Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Принятие в состав Российской Федерации нового субъекта
Научные статьи
13.01.15 16:03
Оглавление
Принятие в состав Российской Федерации нового субъекта
Центральный банк Российской Федерации
Принятие в состав Российской Федерации нового субъекта
Банк России
Все страницы

вернуться







Принятие в состав Российской Федерации нового субъекта


Лукин И. Ю.

Лукин М. М.
 
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Лукин И. Ю., Лукин М. М.
Статья посвящена проблемам принятия в состав Российской Федерации нового субъекта. Рассматривается переходный период, в течение которого происходят процессы интеграции нового субъекта в состав Российской Федерации. Особое внимание уделено вопросу о конституционности обращения иностранной валюты на территории Российской Федерации в переходный период в качестве одного из законных платежных средств. Выработаны предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части предоставления законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предварительному одобрению проектов международных договоров с иностранным государством, претендующим на вхождение в состав Российской Федерации.


Подписание 18 марта 2014 г. договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Рос­сийской Федерации новых субъектов, а также принятие Фе­дерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъ­ектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» актуализирует проблему правового регули­рования новых субъектов — бывших иностранных государств или их частей, принятых в состав Российской Федерации. До 18 марта 2014 г. в Российской Федерации не было пре­цедентов практического применения норм Федерального конституционного закона от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О поряд­ке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» в части процедур, связанных с принятием в Российскую Федерацию нового субъекта — иностранно­го государства или его части. Кроме этого, в науке консти­туционного права еще недостаточно исследованы вопросы принятия нового субъекта — иностранного государства или его субъекта в состав Российской Федерации, что обуслав­ливается отсутствием до 18 марта 2014 г. соответствующей правоприменительной практики. В связи с этим в настоящее время выявлены многочисленные проблемы реализации кон­ституционных и законодательных норм о порядке принятия в Российскую Федерацию нового субъекта — иностранного государства или его части.

В настоящее время в конституционном праве Российской Федерации накопилось множество как теоретических, так и практических сложностей, относящихся к юридической со­ставляющей принятия в состав Российской Федерации нового субъекта. До конца не проработаны конституционно-право­вые механизмы, регулирующие так называемый «переходный период», в течение которого происходит интеграция нового субъекта Российской Федерацию в правовую систему Россий­ской Федерации. Недостаточное регулирование переходного периода нормами Конституции Российской Федерации несет в себе существенные правовые риски.

Кроме этого отмечаем, что понятие «субъект Российской Федерации», «новый субъект Российской Федерации — быв­шее иностранное государство или его часть, принятое в Рос­сийскую Федерацию» с точки зрения конституционного права не достаточно исследованы, отсутствует определе­ние указанных терминов с точки зрения конституционного права.

Основой для конституционно-правового регулирования принятия в состав Российской Федерации нового субъекта яв­ляется Конституция Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 65 Конституции Российской Федерации принятие в Россий­скую Федерацию и образование в ее составе нового субъек­та осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. На основании указанной нормы 17 декабря 2001 г. принят специальный федеральный консти­туционный закон, а именно Федеральный конституционный за­кон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Рос­сийской Федерации»5. Таким образом, в период с 12 декабря 1993 г. по 17 декабря 2001 г. в Российской Федерации не были установлены основные условия и процедура принятия в Рос­сийскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации путем принятия в состав Российской Федерации иностранного государства или его части.

    Такси – один из самых простых вариантов решения проблемы. Рассмотрим несколько самых популярных компаний такси Крыма. Крым такси вся подробная информация на сайте http://www.crim-taxi.ru

Статус нового субъекта Российской Федерации, образован­ного в результате присоединения к Российской Федерации ино­странного государства или его части, регулируется частями 3 и 4 ст. 4 Федерального конституционного закона от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и об­разования в ее составе нового субъекта Российской Федера­ции». В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта — иностранного государства, этому субъекту предоставляется статус республики, если международным до­говором не предусматривается предоставление новому субъек­ту статуса края или области. В случае принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного го­сударства этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с международным договором.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъек­тов (подписан в г. Москве 18.03.2014)6 и Федеральный конститу­ционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Россий­скую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» устанавливают статус принятых в состав Российской Федерации новых субъ­ектов Российской Федерации в качестве республики — для Ре­спублики Крым, а также города федерального значения — для города федерального значения Севастополь.

Таким образом, Российской Федерацией не вполне со­блюдены условия принятия в Российскую Федерацию новых субъектов Российской Федерации — иностранных государств или их частей. При этом в силу примата ратифицированных международных договоров над федеральными законами, в том числе и над федеральными конституционными законами, пре­доставление статуса города федерального значения для города федерального значения Севастополь — легитимно.

При этом остается дискуссионным вопрос о том, каким правовым статусом обладал Севастополь до принятия в состав Российской Федерации, т.к. официально Российская Федера­ция признала независимым государством только Республи­ку Крым. Статус города Севастополя не был четко опреде­лен. По итогам общекрымского референдума, состоявшегося 16.03.2014 г. Республика Крым была признана Российской Фе­дерацией 17.03.2014 г. в качестве суверенного и независимого государства. Относительно города Севастополя Российская Федерация отметила только его особый статус.

Согласно положениям частей 1 и 2 ст. 66 Конституции Рос­сийской Федерации статус республики определяется Консти­туцией Российской Федерации и конституцией республики, а статус края, области, города федерального значения, автоном­ной области, автономного округа — Конституцией Российской Федерации и уставом соответствующего субъекта Российской Федерации. И. В. Лексин считает, что согласно положению ч. 1 ст. 137 Конституции Российской Федерации изменение консти­туционно-правового статуса субъекта Российской Федерации производится посредством документа иной формы — феде­рального конституционного закона. Он считает, что не впол­не согласуются приведенные положения ст. 66 Конституции Российской Федерации с содержанием частей 3 и 4 названной статьи, предусматривающих возможность принятия феде­рального закона об автономной области, автономном округе и регулировании отношений автономного округа, входящего в состав другого субъекта Российской Федерации, федераль­ным законом и договором между органами государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации. Считаем возможным согласиться с И. В. Лексиным относи­тельно того, что в указанных законах и договорах определяется именно статус субъектов Российской Федерации — несмотря на формулировки частей 1 и 2 ст. 66 Конституции Российской Федерации.

Каждая федерация имеет свою структуру, представляю­щую собой взаимообусловленную совокупность составных частей федерации в ее целостности как единую систему, опре­деляющую ее качественную специфику. Россия по форме го­сударственного устройства является федерацией. Некоторые исследователи считают, что федерация — это форма государ­ственного устройства, при которой государство состоит из го­сударственных образований — субъектов федерации. Иссле­дователи при этом обращают внимание на такие характерные признаки, как наличие двух уровней государственной власти в федерации и на особенности соотношения этих властей, где за каждым уровнем закрепляется определенный объем полно­мочий и осуществляется сотрудничество и согласование инте­ресов различных уровней власти.

В настоящий момент в федеральном законодательстве от­сутствует четкое определение терминов «субъект Российской Федерации», «новый субъект Российской Федерации, образо­ванный в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части».

Недостаточная изученность указанных правовых институтов с точки зрения конституционного права, отсутствие легального определения указанных терминов приводят в настоящее вре­мя к тому, что в основном исследования указанных терминов проводятся с точки зрения политологических наук. Отсутствие легального определения термина «субъект Российской Федера­ции» само по себе является существенным пробелом в консти­туционном праве Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Конституции Российской Федерации Рос­сийская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, авто­номных округов — равноправных субъектов Российской Фе­дерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значе­ния, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Федеративное устройство Российской Фе­дерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной вла­сти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопре­делении народов в Российской Федерации. Во взаимоотноше­ниях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Фактически в конституционном праве Российской Федерации нет ответа на вопрос, что представляют собой субъекты Россий­ской Федерации — государство в составе федеративного госу­дарства или административно-территориальные образования. В конституционном праве Российской Федерации также не из­учен вопрос об особом временном статусе принятого нового субъекта Федерации — бывшего иностранного государства или его части в переходный период. Кроме этого, Конституци­ей Российской Федерации установлен принцип равноправия субъектов Российской Федерации, единого правового и эконо­мического пространства. Однако применительно к новым субъ­ектам Российской Федерации — Республике Крым и городу федерального значения Севастополь — указанные принципы исполняются во время переходного периода с многочисленны­ми особенностями и оговорками.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика