Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA

НИКОЛАС РОБИНСОН:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО В ЭПОХУ АНТРОПОЦЕНА

Интервью с профессором Юридической школы им. Элизабет Хауб Университета Пейса (США, Нью-Йорк).


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Актуальные вопросы унификации таможенного регулирования в рамках Таможенного союза
Научные статьи
17.06.10 14:16

 
ЕврАзЮж № 5 (24) 2010
Евразийская интеграция
Бакаева О.Ю.
Актуальные вопросы унификации таможенного регулирования в рамках Таможенного союза
В статье рассматриваются основные нововведения, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Обращается внимание на необходимость адаптации национального законодательства к таможенному законодательству Союза. Дается общая характеристика правовой базы Таможенного союза. Рассматриваются основные элементы таможенного регулирования в ракурсе новых таможенных правил. Выявляются и анализируются отдельные проблемы, требующие унификации с точки зрения законодательного регулирования.

В последнее время таможенные отношения претерпевают существенные изменения, свя-занные с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и введением с 1 июля 2010 г. в действие Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС).  Объединение трех государств предполагает создание единой таможенной территории, отсутствие внутри данной территории таможенных границ, единообразное таможенное регулирование. Для нормального функционирования союза необходимо в первую очередь адекватное правовое обеспечение. Важно не усложнить таможенное законодательство, не перегрузить его отсылочными нормами, не до-пустить коллизий с положениями других отраслей права, не ущемить права и интересы субъектов внешнеторговой деятельности. При формировании новой системы таможенного регулирования необходимо основываться на основополагающих нормах и принципах международного права, применяющихся в области таможенного дела, в частности Международной (Киотской) конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (законопроект о ее ратификации в настоя-щее время находится в Правительстве РФ), Рамочных стандартах безопасности и облегчения ми-ровой торговли, принятых Всемирной таможенной организацией.
    Единообразие таможенного регулирования не означает отсутствия национального тамо-женного законодательства. Так, Федеральной таможенной службой РФ (далее – ФТС России) опубликован проект Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федера-ции» (находится на официальном сайте ФТС России). Планируется, что с 1 июля 2010 года он за-менит действующий в настоящее время Таможенный кодекс РФ (далее – ТК РФ). Аналогичные изменения произойдут в Белоруссии и Казахстане. С помощью национальных законодательных норм можно будет восполнить пробелы – отношения, не регламентированные Таможенным ко-дексом Таможенного союза. Однако увлекаться отсылочными нормами не стоит (на сегодняшний день в ТК ТС их около 200), поскольку это может привести к дисбалансу таможенного регулиро-вания в странах – участниках Таможенного союза, нивелированию его единства на таможенной территории Таможенного союза.
Кроме того, представляется, что нормативная основа, регулирующая юридическую ответ-ственность за нарушения таможенного законодательства, должна быть едина. В противном случае деяние, наказуемое, например, по Кодексу РФ об административных правонарушениях, может не считаться правонарушением по административному законодательству Казахстана. Поправки, та-ким образом, следует внести в уголовные кодексы государств, а также законы, устанавливающие составы административных правонарушений – нарушений таможенных правил.
    Следует учитывать, что ускоренный период формирования Таможенного союза наверняка создаст массу проблем, обусловленных несовершенством норм права. Если срок образования Ев-ропейского союза составил 9 лет (с 1959 по 1968 г.), то формирование Таможенного союза факти-чески началось 1 октября 2009 г. с подготовкой к принятию Таможенного кодекса Союза и долж-но закончиться 1 июля 2010 г. введением  его в действие и переносом контроля на внешние гра-ницы (в отношении Казахстана планируется перенос контроля к 1 июля 2011 года). В этот период (9 месяцев) необходимо разработать, принять и внедрить различные механизмы регулирования таможенного оборота товаров, зачисления и распределения таможенных пошлин, организации таможенного оформления и таможенного контроля. Колоссальная по объему работа будет прове-дена в части гармонизации законодательств трех государств, приведения их к «общему знамена-телю». Полностью сформировать правовую базу по Таможенному союзу планируется к 2012 году.
    Отметим, что законодательство Казахстана намного либеральнее российского и белорус-ского, поэтому с целью создания адекватной правовой базы придется находить какие-либо ком-промиссы: либо ужесточать правила (что невыгодно для казахстанского бизнеса), либо смягчать нормы таможенного права (чего опасаются российская и белорусская стороны).
В перспективе (после 2012 года) планируется и введение единой валюты, аналогичной ев-ро. Таким образом, возможно, будет создан не только таможенный, но и валютный союз. Однако в этом случае функция денежной эмиссии, скорее всего, будет передана наднациональной структу-ре типа Центрального банка Таможенного союза. Наряду с этим потребуются корректировки бан-ковского и связанного с ним законодательства.
Весьма затруднительным представляется участие в процессе разработки новых таможен-ных правил бизнес-сообщества, в первую очередь ввиду довольно сжатых сроков. Такая поспеш-ность уже привела к принятию поправок в ТК ТС (наверняка не последних), что свидетельствует о его недоработанности, недостаточной взвешенности заложенных в него мер. К сожалению, созда-ние Таможенного союза как, кстати, весьма удачной формы интеграции, предшествовало форми-рованию правовой базы. Противоположная процедура (разработка и принятие законодательной основы и, как следствие, начало функционирования Таможенного союза) позволила бы снять многие проблемы и нормотворческого, и правоприменительного характера.
Следует отметить, что, несмотря на свое название, статус Таможенного кодекса ТС равно-значен статусу международного договора, что означает необходимость его ратификации, равно как и для всех актов такого рода. Учитывая, что в перспективе действие кодекса будет распро-страняться на территории трех стран, он не может не затронуть содержание актов национального законодательства, регулирующего таможенные отношения. В данной связи требуется провести его ревизию, выявить возможные противоречия и коллизии, устранить пробелы, тем самым при-ведя в соответствие нормы международного права и положения правовых актов России, Белорус-сии и Казахстана.
По сути, Таможенный кодекс Таможенного союза является актом прямого действия: его положения должны применяться на практике без дополнительной имплементации в законода-тельства государств – членов Союза. Правовая база Таможенного союза состоит из трех частей:
1. ТК ТС.
2. Международные соглашения по вопросам, не урегулированным ТК ТС.
3. Решения Комиссии Таможенного союза.
    Приоритет в таможенном регулировании отдается законодательству ТС. Если этим зако-нодательством какие-либо отношения не урегулированы, то применяются нормы национального законодательства, но до урегулирования данных отношений на уровне Таможенного союза. При этом, если в ТК ТС установлено, что какие-либо отношения регулируются национальными норма-тивными актами, то такое законодательство действует на территории этого государства – члена Таможенного союза (например, обжалование регулируется в каждом государстве внутренними нормами – ст. 9 ТК ТС, аналогично решается вопрос с организацией консультирования таможен-ными органами – ст. 11 ТК ТС и пр.).
    В ТК ТС уже внесены изменения (в 152 из 373-х статей) протоколом от 16 апреля 2010 года. Остановимся на новшествах ТК ТС.
1. Законодатель отказался от традиционного термина «таможенный режим» и заменил его на по-нятие «таможенная процедура». Под ней понимается совокупность норм, определяющих для та-моженных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на тамо-женной территории Таможенного союза или за ее пределами. Сохранилось понятие таможенных операций.
2. Место таможенного брокера заняло лицо, именуемое таможенным представителем. Его статус практически не изменился. Реестры таможенных представителей ведутся раздельно в каждом го-сударстве, но Комиссией ТС формируется их общий реестр, который публикуется не реже 1 раза в квартал. Аналогично решается вопрос с таможенными перевозчиками, владельцами СВХ, тамо-женных складов, владельцами магазинов беспошлинной торговли.
3. Уточнено понятие товара. К нему относятся любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств – членов Таможен-ного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
4. В Кодексе устанавливается, что транспортные средства могут быть отнесены к категории това-ров либо использоваться для международной перевозки. Появилось новое понятие – «экспресс-груз».
5. Вводится институт уполномоченного экономического оператора (аналогичен положениям ст. 68 ТК РФ). Такому лицу выдается свидетельство о включении в реестр уполномоченных эко-номических операторов. Данный статус могут получить лица, соответствующие следующим усло-виям:
– предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей на сумму, эквивалентную одному миллиону евро, но если лицо осуществляет деятельность по производству и (или) экспорту това-ров, – то на сумму, эквивалентную 150 тысячам евро;
– осуществление внешнеторговой деятельности не менее 1 года;
– отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате та-моженных платежей, процентов, пеней, а также недоимки в соответствии с налоговым законода-тельством;
– отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела;
– наличие «прозрачной» системы учета товаров.
6. Уточняется статус предварительного решения о классификации товара по ТН ВЭД. Оно прини-мается таможенным органом того государства – члена Таможенного союза, в котором будет осу-ществляться выпуск товаров. Предварительное решение является обязательным при деклариро-вании товаров на территории государства – члена Таможенного союза, таможенный орган кото-рого принял предварительное решение. Таким образом, решение, принятое на территории Казах-стана, для Российской Федерации обязательную силу иметь не будет. Общий срок его принятия – 90 дней со дня регистрации заявления, действует оно, как правило, в течение трех лет.
7. Устанавливается, что, если при таможенном декларировании товаров точная величина их та-моженной стоимости не может быть определена в связи с отсутствием документов, подтвер-ждающих точные сведения, необходимые для ее расчета, допускается отложить определение точ-ной величины таможенной стоимости товаров (при этом срок отложения решения не устанавли-вается). В этом случае допускается ее заявление на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов исходя из заявленной таможенной стоимости (ст. 64 ТК ТС). Порядок декларирования и контроля таможенной стоимости товаров, а также формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения устанавливаются ре-шением Комиссии Таможенного союза. Если же в пределах срока выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на недостоверность таможенной стоимости, либо заявленные сведения не подтверждены, возможно проведение дополнительной проверки, а выпуск товаров может быть осуществлен только при условии обеспечения уплаты таможенных платежей.
8. Изменено понятие таможенных сборов. Они уплачиваются за совершение таможенными орга-нами действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются национальным законодательством.
9. Устанавливается, что таможенные пошлины, налоги уплачиваются в валюте государства – чле-на Таможенного союза, в котором они подлежат уплате. Принудительное взыскание таможенных платежей регулируется национальным законодательством.
12. Увеличен срок хранения документов, необходимых для таможенного контроля – с трех до пяти лет (ст. 98 ТК ТС). Кроме того, определяется, что таможенные органы проводят таможенный кон-троль после выпуска товаров в течение трех  лет со дня окончания нахождения товаров под тамо-женным контролем. При этом национальным законодательством могут устанавливаться более продолжительные сроки пост-контроля, но в пределах пяти лет. В Российской Федерации увели-чение 3-летнего срока не предполагается.
11. Изменен и расширен перечень форм таможенного контроля. Во-первых, получение пояснений изменено на получение объяснений; во-вторых, в названиях таких форм контроля, как таможен-ный осмотр и таможенный досмотр, исключены слова «товаров и транспортных средств», а лич-ный досмотр назван личным таможенным досмотром; в-третьих, изменилось название осмотра помещений и территорий для целей таможенного контроля на «таможенный осмотр помещений и территорий»; в-четвертых, появились новые формы: учет товаров, находящихся под таможен-ным контролем, проверка системы учета товаров и отчетности (проводится в отношении лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; лиц, пользующихся специальными упрощениями; лиц, пользующихся (владеющих) иностранными товарами), таможенная проверка. При этом таможенная ревизия заменена на таможенную проверку, осуществляемую как в каме-ральной, так и в выездной формах (глава 19 ТК ТС). Формы актов таможенного осмотра, досмотра и других форм контроля устанавливаются Комиссией Таможенного союза.
12. Уточнены понятия и элементы, входящие в систему управления рисками. Важно, что область рисков теперь может определить не только ФТС России, но и Комиссия Таможенного союза.
13. Устанавливаются основания задержания товаров и документов на них при проведении тамо-женного контроля (когда они не являются предметами административных правонарушений или преступлений). Общий срок их хранения составляет 1 месяц, для скоропортящихся товаров – 24 часа, для запрещенных к ввозу–вывозу – 3 суток.
14. В части регулирования таможенного оформления:
– исключена процедура внутреннего таможенного транзита. Доставка товаров до места оформле-ния осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
– с одной стороны, представление различных документов в электронной форме устанавливается как право, а не обязанность лица, а с другой – в п. 6 ст. 180 определено: подача таможенной дек-ларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено настоящим Кодексом, решением Комиссии Тамо-женного союза либо законодательством государств – членов Таможенного союза в случаях, пре-дусмотренных решением Комиссии Таможенного союза;
– установлен срок регистрации таможенным органом документов, представленных для помеще-ния товаров на временное хранение, – не более 1 (одного) часа после их подачи, после чего лицу выдается подтверждение о регистрации документов;
– максимальный срок временного хранения (4 месяца) не изменился, но он дополнен предель-ным сроком временного хранения в отношении международных почтовых отправлений, храня-щихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, – 6 месяцев;
– исключены устная и конклюдентная форма декларирования (хотя на практике они применяют-ся физическими лицами – ст. 355 ТК ТС);
– установлены следующие виды деклараций: декларация на товары, транзитная декларация, пас-сажирская таможенная декларация, декларация на транспортное средство. Все формы таможен-ных документов (в том числе деклараций) и порядок их заполнения определяются решением Ко-миссии Таможенного союза;
– срок подачи декларации на ввезенные товары ограничен сроком временного хранения товаров. Установлен срок декларирования товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате, – 30 дней со дня вступления в силу решения суда или таможен-ного органа. Срок регистрации декларации таможенным органом или отказа в ее регистрации – 2 часа с момента ее подачи;
– увеличен срок предъявления товаров в случае их предварительного декларирования с 15 до 30 календарных дней. Однако если за этот период  времени были введены какие-либо запреты и ог-раничения, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров;
– срок выпуска товаров сокращен до одного рабочего дня, следующего за днем регистрации дек-ларации (ст. 196 ТК ТС), а для экспортируемых и временно вывозимых товаров он не должен пре-вышать 4 часов. Эти сроки включают время проведения таможенного контроля. Продление сро-ков до 10 рабочих дней допускается с письменного разрешения руководителя (начальника) тамо-женного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного ор-гана либо лиц, их замещающих.
15. Классификация таможенных процедур (ранее – режимов) на основные, экономические, за-вершающие и специальные отменена. Режим «временный ввоз» заменен на процедуру «времен-ный ввоз (допуск)»; «международный таможенный транзит» на «таможенный транзит». Исклю-чено перемещение припасов (особенности этой процедуры установлены главой 50 ТК ТС) и иные специальные таможенные режимы. Введена специальная таможенная процедура – таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами. Процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада устанавлива-ются международными договорами государств – членов Таможенного союза.
16. Организация таможенного сопровождения должна быть осуществлена не позднее 24 часов с момента принятия такого решения.
17. Регистрация транзитной декларации и иных документов должна быть завершена в течение одного часа с момента представления их перевозчиком (ранее такой срок составлял два часа). А в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с поме-щением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.
18. Увеличены сроки переработки товаров на таможенной территории – с 2 до 3 лет; вывоза ре-экспортируемых товаров – с 6 месяцев до 1 года.
19. Приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, допускается и без заявления правообладателя на срок до 10 рабочих дней. Срок может быть про-длен еще на 10 дней по заявлению правообладателя. А сам срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности составляет не более 2-х лет при условии включения объекта в таможенный реестр. Возможно продление такого срока еще на 2 года неограниченное число раз, т. е. каждый раз по 2 года.
20. Срок стоянки транспортных средств международной перевозки составляет: для автомобиль-ного, железнодорожного, воздушного транспорта – 3 часа, для водного транспорта – 8 часов.
Рассмотрим основные элементы таможенного регулирования в ракурсе новых таможенных правил.

Организация деятельности таможенных органов
    В дополнение к национальным таможенным органам начинают действовать органы, ком-петенция которых будет распространяться на страны – участницы Таможенного союза. С 1 января 2010 года функционирует Комиссия Таможенного союза, которой переданы полномочия в облас-ти таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
    Комиссия осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:
– добровольная поэтапная передача Комиссии части полномочий государственных органов сто-рон;
– обеспечение взаимной выгоды и учет национальных интересов сторон;
– экономическая обоснованность принимаемых решений;
– открытость, гласность и объективность.
Для урегулирования проблем в области таможенного дела, связанных с функционировани-ем Таможенного союза, создается Координационный совет руководителей таможенных служб го-сударств – членов Таможенного союза.
Создание наднациональных органов не означает ликвидации таможенных органов самих государств, но, как представляется, в перспективе их ожидает существенное реформирование. Та-моженные посты, осуществляющие свои полномочия на российско-белорусских и российско-казахстанских границах, будут ликвидированы. Как следствие, реорганизация коснется и других таможенных органов.
Новая организация деятельности таможенных органов должна предполагать четкое раз-граничение компетенции Комиссии Таможенного союза и национальных таможенных админист-раций, что на сегодняшний день остается недоработанным. В связи с этим возникает ряд вопро-сов: куда должен обращаться участник ВЭД по тем или иным вопросам; какие нормативные акты приоритетны (национальные или наднациональные); что делать в случаях пробелов в законода-тельстве и т. п.

Таможенно-тарифное регулирование
    С 1 января 2010 года введены в действие Единый таможенный тариф,  механизм примене-ния тарифных квот  и системы льгот и преференций.  Ставки таможенных пошлин будут едины-ми для всех стран Таможенного союза; в настоящее время они унифицированы более чем по 10 тысячам товаров.
Решения о внесении изменений в ТН ВЭД ТС принимаются Комиссией Таможенного союза на основании предложений таможенных органов.
    В результате сложных переговоров между странами – участницами Таможенного союза по поводу распределения таможенных платежей было принято решение о механизме зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквива-лентное действие). Согласно данному решению эти суммы будут распределяться следующим об-разом: Белоруссия – 4,7 %; Казахстан – 7,33 %; Российская Федерация – 87,97 %.
Напротив, доходы от экспортных пошлин не будут распределяться между членами Тамо-женного союза, планируется их зачисление в бюджет того государства, откуда произошли товары, вывозимые за пределы таможенной территории.
При Комиссии Таможенного союза создана экспертная группа «Косвенные налоги», кото-рая образована для регулирования отношений, связанных с обложением товаров НДС и акциза-ми. В 2008 году состоялось подписание Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе. В соот-ветствии с данным соглашением взимание косвенных налогов будет производиться по принципу «страны назначения»: экспорт облагается НДС по ставке 0 %, импорт – по ставке, действующей в государстве-импортере.
Важно, что при перемещении товаров внутри Таможенного союза взимание косвенных на-логов по импортируемым товарам планируется производить налоговыми органами. Основным же документом, подтверждающим обоснованность применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов, является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, реквизиты которого будут совпадать с реквизитами грузовой таможенной декларации. Таким образом, уча-стником таких отношений становятся налоговые органы.
У субъекта ВЭД появится возможность получить отсрочку по уплате косвенных налогов с момента ввоза до 20-го числа следующего месяца. При перемещении товаров в рамках Таможен-ного союза не будут взиматься таможенные сборы.
До настоящего времени не решен вопрос унификации ставок НДС и акцизов.

Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности
    В части установления нетарифных ограничений наблюдается их относительная унифика-ция.  Например, порядок выдачи лицензий един для России, Белоруссии и Казахстана. Вступили в законную силу положения о порядке внешней торговли товарами, в отношении которых дейст-вуют запреты или ограничения.  Разработан перечень товаров, являющихся существенно важны-ми для внутреннего рынка Таможенного союза, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта.

Осуществление таможенного оформления и таможенного контроля
На первом этапе (с 1 июля 2010 года) предполагается перенос таможенного контроля с рос-сийско-белорусской границы на внешнюю границу Таможенного союза. На втором этапе (с 1 ию-ля 2011 года) аналогичным образом будет решен вопрос таможенного контроля на российско-казахстанской границе. Одновременно будет отменено таможенное оформление в отношении то-варов во внутренней торговле между всеми участниками Таможенного союза. До 1 июля 2011 года на российско-казахстанской границе таможенный контроль сохранится только в отношении това-ров третьих стран.
    Осуществление таможенного оформления и таможенного контроля тесно связано с необ-ходимостью внедрения на союзной таможенной территории IT-технологий. В рамках именно Та-моженного союза в настоящее время они отсутствуют. Между тем в настоящее время на первое место выдвигается важность внедрения в таможенный процесс процедуры предварительного ин-формирования, для чего нужны информационные системы, обеспечивающие его использование. Участнику внешнеэкономической деятельности должна быть предоставлена реальная возмож-ность заполнения всех необходимых документов в интерактивной форме и передачи их в тамо-женные органы. Отказ от бумажных технологий, реализация государственных услуг в электрон-ном виде позволят не только сократить время, затрачиваемое на осуществление таможенных формальностей, но и исключить личный контакт должностного лица таможенного органа и предпринимателя, потенциально опасный с точки зрения совершения коррупционных деяний.
   
В переходный период предусматривается действие следующих правил:
1) таможенные агенты (представители) в Белоруссии, таможенные брокеры в Казахстане и тамо-женные брокеры (представители) в России, а также таможенные перевозчики, владельцы СВХ, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, созданных до вступления в силу ТК ТС, вправе осуществлять деятельность в сфере таможенного дела в течение 6 месяцев со дня всту-пления его в силу;
2) также в течение 6 месяцев со дня вступления в силу ТК ТС лица, в отношении которых установ-лены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, могут пользоваться ими;
3) до вступления в силу международного договора государств – членов Таможенного союза, до-пускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на таможенной террито-рии Таможенного союза, декларация на товары подается таможенному органу того государства, где зарегистрирован либо проживает декларант товаров;
4) в отношении товаров, помещенных под определенные таможенные режимы, действуют анало-гичные таможенные процедуры, установленные ТК ТС, и правила, установленные Кодексом (под-робнее – ст.370 ТК ТС).

Уже сейчас таможенными органами трех стран выявлена масса проблем, требующих скорей-шего разрешения. Вот несколько примеров.
    Конституционными нормами России, Белоруссии и Казахстана установлены различные государственные языки, с помощью которых, в частности, производится и заполнение документов для таможенных целей. В настоящее время не выработан единый подход к использованию како-го-то одного языка на территории Таможенного союза.
Неясной остается ситуация со сроками таможенного оформления. В Таможенном кодексе ТС устанавливается однодневный срок, однако допускается его продление до 10 дней (ст. 196), что приводит к ухудшению положения субъектов внешнеторговой деятельности по сравнению с ныне действующими нормами. Кроме того, основания продления сроков таможенного оформления от-сутствуют, а это значит, что данная норма будет применяться по усмотрению должностных лиц таможенных органов, что недопустимо.
Актами национальных законодательств устанавливаются различные суммы беспошлинно-го ввоза товаров физическими лицами: в Российской Федерации – 65 тысяч рублей, в Белоруссии – 1 тысяча евро, в Казахстане сумма варьируется в зависимости от вида товара. В случае переме-щения таможенного контроля на внешние границы Таможенного союза граждане будут искать лазейки для ввоза товара через ту страну, где действуют более выгодные условия.
    До настоящего времени не решен вопрос о ввозе иностранных автомобилей. Учитывая, что на территории Белоруссии действуют пониженные ставки таможенных пошлин, уже сейчас мно-гие частные субъекты с целью минимизации таможенных издержек планируют их ввоз через эту страну с последующей регистрацией на территории России. По данному вопросу компромисса по-ка не достигнуто.
    Ухудшает положение субъектов внешнеторговой деятельности и ст. 99 Таможенного кодек-са ТС, разрешающая проводить таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. В настоящее время такой срок ограничивается одним годом. Установленный трехлетний период проведения таможенной проверки представляется излишним.
Среди новшеств ТК ТС следует отметить введение института уполномоченного экономиче-ского оператора. Такому юридическому лицу могут быть предоставлены специальные упрощения, аналогичные установленным сегодня в ст. 68 ТК РФ. Однако затруднительным для исполнения представляется одно из условий получения соответствующего статуса – предоставление обеспече-ния уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному мил-лиону евро. Исполнение данной нормы делает указанную таможенную услугу практически недос-тупной для большинства хозяйствующих субъектов, в первую очередь мелких и средних органи-заций.
К сожалению, в ТК ТС не нашло отражения положение, установленное в законодательных актах большинства государств. Речь идет об исчислении таможенных пошлин, налогов. По-прежнему плательщикам предлагается исчислять их самостоятельно. А в Таможенном кодексе Евросоюза устанавливаются конкретные сроки, в течение которых должен быть рассчитан и учтен размер таможенных платежей, так как сразу после этого в адрес плательщика направляется извещение, в котором указываются конкретные суммы причитающихся с него платежей. Плательщик же обязан внести таможенные платежи в течение 10 дней с момента получения платежного извещения. По истечении этого времени таможенные органы получают право требовать от плательщика уплаты указанных сумм.
Представляется, что обязанностью по исчислению таможенных платежей должны быть наделены таможенные органы, непосредственно осуществляющие финансовую деятельность. Учитывая, что исчисление будет производиться лицами, наиболее компетентными в вопросах расчета таможенных платежей, недоработки, просчеты в этой части сведутся к минимуму. Представляется, что имплементация такого положения в Таможенный кодекс Таможенного союза позволила бы добиться ряда преимуществ:
– уменьшить издержки субъектов внешнеэкономической деятельности;
– избежать ошибок при определении объема таможенных платежей;
– своевременно определить таможенную стоимость товаров и снизить уровень ее корректировок;
– повысить эффективность контроля за уплатой таможенных платежей.
Кроме того, законодатель исключил из сферы правового регулирования кодекса традиционное для таможенного законодательства понятие «таможенный режим», заменив его на более широкую категорию «таможенная процедура», что можно признать недостаточно обоснованным. Такая трансформация потребует в первую очередь внесения целого ряда изменений в нормативные акты различного уровня, оперирующие термином «таможенный режим». Например, в главе 16 КоАП РФ поправки коснутся статей 16.9 и 16.10 (поскольку в них упоминается о таможенном режиме международного таможенного транзита), статьи 16.19 «Несоблюдение таможенного режима».
В целом же Таможенный кодекс Таможенного союза содержит массу отсылочных норм (око-ло 200) к национальному законодательству, что может быть оценено негативно как минимум по двум причинам. Во-первых, это усложняет изучение и использование положений таможенного законодательства как должностными лицами таможенных органов, так и частными субъектами таможенных правоотношений. Во-вторых, регламентация ряда важнейших таможенных проце-дур на уровне государств – членов Таможенного союза может привести как к разнообразному пра-вовому регулированию, так и к отсутствию единообразия в рамках реализации тех или иных норм. В такой ситуации бизнес оперативно среагирует на различия в нормативных документах и будет находить всевозможные способы для применения законодательства того государства, какое видится ему более выгодным в ракурсе минимизации таможенных издержек.
В связи с созданием правовой базы Таможенного союза возник вопрос и о ходе реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к госу-дарственной границе РФ. Такой перенос состоится, однако, по информации начальника аналити-ческого управления ФТС России, стопроцентного переноса оформления на границу не будет. Предполагается создание специальных Центров по оформлению, которые будут располагаться внутри страны. Одновременно необходимо наращивать интернет-декларирование, предваритель-ное информирование и декларирование.
На территории Российской Федерации законодательная база претерпит существенные изме-нения. Таможенный кодекс РФ предполагается заменить Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В проекте закона определяется правой статус таможен-ных органов, устанавливаются: порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможен-ных органов и их должностных лиц, организация информирования и консультирования, условия деятельности лиц в области таможенного дела, отдельные нюансы классификации товаров по ТН ВЭД ТС, порядок и формы уплаты таможенных платежей, порядок их принудительного взыска-ния, особенности проведения отдельных форм таможенного контроля (в частности, таможенной проверки), таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации…
В целом закон восполняет пробелы – отношения, не урегулированные ТК ТС. Вместе с тем в нем содержится множество норм, дублирующих ТК ТС, что приводит к громоздкости таможенно-го законодательства.
Законопроектом вводится понятие «координатор электронных систем уплаты таможенных платежей». Такие координаторы определяются ФТС России. Они обязаны обеспечить поступле-ние на счет Федерального казначейства или на счет, определенный международным договором, сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных с использованием электронных или платежных терминалов, банкоматов.
Сборы за таможенное оформление заменены на сборы за таможенное декларирование.
Так же, как и в ТК РФ, в проекте предусмотрена возможность периодического и временного периодического декларирования.
В главе 38 установлено содержание специальной таможенной процедуры. Это процедура, при которой отдельные категории товаров по перечню, установленному комиссией ТС, ввозят-ся / вывозятся на / с территории(ю) Российской Федерации с полным освобождением таких това-ров от таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования, установленных международными договорами государств – членов Таможенного союза, решения-ми Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Та-моженного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза.
Порядок определения таможенной стоимости в отношении товаров, вывозимых с  тамо-женной территории Таможенного союза, отнесен законопроектом на уровень решения Прави-тельства РФ. Порядок заявления и контроля таможенной стоимости таких товаров будет осущест-вляться на ведомственном уровне. При принятии таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости предусмотрена возможность проведения консультаций между таможен-ным органом и декларантом с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
В законопроекте реализовано положение ТК ТС о возможности установления законода-тельством государств – членов Таможенного союза иных мест временного хранения помимо скла-дов временного хранения товаров  и об установлении требований по их расположению, обустрой-ству и оборудованию.
В заключение следует отметить: очень важно при формировании нормативной базы Тамо-женного союза не допустить усиления конфликта частных и публичных интересов, не ужесточить таможенные правила, не возвести дополнительные административные и финансовые барьеры. При этом не следует умалять роль основных доноров бюджета – субъектов внешнеторговой дея-тельности. Непредсказуемость диктуемых публичной властью правил игры в таможенной сфере неминуемо приведет к росту числа правонарушений, расширению «теневого» оборота товаров, укреплению проблемного имиджа таможенной службы.

вверх


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика