Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Иран в евразийском пространстве на рубеже веков. История, политика, экономика
Научные статьи
13.01.15 15:04
Оглавление
Иран в евразийском пространстве на рубеже веков. История, политика, экономика
Шахиншах
Сунниты
Все страницы









Иран в евразийском пространстве на рубеже веков. История, политика, экономика

alt 
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Полянский Б. В.
В статье затронуты религиозные, культурные, государственные и политические аспекты многовековой истории Ирана. Эта страна является «ключевой» на Ближнем Востоке при решении ряда проблем религиозного, государственного и политического устройства среди соседних стран исламского мира, представляя собой мост между европейской и азиатской цивилизациями.


  «Архыз 24» - первый республиканский телеканал Карачаево-Черкесии. Телеканал вместе с радиостанцией собственного программирования «КЧР FM», сетевым изданием и республиканским информационным агентством «Карачаево-Черкесия». Архыз24 вся подробная информация на сайте http://zahho.livejournal.com

Если спросить в XXI в. у обычного российского обывате­ля, что он знает про Иран, то он, в лучшем случае, вспомнит персидские ковры, иранского шаха или Стеньку Разина, «ко­торый... обнял персиянки стан»! Наши СМИ не очень часто балуют нас новостями из этой страны. Ведь нашим междуна­родным корреспондентам обязательно подавай что-нибудь сенсационное, вроде взрывов или иных стихийных бедствий, не говоря уже о спорте или коррупции!

В тоже время Иран в последние десятилетия стал одной из наиболее важных точек мировой политики, особенно на Ближнем Востоке. Эта страна, как наш непосредствен­ный южный сосед, занимает особое выгодное географиче­ское и стратегическое положение среди своих «товарищей по исламу». С запада он граничит с Ираком, Турцией, с вос­тока — с Афганистаном, Туркменией и Пакистаном, а с юга — странами ОПЕК (Организации стран — экспортёров нефти). Располагаясь в пределах юго-западной части Евразийско­го материка, Иран представляет собой своеобразный мост между европейскими и исламскими цивилизациями. Благо­даря обширным морским границам с Каспийским морем и Персидским заливом Иран имеет прямые выходы к России, Кавказу, республикам Средней Азии и к Индийскому океану. Иран всегда оставался ключевым объектом на караванном «шелковом» пути с запада на восток.

Персидский залив, он же Жемчужный или Арабский, как своеобразный клинок между Аравийским полуостровом и Ираном, в древние времена представлял собой как бы вну­треннее море в пределах огромной Персидской империи. Этот залив напрямую связан с историей освоения несметных нефтяных богатств Ирана и арабских султанатов (Абу-Да­би, Рас-аль-Хайма и Шарджа) и княжеств (Аджман, Умм- аль-Кайвайн, Дибай и Фуджейра). Эти семь арабских стран в 1853 г. были объединены под общим названием Договорной Оман (Trucial Oman или Trucial States). В 1971 г. на этой терри­тории было создано независимое государство — Объединен­ные Арабские Эмираты.

Иран — замечательная страна с многовековой историей смены цивилизаций, религий; свидетель и участник создания и распада империй и государств. Но Иран сохранял и со­храняет свою самобытность в евразийском пространстве, со­блюдая не только собственную политическую независимость, но и шиитское толкование Корана, как и персидский язык (фарси), среди соседних арабских стран, исповедующих ислам суннитского толка. В течение трёх последних десятилетий Иран находится на пике мировой политики, особенно в связи с военными событиями в Ираке и Сирии и введением между­народных экономических санкций, которые были направлены против амбициозных стремлений Ирана войти в клуб «атом­ных держав».

Россия имеет длительную историю экономических и куль­турных связей с Ираном, формировавшуюся ещё с древности, раннего Средневековья вплоть до наших дней. В 70-х годах прошлого века наша страна отмечала знаменательное собы­тие — 2500-летие Иранского государства. В 1971 г. Институтом востоковедения АН СССР была подготовлена и издана со­лидная монография, посвященная этой дате. В связи с этой важной исторической датой в истории Ирана необходимо напомнить некоторые сведения о богатой культурной и ду­ховной истории образования иранского государства, начало которой относится ещё к IV-VIII векам до н.э.

Великие державы того времени — Ассирия, Вавилония, Урарту, Мидия, Элам и др. вели борьбу за сферы влияния на Ближнем и Среднем Востоке. Царям Ассирии удалось захватить большую часть Передней Азии. В результате оже­сточенной борьбы за сферы влияния союзникам этих стран, во главе с Нововавилонским царством и Мидией, в VII в. до н.э. удалось разгромить Ассирию. При этом древние сто­лицы Вавилон и Ниневия были разрушены. В западной и юго­западной частях Ирана уже тогда селились осёдлые племена, формировавшие свою культуру и язык.

Оформление Персии в большое централизованное госу­дарство, или Персидскую империю, произошло при Ахаме- нидах (558-330 гг. до н.э.). Это была огромная рабовладельче­ская держава, объединявшая часть Кавказа, Среднюю Азию, весь Арабский восток, острова Эгейского моря, Македонию, Белуджистан и Афганистан.

К середине VI в. до н. э. выдвинулся правитель персидских племен Юго-Западного Ирана — Кир II (или Кир Великий). Кир завоевал Лидию, Нововавилонское царство и ряд дру­гих стран Ближнего и Среднего Востока, тем самым основав мировую державу Ахаменидов. Персидское войско состояло в основном из ополченцев свободного населения Персиды (Парса). В 522-486 гг. до н.э. великим правителем этой дер­жавы стал Дарий I.

Ахаменидская империя просуществовала более двухсот лет. Достижения этого периода в областях культуры, хозяй­ства и политики сыграли большую роль в истории народов Востока и позже, в период эллинизма, государств парфян и Сосанидов, народов Средней Азии и Кавказа. Были созда­ны единая денежная, налоговая, почтовая системы; административная система с делениями на сатрапии, введен единый арамейский государственный язык и письменность. Были усовершенствованы старые караванные дороги и построены новые, началось широкое внедрение железных орудий, осво­ение новых земель, расцвет ремёсел.

Религия при Ахаменидах, как религия народов Ирана, была основана на почитании Ахурамазды и других иранских богов, — так называемый «маздеизм» (представление о борь­бе добра и зла). В это время, уже при Сасанидах (224-651 гг. до н.э.), на базе местных религиозных течений в Иране укре­пилась религия «зороастризма», по имени легендарного ос­нователя религии, пророка Зороастры (Заратушты, на фар­си — Зардошты) или «огнепоклонство», с почитанием роли огня. В частности, по этим законам покойников не хоронили, а оставляли истлевать, или — на растерзание хищным пти­цам. На окраине г. Кермана, в Иране, автору удалось в 1967 г. посетить глиняные возвышения, на которых, по преданию местных жителей, зороастрийцы оставляли умерших для их «естественной мумификации».

В основе этой религии лежало учение Авесты (авестизм) по названию главной священной книги, которое исповедова­ли племена персов и мидян в районах западного Ирана. Они называли себя «арийцами» или расой избранных. Так имено­вали себя цари Ахамениды в своих официальных надписях. Название Иран — того же происхождения от древнеиранско­го Арианэм или «страж».

Со второй четверти и до конца VII в. до н.э. сформиро­валось Мидийское царство, когда мидяне подчинили и объ­единили персидские племена во главе с Ахаменидами. Можно считать, что с этого времени государственное устройство Аха- менидской, или Персидской, империи представляло собой централизованную власть на религиозной основе. Подобное устойчивое сочетание монархии и главенствующего в стране духовенства, или «теократия», типично для государственного устройства Ирана и по сей день. Государство Ватикан также может служить подобным примером

При Александре Македонском (330-323 гг. до н.э.) Ахаме- нидская держава ещё более расширилась, произошло сме­шение языков и народов на территории современного Ирана (тогда Персии) и оформился персидский язык. Александр Ма­кедонский стремился объединить греков и восточные народы в единое культурное и политическое целое. Его политика яви­лась продолжением политики Ахаменидов, когда подобный культурный синтез начался ещё за 200 лет до его завоеваний.

Среднюю Азию к началу I тыс. до н.э. целиком населя­ли иранские народности: бактрийцы, согдийцы, хорезмий­цы, парфяне, сакцы и др. На основе согдийцев и бактрийцев в раннем Средневековье сформировался таджикский народ, который говорит на языке фарси, в отличие от других тюрко­язычных народов Средней Азии — узбеков, киргизов, туркмен и казахов. Автор, прожив и проработав в Таджикистане более 20 лет (с 1957 до 1977 г.), достаточно уверенно освоил тад­жикский язык, что пригодилось позже, во время длительной служебной командировки в Иран.

В VII-XI вв. Иран уже находился в составе обширной тер­ритории, подвластной Арабскому Халифату, охватывавшему всю Северную Африку, Пиренеи, Среднюю Азию, весь Ближ­ний Восток до Китая. Новое население — арабы, исповедо­вавшие ислам, вытеснили зороастризм, но арабский язык оказался менее устойчивым на этой территории и в X в. его начал вытеснять персидский и таджикский языки.

В VII в. ислам распался на суннизм и шиизм. Основой послужили политические разногласия по вопросу о престо­лонаследии в халифате, а затем произошел религиозный раскол. Шиизм объединил всех недовольных арабским вла­дычеством и признавал верховную власть над мусульманами только за 12 потомками пророка Мухаммеда. В XVI в. шиизм этого толка был признан государственной религией Ирана. Наравне с пророком Мухаммедом иранцы чтят и пророка Али, как первого имама, и 11 его сподвижников и потомков (Хуссейн, Реза и т.д.). Их святыня находится в городе Мешхеде на северо-востоке Ирана.

В связи с этими историческими событиями вспоминаются траурные дни в Тегеране, когда автор с семьёй жил в 1972­1975 гг. напротив мечети на улице Ираншахр, рядом с пло­щадью и памятником поэту Фердоуси. Мы видели воочию из окон нашего дома, как мусульмане устроили траурное шествие с самоистязаниями в память убийства суннитами шиитского пророка Хуссейна. Под заунывную молитву из ме­чети по нашей улице ритмичным шагом медленно шество­вала широкая шеренга молодых мужчин в чёрных атласных рубашках, с откидными клапанами на спине. Они хлестали себя до крови на спине проволочными метёлками, пригова­ривая, в ритме траурной мелодии, фразу «шах хуссейн — вай хуссейн». Подобные печальные дни в истории ислама у нас в Союзе, в мусульманских республиках назывались, по созву­чию, «шахсей-вахсей». В эти траурные дни нам запрещалось покидать дома и выходить на улицу во избежание серьёзных столкновений с агрессивно-настроенной толпой фанатиков- шиитов. Также запрещалось фотографирование траурных церемоний.

С XI в. Иран попадает под власть тюркских племён (сель­джуков), которые особенное влияние оказали на Иран при династии Сефевидов (XI-XVIII вв.).

В конце XIV в. Иран подвергся нашествию полчищ Тамер­лана, огромное государство которого продержалось здесь не­долго, до эпохи Сефевидов. При шахе Аббасе I (1587-1629 гг.) началась централизация страны и укрепление феодальной экономики. Шло большое строительство, велась обширная торговля. Установились регулярные торговые отношения с Рос­сией. От этого периода осталась масса чудесных построек: мостов, мечетей, дворцов, в частности — в городе Исфахане.

После Сефевидов Иран подвергся афганской оккупации, а в правление Надир-шаха (1730-1747 гг.) Иран уже вёл заво­евательные войны с соседними странами. С 1794 по 1925 гг. Ираном правили представители тюркского племени кад- жаров шиитского толка (Али-Мухаммед-хан) и страна была сильно ослаблена.

С начала XIX в. Иран стал узлом сложных противоречий между Англией, Россией, Францией и Германией, капитал которых начал усиленное проникновение в страну в виде кон­цессий, например — Англо-Иранская нефтяная компания, или АИНК, с 1901 по 1951 гг.

В 1907 г. между Англией и Россией было подписано со­глашение о разделе Ирана на сферы влияния. 20 ноября 1917 г. Ирану была предоставлена полная самостоятельность со стороны Советской республики. Были аннулированы все царские концессии и договор о разделе сфер влияния, пере­даны все ценности, принадлежавшие России. Однако в августе 1917 г. Ирану было навязано кабальное англо-иранское со­глашение. В мае 1920 г. между Советской Россией и Ираном были установлены дипломатические отношения, и в 1921 г. был подписан советско-иранский договор, по которому были аннулированы все соглашения, заключенные ранее Россией с Ираном. Общая стоимость переданных Ирану материаль­ных ценностей определялась 600 млн золотых рублей.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика