Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Роль российской государственной исторической политики в создании позитивного образа этнических отношений
Научные статьи
03.12.14 12:52
Оглавление
Роль российской государственной исторической политики в создании позитивного образа этнических отношений
Профилактика экстремизма
Все страницы

вернуться





Роль российской государственной исторической политики в создании позитивного образа этнических отношений

alt
Газизова Л. И.

Даутова А. Р.
 
ПОЛИТИКА И ПРАВО
Газизова Л. И., Даутова А. Р.
В статье раскрывается значимость роли государственной исторической политики России в вопросах поддержки институтов межкультурного диалога и сбалансированной этнической интеграции. Авторы обозначают основные принципы и критерии эффективности государственной программы по профилактике межэтнических конфликтов и этнополитического экстремизма в области системы воспитания и ценностно-ориентированного исторического воспитания российской молодежи.


Образы «своих» и «иных» сопровождают человечество с мо­мента становления. У примитивных сообществ они наделялись мистической силой, «иных», т.е. «не своих», следовало опа­саться. По мере культурного и социального развития образ «иного» становился необходим для перехода к оперированию понятиями «этнос» и «нация»: он заставлял сопоставлять себя с другими, способствовал самоопределению в мировом и ре­гиональном пространствах.

«Иной» — это представитель другой страны, рода, нации, языка, религии, расы, убеждений, традиций, иными словами носитель другой культуры.

Исторически в самосознании народов большую роль игра­ло чувство «родной земли», под которой понималась не терри­тория населенного пункта с его домами, улицами, ландшаф­том, а земля, породившая народ. Понятия «родной земли» и ее границ приобретают священный характер и содержат в себе высший (божественный или физический смысл). Как справед­ливо отмечает Э. Фромм, в условиях социокультурного кризиса и рыночной экономической стихии современный человек готов отказаться от собственной свободы связанной чувством одино­чества и беспомощности в обмен на чувство защищенности, безопасности, которое дает реальное или воображаемое слия­ние с группой, подчинение сильному лидеру. При этом в ус­ловиях распада социальной целостности на первый план выхо­дят наиболее очевидные этнические и этноконфессиональные характеристики, по которым и происходит идентификация. Последние могут дополняться идентификацией региональной, когда региональная элита или самоорганизованное движение особым образом формирует специфический идентифициро­ванный субъект на основе единства общности с территорией. Так, по мнению некоторых башкирских националистов: «В Башкортостане „марш" или „шествие" любого небашкирского

этноса однозначно является демонстративным игнори­рованием коренного народа и это есть вызов для башкир­ского народа».

«Иной» существует пото­му, что есть «свой», «свои», «мы». Принадлежность к «своему» сообществу, определяется через общую культуру, ее духовные ценности, обычаи, обряды, традиции. Ощущение принадлежности к ней в индивидуальном и групповом созна­нии обычно латентно и активизируется в условиях переходных ситуаций и внешних вызовов. Виртуальные «мы» и «они» — ос­нова социальной жизни людей, обладающих групповым созна­нием, экзистенциальным переживанием коллективных симво­лов и мифов, представлений о времени, обществе и истории.

Архетип «иного» и порождаемая им ксенофобия не ис­ключение из правил, а всеобщая закономерность. Мировая история — это история разделения на «своих» и «чужих», об­ладающих иной системой мифов, обычаев и традиций5.

Страх и опасения перед «иным» могут быть вполне оправ­даны, если, например, они связаны с внешними угрозами своему государству. Эти чувства наряду с другими важными факторами будут лежать в основе осторожности, предусмо­трительности, продуманности тактики и стратегии борьбы с ними. Однако грань может проходить между людьми разных социальных, религиозных, этнических групп. Новые линии размежевания могут пролегать внутри одной страны, одно­го региона, вызывая конфликтные ситуации, перерастающие в экстремизм и терроризм. Проживание на территории России разного по этническому и религиозному составу населения делает этнополитический экстремизм одной из угроз нацио­нальной безопасности, требующей особого внимания, включая переход к сознательному государственному конструированию «общей истории», ощущение связи с которой в рамках возник­шей в результате государственной политики общей историче­ской памяти позволит осуществить необходимую интеграцию народов в единую нацию.

Ее устойчивость может сохраняться лишь при поддержа­нии институтов межкультурного диалога и сбалансированной этнической интеграции, проходящих в рамках общероссий­ских культурных тенденций. А для того, чтобы в будущем эт­нический национализм не вызывал (как это явственно проис­ходило на протяжении всего XX столетия) непрекращающегося увеличения количества государств как результата этнического сепаратизма, необходимо выработать гибкую концепцию раз­вития региона, в основе которой лежало бы признание и под­держка полиэтничности, соединения в себе идеи единства го­сударства, гражданской нации и многообразия составляющих ее этносов.

В качестве главной причины ослабления устойчивости рос­сийской социокультурной системы конца 80-х — начала 90-х гг. именно в форме кризиса национально-государственной иден­тичности Е. Зубкова и А. Куприянов выделяют начавшиеся в середине 80-х годов процессы «дегероизации истории России изнутри», а также «вызов национальных историй извне, разру- шавщие привычные представления и символы веры русских», что в свою очередь привело к кризису идентичности русского народа, как ее ядра.

Самоидентификация личности в советский период осно­вывалась на сложившейся в течение длительного времени си­стеме социокультурных и политических образов и символов, определяющих представления личности как об окружающей ее природной и социальной реальности, так и своем собствен­ном месте в ней. «Образ мира» советского человека, будучи мифологическим по своей природе, тем не менее, достаточно успешно гармонизировал его сознание и поведение.

Этот «образ мира» стал основной мишенью критики «пере­стройщиков», начавшейся непосредственно в период пере­стройки и еще более радикально продолжавшейся после 1991 года, что усилило идентификационную неопределенность. Ценности и нормы, определявшие процесс самоидентифика­ции личности, неожиданно оказались девальвированными. На страницах журнала «Новый мир» в 1990-е публиковались «Хроники безвременья» В. Писигина, который отмечал: «В один день с политической карты ушла в прошлое «страна героев, мечтателей и ученых». Покончили с тоталитарным политическим режимом. Настала пора строить новый поря­док — цивилизованный, демократический. Но кто строите­ли и что за материал? Материал — это мы, оставшийся от той несуществующей страны народ. А строители — это те из нас, кто взялся нами руководить... Все они из того же не­существующего государства. И мы им, и они нам остались в наследство». В свою очередь А. Г. Здравомыслов обращал внимание на то, что «положения групп людей в социальном пространстве в современном российском обществе оказались сдвинутыми, открывшиеся перспективы — неопределенными, многократно увеличилась зависимость не от каких-то устоявшихся стандартов и норм поведения, а от случайности, везения и судьбы. нельзя однозначно ответить на вопрос, в чем состо­ит выгода или интерес того или иного конкретного человека и даже более широко — той или иной социальной группы». Разрушение складывающейся на протяжении десятилетий са­моидентификации личности в качестве «советского человека» при отсутствии адекватной компенсации не могли не привести к возникновению экстремизма, в том числе и в сфере этнополитических отношений.

Наиболее общими основными факторами, влияющими на его формирование, исследователи называют:

- усиление трудозатрат граждан в ущерб воспитательным функциям;

- усиление роли криминалитета в общественно-экономи­ческих отношениях;

- возникновение индустрии пропаганды насилия, жесто­кости, наркотиков, сексуальных извращений, что породило массовые социальные девиации;

- развал и девальвацию патриотической идеи;

- нестабильное состояние системы образования и воспита­тельной работы, как результат процесса их реформирования и модернизации;

- утрату межпоколенческих контактов, обесценивание со­циального опыта старших поколений;

- резкое расслоение общества на бедных и богатых;

- растущую скрытую и явную безработицу;

- детскую и подростковую беспризорность.

Культура в современном мире остается важнейшим и не­пременным продуктом потребления человека, в связи с чем необходим контроль государства за сетью общественного куль­турного обслуживания. Большинство межэтнических конфлик­тов носит социокультурный характер, например: различия в языке, религии, нормах, ценностях, обычаях, традициях, сте­реотипах, национальных символах, способах мышления и по­ведения и т. д. Конфликт ценностей относится к числу наиболее сложно разрешимых.

Из соответствующей статьи в Большой советской энци­клопедии хорошо видно, какое значительное место отводится культуре в общей системе воспитания учащейся молодежи: «Учебно-воспитательная работа (культурно-просветительская, в области технического и художественного творчества, турист- ко-краеведческая, экскурсионная, юниатская, военно-спортив­ная) была направлена на воспитание любви и интереса к труду, знаниям, на развитие творческих способностей подростков, на профессиональную ориентацию детей, на развитие само­деятельности и общественной активности школьников. Круж­ковая работа строится по примерным программам, утверж­денным Министерством просвещения СССР и Центральным комитетом Всесоюзной пионерской организации, и дублирует школьные программы. Они организовывают и проводят пи­онерские праздники, слеты, конференции, смотры, конкур­сы, выставки детского творчества, олимпиады по предметам школьной программы, спартакиады, военно-спортивные игры, туристские походы и лагеря. Эти организации оказывают ме­тодическую помощь в совершенствовании содержания, форм и методов внеклассной и внешкольной работы пионерскому, комсомольскому активу, педагогам, работникам дошкольных учреждений... С этой целью ДДПШ совместно с институтами усовершенствования учителей. организуют семинары клубы, университеты актива, лагерные сборы, методические объеди­нения для педагогов и родителей по различным направлениям учебно-воспитательной работы».





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика