Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Основные этапы развития законодательства России о розыске безвестно исчезнувших лиц - Исчезновение в связи с вооруженными конфликтами
Научные статьи
13.01.15 15:22
Оглавление
Основные этапы развития законодательства России о розыске безвестно исчезнувших лиц
Процессуальная деятельность
Исчезновение в связи с вооруженными конфликтами
Все страницы









      Как верно отмечает С. А. Авакьян, советская власть в целях упрочения себя нейтрализовала своих противников, приме­няя способы и методы, соответствующие революционному сознанию и законности, которая лишала прав тех, «кто вы­ступал против советской власти или по своему социальному происхождению сразу же считался ее врагом. Пресекались даже в зачатках выражение недовольства, а тем более действия, враждебные режиму»20. Нельзя не отметить, что при сложив­шейся ситуации принятие чрезвычайных мер в целях защи­ты целостности государства и отражения интервенции были оправданными. Но в то же время такая ситуация усиливает безвестное исчезновение.

В юридической литературе отмечается, что «миллионы жизней наших соотечественников унесла гражданская война, миллионы стали вынужденными эмигрантами (по различным оценкам от голода, болезней, террора и в боевых действиях погибло от 8 до 13 миллионов человек, в т.ч. эмигрировало из России около двух миллионов)» Можно предположить, что значительное количество указанных лиц стали без вести пропавшими и жертвами преступлений, замаскированных под безвестное исчезновение.

Перед диктатурой пролетариата — государством переход­ного периода — стояли задачи установления советской вла­сти и создания условий ее необратимости. Подобно тому, как в царской России была установлена сословность (неравенство), точно так же при диктатуре пролетариата было установлено классовое господство (неравенство). Защита прав граждан осу­ществлялась с учетом классовой принадлежности, в первую очередь рабочего класса. Так, в ст. 7 Конституции РСФСР 1918 г. было предусмотрено, что эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать исключительно трудящимся массам.

При диктатуре пролетариата имели место ограничения прав эксплуататорских классов и иных социальных слоев, ин­тересы которых противоречили политическим интересам и це­лям рабочего класса.

События 1930-х гг. (раскулачивание и коллективизация), являясь продолжением классовой борьбы (революция в де­ревне, ликвидация кулаков как класса), были самой настоящей гражданской войной со всеми ее признаками: ожесточением, беспощадностью и уничтожением миллионов людей.

В условиях отсутствия внешнего займа (депрессия в 1929 г.), в целях реализации курса ускоренной индустриализации стра­ны и обеспечения ее обороноспособности осуществлялось изъ­ятие у крестьян-единоличников зерна и мяса, которые продава­лись за валюту (была установлена государственная монополия на продажу зерна и хлопка). При этом раскулаченные семьи выселялись в Сибирь, Казахстан, на пустое место, в лес, тайгу и пустыню — в местность без всяких условий проживания. При перемещении в новые места люди умирали от холода и голода. По разным оценкам, при этом погибло 7-10 млн чел. По оценкам экспертов, смертность в шесть раз превышала рождаемость.

Можно предположить, что последствием указанных про­цессов являлось и безвестное исчезновение людей, но при этом розыск их осуществлялся с учетом приоритетов классового господства.

К правовым актам, регулирующим розыскную деятель­ность, можно отнести Инструкцию, утвержденную приказом руководства ОГПУ в июле 1931 г. № 298/175, по учету и аген­турной разработке антисоветских и контрреволюционных эле­ментов, т.е. данная деятельность была подчинена упрочению позиций новой власти.

К числу законов, в которых содержатся нормы о розыске безвестно исчезнувших лиц, необходимо отнести и уголовно­процессуальное законодательство. В мае 1922 г. РСФСР был принят первый Уголовно-процессуальный кодекс, в котором были предусмотрены демократические принципы уголовного судопроизводства: гласность, публичность заседаний и неза­висимость суда. Был регламентирован институт исполнения приговоров. Достаточно детально был регламентирован и про­цессуальный порядок производства дознания и следствия. УПК РСФСР 1922 г. действовал до 1960 г.

Ликвидация кулачества как класса и другие изменения в со­циальной структуре общества и в социалистическом стро­ительстве, свидетельствующие о победе социалистического строя, нашли отражение в Конституции РСФСР 1937 г., которая послужила базой для дальнейшего развития законодатель­ства.

Военные действия в период ВОВ являются одной из основ­ных причин безвестного исчезновения не только среди воен­нослужащих, но и гражданского населения (причины этого — холод, голод, плен, оккупация, дезертирство и т.д.). Статьей 32 Дополнительного протокола I к Женевской конвенции пред­усматривалось право семей узнавать о судьбе пропавших без вести родственников в связи с военными действиями23. Это означает обязанность государства разыскать исчезнувших лиц, особенно детей. Инициативная деятельность общественных и негосударственных организаций, в том числе средств массо­вой информации, осуществляющих поиск людей посредством соответствующих популярных телепрограмм, также направле­на на выполнение задач розыска безвестно исчезнувших лиц. Мы разделяем точку зрения Д. В. Аронова и А. В. Власова о том, что «государства должны поощрять работу гуманитарных ор­ганизаций, выполняющих задачу восстановления семейных связей».

Выселение целых народов в указанный период (1944 г.) так­же можно указать среди причин исчезновения людей.

Изменения в процессуальном законодательстве были об­условлены военной обстановкой, ускоренным производством дознания и следствия, рассмотрением дел военными трибуна­лами, введением ограничений на обжалование судебных ре­шений. В отношении военнослужащих были приостановлены производства по всем гражданским делам (Постановление Пле­нума Верховного Суда СССР от 30 августа 1941 г.), в том числе о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявле­нии умершим, решение по которым можно было расценивать как подтверждение безвестного исчезновения гражданско-про­цессуальными средствами.

Указом Президиума Верховного Совета СССР (14 марта 1945 г.) был предусмотрен упрощенный порядок установления факта брачных отношений, что помимо иных целей давало возможность обращения за розыском безвестно исчезнувших. Следует отметить, что до революции в законодательстве Рос­сийской империи отсутствовал специальный институт, предус­матривающий объявление гражданина умершим, но в рамках признания гражданина безвестно отсутствующим допускал вероятность этого.

27 октября 1960 г. Верховный Совет РСФСР принял новый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, в котором в качестве задач было закреплено быстрое и полное раскрытие престу­плений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона при назначении наказаний. В качестве принципов были закреплены осуществление правосудия толь­ко судом, участие народных заседателей в рассмотрении дел, неприкосновенность личности и т.д.

Новым этапом развития права было принятие Конститу­ции РСФСР 1978 г., в которой было закреплено построение развитого социалистического общества и руководящая роль коммунистической партии как важнейшей составляющей по­литической системы, а также цель — построение коммунизма. Некоторые нормы Конституции напрямую регламентировали условия отправление правосудия. Так, ст. 172 Конституции гласила: «Никто не может быть признан виновным в соверше­нии преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом».

Одним из обстоятельств исчезновения людей необходимо признать и распад СССР. При анализе причин распада СССР существенным является наличие не отдельных причин, а их совокупность и кризисное развитие ситуации в целом.

С момента образования СССР (декабрь 1922 г.) количество субъектов, образующих федерацию, изменилось, но совершен­ствование и обновление федеративных отношений отставало и не соответствовало конкретному историческому этапу раз­вития страны. Поддержание геополитических интересов, сло­жившихся после Второй мировой войны, требовало больших затрат. Желание отдельных руководителей союзных государств «выйти» из СССР, провозглашение суверенитетов (в 1990-м г. Россией, Латвией, Литвой, Эстонией), стремление к личной власти в ущерб интересам целостности страны также сыграли свою роль в распаде СССР.

Новым этапом в правовом регулировании розыска безвест­но исчезнувших лиц в современной России является принятие после распада СССР законов в сфере оперативно-розыскной деятельности. В Законе об ОРД (13 марта 1992 г.) среди задач закреплен и розыск пропавших без вести. В 1995 г. федераль­ный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» принят в новой редакции. Спустя 19 лет после его принятия, с учетом потребности практики и научных изысканий, в него внесены изменения и дополнения в 25 случаях. Отсутствие закона не оз­начало отсутствие правового регулирования в названной сфере. Розыск безвестно исчезнувших лиц, впрочем, как и выполнение иных задач в сфере ОРД, регулировался нормативными право­выми актами ведомственного и межведомственного, в том чис­ле и негласного характера.

Как верно замечено В. М. Атмажитовым, до принятия За­кона РФ об ОРД, на уровне законов (Основы уголовного судо­производства Союза ССР и союзных республик (ст. 29), УПК РСФСР (ст. ст. 118, 119 и др.), Законы СССР и РСФСР «О мили­ции») были предусмотрены общие положения применения оперативно-розыскных мер. Объективно по-другому и не мог­ло быть из-за отсутствия специальных законов в сфере осу­ществления ОРД. Теория оперативно-розыскной деятельности, с принятием законов в сфере ОРД, стала формироваться как отрасль права.

В отраслевом законе (Закон об ОРД) современной России рассматриваемой сферы впервые на законодательном уровне закреплены легальное определение ОРД и ее правовой осно­вы, цель, задачи, принципы оперативно-розыскной деятель­ности, виды оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их проведения и функциональная направленность результатов ОРД, а также обеспечение незаинтересованного контроля и надзора за состоянием законности.

В настоящее время нормы, посвященные розыску безвестно исчезнувших лиц, которые носят комплексный и междисци­плинарной характер, содержатся в более чем 20 законода­тельных актах. И указанная нормативная база является более широкой, чем законы, регулирующие оперативно-розыск­ные и уголовно-процессуальные отношения в сфере розыска безвестно исчезнувших лиц, для которых розыск таких лиц является одной из задач. К ним, в частности можно отнести: Конституцию Российской Федерации; общепризнанные нормы международного права; УК РФ; УПК РФ; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; Воздуш­ный кодекс РФ; ГК РФ; ГПК РФ; Законы Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «О государственной тайне»,»О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор ме­ста пребывания и жительства в пределах Российской Феде­рации»; Федеральные законы «О полиции», Закон об ОРД, Закон о прокуратуре, «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», «О персональных дан­ных»; «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», «Об информации, информатизации и защите информации»,»Об основах системы профилактики безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних», ФЗ «Кон­сульский устав Российской Федерации», а также законы РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спаса­тельных службах и статусе спасателей», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и другие законы.

Нормы, посвященные розыску безвестно исчезнувших лиц, содержатся и в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства РФ, организационно-распоря­дительных документах Генерального прокурора РФ, а также в нормативных правовых актах руководителей государственных органов, к компетенции которых отнесены вопросы розыска безвестно исчезнувших лиц.

К примеру, Указом Президента РФ от 30.07.1996 № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Междуна­родной организации уголовной полиции — Интерпола» пред­усмотрено создание Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола; Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 утверж­дена структура центрального аппарата МВД России, в составе которого предусмотрено и Национальное центральное бюро Интерпола; Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопро­сы организации полиции» предусмотрено создание подраз­деления МВД России, на которое возлагается обеспечение вза­имодействия с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной организации уголовной полиции — Интерпола.

В Законе об ОРД предусмотрена возможность конкретиза­ции и детализации требований закона в ведомственных нор­мативных правовых актах, регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. Если принятие ведомственных нормативных правовых актов (НПА) в сфере розыска обусловлено их негласным характером, то гласные НПА, в том числе и межведомственные, приняты в том числе из-за несовершенства закона об ОРД и отсутствия специального закона. К подзаконным актам, регламентиру­ющим организацию розыскной работы в затронутой обла­сти, в первую очередь относятся Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Ин­струкция об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения, утвержденные приказом МВД России от 05.05.1993 № 213 ДСП.

К межведомственному нормативному правовому акту в рас­сматриваемой сфере правоотношений относится совместный приказ Генерального прокурора РФ № 70 и МВД России № 122 от 27.02.2010 «Об утверждении инструкции о порядке рас­смотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным ис­чезновением граждан».

Следует отметить и то, что существенное значение для ро­зыска безвестно исчезнувших лиц имеет и территориальный фактор, так сказать, действие законодательства в пространстве. За последние сто лет территория Российской империи, РСФСР и Российской Федерации подвергалась изменениям. Некото­рые государственные образования отделялись (от Российской империи — Польша, Финляндия), а другие — присоединялись (как Тува в 1944 г. к РСФСР), сама Советская Россия (РСФСР) с другими государствами в 1922 г. образовала СССР, который распался в 1991 г., а в 2014 г. в состав современной РФ в каче­стве субъектов вошли Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Изложенные обстоятельства не могли не влиять на правовое регулирование уголовно-процессуаль­ной и оперативно-розыскной и иной деятельности в сфере розыска безвестно исчезнувших лиц. И не всегда положитель­но, так как в переходные моменты отсутствует стабильное, унифицированное законодательство, стало быть, и правовое регулирование.

Мы солидарны с С.И. Давыдовым в части того, что выпол­нение в рамках оперативно-розыскной деятельности целого ряда действий и применение некоторых тактических приемов являются проблематичными и не бесспорными с точки зрения соблюдения конституционных прав, в силу несовершенства оперативно-розыскного законодательства, в том числе из-за отсутствия терминологического единства понятий, приме­няемых в Законе об ОРД, а также разных подходов к оценке действий оперативных сотрудников со стороны прокуратуры, суда и субъектов ОРД.

   Таким образом, можно сделать вывод, что розыск безвестно исчезнувших лиц и защита прав таких лиц должна быть зада­чей многих отраслей права, так как безвестное исчезновение является совокупным нарушением основных прав, но в качестве специальной задачи розыск таких лиц предусмотрен только в Законе об ОРД. В ст. 6 УПК РФ закреплено, что назначением уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Данная норма имеет отношение к защите прав исчезнувших лиц, в случаях, когда исчезновение сопряжено с преступлением (преступление замаскировано под безвестное исчезновение). В этой связи в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 января 1999 г. № 1-П отмечается, что признание достоин­ства личности — основа всех ее прав и свобод и необходимое условие их существования и соблюдения. Любое преступное посягательство на личность, ее права и свободы является одно­временно и наиболее грубым посягательством на человече­ское достоинство, поскольку человек как жертва преступления становится объектом произвола и насилия. Это особенно актуально по отношению к безвестному исчезновению, в силу отсутствия на первоначальном этапе, иногда достаточно дли­тельное время, сведений о нарушениях прав, степени их на­рушения и причиненном вреде.

Закон об ОРД и УПК РФ представляет собой формы борь­бы с преступностью и защиты прав человека. В случаях, когда имеет место некриминальное (ненасильственное исчезновение), также необходимо задействовать нормы указанного законода­тельства, которые выполняют компенсирующие функции из-за пробелов в существующем правовом регулировании и отсут­ствия иного специального регулирования.

Изучение проблем совершенствования законодательства о розыске безвестно исчезнувших лиц в России в их историче­ском развитии способствует использованию положительно­го опыта, исключению ошибок в практической деятельности субъектов розыска безвестно исчезнувших лиц, с одной сто­роны, а с другой — может послужить базой для дальнейше­го совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере.

Вопросы исследования проблем совершенствования за­конодательства в сфере розыска безвестно исчезнувших лиц (законодательства об ОРД и УПК РФ) на современном этапе должны быть предметом отдельных научных изысканий.






Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика