Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Справедливость и правовая культура в контексте реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на жилище и высшее образование
Научные статьи
13.01.15 16:25

вернуться







Справедливость и правовая культура в контексте реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на жилище и высшее образование

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Коровяковский Д. Г., Власов А. В.
В статье рассматриваются особенности формирования правовой культуры граждан с целью реализации конституционных прав на жилище и на образование. Авторы уделяют особое внимание высшему образованию и праву на него в РФ. В статье сопоставляются два вида конституционных прав граждан: на жилище и на образование. Авторы делают вывод о необходимости создания единого образовательного пространства.

Конституция РФ гарантирует, что каждый имеет право на жилище и право на образование, в т.ч. на бесплатное выс­шее образование на конкурсной основе.

Жилье и образование являются одними из важнейших со­циальных потребностей человека. Их наличие и качественные характеристики во многом определяют возможность использо­вания других компонентов качества жизни. В настоящее время степень удовлетворения потребностей в жилье и в образовании у большинства российских семей крайне низкая, что отрица­тельно сказывается на качестве их жизни в целом.

За этим стоят разные ценностные ориентации, различные образы жизни, материальные возможности и прочее. Все это, в свою очередь, определяет и требования к жилью и жилищ­ным условиям, требования к образованию, и усилия, которые люди готовы направить на их улучшение. Вряд ли можно ду­мать, что жилищная проблема будет когда-либо полностью решена, потому что нет предела стремлению людей к более комфортному жилью и более здоровой, красивой окружаю­щей среде. Чего нельзя сказать об уровне образования.

На протяжении всего развития человечества многие люди стремятся улучшить свои жилищные условия, и эти стрем­ления могут проявляться и реализовываться в самых разных формах.

В иностранных государствах борьба граждан в защиту своих «жилищных интересов», за улучшение жилищных условий и качества среды проживания известна под термином «housing movement» («жилищное движение»).

Конституция РФ, ст. 40 (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

Конституция РФ, ст. 43 (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

Власов A. B. Гражданско-правовое регулирование ипотечного кре­дитования в жилищной сфере Российской Федерации. — М.: Об­разование и право. — 2011. — № 6.— С. 148-154.

Под этими словами при­нято понимать в первую очередь «коллективные дей­ствия горожан в защиту сво­их жилищных прав». Такое толкование позволяет ис­пользовать термин «жилищ- Власов А. В. ное движение» как «зонтик» для различных коллективных действий в жилищной сфере, начиная от «сквоттерства», или коллективного захвата «бес­хозного» жилья, от деятельности организаций бездомных и ас­социаций жителей одного дома или микрорайона до работы национальных организаций защиты жилищных прав и Между­народного союза квартиросъемщиков.

Конституционные права и свободы хотя и составляют не­большую часть всей системы прав, тем не менее, символи­зируют её целиком. Для них характерен ряд специфических признаков, поскольку они являются основными: составляют правовую основу всей системы прав и свобод, обладают выс­шей юридической силой, подлежат защите со стороны госу­дарства. То же самое касается и образования.

Являясь Основным Законом государства, Конституция РФ имеет огромное значение для экономической жизни общества. Её задача — создавать необходимые правовые условия для обе­спечения прав и свобод человека и гражданина.

Понятие жилища в материальной культуре следует рас­сматривать следующим образом.

В целом подходы к определению культуры можно разбить на две большие группы: культура как мир накопленных цен­ностей и норм, как вещный мир, находящийся вне человека, и культура как мир человека.

Последнее также можно разделить на три группы:

— культура как мир целостного человека в единстве его физической и духовной природы;

— культура как мир духовной жизни человека;

— культура как живая человеческая деятельность, способ, технология этой деятельности.

Ибо культура двумерна: с одной стороны, культура — мир социального опыта человека, накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей. С другой стороны — ка­чественная характеристика живой человеческой деятельности.

Переход России к рыночной системе экономических от­ношений требует адекватности форм и методов реализации жилищной политики и идеологии механизмам реализации экономической политики в целом. При этом необходимо по­высить эффективность политики обеспечения населения жи­льем, ликвидировать «жилищную бедность» значительной части российских семей.

Так же и в образовании: Конституцией РФ гарантируется право на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, а также на бесплатное выс­шее образование на конкурсной основе. Однако не все этим пользуются вследствие низкой правовой культуры населения.

Разработанная Стратегия социально-экономического раз­вития Российской Федерации до 2020 года нацеливает на ре­шение жилищной проблемы, предполагает высокие темпы жилищного строительства, но ориентируется на действующую схему обеспечения населения жильем, которая не всегда отве­чает потребностям широких слоев населения в стране.

Потребность в жилье не есть исключительная особенность современного общества. В той или иной форме она существо­вала на протяжении всей истории человеческой цивилиза­ции. Общеизвестно, что жилище является насущным благом, с наличием которого связаны разнообразные жизненные устремления человека, как то: создание семьи, возможность профессионального роста, образовательного и культурного совершенствования. Напротив, отсутствие жилья или неудов­летворительные жилищные условия являются одной из глав­ных причин ухудшения демографической обстановки в стране, внутрисемейных конфликтов, разводов и других социальных проблем общества. И наоборот, к примеру, американский со­циолог Фабио Рохас (Fabio Rojas) полагает, что аналогия меж­ду жилищем и образованием неуместна, потому что, в отличие от материальных имущественных благ (квартира), знания, при­обретаемые в процессе обучения, юридически не подлежат отчуждению от носителя этих знаний и навыков.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что жи­лищный вопрос возник в начале XIX в. в связи с развитием ка­питалистических отношений и возникновением так называемо­го рабочего вопроса, когда огромная масса сельского населения в поисках лучших условий приложения своего труда устреми­лась в большие города, «сжимая» там коренного горожанина и многократно поднимая квартирную плату в силу несоответ­ствия между количеством построенного жилья и потребностью в подходящих квартирах. Таким образом, жилищный вопрос являлся важной составной частью не только рабочего вопроса, но и составлял краеугольный камень всей социальной полити­ки того времени.

Для поиска наиболее действенных способов решения жи­лищной проблемы современной России весьма полезным и даже необходимым является изучение способов решения жилищного вопроса, представленных классиками экономиче­ской науки XIX-XX вв. Без понимания всей уникальности этого опыта невозможно понять проблемы, которые стоят в настоя­щее время на пути жилищной реформы в России.

Ипотечное кредитование может стать самым эффективным инструментом, который будет помогать решать квартирный вопрос. Главная сложность сейчас — это законодательно сде­лать так, чтобы ипотека была безопасной и выгодной для всех участников сделки.

В России закон об ипотеке вышел в 1998 г., однако до сих пор этот вид кредитования не смогли сделать массовым — объ­ем выданных таким образом заимствований не превышает 3% от всего ВВП. В США этот показатель составляет более 50%. Некогда ипотека стала причиной кризиса в Америке.

Однако станет ли она популярной в России в условиях фи­нансового кризиса на протяжении нескольких лет еще вопрос. Для нуждающихся в квадратных метрах в первую очередь важ­но, чтобы ипотечное кредитование было доступным по цене. А этого ни один закон не может гарантировать. Для полно- маштабного внедрения и развития ипотечного кредитования в Российской Федерации необходима в первую очередь стаби­лизация экономики, причем самым важным условием явля­ется сокращение инфляционных процессов, однако решение данного вопроса потребует колоссальных усилий со стороны государства.

В основе обоих явлений (жилище и образование) лежит со­циальная потребность всякого нормального человека миними­зировать прогнозируемые социально-экономические угрозы, заранее создавая систему социально-экономических гарантий для собственного будущего. На языке обывателя социально­экономическую привлекательность ипотечного кредитования недвижимости и высшего образования можно сформулиро­вать в следующей формуле: «Стоимость недвижимости будет только расти, а дипломированный специалист всегда будет зарабатывать больше денег, чем недипломированный».

В настоящее время в России существует достаточное коли­чество банковских предложений по предоставлению кредитов на получение образования. Подавляющее большинство таких кредитных программ реализуется негосударственными кредит­ными организациями. Тем не менее наличие государственной поддержки кредитования в современных условиях кажется неизбежным, поскольку число бюджетных мест в высших учеб­ных заведениях ежегодно сокращается, а размер платы за об­учение неуклонно растет. Образовательные кредиты могут обеспечить реализацию конституционного права на высшее образование каждому вне зависимости от его географического и материального положения и социального статуса.

Государственная поддержка системы кредитования высше­го и среднего специального образования имеет большой потен­циал в масштабах всей страны: бюджетная система Российской Федерации лишается части нагрузки финансирования вузов.

Первоочередной целью на пути реализации программы получения образовательных кредитов представляется ее на­лаживание и распространение, а также создание выгодных условий не только для кредиторов, но и потребителей.

    Большое количество законов, регулирующих отношения в сфере высшего образования, без учета значительного числа подзаконных актов, существенно затрудняет их применение, толкование и не лучшим образом отражается на механизме обеспечения права на высшее образование в Российской Фе­дерации. В связи с этим в литературе все чаще появляются предложения о необходимости разработки и принятия Ко­декса РФ об образовании, как единого кодифицированного законодательного акта, регулирующего отношения в сфере об­разования. Формирование единого мирового образовательного пространства означает прежде всего согласование норм, регу­лирующих отношения в сфере высшего профессионального образования, целью которого является ликвидация ограниче­ний, препятствующих получению высшего профессионального образования гражданами независимо от страны местопребы­вания в связи с необходимостью подготовки граждан к быстро изменяющимся жизненным условиям, включая переход к ин­формационному обществу, рост конкуренции на рынке тру­да, отмирание потребности в кадрах традиционных отраслей экономики и рост потребности в кадрах, владеющих иннова­ционными технологиями. Все это приводит к интенсивному, опережающему развитию высшего профессионального об­разования в странах по сравнению с ростом их национальных экономик.

Действующая система правового регулирования слабо ре­агирует на процессы глобализации на фоне создания единого образовательного пространства, предполагающие унифика­цию норм национального законодательства в рамках гармо­низации инструментов правового регулирования. При этом существенно возрастают противоречия российского образо­вательного законодательства с положениями международных правовых актов, например, порядком признания докумен­тов иностранных государств об образовании и др. В образо­вательном законодательстве велик удельный вес подзаконных и инструктивных актов. Увеличение их числа, на наш взгляд, вызывает существенные сложности для законодателя. Подза­конная нормативная база представлена большим массивом актов Правительства РФ.

Формирование единого образовательного пространства, рынка в области высшего образования дает уникальные воз­можности для высшего образования и одновременно ставит вопрос о сопоставлении национальных образовательных си­стем. Поэтому возникает необходимость в сопоставимости национальных данных о высшем образовании путем введения международных образовательных стандартов. Эта необходи­мость вызвана и тем, что сегодня информационные техноло­гии позволяют студентам свободно перемещаться в едином образовательном пространстве, т.е. начать обучение в одном университете, продолжить в другом и закончить в третьем или одновременно слушать курсы в разных учреждениях выс­шего образования. Это можно делать, даже не меняя места жительства.

конституционное право



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика