Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовые аспекты реализации проекта Транссахарского трубопровода
Научные статьи
12.01.15 15:44
Оглавление
Правовые аспекты реализации проекта Транссахарского трубопровода
Транзит энергоресурсов
Транссахарский трубопровод
Все страницы


вернуться






Правовые аспекты реализации проекта Транссахарского трубопровода


МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО
Кутафин Д. О.
В данной статье анализируются перспективы развития системы снабжения газом стран Европейского союза, в том числе путем использования энергоресурсов стран африканского континента. Рассматривается существующая ситуация транзита энергоресурсов в Африке. Особое внимание автор уделяет анализу актуальных проблем, связанных с реализацией проекта Транссахарского трубопровода, раскрывает его экономическую целесообразность и рассматривает правовые аспекты деятельности; приходит к выводу, что именно от политики правительств африканских стран по урегулированию возможных проблем, связанных с транзитом, террористической деятельностью MEND, коррупцией, практически отсутствующей нормативно-правовой базой в нефтяной и газовой индустрии, а также недостаточным соблюдением международных стандартов, определяющих деятельность добывающей отрасли, зависит реализация данного проекта.




Страны Европейского союза одним из приоритетов даль­нейшего развития системы энергоснабжения и энергетической безопасности определили «избавление от зависимости» от по­ставок энергоресурсов из Российской Федерации, в том числе и путем поиска альтернативных путей доставки энергоресурсов из стран Азиатского региона. Это вызвано как необходимостью исключить возникновение проблем с транзитом энергоресур­сов через территорию Украины, так и геополитическим аспек­том существующих путей энергоснабжения ЕС.

Временный отказ от строительства газопровода «Набукко» и «Южного потока» не изменит позиции России на рынке экспорта газа в европейские страны. Проект по разработке сланцевого газа в странах ЕС, на который возлагаются большие надежды, оценивается неоднозначно. В большинстве стран Европейского союза разработка сланцевых месторождений не ведется в связи с опасениями значительного негативного воздействия на окружающую среду и высокой стоимостью до­бываемого сланцевого газа. Так вот, слаботочные сети – это элемент инженерной системы здания, http://www.engineeringresurs.ru/elektromontazh/montazh-slabotochnyh-sistem.html– это трудоемкая работа, поэтому доверять ее нужно только профессионалам.

В США наблюдается бум в разработке залежей сланца, из которого можно добывать сланцевый газ, при этом за три года объем добычи доведен до 51 млрд кубометров в год, что позволило вдвое сократить импорт сжиженного природного газа. По состоянию на 2012 г. газ в США стоит существенно дешевле, чем в России, которая обладает крупнейшими в мире разведанными запасами газа.

Во Франции в 2011 г. установлен пятилетний мораторий на разработку сланцевых месторождений с целью добычи газа. В том же году введен временный запрет на добычу сланцевого газа в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, снятый уже в конце 2012 г.

В то же время необходимо отметить, что даже активная разработка сланцевых месторождений в ЕС не сможет в зна­чительной степени повлиять на существующую зависимость от импорта энергоресурсов. Сланцевый газ, несмотря на свою очевидную привлекательность как альтернативы существу­ющим способам добычи природного газа, имеет достаточно высокую себестоимость, высокие затраты при его сжижении и разжижении, сложности при транспортировке.

Указанные выше проблемы и, в краткосрочной перспекти­ве, практическая невозможность избежать зависимости от им­порта энергоресурсов из России, в том числе и через транзит­ные территории других государств, заставляет рассматривать в роли возможного источника энергоресурсов африканский континент (запасы природного газа на континенте составляют приблизительно 8% от мировых).

Одним из наиболее привлекательных считается проект транзитного трубопровода природного газа из Нигерии через территорию пустыни Сахара в Алжир и далее, через систе­му существующих трубопроводов, в Испанию и Италию (The Trans-Saharan Gas Pipeline, TSGP).

Начало строительства трубопровода протяженностью около 4 200 км, приблизительно оцененного в 21 млрд дол­ларов, было положено подписанием соглашения между Нигерией и Алжиром в 2009 г. Предполагаемый объем пере­даваемого газа посредством трубопровода составит 30 млрд кубометров в год.

Транспортировку газа в Европу предполагается осущест­влять по четырем трубопроводам, проложенным через Сре­диземное море: Trans-Mediterranean Pipeline, Medgaz, GALSI и Maghreb-Europe Gas Line.

Исходная точка газопровода находится в бассейне дель­ты реки Нигер, в дальнейшем он проходит через Северную Нигерию, затем по региону Сахель в Нигере, далее в Алжир. В Алжире газопровод будет проходить через Хасси Р'мейль — транзитный узел для нефте- и газопроводов, используемый для транспортировки энергоносителей на побережье Алжира.

Трубопровод будет проходить через различные страны и объединять интересы как государственных участников, так и частных инвесторов. Между Нигерией и Алжиром заключен ряд договоров о совместных предприятиях и меморандумов о взаимопонимании. По этим же договорам в эксплуатации газопровода будет задействован Нигер и компании — участ­ники европейского рынка природного газа.

По завершении реализации проекта газопровод, возможно, избавит Европу от зависимости от российского природного газа. Одним из основных вопросов при разработке проекта является отсутствие достоверной информации о доказанных за­пасах нигерийского природного газа и угрозы саботажа со сто­роны террористических групп в Нигерии, Нигере и Алжире.

В июле 2009 г. Нигерийская государственная нефтяная ком­пания объявила о подписании договора с Алжиром и Ниге­ром о прокладке Транссахарского газопровода. Среди ряда компаний, проявивших интерес к проекту, были французская Total, англо-голландская Shell и российский «Газпром». Прави­тельство Нигерии заверило возможных инвесторов в экономи­ческой целесообразности данного проекта.

Нигерия занимает седьмое место в мире по запасам при­родного газа. Этот газ отличается высоким качеством из-за низкого содержания серы. До конца 1990-х годов Нигерия сталкивалась с серьезными трудностями, связанными с ис­пользованием газа. В начале 2000-х годов газовый рынок был нормативно регламентирован, в начале 2005 г. в стране начался газовый бум, что повлекло за собой необходимость выработки плана комплексного развития газовой отрасли, неотъемлемой частью которого является Транссахарский газопровод.

Данный проект считается выгодным для Нигерии благо­даря значительным запасам газа, не разработанным до на­стоящего времени. Тем не менее данный вопрос вызвал также определенные разногласия, поскольку некоторые заинтересо­ванные стороны выражали сомнения относительно достовер­ности отчетов, указывающих на то, что указанные запасы газа реально существуют. Основная проблема, повлекшая за собой сомнения относительно экономической целесообразности про­екта, заключается в нежелании Нигерии заниматься развед­кой газовых месторождений. Этот феномен можно назвать характерной чертой нигерийского газового рынка. В начале 2009 г. запасы газа оценивались на уровне 5,2 трлн кубических метров. Эти запасы существуют как в форме сопутствующего газа, так и свободного газа.

Исторически сложилось, что сопутствующий газ, получа­емый в процессе добычи нефти, утилизировался по причине значительной удаленности места добычи от ближайшей точки присоединения к трубопроводу и низкого рыночного спроса. Как следствие, он повсеместно рассматривался как нежелатель­ный побочный продукт нефтепоисковых работ. В частности, нигерийский газ считался абсолютно бесполезным из-за обна­ружения залежей газа в Северном море. Однако европейские покупатели считают нигерийский газ привлекательным, по­скольку им можно заполнить Транссахарский газопровод. Это дает проекту указанного газопровода преимущество перед его основным возможным конкурентом, трубопроводом Набукко, которому непрерывно сопутствуют проблемы с подачей газа в Центральной Азии и на Ближнем Востоке.

Европейские страны рассматривают Транссахарский тру­бопровод и трубопровод Набукко в качестве альтернативы транзиту российского природного газа. В случае успешной реализации проекта Транссахарский трубопровод значительно повлияет на расстановку сил на европейском газовом рынке. Регулярно возникающие споры между Россией и Украиной приводят к приостановке подачи газа в Европу. Даже после строительства трубопроводов, не проходящих по территории Украины, Европа остается зависимой от российского газа. При проектировании и реализации проекта Транссахарского трубо­провода основной задачей правительства Нигерии является ис­ключение подобных проблем при транзите через территорию Нигера, являющегося транзитной страной. Следствием такого рода возможных проблем может являться диверсификация подачи газа за счет строительства нескольких газопроводов, проходящих по территории различных стран и сходящихся в Алжире. Европейским получателям газа необходимо учиты­вать данную проблему, поскольку любой спор между Нигери­ей и Нигером негативно скажется на поставках газа в Европу.

Помимо экономической целесообразности необходимо учитывать правовой аспект деятельности Транссахарского тру­бопровода, особенно в обеспечении максимально возможного устранения проблем с транзитом в Нигерии. Нигерия уже заключила соглашения о совместных предприятиях и мемо­рандумы о взаимопонимании между Нигером, Алжиром и ря­дом стран ЕС, в которых были согласованы детали процесса строительства трубопровода. В указанных соглашениях опре­делены сроки реализации различных этапов проекта, как то: этап выработки концепции и проектирования (2004-2005 гг.), этап предварительной оценки (2005-2006 гг.), этап подготов­ки окончательного инвестиционного решения (2007-2014 гг.) и строительство (2015-2018 гг.).

Одним из правовых актов, принятых правительством Нигерии с целью обеспечения финансирования, стал Закон 2005 г. об инфраструктурной концессионной распорядительной комиссии (далее — Закон о ICRC). Целью указанного акта является создание правовой основы для существования государственных предприятий с участием частного капитала (государственно-частного партнерства) в крупных проектах. Закон об ICRC является достаточной базой для формирования условий проекта Транссахарского трубопровода, в нем под­робно регламентированы аспекты взаимодействия государства и частных инвесторов. Необходимо учесть, что после принятия этого акта успех привлечения частных инвестиций для реали­зации указанного проекта зависит в большей степени от го­товности заинтересованных сторон принять его положения. Государственно-частное партнерство может являться основой для сотрудничества при проектировании и строительстве га­зопровода.

Нужно отметить, что использование средств государствен­ного бюджета вполне возможно, но в случае финансирования проекта за счет государственного бюджета Нигерии придется взять на себя все риски, связанные с ее участием, налогово-бюд­жетные условия в стране могут ухудшиться. Необходимо про­работать возможность использования существующих право­вых механизмов для оптимизации государственных расходов и минимизации возможных рисков, таких как нехватка средств для завершения проекта и рост налогов. Это объясняет, почему Нигерия заняла стратегическую позицию в части замещения частных инвестиций на государственное финансирование, про­сто приняв положения Закона о ICRC.

В отношении проекта Транссахарского трубопровода Ниге­рия, Алжир и Нигер предложили использовать заемные сред­ства для финансирования 75% проекта. Чтобы приступить к ре­ализации этого проекта Нигерии, учитывая превалирующее положение этого государства в данном проекте, необходимо предоставить покупателям гарантии относительно объема до­бываемого газа. Основным получателем газа с использованием данного газопровода являются европейские страны.

Правительству Нигерии необходимо соблюсти условие до­ставки добываемого газа только на европейский рынок и обе­спечить устранение проблемы с колебанием цен на всем про­тяжении срока действия долгосрочного договора о поставках с учетом приемлемости для всех участников проекта корректи­ровки стоимости транспортируемого газа. В настоящее время не существует правового режима, позволяющего гарантировать интересы всех сторон.

Общепринятой практикой сторон является включение в договоры условий «take-or-pay», «deliver-or-pay» или «ship-or-pay» для исключения ситуаций, которые могут повлиять на полную и непрерывную загрузку Транссахарского трубо­провода. В случае «take-or-pay» оговаривается количество при­родного газа, подлежащего поставке. В большинстве случаев договоры о поставке газа требуют от покупателей взять на себя обязательство по оплате 80% общего объема поставки. Покупа­тель обязан выплатить стоимость такого объема даже в том слу­чае, если он решит не принимать поставку газа. При условии «ship-or-pay» покупатель обязуется оплатить транспортные тарифы, взимаемые с трубопроводной компании, даже если он (покупатель) не способен приобрести транспортируемый газ. С другой стороны, условие «deliver-or-pay» защищает ин­тересы покупателя, гарантируя ему доставку всего объема газа, который трубопроводная компания обязалась доставить. По­ставщики, не способные обеспечить доставку согласованного с покупателем объема газа, обязаны выплатить определенную неустойку.

Благоприятным для Нигерии является тот факт, что по­купатели в Европе готовы заключать долгосрочные договоры о продаже благодаря устойчивому спросу на природный газ на континенте и стремлению уйти от зависимости от россий­ского природного газа. Вместе с тем для данной страны очень затруднительно вступить в такой долгосрочный договор из-за существующих условий местного энергетического рынка — в Нигерии сложно спрогнозировать цены на один год вперед и практически невозможно предсказать цены на энергоно­сители на период десяти лет. Очевидно, что в существующих условиях наиболее приемлемым договором о продаже для Нигерии и европейских покупателей будет договор, предус­матривающий достаточный диапазон для установления цен. Необходимо провести предварительную проработку эконо­мической стороны проекта для получения объективного за­ключения о рентабельности проекта. Одним из наиболее важ­ных аспектов проекта Транссахарского трубопровода является структурирование финансирования проекта и долгосрочного договора на разовые поставки.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика