Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Основные этапы развития законодательства России о розыске безвестно исчезнувших лиц - Процессуальная деятельность
Научные статьи
13.01.15 15:22
Оглавление
Основные этапы развития законодательства России о розыске безвестно исчезнувших лиц
Процессуальная деятельность
Исчезновение в связи с вооруженными конфликтами
Все страницы







      Поэтому централизация власти была объективной необхо­димостью, вместо вече стали созывать земские соборы, которые необходимо расценивать как сворачивание либеральных про­цедур. Расширение полномочий центральной власти нашло отражение в Судебнике 1550 г. В Судебнике содержались нор­мы, посвященные розыску. Под розыском понимались боль­ше следственные действия, выполняемые при расследовании государственных преступлений, и, как представляется, разде­ления деятельности на сыскную и следственную не было из-за неразвитости общественных отношений. В указанный период развития имел место поиск беглых крестьян и судебные тяжбы по вопросам возврата помещиками своих крестьян. Представ­ляется, исходя из сроков давности возврата беглых крестьян (пять лет), что этот процесс носил частноправовой характер.

В качестве дальнейшего развития розыскной деятель­ности необходимо отметить создание специального органа полиции, формируемого из губных старост (выборных лиц).

XVII век является периодом формирования абсолютной монархии, правовое положение дворян как социальной базы самодержавия было законодательно закреплено. Земские со­боры выполнили свое назначение и перестали действовать. В 1649 г. с учетом положений царских указов и Судебников 1497 и 1550 гг. был издано Соборное уложение: по сути, свод зако­нов, в котором предусмотрены зачатки норм разных отраслей права. Оно было и первым печатным изданием, говоря совре­менным языком, опубликованным, обнародованным сводом законов. Об уровне разработанности свидетельствует и то, что, по оценкам специалистов, с изменениями и дополнениями он действовал в течение почти 200 лет, до 1832 г.

Дальнейшее развитие получил и розыскной процесс — процессуальная деятельность по уголовным делам, делопро­изводство было письменным, в качестве доказательств ис­пользовали свидетельские показания, в том числе полученные путем применения пыток. Предусматривался и институт об­жалования.

Суть абсолютной монархии есть сосредоточение испол­нительной, законодательной и судебной власти в одних ру­ках — царских. Такое сосредоточение вызвано как кризисным развитием, так и необходимостью проведения реформ в ком­плексном плане. Петр I упразднил сословность феодалов, оставив только дворянство. Правовое положение дворянства, в первую очередь, регламентировалось Указом «О единонас­ледии» 1714 г. и Табелем о рангах 1722 г. Административно­территориальное деление представляло собой вертикаль в виде губерний, провинций и уездов, т.е. была обеспечена вертикаль власти и управления.

   В 1697 г. в соответствии с указом царя состязательный про­цесс был отменен, и введен розыскной, т.е. следственный. Розыск драгун, солдат и матросов как преступников был ре­гламентирован специальной Инструкцией (1719 г.), которая с учетом остроты проблемы допускала использование воин­ских формирований «ради сыску беглых драгун, солдат, матро­сов и рекрут и ради искоренения воров и разбойников, и кто им пристан чинит». Как дальнейшее развитие законодательства о розыске необходимо отметить принятие Инструкции по розыску разбойников и беглых драгун. Следует отметить, что хотя указанные правовые акты были направлены на розыск преступников, в том числе лиц, совершивших преступления, замаскированные под безвестное исчезновение, они являлись предпосылками правового регулирования розыска безвестно исчезнувших лиц.

Среди причин безвестного исчезновения необходимо от­метить военные действия, получившие название Северной войны (1700-1721 гг.)

В целях придания цивилизованной формы власти и по­литики, под влиянием передовых идей своего времени стали использоваться идеи просвещения в руководстве и управле­нии государством. Этот период развития государства в XVIII в. (1762-1796 гг., период правления Екатерины II) получил назва­ние «период просвещенного абсолютизма».

В качестве программной основы деятельности просвещен­ного абсолютизма был подготовлен «Наказ». В этот период было принято много законов. Шел процесс дальнейшей цен­трализации власти и управления. Имело место узаконенное неравенство, так как равенство признавалось внутри сословия, дворян мог судить только дворянский суд. Крестьянин стал более бесправным, он мог быть продан, выслан без суда (Указ 1765 г.), подарен дворянам, лишен права подачи жалоб (Указ 1765 г.). Более половины крестьян были крепостными, а осталь­ные правительственными или государственными (поселяна­ми). Надо признавать, что при таких условиях ужесточилась и обострилась борьба сословий. Такое положение дел, как представляется, являлось и причиной безвестного исчезно­вения крестьян и поселян. Хотя отделение судебной власти от административной (разделение властей) было провозгла­шено (реформа 1775 г.), оно было половинчатым, поскольку утверждение приговоров было в компетенции губернаторов.

В 1782 г. по Уставу благочиния или полицейскому Уста­ву от судебной власти отделилась и розыскная деятельность, т.е. следственная власть (розыскная и следственная деятель­ность не были разделены). В названном Уставе содержались нормы, регламентирующие вопросы организации полиции и компетенции. В связи с этим верно замечено В. И. Елин­ским и В.М. Исаковым, что такое разделение полномочий не коснулось системы организации уголовного сыска и методов негласной работы органов полиции.

Относительное смягчение имело место в период правления Павла I, так как раздельная продажа членов одной семьи кре­стьян не допускалась, запрещалось принуждение к труду в вос­кресные дни, разрешалось подавать жалобы, что необходимо расценивать и как элементы противодействия безвестному исчезновению.

В начале XIX в. территория Российской     империи составляла 18 млн км2 (Прибалтика, Литва, Украина, Бело­руссия, Польша, Финляндия, Бессарабия), т.е. существенно расширилась территория исчезновения людей и их поиска.

Указом 1801 г. при расследовании запрещалось применение пыток.

    В первой половине XIX в. (30-40-е гг.) были изданы право­вые акты в сфере осуществления розыска, в том числе «О сред­ствах к исправлению полиции в городах», «Учреждение и на­каз министру полиции». При этом необходимо отметить, что существенного расширения полномочий органов полиции не наблюдалось. Можно предположить, что розыск безвест­но исчезнувших лиц осуществлялся в случаях, сопряженных с преступлением. Упоминания о лице как об объекте розыска (некриминальное исчезновение, говоря современным языком) не было. В данный исторический период паспорт жене мог быть выдан с согласия мужа. Отсутствие же паспорта могло отрицательно влиять на ее розыск в случае безвестного ис­чезновения.

Во второй половине XIX в. дальнейшее развитие получил капитализм. Свод законов Российской империи (Сперанского) действовал до 1917 г. Он включал в себя нормы всех отраслей, в 1885 г. был дополнен нормами процессуального законода­тельства.

По социальной структуре населения из 127 млн городское составляло 13%, а крестьяне — более 70%. В этот период про­веден ряд реформ. Отменено крепостное право (1861 г.), но при этом крестьяне не получили землю, они либо пополняли ряды рабочих, или должны были выкупать земли у помещика, суще­ственные условия (сроки) чего определял последний, и в силу этого крестьяне являлись экономически зависимыми от го­сподствующего класса. В этом плане реформа была половин­чатой, бунты не прекращались, в силу этого люди и могли пропадать без вести.

В соответствии с законом от 8 июля 1860 г. следственная де­ятельность была отделена от розыскной, и в функции полиции входило, говоря современным языком, выявление преступле­ний и розыск лиц, их совершивших.

По судебной реформе 1864 г. дальнейшее развитие получил принцип разделения властей: отделение от административной (исполнительной) власти судебной (суда) и от последней — следствия. В то же время следует отметить, что изменения не затрагивали верховную власть, государь сохранял полномо­чия неограниченного монарха. В Уставе уголовного судопроиз­водства 1864 г. (судебной реформе) нашли отражение осново­полагающие демократические принципы судопроизводства, такие как: публичность судебных процессов, состязательность, устность, презумпция невиновности, право обвиняемого на за­щиту, которые являются актуальными и на современном этапе. Кроме того, были предусмотрены прения сторон и установлен порядок обжалования приговоров и возможность введения суда присяжных.

К числу документов, подтверждающих разыскание безвест­но исчезнувшего лица, необходимо отнести и судебные поста­новления, особенно в случаях, когда безвестное исчезновение было замаскировано под преступление, поэтому изменения в уголовном судопроизводстве по судебной реформе 1864 г. можно расценивать и как дальнейшее совершенствование за­конодательства, в котором содержатся нормы, регулирующие розыск исчезнувших лиц. Право в целом способствовало раз­витию и закреплению капиталистических устоев. Как положи­тельное в развитии права необходимо отметить и то, что все поданные являлись субъектами права, но это еще не означало равенство перед законом.

   С началом буржуазных реформ в России (с 1860 г.) властью принимались обширные меры по совершенствованию структу­ры полицейских органов, что способствовало укреплению за­конности. В то же время принимались законы о чрезвычайном положении, которые предоставляли огромные полномочия как правоохранительным органам, так и губернаторам, и ко­торые шли вразрез с текущим законодательством, в том числе парализовали действия уголовно-процессуальных норм. Кроме того, в определенных случаях допускалось применение оружия в отношении мирного населения со стороны военнослужащих, которые привлекались для решения полицейских задач. Такое положение отражало остроту общественно-политического раз­вития нашей страны того периода.

Совершенствование розыскной деятельности и правового регулирования в данной сфере было обусловлено противодей­ствием революционным проявлениям, сохранением и упро­чением политического режима. Полномочия полиции в этом направлении деятельности были предусмотрены в Положении 1882 г. о негласном полицейском надзоре.

Думается, можно согласиться с мнением М. П. Смирнова о том, что в царской России уголовный сыск был направлен на обеспечение политической и экономической безопасности государства и в форме дознания — в раскрытии преступле­ний. Хотя специально закрепленной задачи о розыске без вести пропавшего в законодательстве не было, розыск таких лиц, в случаях, когда безвестное исчезновение было замаски­ровано под преступление, как представляется, осуществлялся полицией.

В юридической литературе отмечается, что в последней четверти XIX в., в целях профилактики преступлений несо­вершеннолетних и предупреждения безнадзорности и бес­призорности был принят целый ряд законодательных актов. В основном эти функции были возложены на органы полиции, которые могли использовать и агентурные методы и, частично, на руководителей учебно-воспитательных заведений, педаго­гов, владельцев домов и дворников. К ним относятся: Устав «О предупреждении и пресечении преступлений» (1876 г.), Закон «Об изменении постановлений, касающихся обраще­ния в исправительные приюты и содержания в них малолет­них преступников» от 20 мая 1892 г., Закон «О предоставле­нии исправительным приютам права заключения условия об отдаче выпускаемых воспитанников в наем или обучение» от 2 февраля 1893 г.; Закон «Об изменении порядка заключения и пересылки несовершеннолетних, состоящих под следствием и судом» от 8 февраля 1893 г., Закон «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений о их наказуемости» от 2 июня 1897 г.

Принимая во внимание, что безнадзорным является несо­вершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует со стороны обязанных лиц, а беспризорным — безнадзорный, не имеющий места жительства или места пребывания, можно предположить, что названное законодательство было направ­лено и на розыск безвестно исчезнувших несовершеннолетних лиц, и на противодействие их исчезновению, поскольку без­надзорность и беспризорность являются факторами, способ­ствующими безвестному исчезновению, и обстоятельствами, предполагающими, что лицо стало жертвой преступления (преступление, замаскированное под исчезновение).

Принципиально новым для российского законодательства являлся Закон, принятый 19 апреля 1909 г. о воспитательно­исправительных заведениях для несовершеннолетних вме­сте с Положением о таковых, которые находились в ведении Главного тюремного управления. Данный закон расширил круг лиц, подлежащих помещению в подобные заведения. Помимо осужденных по приговорам суда, в указанные заведе­ния для принудительного воспитания могли быть помещены «дети бесприютные, нищенствующие, бродяжничающие, от­бившиеся от рук». Помимо профилактики преступлений среди несовершеннолетних, по сути, это являлось и розыском несовершеннолетних (выявление, поиск таковых), и мерами по противодействию безвестному исчезновению, хотя в законе прямо это не было указано.

В начале XX в. началось революционное движение, поли­тические демонстрации рабочих, стачки, забастовки. Наби­рающая сила буржуазия влияла на экономическую политику государства, а царское правительство не могло не считаться со всероссийскими съездами предпринимателей, хотя Россия по переписи 1897 г. оставалась крестьянской страной (80% на­селения). Отмена крепостного права еще не означала равенства крестьян с другими сословиями (равноправия граждан), по­скольку оставались еще выкупные платежи. Последние были отменены только в 1907 г.

В целях предотвращения революционного развития собы­тий, с учетом наработанной практики предшествующего раз­вития в сфере розыска совершенствовалось законодательство. Так, 6 июля 1908 г. в Российской империи был принят закон «Об организации сыскной части», в котором были закрепле­ны задачи: розыск лиц, производство дознания, выполнение поручений прокурора и следователя. В городах и уездах в со­ставе органов полиции были образованы сыскные подразде­ления (по-современному — субъекты ОРД, так как розыскная деятельность — ядро оперативно-розыскной деятельности). Как существенное расширение полномочий прокурора необ­ходимо расценивать предусмотренные законом полномочия прокурора по надзору за исполнением требований указанного Закона, в том числе полномочия по даче обязательных для ис­полнений указаний при осуществлении розыска.

Хотя до 1917 г. в России продолжал действовать Свод за­конов Российской империи, он не распространялся на всех граждан (поданных). К примеру, Французский гражданский кодекс применялся в Польше, иные правовые нормы приме­нялись в Прибалтийских губерниях, а в других национальных окраинах — применялись обычаи. В 1900-1917 гг. был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на примире­ние различных сословий, смягчение претензий крестьян (Закон «О землеустройстве», 1911 г. и т.д.)

В связи с победой Февральской буржуазно-демократиче­ской революции 1917 г. наступил конец самодержавия в Рос­сии. В марте 1917 г. царь отрекся от престола. В октябре 1917 г. в результате вооруженного восстания был совершен перево­рот — революция. Полиция была упразднена и сформирована милиция. На начальном этапе развития постреволюционной России регулирование розыскной деятельности осуществля­лось не на основании правовых норм, а на основании револю­ционного сознания, с собственными представлениями о спра­ведливости, и с учетом классового подхода. До октября 1918 г. единого органа управления службой уголовного розыска во­обще не было, и данная служба была подчинена местным со­ветам.

Установление советской власти происходило в условиях гражданской войны (1917-1922 гг.) и иностранной интервенции и путем отрицания (непризнания) демократических ценностей Российской империи, формировавшихся в процессе ее истори­ческого развития. В марте 1917 г. был упразднен Департамент полиции, а в декабре 1917 г. Советская власть образовала Все­российскую чрезвычайную комиссию, которая в 1921 г. была преобразована в Главное политическое управление при Нар­комате внутренних дел, в ее функции входил розыск контрре­волюционеров и преступников.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика