Легитимация международно-правовых мер охраны судоходства от терроризма после нападений 11 сентября 2001 г. |
Научные статьи | |||||||
12.01.15 15:26 | |||||||
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Легитимация международно-правовых мер охраны
судоходства от терроризма после нападений 11 сентября 2001 г.
События 11 сентября 2001 г. оказали огромное влияние на формирование внешней политики государств и международного права, лишний раз подчеркнув недостаточную эффективность существующего антитеррористического международно-правового режима. В рамках последовавших антитеррористических мероприятий были проведены военные операции в Афганистане и Ираке, разработаны новые превентивные и пресекательные антитеррористические меры, в том числе для глобальной транспортной системы в целом, и для судоходства в частности. Были приняты новые международно-правовые акты, в некоторые международные конвенции были внесены поправки. В результате нападений между государствами был заключен ряд двусторонних соглашений, также ряд мер был введен отдельными государствами в одностороннем порядке. Инициаторами новых мер безопасности выступили США не только потому, что являлись пострадавшим от терактов государством. Неоднократно подчеркивалось, что в качестве реакции на данные теракты не последовало активных действий ни со стороны международного сообщества, ни со стороны СБ ООН. Противодействие международному терроризму связано не только с заключением международных соглашений, но и с деятельностью международных организаций, т.е. с сотрудничеством на институционном уровне. Пока еще не создано международного учреждения, которое занималось бы специально этими вопросами. Поэтому основная нагрузка падает на ООН и, в частности, на Генеральную Ассамблею (ГА) и СБ. Следует подчеркнуть, что резолюции ГА ООН, по сути, определяют современную международную уголовную политику в сфере борьбы с терроризмом. Они активно влияют на формирование конвенционного антитеррористического механизма, содержание и направленность норм, касающихся терроризма. Резолюции ГА ООН по общему правилу относятся к сфере так называемого мягкого права. Они, в отличие, например, от решений СБ ООН, не рассматриваются как юридически обязательные правила поведения, подлежащие соблюдению всеми государствами. Поэтому их принято причислять к вспомогательным источникам международного права. Кроме того, резолюции ГА ООН оказывают большое морально-политическое влияние. ГА ООН занимает довольно активную позицию в вопросах международно-правового противодействия современному терроризму. На следующий день после совершенных терактов (12 сентября 2001 г.) СБ принял резолюцию 1368, в которой признал неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии с Уставом ООН. Считается, что таким образом предпринятые в рамках «войны с терроризмом» дальнейшие меры со стороны США были непрямо поддержаны СБ. Однако после этого со стороны СБ не последовало ни поддержки, ни легитимации односторонних действий США. Резолюция СБ ООН 1373 от 28 сентября 2001 г. перепод- твердила право на самооборону и подчеркнула еще раз угрозу террористических актов для международного мира и безопасности. Резолюция также подчеркивает, что те, кто оказывал помощь исполнителям, организаторам и спонсорам этих актов, поддерживал или укрывал их, понесут ответственность за это. Позднее была принята Резолюция 1377 от 12 ноября 2001 г., которая назвала терроризм в качестве одной из самых серьезных угроз международному миру и безопасности. Однако никаких конкретных мер или юридических оснований для дальнейших действий государств она не содержала. Резолюции СБ ООН 1368 (2001) и 1373 (2001) иногда цитируются как временное обоснование контроля военно-морскими судами США в открытом море. В любом случае хотелось бы подчеркнуть, что документы были бы слишком общими для того, чтобы обосновать подобные действия на постоянной основе или говорить о создании определенного прецедента. В 2004 г. в резолюции СБ ООН 1540 было выражено осуждение в отношении распространения ОМУ. Во время обсуждения вопроса транспортировки ОМУ по морю также затрагивался вопрос о закреплении начатой к тому времени программы ИБОР-ОМУ в резолюциях СБ ООН, поскольку ОМУ представляет собой угрозу миру и является агрессией против других государств. Однако, сославшись на недостаточное количество юридических оснований, СБ ООН отказался разработать какой-либо документ в отношении процедуры задержания судов в открытом море. Также в данный момент в ООН была достаточно накаленная политическая обстановка в связи с началом военной операции в Ираке. Резолюция СБ ООН с авторизацией вторжения в Ирак наткнулась на возражения России и Китая. В подобной атмосфере принятие документа, разработанного по инициативе США, с поддержкой ИБОР-ОМУ представлялось маловероятным. Принятие СБ ООН 28 апреля 2004 г. Резолюции 1540 было пролоббировано США и Великобританией. Однако оба государства также добивались включения в данный документ положения о допустимости остановки, поднятия на борт и инспектирования любого морского или воздушного судна при наличии достаточных оснований полагать, что на них транспортируется ОМУ или его составные части. США добивались своего рода мандата на начатую программу ИБОР- ОМУ. Однако Китай пригрозил, что наложит вето, и США были вынуждены удалить положение об инспектировании транспортных судов. Таким образом, принятая резолюция подтверждает, что распространение ядерного, химического и биологического оружия, а также средств его доставки представляет угрозу для международного мира и безопасности, но совсем не упоминает программу ИБОР-ОМУ. Резолюция также затрагивает особую угрозу терроризма, исходящую от негосударственных субъектов, которые также могут приобретать, разрабатывать, осуществлять оборот или применять ядерное, химическое и биологическое оружие и средства его доставки. Проект Резолюции 1718 (2006) был представлен США и Японией. Резолюция запрещает транспортировку в и из КНДР ядерного, химического или биологического оружия, а также материалов, способствующих его созданию. Государства призываются к совместным действиям для предотвращения транспортировки таких материалов. Каких-либо обязанностей данным документом на государства не налагается. Первоначально в тексте резолюции также упоминалась допустимость использования военных сил, однако по настоянию Китая и РФ данное положение было удалено из проекта Резолюции. Также отказались и от требования проверять все грузы, направляющиеся в и исходящие из КНДР. Резолюция вновь подтверждает, что распространение ядерного, химического и биологического оружия и средств его доставки представляет угрозу международному миру и безопасности. Основанием принятия документа называется заявление КНДР о том, что 9 октября 2006 г. были проведены испытания ядерного оружия. Также государства обязуются принять меры для предотвращения прямой или косвенной поставки, продажи или передачи КНДР — со своей территории, или своими гражданами, или с использованием морских или воздушных судов под их флагом — независимо от страны происхождения таких материалов. Таким образом, эти резолюции предоставили общую юридическую основу для проведения антитеррористической деятельности. Также эти резолюции стали действительным правовым основанием для контроля подозреваемых судов в открытом море военно-морскими судами США. Данный пример ярко демонстрирует все возрастающую роль резолюций международных организаций, что является одной из главных характеристик современного международного права. Тем не менее указанные резолюции носят слишком общий характер для того, чтобы обосновать подобные действия в отношении антитеррористических мероприятий на море на постоянной основе. Как уже указывалось, в резолюциях была подчеркнута общая необходимость бороться с угрозами международному миру и безопасности вследствие террористических атак. Однако какие-либо меры по борьбе с терроризмом на море в них не упоминались. Хотя СБ ООН объявил о своей готовности предпринять ответные меры в связи с нападениями 11 сентября 2001 г., подразумевая свою готовность осуществить активные действия, дальнейшей реакции, основанной на положениях главы VII Устава ООН, не последовало. Такое поведение СБ было сильно раскритиковано в этой связи, ведь его единственная резолюция могла бы установить новый прецедент в международном праве по применению силы при аналогичных обстоятельствах. Представляется, что подобное поведение СБ ООН в данном случае связано с неоднозначным толкованием произошедших событий. Нападения 11 сентября 2001 г. были осуществлены террористической организацией, а не государством, что повлекло за собой споры о том, можно ли рассматривать концепцию самообороны в данном случае так широко, хотя ст. 51 Устава ООН не предусматривает, что нападение должно совершаться только государством. Допустимость использования права на самооборону также ставилась под сомнение, поскольку США отреагировали только месяц спустя после нападения. Критиковалось и количество гражданских жертв воздушных бомбардировок США во время военной операции в Афганистане (3 700-5 000 человек) по сравнению с 3 000 жертв во время нападения 11 сентября 2001 г., что рассматривалось как дополнительное основание для сомнений в том, действительно ли принцип пропорциональности был соблюден в данном случае. Споры возникли и насчет классификации в международном праве самого акта нападения 11 сентября 2001 г. Его предлагается рассматривать как вооруженное нападение, международный или немеждународный вооруженный конфликт, либо как международное преступление. Были предложения даже рассматривать этот случай как акт войны. США, как пострадавшее государство, охарактеризовали теракты как вооруженное нападение на них Аль-Каиды. Последовавшие в ответ на события 11 сентября 2001 г. действия США как реакция на акты терроризма были основаны на «превентивной доктрине нападения» для реализации права на самооборону. Она официально упоминается в Стратегии национальной безопасности США, опубликованной 20 сентября 2002 г.6 В соответствии с данной концепцией для своей защиты от терроризма у государства есть полномочия действовать «заранее», не зная о точном месте и времени возможного будущего террористического нападения. Концепция «превентивной самообороны» используется в международном праве начиная с июля 1981 г., когда Израилем были совершены нападения в Бейруте. Эти действия были подчеркнуто осуждены СБ ООН и ГА ООН в тот момент. Однако данная доктрина послужила основой для проведения спорных с точки зрения международного права военных действий против правления Садама Хусейна и режима Талибан в Афганистане, хотя до сих пор нет непосредственных свидетельств того, что нападения 11 сентября 2001 г. были осуществлены именно Аль-Каидой под руководством со стороны режима Талибан. Следующие материалы:
Предыдущие материалы:
|