Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Институциональные основания участия негосударственных акторов в деятельности Организации Объединенных Наций
Научные статьи
12.01.15 15:06
Оглавление
Институциональные основания участия негосударственных акторов в деятельности Организации Объединенных Наций
Организация Объединенных Наций
Все страницы





Институциональные основания участия негосударственных акторов в деятельности Организации Объединенных Наций



МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Кутейников А. Е.
Организация Объединенных Наций носит межправительственный характер, однако в ее функционирование вовлечены также и разнообразные негосударственные акторы: сотрудники организации, члены некоторых органов, межправительственные организации, неправительственные организации и др. Институциональными основаниями для этого являются органы ООН, в основном, правовые положения, регламентирующие условия и порядок создания, а также правила процедуры соответствующих органов, устоявшиеся и повторяющиеся образцы поведения акторов, участвующих в работе данного органа. Негосударственные акторы, с одной стороны, вовлекаются в достижение общих и частных целей ООН, подчиняясь общей логике ее функционирования. С другой стороны, преследуя свои собственные цели, они вносят в работу ООН ряд новых моментов. Таким образом, система ООН представляет собой результат взаимодействия государственных и негосударственных акторов, соотношение потенциалов и силы которых меняется на протяжении истории организации. При этом общая тенденция состоит в усилении влияния негосударственных акторов по мере роста и усложнения организации.


Межправительственный характер ООН не означает, что организация представляет собой исключительно объедине­ние государств. Де-факто в состав системы ООН входят и при­нимают участие в ее деятельности также негосударственные акторы, в том числе индивиды (сотрудники организации, чле­ны некоторых органов) и коллективные субъекты (межправи­тельственные организации, неправительственные организации и др.). Институциональными основаниями для этого являются 1) в структурном плане — органы ООН; 2) в нормативном пла­не — в основном, правовые положения, регламентирующие условия и порядок создания, а также правила процедуры со­ответствующих органов; 3) в функциональном плане — усто­явшие и повторяющиеся образцы поведения акторов, уча­ствующих в работе данного органа. Нормативно-правовую базу органа определяет воля субъекта права — учредителя данного органа. Нормативная основа и строение организации задают условия включения в нее негосударственных акторов, а практика функционирования органов закрепляет их формы поведения и участия в работе организации.

Орган международной организации

Орган ООН, как и любой другой межправительственной организации, представляет собой функционирующий по опре­деленному алгоритму инструмент реализации права органи­зации. В частности, с помощью органов она взаимодействует со своими членами и другими акторами международных от­ношений.

В Уставе ООН определены базовые положения, касающи­еся шести главных и одного вспомогательного органа — Во­енно-штабного комитета, также зафиксировано положение о том, что главные органы правомочны создавать вспомога­тельные органы. Они учреждаются резолюциями главных органов. Аналогично обстоит дело в организациях системы ООН. В ряде конвенций, принятых под эгидой ООН (на­пример, Конвенция о запрещении разработки, производ­ства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, Конвенция о правах ребенка) содержатся по­ложения о контрольных механизмах, предусматривающих создание организаций с соответствующими органами или иных структур, например, комитетов ООН по различным аспектам прав человека. Однако большинство нормативных положений, детализирующих деятельность органов, содер­жится в текстах документов внутреннего права организации и административной документации: правилах процедуры, регламентах, циркулярах, письмах руководителей и пр. Так­же необходимо принимать во внимание то, что правовые нормы, в тех формах, в каких они закреплены в междуна­родных документах, и их реальное бытие в международной системе нередко не соответствуют друг другу. Расхождение между правовыми нормами вовлечения акторов в систему ООН и тем, каковы их действия на практике, демонстрирует пример Военно-штабного комитета ООН. Военно-штабной комитет (ВШК) — единственный вспомогательный орган ООН, функции и порядок работы которого определены в Уставе. Его состав формируется из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности ООН на основа­нии специально принятой резолюции СБ. Военно-штаб­ной комитет действительно был создан и де-юре существует в структуре ООН. Формально обладая широкими полномо­чиями, он в первые годы своего существования осуществлял отдельные из них, а затем превратился в номинальное под­разделение.

Многообразие органов ООН

ООН имеет сложнейшее строение. Шесть ее органов на­делены статусом главного: Генеральная Ассамблея (ГА ООН), Совет Безопасности (СБ ООН), Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Секретариат, Международный суд4 и Совет по опеке. Помимо главных органов, имеется в совокупности около трехсот (точное число неизвестно, так как реестра ор­ганов не существует) вспомогательных и иных органов: коми­теты и комиссии, программы и фонды, верховные комиссары и операции по поддержанию мира, агентства и секретариаты конвенций, рабочие группы и трибуналы. Есть даже Универ­ситет ООН. Кроме этого, в систему ООН входят 17 специали­зированных учреждений. С ООН связаны также несколько организаций, имеющих другой статус (МАГАТЭ, ОЗХО).

В социальных системах, одной из которых является ООН, элементы и подсистемы служат достижению целей всей систе­мы. Специфика ООН состоит в том, что ее подсистемы и даже отдельные элементы не соединены жесткими управленческими связями. Нет основного руководящего ядра, которому бы под­чинялись все остальные подразделения. Каждый из шести глав­ных органов имеет свою сферу деятельности, а друг к другу они обращаются с просьбами или рекомендациями. Вспомогатель­ные органы сами определяют свой порядок работы и правила процедуры. В отдельных случаях они даже могут отказаться от выполнения решений вышестоящей инстанции, если обо­снуют такие действия нехваткой ресурсов или отсутствием компетенций. Некоторые вспомогательные органы разрослись до самостоятельных организаций. Так, Программа развития ООН, Детский фонд ООН, Программа ООН по окружающей среде и другие имеют свои учредительные документы, ис­точники финансирования, фронт работ, бюджет, персонал.

В зависимости от своего состава органы системы ООН могут быть классифицированы следующим образом: 1) формально состоящие из государств, а фактически из их уполномочен­ных, представляющих государство в целом; 2) фактически со­стоящие из сотрудников различных исполнительных орга­нов власти; 3) состоящие из правительственных экспертов; 4) состоящие из специалистов в соответствующей области со­трудничества, действующих в личном качестве; 5) состоящие из международных должностных лиц. Существуют также ор­ганы смешанного состава.

Органы, состоящие из представителей государств

Примером органов, в которых государство представлено в целом, являются пленарные ассамблеи и их вспомогательные комитеты. В организациях системы ООН используются раз­личные названия: Генеральная Ассамблея ООН, генеральная конференция (МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИДО, МАГАТЭ), конфе­ренция (ФАО), полномочная конференция (МСЭ), ассамблея (ИМО), Всемирный почтовый конгресс, Всемирный метеороло­гический конгресс. В некоторых организациях ООН, предусма­тривающих регулярное взаимодействие государств, в качестве основных органов созданы советы постоянных представителей. По терминологии, предложенной З. Клепацким, они обознача­ются термином «исполнительно-руководящие органы». К ним относятся, в частности, советы Всемирной продовольственной организации (ФАО), Международного союза электросвязи (МСЭ), Международной морской организации (ИМО), испол­нительные советы Всемирной метеорологической организации (ВМО), ЮНЕСКО, Международного валютного фонда (МВФ), Административный совет Всемирного почтового союза (ВПС), Исполнительный комитет Всемирной туристской организации (ЮнВТО), Координационный комитет Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Совет управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Они имеют ограниченный состав членов. Как правило, при ос­новных органах создаются вспомогательные комитеты и комис­сии, между которыми распределяются вопросы повестки дня. В них вырабатываются проекты решений. Затем эти решения принимаются на заседаниях основных органов.

Несмотря на то, что юридически указанные органы являют­ся межправительственными, правила, практика и налаженные каналы коммуникации предоставляют возможность негосудар­ственным акторам оказать влияние на их работу, например, посредством использования процедуры внесения вопросов в повестку дня, предоставления информации, консультаций, участия в дискуссии с правом совещательного голоса или при­сутствия на заседании.

Секретариаты и персонал организаций

Работа организаций системы ООН обеспечивается секре­тариатами, насчитывающими от нескольких десятков человек до десятков тысяч сотрудников. Собственно ООН, 13 ее специ­ализированных учреждений и МАГАТЭ координируют свою деятельность в отношении персонала6, создав Общую систему зарплат, надбавок и дополнительных выплат (сокращенно — Общая система ООН). Часть должностных лиц секретариатов обладает статусом международного гражданского служащего, они наделены особым международным статусом, привилеги­ями и иммунитетами.

Работа персонала ООН регламентируется и направляется рядом документов. К важнейшим из них относятся: Устав ООН, Конвенция об иммунитетах и привилегиях ООН, Положение о персонале, утвержденное Генеральной Ассамблеей ООН. Бо­лее детально условия службы, должностные полномочия, пра­ва и обязанности сотрудников фиксируются в разнообразных документах Секретариата ООН, контрактах с сотрудниками, письмах о назначении сотрудников.

В Уставе ООН установлена независимость персонала, его международный характер. Провозглашается необходимость обеспечения высокого уровня работоспособности, компетент­ности и добросовестности персонала. Отмечается важность на­бора персонала на возможно более широкой географической основе и наделение сотрудников привилегиями и иммуните­тами. Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН7 уста­навливает, что Генеральный секретарь ООН, его заместители, помощники, а также члены их семей пользуются привилеги­ями и иммунитетами дипломатических служащих в полном объеме. Остальные сотрудники наделяются функциональным иммунитетом, распространяемым только на их действия, от­носящиеся к работе в организации. Должностные лица не несут ответственности за сказанное и написанное ими, за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц. Они освобождаются от обложения налогами окладов и вознаграж­дений, уплачиваемых им ООН, освобождаются от государ­ственных служебных повинностей. На них не распространяют­ся ограничения по иммиграции. Им не требуется регистрация в качестве иностранцев, на них не действуют ограничения в от­ношении обмена валюты, ввоза мебели и имущества при пер­воначальном занятии должности в соответствующей стране. Они пользуются льготами в отношении репатриации.


Таблица 1. Сравнительные характеристики статуса и особенностей деятельности государственных служащих и международных гражданских служащих


Положения о персонале Объединенных Наций содержат общие принципы кадровой политики по вопросам укомплек­тования штатов и управления Секретариатом, определяют основные условия службы, а также основные права, обязан­ности и обязательства сотрудников Секретариата ООН. Поло­жения развивают и детализируют формулировки Устава ООН. В Положениях подчеркивается, что сотрудники Секретариата имеют не национальные, а исключительно международные права и обязанности. Сотрудники набираются на широкой географической основе таким образом, чтобы обеспечивался высокий уровень работоспособности, компетентности и добро­совестности. Безусловная обязанность обеспечивать соблюде­ние прав и обязанностей сотрудников возложена на Генераль­ного секретаря. В Положениях подчеркивается ведущая роль Генерального секретаря в формировании штата организации, создании соответствующих условий служебной деятельности. Указывается, что Генеральный секретарь должен обеспечивать прием на службу и определять условия службы так, чтобы с учетом зафиксированной в Уставе ООН необходимости обе­спечить высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности персонала.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика