Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Социальная роль участкового уполномоченного полиции в индивидуальной профилактике правонарушений
Научные статьи
19.01.15 15:34

вернуться










Социальная роль участкового уполномоченного полиции в индивидуальной профилактике правонарушений

alt
Фаткуллин Б. Х.
alt
Сайфуллин Э. В.

 
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Фаткуллин Б. Х., Сайфуллин Э. В.
В статье рассматриваются вопросы социальной направленности деятельности участкового уполномоченного полиции посредством осуществления функции по профилактике правонарушений; обсуждаются проблемы, возникающие в процессе выполнения данной функции.


Социальная профилактика правонарушений представляет собой комплекс определенных мер, осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества путем выявления и устранения причин и условий, способ­ствующих противоправному поведению. Субъектами пред­ставленных мер являются различные органы, организации, должностные лица и граждане, участвующие в деятельности по предупреждению правонарушений. Объектами социально­профилактической работы являются те негативные факторы жизнедеятельности людей, которые способствуют совершению правонарушений. Круг объектов социально-профилактиче­ской работы обширен. Поэтому конкретные объекты социаль­но-профилактической работы определяются в соответствии с действующим законодательством, а также различными нор­мативно-правовыми актами.

В настоящее время деятельность участковых уполномо­ченных полиции регламентируется приказом МВД России от 31.12.2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», которым утверждено Наставление по организации деятельности участковых упол­номоченных полиции (далее — Наставление), заменившее ра­нее действовавшую Инструкцию по организации деятельности участкового уполномоченного милиции (далее — Инструкция).

Раздел VIII Наставления посвящен порядку проведения участковым уполномоченным полиции индивидуальной про­филактической работы с гражданами, состоящими на профи­лактическом учете, в целях предупреждения совершения ими новых преступлений и административных правонарушений. В частности, участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную профилактическую работу со следующими ка­тегориями граждан, состоящими на профилактическом учете:

1. Освобожденными из мест лишения свободы и имею­щими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в от­ношении несовершеннолетнего, в отношении которых судом установлены временные ограничения прав и свобод, предусмо­тренных федеральными законами.

2. Больными алкоголизмом или наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации и представляющими опасность для окружающих.

3. Совершившими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющими опасность для окружающих.

4. Совершившими административные правонарушения про­тив порядка управления и (или) административные правонару­шения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность при проведе­нии общественно-политиче­ских, спортивно-массовых, культурно-массовых, рели­гиозных и иных общественно значимых мероприятий.

5. Входящими в нефор­мальные молодежные объ­единения противоправной направленности, совершив­шими административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правона­рушения, посягающие на об­щественный порядок и общественную безопасность.

6. Которым назначено административное наказание за не­законный оборот наркотических средств, психотропных ве­ществ или их аналогов, а также за их потребление без на­значения врача.

Вместе с тем п. 73 Наставления обязывает участкового упол­номоченного полиции не реже одного раза в квартал проводить с лицами, указанными в вышеуказанных пунктах 1-6, а также с членами их семей, другими гражданами, которые могут ока­зать на них профилактическое воздействие, беседы с целью предупреждения преступлений и иных правонарушений.

Результаты проведения индивидуальной профилактиче­ской работы с лицами, состоящими на профилактическом уче­те, докладываются участковым уполномоченным полиции ра­портом (ежеквартально) на имя начальника территориального органа МВД России, а затем передаются начальнику ОУУП для исполнения резолюции руководителя, анализа, обобще­ния результатов деятельности участковых уполномоченных полиции и хранения в течение пяти лет. В ранее действовав­шей Инструкции участковый уполномоченный полиции был обязан завести контрольно-профилактическую карточку, где отражались все сведения о лице, состоящем на профилакти­ческом учете (биографические данные, место работы, сведения о судимости, составе семьи, связях и т.п.), и в нее вносить сведе­ния о проведенной профилактической работе.

В соответствии с п. 64 Наставления участковый уполно­моченный полиции участвует в пределах своей компетенции осуществляет контроль за поведением:

1. Осужденных за совершение преступления, которым на­значено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно.

2. Несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН.

Однако порядок проведения профилактической работы с данной категорией лиц Наставлением не регламентирован, в других нормативных актах данный вопрос также не отражен, что существенно затрудняет работу участковых уполномочен­ных полиции по данному направлению. Также не указаны категории лиц, которые ранее подлежали административному надзору и состояли на профилактических учетах у участковых уполномоченных, а именно: условно-досрочно освобожденные из мест лишения свободы, психически больные лица, представ­ляющие непосредственную опасность для себя и окружающих, состоящие на учете в учреждениях здравоохранения и которые ранее, в соответствии с Инструкцией, состояли на профилакти­ческом учете у участковых уполномоченных полиции.

В сложившихся условиях нормативного регулирования участковым уполномоченным полиции приходится работать не только с лицами, состоящими на профилактическом учете, но и с населением, помощь которого немаловажна для эффек­тивности выполнения поставленных задач на этом направле­нии деятельности полиции.

Однако в настоящее время кроме вышеуказанного ведом­ственного нормативного акта, затрагивающего общие вопросы профилактической работы участкового уполномоченного по­лиции, не отражающего права и обязанности участников, фор­мы и методы ее проведения, законодательно данный вопрос не урегулирован. Принятие на федеральном уровне закона, регламентирующего вопросы профилактики правонаруше­ний, на наш взгляд, не только решит проблему упорядочения нормативного регулирования в этой области государственного управления, но и даст возможность населению четко представ­лять задачи, права и обязанности, а главное — ответственность всех участников данных общественных отношений.

Проводимая в стране административно-правовая рефор­ма характеризуется принятием значительного массива новых нормативных правовых актов, направленных на совершенство­вание государственного управления. Безусловно, это относится и к сфере административно-правового регулирования в сфере внутренних дел. Однако, несмотря на активную нормотвор­ческую деятельность, возникает проблема в качественном со­держании нормативного регулирования деятельности органов внутренних дел в целом и деятельности участковых уполно­моченных полиции в частности. Не осуществляется должным образом мониторинг действующего законодательства. Так, ряд правовых документов принимаются без надлежащего анализа и прогнозирования развития социальных отношений, встреча­ются случаи отсутствия согласованности между содержанием нормативного регулирования, целями и задачами правоохра­нительной деятельности. Это приводит к низким результатам деятельности органов внутренних дел.

В контексте рассматриваемого вопроса важно также под­черкнуть, что в ряде регионов отмечается острая нехватка кадров в службе участковых уполномоченных полиции, в связи с чем возникает следующая проблема — участковые уполномоченные вынуждены обслуживать несколько административных участков, что влечет за собой увеличение нагрузки. Следовательно, упуска­ются важные направления профилактической работы, подраз­деления территориальных органов внутренних дел лишаются возможности получить своевременную и необходимую инфор­мацию о лицах, которые могли бы совершить правонарушение. Складывается практика, которая, к сожалению, не позволяет со­трудникам органов внутренних дел адекватно оценить ситуацию в сфере деликтности той или иной группы лиц, проживающих на соответствующей территории.

Наряду с этим возникает еще одна проблема, связанная с возможностью отвлечения участковых уполномоченных по­лиции от непосредственных обязанностей. Как правило, связа­но это с наделением полномочиями начальника территориаль­ного органа МВД России на районном уровне по привлечению участкового уполномоченного полиции к выполнению обязан­ностей, при невозможности их выполнения иными сотрудни­ками полиции. К таким полномочиям относится:

— проведение проверок по заявлениям и сообщениям о происшествиях, которые могут привести к наступлению страхового случая, фактах совершения дорожно-транспортных происшествий, а также содержащим признаки преступлений в сфере экономики, экологических преступлений;

— участие в охране общественного порядка и обеспече­нии общественной безопасности, привлечение к проведению следственных мероприятий вне территории закрепленных административных участков;

— привлечение для дежурств в следственно-оперативных группах, группах немедленного реагирования, дежурных ча­стях территориальных органов МВД России, а также в резерве для выполнения задач по охране и конвоированию задержан­ных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изо­ляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых админи­стративному наказанию в виде административного ареста.

Соблюдение этих положений в ущерб «постоянному при­сутствию» на административном участке и в угоду моментного улучшения оперативной обстановки фактически исключает профилактическую работу участкового уполномоченного по­лиции неподведомственной территории. Подобное положение вещей снижает результативность деятельности полиции, а са­мое главное не способствует более качественному обеспечению прав и законных интересов граждан.

Нет необходимости внесения каких-либо кардинальных пере­мен в отношении института участковых уполномоченных по­лиции, поскольку сложившаяся вековая традиция деятельности от квартального надзирателя, урядника до участкового уполномо­ченного полиции показала эффективность деятельности данной службы. Но вместе с тем представляется необходимым приме­нение комплексных мер, направленных на совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции, таких как:

1) совершенствование нормативно-правовых основ деятель­ности участкового уполномоченного полиции;

2) создание условий для обеспечения единообразной право­применительной практики;

3) стимулирование сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих результативную профилактическую работу среди населения, направленную на социализацию, организа­цию занятости и досуга; повышение правосознания;

4) пропагандистская работа, имеющая целью повышение статуса участкового уполномоченного полиции, работающего непосредственно с населением, проживающим на террито­рии муниципального образования, как одного из ключевых инструментов государственной системы профилактики право­нарушений.






Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика