7:26) и др. Мы видим «динамичную фигуру, воюющую с силами зла оружием любви, искренности и всепрощения. Его честность была мужественной, а его атака на величайшие грехи: гордыню, лицемерие и безразличие — стремительной и бесстрашной». Однако Христос может быть снисходительным к слабостям человеским, лишь сожалея о них, но не осуждая беспрекословно: «Не все вмещают слово сие, но кому дано. Кто может вместить, да вместит» (Матф., 19, 11, 12). Единствен­ное, что он не прощает, — это лицемерие, жестокость, введе­ние человека, особенно ребенка, в соблазн: «... Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопи­ли его в глубине морской» (Матф., 18, 6). Главное обвинение, которое он бросает в лицо фарисеям, — в лицемерии, разладе между словами и делом, тайном следовании порокам, публично осуждаемым, внешнем, формальном, демонстративном выпол­нении древних заповедей при постоянном отступлении от них в реальном поведении и отношении к людям.

Кем был Иисус для ранних христиан? Это был их Спаси­тель. В каком смысле «Спаситель», как это нужно понимать? Не только в том дело, что имя Иисус переводится как «Спаси­тель». Иисусов у евреев было много7, а вот как Спаситель вошел в историю один. В том смысле Иисус Христос — Спаситель, что он дал этическое Учение, следуя которому, люди могут изба­виться от страданий сейчас и после смерти тела смогут прибли­зиться к совершенству. Иисус дал Учение — принципиально новое для того региона Земли — Учение о спасительности Люб­ви, о том, что именно Любовь спасает нас от страдания. Иисус установил общечеловеческие ценности, являющиеся и в наше время основой морали. Эти ценности отражены в заповедях Иисуса Христа, которого, пожалуй, можно назвать самым ве­ликим моралистом. Основной упор он делает на внутреннем смысле, духе закона, усматривая его в любви и братском еди­нении людей. Только внутренняя моральная цель оправдывает внешние поступки. При этом высшими ценностями являются те ценности, ради которых люди идут на самопожертвование, спасая других.

    По мнению В. С. Соловьева, из всех религий одно христиан­ство рядом с совершенным Богом ставит совершенного челове­ка. С появлением христианства связывают рождение общече­ловеческих ценностей, которые организуют мир человеческих отношений, задают им самую общую основу. Моральные прин­ципы всегда исходят из субъекта, даже в том случае, когда они постулируются в качестве закона универсума, они избираются, устанавливаются, поэтому они всегда субъективны, произ­вольны. Подтверждается наше мнение, что личностный об­разец есть продукт определенной культуры, а не некий единый для всех культур и народов прототип, с которого сканируются личностные качества. «Строго говоря, ни один человек не мо­жет представлять все человечество. Он должен принадлежать к одному периоду истории, одному народу, одной культуре, одной семье». Потому что каждая эпоха обладает особенной картиной мира и человека в нем в зависимости от мировоз­зренческих представлений о природе, о пространственно-вре­менных характеристиках сущего, о причинно-следственных связях явлений и вещей, о человеке и его сущностных способ­ностях, ценностных отношениях к Богу, миру, социуму, самому себе и другому.

   Нет таких святынь, которые почитались бы во все времена. Однако есть такие абсолюты, которые значимы для всего чело­веческого рода. Без них единство человечества не было бы столь всеобщим. Во всех мировых религиях мы обнаруживаем мно­жество общих святынь — представления о сострадании, мире, нравственных исканиях, ответственности за свои поступки. Провозгласив заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», Иисус Христос провозгласил: каждый человек соприча- стен другому, между людьми укрепляется вселенская близость, основанная на единой принадлежности к человеческому роду. Главной особенностью христианского личностного образца является претензия на универсальность, всеобщность. Напри­мер, такие качества, как справедливость, доброта, могущество, нравственность, милосердие, бескорыстное служение людям, соединенное с личным самопожертвованием, совестливость, совершенство почитаемы в любой культуре, представляют ценность для любого народа.

Христианский личностный образец — это важный ориен­тир, как стрелка компаса, указывающий верное нравственное направление. В самых различных ситуациях необходимы не аб­страктные, отвлеченные представления, а конкретный пример поведения, образец для подражания, ориентир для действия. В самом обобщенном виде такой пример выражается в куль­турном личностном образце Иисуса Христа, который представ­ляет собой конкретизацию исторических, социальных пред­ставлений о добре и зле, справедливости, долге, чести, смысле жизни и других ценных понятиях культуры и морали.

Право и религия



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика