Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Гармонизация и унификация национального законодательства по формированию договорно-правовой базы Таможенного Союза и Единого экономического пространства - Евразийское экономическое сообщество
Научные статьи
12.01.15 14:21
Оглавление
Гармонизация и унификация национального законодательства по формированию договорно-правовой базы Таможенного Союза и Единого экономического пространства
Евразийское экономическое сообщество
Все страницы







   

  Обзор элитной недвижимости наглядно демонстрирует: широкий ассортимент предложений на первичном рынке практически не ограничивает покупателей в выборе. Обзор элитной недвижимости обзор элитной недвижимости вся  подробная информация на сайте http://www.mirkv.ru

Кроме того, Таможенный кодекс ТС соответствует Киот­ской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Согласно ст. 2 Таможенного кодекса единую тамо­женную территорию ТС составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континен­тальные шельфы государств — участников ТС, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — участники ТС обладают исключитель­ной юрисдикцией. В рамках ТС и ЕЭП продолжается работа по совершенствованию Таможенного кодекса и подготовка к проведению официального внутригосударственного согласо­вания, с целью обеспечить его дальнейшее подписание в новой редакции, ратификацию парламентариями стран-участниц и вступление в силу с 1 января 2016 г.

Появление регионального ТС на постсоветском простран­стве — важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам интегрируемых государств. Создание ТС Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации означает устранение таможенных барьеров во взаимной торговле, что снижает издержки, спо­собствует развитию кооперации производства и росту товаро­оборота между предприятиями Белоруссии, Казахстана и Рос­сии. По расчетам ученых Института народнохозяйственного прогнозирования (отделение экономики РАН) суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным про­изводством валового внутреннего продукта, к 2015 г. составит примерно 400 млрд долл. Государства — участники ТС за счет интеграционного фактора получат дополнительно около 15% прироста ВВП к 2015 г.

В настоящее время ТС между Казахстаном, Россией и Бе­лоруссией является наиболее продвинутой и близкой к ре­ализации формой сотрудничества бывших советских респу­блик. Несомненно, унификация тарифов и мер нетарифного регулирования, сближение законодательств, введение единых внешних тарифов способствует развитию производства, увели­чивает долю региональной торговли в товарообороте стран — участниц интеграционных группировок, усиливает процессы международной кооперации.

На заседании Высшего Евразийского экономического со­вета, состоявшемся 25 октября 2013 г. в Минске, было принято решение о создании рабочей группы, которая должна готовить «дорожную карту» присоединения Армении к ТС. А уже ровно через год, 10 октября 2014 г., на саммите Совета глав государств СНГ в Минске был подписан договор о присоединении Ар­мении к ЕАЭС, которая стала его полноправным участником. Ожидается, что в ближайшем будущем к ЕАЭС присоединится также Кыргызстан. На заседании Совета стороны подписали заявление о Плане мероприятий («дорожной карте») по при­соединению Кыргызстана к ЕАЭС в качестве полноправного члена. В дальнейшем в ЕАЭС предполагается вступление и Тад­жикистана. Возникает интерес к установлению с ЕАЭС режи­ма свободной торговли у таких стран, как Вьетнам, Израиль, Египет, Новая Зеландия, государства Европейской ассоциации свободной торговли. Вопрос о присоединении поднимает Тур­ция. Следует отметить, что Индия также проявляет интерес и хотела бы рассмотреть возможность подписания договора о зоне свободной торговли. Это говорит о том, что все больше стран не только постсоветского пространства, но и дальнего зарубежья проявляют большой интерес к данному интеграци­онному объединению.

ТС создает условия для свободного движения товаров, что, безусловно, приводит к активизации присутствия российских и белорусских товаропроизводителей и усилению конкурен­ции на внутреннем рынке Казахстана. Конечно, выживает тот, кто имеет наибольшие конкурентные преимущества. Поэтому на повестке дня стоят вопросы повышения конкурентоспособ­ности отечественного малого и среднего бизнеса (МСБ), что станет важным фактором его успешной интеграции в ЕЭП.

   Необходимо максимально помочь предпринимательскому сек­тору страны устранить стоящие перед ним различные админи­стративные барьеры и препоны. Не теряет своей актуальности и вопрос создания государственного органа, главной задачей которого должно стать регулирование деятельности субъек­тов МСБ, содействие его развитию в новых экономических условиях, участие в работе межправительственных комиссий по формированию нормативно-правовой базы ЕЭП. Только тогда наш бизнес станет более конкурентоспособным и сможет удержать свои позиции в рамках ЕЭП.

Некоторые эксперты считают, что ЕврАзЭС себя изжил и является лишним звеном при существовании ТС8. С этим следует согласиться, в связи с созданием ЕАЭС сохранение ЕврАзЭС является нецелесообразным. Уже на сегодня из 151 соглашения в рамках ЕврАзЭС сохраняют свое действие только 87. На встрече в Минске, прошедшей в октябре 2014 г., главы стран — участниц ТС и ЕЭП высказали свое мнение о существо­вании ЕврАзЭС, по итогам чего было принято решение о его прекращении. ЕврАзЭС — это та организация, которая была наиболее современным интеграционным объединением, про­водя согласованную финансовую и экономическую политику. Кроме того, ЕврАзЭС было более компактно, и государства, которые входили в этот интеграционный проект, выполняли общую задачу по формированию единого экономического пространства. В ЕврАзЭС был создан организационно-право­вой механизм для реализации принимаемых решений. Это означало, если документ подписан, то стороны обязаны были приложить все усилия для его выполнения. ЕврАзЭС являлся важной площадкой интеграционных процессов на постсовет­ском пространстве. Нормативно-правовая база ЕврАзЭС яви­лась стартовой площадкой при формировании ТС и создании в рамках ТС единого экономического пространства.

ЕЭП трех государств — России, Беларуси и Казахстана на­чало функционировать с 1 января 2012 г. Целью формирования ЕЭП являлось создание условий для стабильного и эффектив­ного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

Процедура формирования единого экономического про­странства предполагала прохождение следующих этапов:

- создание стабильных и открытых правовых рамок на ос­нове поэтапного сближения и гармонизации хозяйственного законодательства, прежде всего внешнеэкономического, нало­гового, таможенного, формирование действенного механизма правоприменения;

- введение торгового режима, исключающего применение во взаимной торговле тарифных и количественных ограни­чений, антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе единых правил конкуренции и приме­нения субсидий и иных форм государственной поддержки;

- формирование единых принципов регулирования дея­тельности естественных монополий;

- состыковка механизмов ценообразования, приватизации и валютного регулирования;

- становление и развитие рынков энергоресурсов, массовых промышленных продуктов, транспортных услуг, продукции агропромышленного комплекса;

- регулирование рыночными методами весьма емкого рын­ка в интересах всех вместе взятых и каждого государства в отдельности.

Вышеперечисленные документы предусматривают более глубокую экономическую интеграцию трех государств — участ­ников ТС. Речь идет о создании РФ, Беларусью и Казахстаном сначала ЕЭП, а впоследствии — ЕАЭС. Это предполагает, пре­жде всего, гармонизацию и унификацию всех норм и правил, проведение согласованной экономической и социальной по­литики.

Основными принципами функционирования ЕЭП явля­ются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, ка­питала и рабочей силы через границы государств-участни- ков. Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государства- ми-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами.

Президенты России, Беларуси и Казахстана подписали в но­ябре 2011 г. пакет документов об интеграции в рамках ЕЭП. В частности, подписаны Декларация о евразийской экономи­ческой интеграции и Договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которая стала преемницей Комиссии ТС. А Ко­миссия ТС, согласно ст. 39 Договора о Евразийской экономиче­ской комиссии от 18 ноября 2011 г., прекратила свое существова­ние 1 июля 2012 г., т.е. ЕЭК приступил к работе с 1 января 2012 г.

Формирование ЕЭП предусматривает равный доступ к вну­тренней инфраструктуре государств-участников, что особенно актуально для Казахстана, как страны, не имеющей выхода к морю. Также предусматривается установление единых ус­ловий функционирования рынка услуг, свободное передви­жение рабочей силы и капитала, унифицированные правила конкуренции, промышленного субсидирования, единых мер поддержки сельского хозяйства, проведение единой эконо­мической политики, тарифной политики, унифицированные правила государственных закупок. В рамках создания ТС про­ведение согласованной политики в сфере технического регули­рования является одним из ключевых элементов интеграции государств, поскольку в настоящее время присутствует тенден­ция завоевания экономических ниш методами нормативной экспансии — через лоббирование в технических регламентах, стандартах, методах аккредитации, оценки соответствия и про­чих формах допуска на рынок. Меры технического регулиро­вания не только защищают рынок от недоброкачественной продукции, но и позволяют решать задачи повышения конку­рентоспособности продукции, стимулирования инноваций.

Следует также отметить, что до 1 января 2013 г. заверше­на унификация тарифов на услуги по перевозке грузов желез­нодорожным транспортом, в результате чего казахстанские грузоотправители на территории России и Беларуси будут оплачивать стоимость перевозки по единому тарифу. Под уни­фикацией подразумевается объединение всех тарифов в один, что существенно снизит тарифную нагрузку для наших грузо­отправителей и будет способствовать повышению предпри­нимательской активности при расширении рынка сбыта своей продукции, увеличению объёма грузоперевозок, повышению конкурентоспособности экономики за счет открытия доступа к железнодорожной инфраструктуре. Имеются все условия для дальнейшего развития региональной интеграции в рамках ТС, Единого экономического пространства, а создание Евразийского экономического союза является закономерной фазой. Поэтому к 1 января 2015 г. в соответствии с Декларацией о Евразийской экономической интеграции стороны должны завершить коди­фикацию международных договоров и на этой основе создать Евразийский экономический союз — как самый высокий уро­вень интеграции стран. А в дальнейшем возможно формиро­вание и функционирование единого Евразийского парламента.

Формирование договорно-правовой базы можно разделить на несколько этапов: создание ЕврАзЭС (2000 г.), впоследствии ТС (2010 г.), на его платформе создание ЕЭП (2012) и последу­ющее создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Последнее из названных объединений является международ­ной организацией региональной экономической интеграции России, Казахстана и Белоруссии, которые приняли на себя обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы с 1 января 2015 г. Создание та­кого экономического интеграционного объединения на евразий­ском пространстве, как ЕАЭС, будет способствовать активному сближению запада и востока. Подписание и ратификация До­говора о ЕАЭС откроет новую эпоху внешнеэкономического сотрудничества в гармоничном развитии и сближении эконо­мик государств — членов ЕАЭС, будет способствовать устой­чивому росту деловой активности, сбалансированной торговле и добросовестной конкуренции между представителями биз­нес-сообщества. «С подписанием Договора о ЕАЭС изменится договорно-правовая база ныне действующих ТС и ЕЭП, кото­рая уже составляет более 100 международных договоров, под­писанных в период с 1995 по 2012 год, — справедливо отметил известный российский ученый С. Ю. Глазьев. — С принятием Договора большинство этих документов будут отменены, что сделает правовую основу более транспарентной и понятной для субъектов торговой деятельности». Мы должны уделить особое внимание формированию и развитию Союзных наднациональ­ных институтов, не просто быть удовлетворены гармонизацией и унификацией национальных законодательств, но и делать шаги к созданию единых, единообразных законов, имеющих равную силу на территории Евразийского союза государств».

Однако есть ряд проблемных моментов, над ликвидацией которых необходимо работать, в том числе и Евразийской эко­номической комиссии.

Во-первых, свободное перемещение товаров ужесточило условия конкуренции казахстанских производителей с пред­приятиями стран ТС и ЕЭП. Растут внешнеторговые диспро­порции. Сохраняются серьезные трудности для доступа ка­захстанской продукции на рынки России и Беларуси, которые используют нетарифные и технические барьеры, завышенные санитарные и фитосанитарные нормы, меры по сертификации, лицензированию и квотированию, требования по унификации технических регламентов. Таким образом, расширение сферы техрегулирования в ЕЭП идет вразрез с политикой Казахстана по улучшению бизнес-среды.

Во-вторых, имеются проблемные вопросы и в электроэнер­гетической сфере, поскольку при заключении соответствующе­го Соглашения ЕЭП был предусмотрен особый режим, связан­ный с электроэнергетической системой России. В результате отсутствует свободный доступ к потребителям и поставщикам электроэнергии. Например, Казахстан не может транзитом через территорию РФ продавать электроэнергию Беларуси.

В-третьих, со стороны участников внешнеэкономической деятельности подвергается большой критике Кодекс ТС, об­ращается внимание на возможности его либерализации, мак­симального упрощения таможенных процедур.

В-четвертых, в работе Комиссии наблюдаются явная по­литизация и распыление средств и усилий на углубление ин­теграционных процессов, несмотря на наличие нерешенных вопросов в рамках формирования ТС и ЕЭП, поставленных главами государств.

В-пятых, следует сформировать эффективную договор­но-правовую базу государств-участников по регулированию миграционных потоков населения, так как свободное пере­движение рабочей силы будет порождать неконтролируемые миграционные процессы внутри государств-участников.

Исходя из изложенного, можно сделать некоторые выводы:

Необходимо активизировать работу Евразийской эконо­мической комиссии как наднационального органа государств- участников по решению вышеуказанных проблем.

Результаты проведенной работы Евразийской экономиче­ской комиссии следует использовать при проведении работ по гармонизации и унификации национальных законода­тельств, актов ТС, ЕЭП и ЕАЭС. В частности, совершенствовать национальное антимонопольное законодательство, нормы, направленные на защиту внутреннего рынка, на продвижение товаров на внешние рынки, на поддержку отечественного биз­неса, на экономию средств и снижение цен.

Целесообразно использовать созданную систему монито­ринга и контроля над исполнением государствами-членами положений международных договоров и решений для повы­шения эффективности их дальнейшего сотрудничества.







Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика