Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовые аспекты реализации проекта Транссахарского трубопровода - Транзит энергоресурсов
Научные статьи
12.01.15 15:44
Оглавление
Правовые аспекты реализации проекта Транссахарского трубопровода
Транзит энергоресурсов
Транссахарский трубопровод
Все страницы








    Известно, что проблемы безопасности представляют серьез­ную угрозу практически для всех альтернативных маршрутов поставки газа, включая африканский маршрут. В нигерий­ском регионе дельты реки Нигер, где берет свое начало про­ект Транссахарского трубопровода, основная угроза исходит от Движения за освобождение дельты реки Нигер (MEND, Movement for the Emancipation of the Niger Delta). MEND уже угрожало саботировать строительство трубопровода. Повстан­ческая группировка заявляет, что иностранные нефтяные и га­зовые компании эксплуатируют природные ресурсы Нигерии, отказываясь при этом делиться прибылью с местным населени­ем. Эта группировка выступила со своей угрозой вскоре после того, как в 2009 г. Алжир, Нигерия и Нигер подписали договор о строительстве газопровода.

С 2006 г. MEND непрерывно саботировало работы по раз­ведке нефтяных месторождений, разрушая трубопроводы и похищая технический персонал. Задачей группировки было сокращение нефтедобычи в стране как один из способов выну­дить правительство согласиться с их требованиями. Несмотря на то, что нигерийские военные постоянно заявляли о своей способности обеспечить защиту всем нефтепромысловым объ­ектам, было бы неразумно не учитывать угрозы, высказываемые в отношении проекта Транссахарского трубопровода. В про­шлом данная вооруженная группировка провела ряд успеш­ных атак на нефтепромысловые объекты в Лагосе и в дельте реки Нигер. Неспособность военных обеспечить безопасность в этих двух районах бросает тень сомнения на их способность защитить более чем 1000 км газопровода проекта Транссахар­ского трубопровода.

Прекращение огня, о котором боевики объявили в октя­бре 2009 г., возродило надежду на долгосрочную стабильность в дельте реки Нигер. Представители группировки заявили, что они прекращают свои действия по разрушению нефтепрово­дов и готовы вести переговоры с целью установления мира. Тем не менее многие скептически относятся к такому прекращению боевых действий по причине нарушения подобных обещаний в прошлом. В июне 2010 г. было объявлено о прекращении установленного ранее перемирия. Президент Нигерии прило­жил все усилия к тому, чтобы побудить группировку сложить оружие, пообещав им выделить 10% от всей прибыли от про­дажи нефти, добываемой в дельте реки Нигер. Этот шаг, ско­рее всего, будет способствовать минимизации существующих рисков, связанных с обеспечением безопасности.

Следует обратить внимание, что мажоритарные этниче­ские группы контролируют политическую власть в стране, в которой большая часть нефти и газа добывается на тер­риториях проживания этнических меньшинств. Эти груп­пы вряд ли ослабят контроль за добывающей отраслью. Не­обходимо учитывать, что местное население в дельте реки Нигер испытывает недостаток в финансовых средствах для приобретения долей в нефтяной индустрии, в связи с чем они установят прочный контроль за добычей природных ресурсов на своих территориях.

Правительство Нигерии может урегулировать данную про­блему, предоставив займы местному населению под прибыль от будущей реализации нефти и газа. Основной помехой в ре­ализации такого решения является коррупция. Эта проблема в Нигерии существенно подорвала инициативы, направленные на стимулирование долевого участия этнических меньшинств в проекте Транссахарского трубопровода. Одним из вариантов разрешения сложившейся ситуации является учреждение оф­шорных трастовых фондов. Более того, Нигерия реализует Ни­герийскую инициативу по обеспечению прозрачности в добы­вающих отраслях (NEITI), в соответствии с которой реализуется политика по информационному сопровождению их деятель- ности18. NEITI основана на указаниях, сформулированных Ини­циативой по обеспечению прозрачности в добывающих от­раслях (EITI) — международной организацией, установившей стандарты оценки степени прозрачности, с которой различные страны добывают минеральные ресурсы, нефть и газ.

Принятие Закона о нефтяной промышленности (Petroleum Industry Bill) в 2012 г. являлось значительным этапом в дея­тельности нигерийского правительства, направленным на нор­мативное регулирование проблем транзита, которые могли бы свести на нет экономическую целесообразность проекта Транс­сахарского трубопровода. Закон о нефтяной промышленности направлен на формирование устойчивой структурной, норма­тивной, налоговой и коммерческой основы для прозрачной деятельности нефтяной индустрии в Нигерии.

Действующее законодательство Нигерии в сфере нефте­добычи содержит положения по установлению налогового режима, который не обязательно будет сопоставим с миро­выми стандартами, ожидаемыми от проекта Транссахарского трубопровода. Основная цель принятия Закона о нефтяной промышленности заключается в отмене большого количества нормативных актов, определяющих деятельность нефтяной промышленности в Нигерии. Такие законы включают в себя за­коны о повторной закачке сопутствующего газа 1979 и 1985 гг., Закон о нефти 2004 г., Закон об автомобильном топливе 2004 г., Закон о создании нефтепромыслового трастового фонда 2004 г., Закон о создании распорядительного органа по ценообразова­нию для нефтяных продуктов 2003 г., Закон о налогообложе­нии прибыли от реализации нефти 2004 г. и Закон о создании фонда по развитию нефтепромысловых технологий 2004 г.

Именно от политики правительства Нигерии по урегули­рованию возможных проблем, связанных с транзитом, терро­ристической деятельностью MEND, коррупцией, практически отсутствующей нормативно-правовой базой в нефтяной и газо­вой индустрии, а также недостаточным соблюдением междуна­родных стандартов, определяющих деятельность добывающей отрасли, зависит реализация проекта ТСГП. Реализация мер, предпринимаемых правительством Нигерии для устранения проблем с транзитом, потребует продолжительного времени. Это будет способствовать принятию подобных мер в Алжире и Нигере, что позволит им разрешить проблемы терроризма и коррупции.

Нигер является наиболее слабым звеном в проекте ТСГП. Ряд геополитических факторов порождает риски при про­хождении газопровода через эту страну. Сюда входят малона­селенность, слаборазвитая система обеспечения безопасности и обширная территория. Наиболее серьезную угрозу для безопасности представляет Движение партизан-туарегов. Это движение действует под эгидой более крупного движения — движения за справедливость в Нигере.

Туареги населяют обширную территорию в Западной и Се­верной Африке и исторически развивали политические ре­жимы, простирающиеся далеко за пределы государственных границ. В Нигере ТСГП будет проходить по району Агадез, являющемуся одним из районов, заселенных туарегами. Дви­жения туарегов и MNJ противостоят разработке урановых зале­жей французскими атомными энергетическими компаниями. Политическое положение этих движений похоже на MEND в Нигерии с точки зрения обвинений в необоснованно зани­женной доле прибыли туарегов, тенденции к устранению го­сударственных служащих, уничтожению промышленных объ­ектов и похищениям иностранной наемной силы.

В последние годы активность движения ослабла. Тем не ме­нее, несмотря на концессионный грант 2009 г., целью которого было снять напряженность туарегов, непрекращающаяся на­пряженность в отношениях с властями и локальные полити­ческие конфликты неизбежно приведут к активным действиям повстанческого движения. Однако предложение правитель­ства о выделении определенной доли прибыли местному на­селению является наиболее эффективным методом убеждения повстанцев. Если локальные политические проблемы и этниче­ская напряженность будут устранены, можно будет надеяться на установление долгосрочного мира и покоя в стране.

Связь проекта Транссахарского трубопровода с европей­ским рынком, скорее всего, приведет к еще большему не­приятию со стороны туарегов, обвиняющих европейские компании в колонизации их народа. Одним из реальных политических рисков, которые вполне могут возникнуть в будущем, представляется участие французской нефтяной компании Total в указанном проекте. Данная компания вос­принимается как символ неоколониализма в Африке в целом и в Нигере в частности. Вероятнее всего, лидеры повстанческо­го движения будут использовать проект для оказания давле­ния на правительство Нигера для ограничения деятельности французских компаний.

Политическая ситуация в Нигере является негативной для проекта, так как правительство, заключившее предваритель­ное межправительственное соглашение на участие в проекте Траснссахарского трубопровода, было свергнуто в 2010 г. Го­сударственный переворот произошел после нескольких ме­сяцев политического кризиса, при котором оппоненты пра­вительства обвинили руководителя страны в установлении диктатуры. Такая политическая среда породила ненадежный инвестиционный климат в Нигере, который может выразиться в многочисленных проблемах с транзитом по Транссахарскому трубопроводу. Фактически данная ситуация является наиболее важной переменной в определении экономической жизнеспо­собности всего проекта. Огромные затраты на разработку необ­ходимых нормативно-правовых актов, внедрение системы без­опасности и механизмов предупреждения, скорее всего, сведут на нет те выгоды, которые Нигер может извлечь из проекта.

На геополитическом уровне Нигер будет играть осново­полагающую роль в урегулировании различных правовых аспектов, касающихся заключения договоров об аренде земли, организационных механизмов, строительства трубопровода и его эксплуатации. Можно предположить, что правительство Нигера будет определять форму организации взаимодействия с Нигерией и Алжиром в качестве основной транзитной страны для проекта Транссахарского трубопровода.

Один из возможных вариантов соглашения предусматри­вает, что его сторонами будут трубопроводные компании уча­ствующих в проекте стран и государство, обеспечивающее транзит энергоресурса (Нигер). Такого рода договор должен быть согласован и ратифицирован Нигером, в соответствии с ним будут урегулированы все вопросы, связанные с реализа­цией проекта в пересекаемой стране, включая применяемое налогообложение, механизмы реализации прав пересекаемой страны, а также вопросы финансирования. Другой вариант со­глашения — это межправительственное соглашение, в рамках которого все правительства, участвующие в данном проекте, совместно выработают систему, гарантирующую стабильность за счет принятия правовых норм, отвечающих международным стандартам в части налогообложения, защиты окружающей среды, технических операций и требований техники безопасно­сти. Последний тип договора будет выбран, если Нигер примет участие в подписании предварительного межправительствен­ного соглашения.

Независимо от типа соглашения, которое будет использо­вано, нельзя исключать риск смены власти и принятия иных решений после прихода нового правительства. Одним из опре­деляющих аспектов политического ландшафта Нигера явля­ется тенденция каждого нового правительства в качестве меры по искоренению протекционизма и коррупции аннулировать все решения, принятые предыдущим правительством. Вы­сокая вероятность свержения действующего правительства делает этот риск еще более ощутимым. Уровень недовольства деятельностью правительства довольно высок из-за коррумпи­рованности и недостаточной прозрачности при распределении контрактов. В случае свержения действующего правительства его решения в отношении проекта Транссахарского трубопро­вода, скорее всего, будут аннулированы.

Последние политические события не способствуют по­вышению инвестиционного рейтинга страны. Такая страна вряд ли сможет выстоять под натиском постоянно растуще­го дефицита бюджета, возникающего в связи с огромными капитальными затратами на строительство новых нефтепе­рерабатывающих заводов, нефтяных месторождений, гидро­электростанций, а также участие в проекте Транссахарского трубопровода. Но есть и положительные моменты: эти про­екты обеспечат стране достаточные ресурсы для модернизации экономики. Представляется, что проблемы с транзитом в Ни­гере следует рассматривать в контексте широких изменений в системе управления страной, а также общей мобилизации сил на экономическое развитие. При лучшем сценарии раз­вития событий система управления будет реформирована, действующий правовой режим в нефтедобывающей отрасли будет изменен, уменьшится коррупция и будет стимулировать­ся справедливое распределение экономических ресурсов, что приведет к бурному росту всех отраслей народного хозяйства. В худшем случае действующее правительство будет свергнуто, а ключевые решения по проекту Транссахарского трубопрово­да аннулированы.

Алжир обладает обширными запасами природного газа, приблизительная оценка по состоянию на январь 2006 г. со­ставляет 4580 млрд кубических метров. Тем не менее, в отличие от Нигерии, Алжир направляет основные усилия на работы по разведке газовых месторождений. За последние два деся­тилетия было открыто около 150 крупных месторождений. По мере открытия новых месторождений правительство Ал­жира продолжает строить новые газопроводы, связывающие между собой новые районы добычи газа и существующую сетевую инфраструктуру. Эта продолжительная история раз­ведки и разработки газовых месторождений неизбежно сопро­вождается приобретением обширнейшего опыта в создании правовой и экономической базы. По существу это означает, что Алжир значительно более развит с точки зрения структур­ных и операционных возможностей, а также добычи, транс­портировки и реализации природного газа. Такой опыт был приобретен благодаря успешной деятельности правительства Алжира по заключению соглашений и договоров о создании совместных предприятий, определению экономически выгод­ных возможностей по добыче полезных ископаемых, а также проектированию и строительству газопроводов.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика