Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовые аспекты реализации проекта Транссахарского трубопровода - Транссахарский трубопровод
Научные статьи
12.01.15 15:44
Оглавление
Правовые аспекты реализации проекта Транссахарского трубопровода
Транзит энергоресурсов
Транссахарский трубопровод
Все страницы








       Трубопроводная система Алжира очень хорошо развита, она соединяет газовые месторождения на юге страны с заво­дами по сжижению газа на севере, а затем уходит в Италию, Испанию и Португалию. По газопроводу «Трансмед» газ пере­дается через территорию Туниса в Италию, а по газопроводу «Магриб-Европа» — через территорию Марокко в Португалию и Испанию. Осуществляется строительство дополнительных трубопроводов для обеспечения поставок газа на рынки Ита­лии и Испании без стран-транзитеров. По уже функциони­рующему трубопроводу «Медгаз» энергоресурс газ подается в Испанию. Трубопровод «Галси», технико-экономическое обоснование которого было завершено в 2005 г., будет исполь­зоваться для поставок газа в Италию. По завершении проекта ТСГП он соединит эти алжирские газопроводы и обеспечит подачу газа в Европу. Это означает, что хорошо развитая трубо­проводная транспортная система Алжира является ключевым элементом для разработчиков проекта ТСГП.

Закон об углеводородах, принятый в апреле 2005 г. и зна­чительно измененный в феврале 2013 г., стал мощным фун­даментом для газовой индустрии Алжира. В соответствии с ним заинтересованные стороны могут получить доступ к тру­бопроводной сети посредством создания совместных пред­приятий. В этом законе также установлена особая система, которой должны придерживаться все заинтересованные сто­роны в отношении всех транзитных трубопроводов в стране. Фактически данный закон стал инструментом для воплощения в жизнь идеи о создании проекта ТСГП. Это продемонстриро­вал и меморандум о взаимопонимании между Нигерийской национальной нефтяной корпорацией (NNPC) и Алжирской SONATRACH на начало проведения технико-экономического обоснования, а также регистрация проекта в списке программ Нового партнерства во имя развития Африки (NEPAD). В связи с указанным выше, Алжир занимает стратегически важную позицию по выдвижению ключевых вопросов, касающихся геополитики и международного законодательства.

В проекте Транссахарского трубопровода особое внимание необходимо уделить количеству стран, участвующих в реа­лизации проекта, а также возможным осложнениям с точки зрения нормативно-правовой базы каждой из этих стран. Опыт Алжира в разработке договорных положений по вопросам налогообложения, прав собственности, преимущественных прав и разрешительной документации потребуется в ходе под­готовки договоров и соглашений о создании совместных пред­приятий с целью сокращения потенциальных возможностей для возникновения споров, которые в конечном итоге могут привести к приостановке подачи газа в будущем.

Алжир занимает стратегически важное положение благо­даря своей близости к трубопроводам, соединяющим Африку и Европу. Готовность правительства государства к совместной работе имеет огромную важность для поиска заинтересован­ными сторонами подхода, который позволил бы оптимально реализовать проект. Такое сотрудничество необходимо по той причине, что в ходе реализации проекта неизбежно будут воз­никать серьезные затруднения. Без готовности к сотрудниче­ству всех участников проекта удовлетворение всех внутренних и внешних условий проекта ТСГП может стать достаточно сложным. Внутренние условия включают в себя технические, коммерческие, экономические и финансовые аспекты, а внеш­ние условия — правовые, политические и налоговые вопро­сы.

Необходимо отметить, что в Алжире, как в Нигере и Ниге­рии, существуют такие же проблемы с повстанческими движе­ниями и террористической деятельностью. Наиболее мощной вооруженной группировкой является организация Аль-Каида в Исламском Магрибе. Данное движение противостоит при­сутствию иностранцев в Алжире. В отличие от Нигера, органы внутренних дел Алжира успешно противодействуют этой груп­пировке, не допуская причинения ущерба экономике страны. Как уже было отмечено ранее, Нигер очень неэффективно борется с повстанцами, чему способствует политическая не­стабильность и недостаток материальных возможностей.

К сожалению, незаконные действия вооруженных груп­пировок стали повсеместной проблемой на севере Африки, в связи с чем было проведено множество региональных сам­митов, на которых обсуждалась проблема международного терроризма и рисков, которые он представляет для крупных проектов, таких как проект Транссахарского трубопровода.

Оценить возможные риски транзита по проекту Транс­сахарского трубопровода через территорию Нигера можно на примере Украины. Эти государства (Нигер — потенциаль­но) являются транзитными странами для крупнейших стран- экспортеров газа. Около 80% российского природного газа, экс­портируемого в Европу, транспортируется по трубопроводам, проходящим по территории Украины. Для сравнения — после завершения проекта ТСГП весь нигерийский газ, экспортиру­емый на европейский рынок, будет проходить по территории Нигера.

Серьезную угрозу для эксплуатации трубопровода в Ни­гере представляет недостаточная правовая база. После ввода ТСГП в эксплуатацию высока вероятность возникновения спо­ров, связанных с установленной платой за транзит. Известно, что одной из основных проблем транзита через территорию Украины являлся вопрос о транзитных сборах. Причинами этого могут послужить такие факторы, как спрос, объем про­изводства и расходы по обеспечению безопасности, возложен­ные на транзитную страну. Во избежание такого конфликта до введения в действие проекта ТСГП его участники должны обеспечить включение соответствующих статей, допускающих корректировку применяемых транзитных сборов.

Как уже отмечалось ранее, вопрос об объеме газа, использу­емого Нигером для внутреннего потребления, также остается открытым. К примеру, при транзите газа через территорию Украины украинской компанией проводился несанкциони­рованный отбор газа, предназначенного для экспорта. Прави­тельство Нигера планирует предусмотреть необходимые меры предосторожности для того, чтобы такая ситуация не возникла в будущем, например, исключить возможность увеличения сто­имости газа, предназначенного для внутреннего потребления. Также может быть предусмотрена возможность предоставле­ния права на самостоятельное переключение на альтернатив­ные источники энергии или даже на альтернативный маршрут; необходимо провести оценку существующих возможностей доступа к энергоносителям в сравнении с иными странами — участницами проекта. При формировании договорной базы необходимо обратить особое внимание на вопросы, связанные с платой за транзит. Так, на Украине этот вопрос привел к се­рьезным разногласиям с Россией, которая настаивала на своем праве использовать страну в качестве транзитного маршрута после полной оплаты всех транзитных сборов. Нигер должен учитывать вероятность возникновения подобных проблем, если договор о Транссахарском газопроводе не будет включать в себя все необходимые правовые, политические и экономиче­ские факторы.

История вопроса такова: в июне 2014 г. «Газпром» прекра­тил подачу газа на Украину для ее внутреннего потребления из-за неоплаченных счетов. Несмотря на то, что Украина в соот­ветствии с заключенными соглашениями должна продолжать обеспечивать транзит газа на европейский рынок, заявления украинского руководства о возможном прекращении транзита заставляют сомневаться в соблюдении подписанных соглаше­ний. Последние события развиваются по тому же сценарию, что и в 2006 и 2009 гг., когда поставки газа в ЕС были приоста­новлены. В ходе таких споров Россия прекращала подачу газа по украинским трубопроводам из-за того, что Украина произ­водила несанкционированный отбор газа. Тарифы за транзит газа стали камнем преткновения для России и Украины, хотя они были установлены в заключенных между сторонами со­глашениях. Данная проблема с транзитными сборами часто становилась трудно разрешимой, поскольку затрагивала права собственности и контроля за транзитной сетью на Украине, а также оплату Украиной непогашенных счетов.

Прекращения подачи газа в 2006 и 2009 гг. показали, что политика силы преобладает над соблюдением заключенных долгосрочных договоров. Такие прекращения подачи газа осу­ществлялись в нарушение условий контрактов, создав при этом ситуацию, когда европейские страны испытывали неопреде­ленность относительно будущих поставок энергоносителя, стратегически важного для их экономик. Эта ситуация стала причиной формирования трехсторонней системы мониторин­га, объединившей Россию, Украину и ЕС. «Газпром» экспорти­рует газ преимущественно в рамках долгосрочных контрактов сроком до 25 лет на условии «take-or-pay».

Договорная структура российских поставок газа происхо­дит из голландской концепции долгосрочного договора об экс­порте газа. Договорные условия, заложенные в ТСГП, также основаны на этой модели. По сути, это означает, что проблемы, возникающие в связи с ролью Украины, являющейся тран­зитным государством для российского газа, в определенной степени применимы к ситуации с Нигером, являющимся тран­зитной страной для нигерийского газа. Форма и содержание исходных долгосрочных договоров поставки могут измениться в ответ на реалии целевого рынка. Неспособность правитель­ства Нигера адаптироваться под такие изменения, скорее всего, приведет к возникновению острых разногласий.

Нигеру может потребоваться оценить преимущества и не­достатки модели использования государственных трубопрово­дов, с одной стороны, и модели соглашений об использовании международных трубопроводов, с другой стороны. Модель использования государственных трубопроводов основана на взаимосвязанности государственных трубопроводов. Каж­дый из этих трубопроводов эксплуатируется в соответствии с внутренним законодательством, применимым в той стране, в которой они эксплуатируются. Это означает, что транснаци­ональный проект по транспортировке газа с масштабом про­екта ТСГП нельзя рассматривать как односторонний проект, он включает в себя различных операторов и владельцев и экс­плуатируется в соответствии с законодательствами различных государств. Для урегулирования межгосударственных споров Нигеру придется действовать с учетом договоров, заключенных между различными операторами и владельцами на различных участках, а также межправительственных соглашений.

Нигер и Украина приняли модель трубопровода как меж­дународного проекта, при которой весь проект существует в соответствии с нормами конкретного межправительственного соглашения. В соответствии с таким соглашением принимают­ся меры к защите от прекращения поставок газа, а также чрез­мерного экономического бремени производителей и покупате­лей посредством избыточного налогообложения и повышения транзитных сборов. При такой модели поддержка со стороны всех стран имеет огромное значение. В случае с Украиной вид­но, насколько разрушительным для всей системы может быть ухудшение отношений между странами-участницами. Ни­гер может столкнуться с подобной проблемой, если не будет взаимодействовать с Нигерией и Алжиром в устранении по­тенциальных источников перерывов в подаче газа, таких как терроризм, налогообложение, обслуживание трубопроводной сети ТСГП, транзитные сборы и внутреннее потребление газа, предназначенного для экспорта в европейские страны.

С момента возникновения проекта ТСГП возникло множе­ство вопросов относительно экономической целесообразности инвестиций в свете неподтвержденных сведений о запасах при­родного газа в Нигерии и угрозы саботажа со стороны террори­стических групп, действующих в Нигерии, Нигере и Алжире. Каждая из этих стран сталкивается в различными проблема­ми в своей деятельности по реализации проекта. Включение этого проекта в список программ Нового партнерства во имя развития Африки на практике никак не упрощает процесс урегулирования возникающих проблем.

Принятый в Нигерии Закон об инфраструктурной концес­сионной распорядительной комиссии дает основу государ­ственно-частному партнерству, то есть определяет аспекты фи­нансирования и участия заинтересованных сторон из частного и государственного секторов. Тем не менее, страна сталкивается с множеством проблем, таких как сложности со вступлением в долгосрочные договоры для успешной реализации проекта. Другими общими проблемами являются сомнения относи­тельно экономической целесообразности, пробелы в правовом регулировании и проблемы с обеспечением безопасности из-за террористической угрозы, которую представляет экстремист­ская группировка MEND.

Как уже было отмечено выше, Нигер будет играть роль транзитного государства подобно Украине в экспорте рос­сийского газа на европейский рынок. Как и Нигерия, Нигер сталкивается с непосредственной террористической угрозой, которую представляют повстанцы-туареги. Возникающая в результате их действий нестабильность проявляется в на­силии против французских компаний со стороны местных этнических групп. Более того, обширная территория и низ­кий уровень экономического развития создают сложности для Нигера в установлении режима обеспечения безопасности, отвечающего масштабам проекта ТСГП. Помимо этого, об­щая политическая нестабильность порождает скептическое отношение к целесообразности использования трубопровода в Нигере.

Следует еще раз подчеркнуть, что Алжир является клю­чевым участником проекта благодаря его богатому опыту в транспортировке газа и близости страны ко всем трубопро­водным сетям, связывающим Африку и Европу. Эта страна имеет также прочную правовую и политическую основу для

транспортировки газа. Богатый опыт в разведке, добыче газа и строительстве газопроводов будет востребован в ходе всего процесса реализации проекта ТСГП. Тем не менее Алжир также сталкивается с серьезной угрозой, которую представляет подразделение Аль-Каиды.

Для исключения ситуаций, подобных проблемам с тран­зитом через территорию Украины, необходимо провести се­рьезную проработку условий соглашений между всеми участ­никами. При заключении долгосрочных договоров поставки необходимо определить, какую модель использовать — между­народную модель соглашений об использовании трубопрово­дов или модель соглашений об использовании государствен­ных трубопроводов. Правительство Нигера должно настаивать на заключении договора, который позволит ему преодолевать проблемы с транзитом в долгосрочной перспективе и гаранти­рует максимальные выгоды от проекта ТСГП.


МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика