Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Общественная экспертиза региональных законопроектов как фактор повышения качества законодательства
Научные статьи
20.01.15 10:49

Общественная экспертиза региональных законопроектов как фактор повышения качества законодательства

alt
Абрамитов С. А.
alt

Мамедов Э. Ф.
 
РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРАВО
Абрамитов С. А., Мамедов Э. Ф.
В статье рассматриваются некоторые вопросы проведения общественной экспертизы законопроектов, способствующей повышению качества региональной законопроектной деятельности в России. Особое внимание уделяется проблеме нормативно-правовой регламентации методического обеспечения для проведения общественной экспертизы.

Вопрос определения качества законопроектов в немалой степени связан с их экспертизой, в том числе общественной. Именно экспертиза законопроектов способствует согласован­ности принимаемых законов, помогает выявить возможные негативные юридические, социальные и иные последствия действия будущих законов, а значит, способствует повышению их качества.

В целом большинством ученых экспертиза рассматривается как основанное на применении специальных знаний и опыта исследование, осуществляемое специалистами, имеющими специальную профессиональную подготовку (экспертами), выполненное по поручению заинтересованных лиц, с целью установления обстоятельств, существенных для принятия пра­вильных и обоснованных решений и дачи заключения по ре­зультатам такого исследования.

В последнее время активно развивается направление экс­пертной деятельности, предметом которой являются про­екты законодательных актов. Среди законодательных актов, положения которых регулируют экспертизу законопроектов, следует выделить Федеральный закон «Об основах обществен­ного контроля в Российской Федерации», Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации», а также законы субъектов Российской Федерации об общественных па­латах. Данными законами частично урегулированы отношения, возникающие по поводу проведения такого вида экспертизы законопроектов, как общественная экспертиза.

Роль проведения общественной экспертизы законопро­ектов значительно возрастает в условиях активизации зако­нотворческой деятельности в регионах России, обострения проблемы качества принимаемых законов.

Определение понятия «общественная экспертиза» содержится в упомянутом выше Федеральном законе «Об основах общественно­го контроля в Российской Федерации». Данный закон определяет общественную экспертизу как «основанные на использовании специаль­ных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъ­ектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка ак­тов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления, госу­дарственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федераль­ными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям за­конодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов обществен­ных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций».

Необходимо отметить, что к числу субъектов общественно­го контроля относятся Общественная палата Российской Фе­дерации, а также общественные палаты субъектов Российской Федерации. В соответствии с федеральным и региональным законодательством общественные палаты вправе проводить об­щественную экспертизу законопроектов. В ходе общественной экспертизы оцениваются правовые, социальные, экономиче­ские и иные последствия действия будущих законов, принятых на основе экспертируемых законопроектов.

Создание в России общественных палат явилось одним из итогов правовой институциализации взаимодействия госу­дарства и институтов гражданского общества. В соответствии с федеральным и региональным законодательством обществен­ные палаты призваны обеспечивать взаимодействие граждан, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод, а также прав общественных объединений при формировании и реали­зации государственной политики в целях осуществления обще­ственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Отметим, что осуществление экспертной деятельно­сти общественными палатами во многом зависит не только от надлежащей правовой регламентации данной деятельно­сти, но и от наличия заинтересованности в ее осуществлении, а также экспертного потенциала, достаточного для привлече­ния экспертов.

В настоящее время некоторые региональные обществен­ные палаты достаточно активно используют свое право про­ведения общественной экспертизы законопроектов. Так, Об­щественная палата Республики Татарстан в 2012 г. провела общественную экспертизу 61 проекта законов Республики Татарстан, Гражданская ассамблея Красноярского края за пе­риод с 2009 по 2012 г. провела экспертизу 13 законопроектов, Общественная палата Республики Марий Эл в 2012 г. провела общественную экспертизу 20 законопроектов, Общественная палата Тверской области за период с 2010 по 2012 г. провела экспертизу 40 законопроектов, Общественная палата Ниже­городской области за период с 2010 по 2013 г. провела экспер­тизу 20 законопроектов. Однако во многих регионах ситуация с проведением общественной экспертизы законопроектов яв­ляется сложной. Региональные общественные палаты проводят экспертизу только проектов региональных целевых программ. Например, Общественной палатой Иркутской области за пе­риод с 2009 по 2013 г. было подготовлено более 20 заключений на проекты областных целевых программ, при этом ни одного заключения на законопроект подготовлено не было. Подобное положение дел отмечается и в деятельности ряда других реги­ональных общественных палат.

Правовая регламентация общественной экспертизы законо­проектов в российских регионах осуществляется на уровне вну­тренних актов общественных палат. К таковым следует отнести, например, Положение «О порядке проведения Общественной палатой Иркутской области общественной экспертизы проек­тов законов Иркутской области и иных нормативных правовых актов Иркутской области, проектов муниципальных правовых актов», Положение «О порядке проведения общественной экспертизы Общественной палатой Кировской области»11, Положение «О порядке проведения Общественной палатой Ростовской области общественной экспертизы областных за­конов и иных нормативных правовых актов Ростовской об­ласти, муниципальных нормативных правовых актов, а также их проектов» и т.д. Анализ данных документов позволяет выделить следующие аспекты нормативной регламентации проведения общественной экспертизы региональных законо­проектов: вопросы планирования проведения общественной экспертизы, процедуры ее проведения, состава лиц, прово­дящих общественную экспертизу, правовых связей и отноше­ний между общественными экспертами и организаторами экспертизы и т.п.

Следует отметить, что правовое качество будущего закона во многом зависит от его соответствия требованиям юридиче­ской техники. При общественной экспертизе анализируются признаки различных правовых свойств законопроектов и про­водится распознавание правовых законотворческих недостат­ков, дефектов. К числу недостатков, касающихся общих вопро­сов юридической техники, относится, например, некорректное формулирование наименования будущего закона, неверное указание реквизитов в ссылках на нормативные правовые акты, нечеткость определений терминов, используемых в законопро­екте и др.

В качестве примера недостатка, дефекта в проекте регио­нального закона, выявленного в ходе общественной эксперти­зы, можно привести употребление термина неопределенного содержания в проекте Закона Амурской области «О содер­жании животных на территории Амурской области». Обще­ственной палатой Амурской области было установлено, что использованный в проекте указанного закона термин «владе­лец животного» требует точного установления его содержания. Выявленный дефект был отражен в экспертном заключении как предложение по дефинированию данного термина для устранения юридико-лингвистической неопределенности.

В настоящее время отсутствует формально-установленное методическое обеспечение проведения общественной экспер­тизы. В связи с этим в ходе общественной экспертизы, проводя правовую оценку положений законопроектов, общественные эксперты в регионах России вынуждены руководствоваться Приказом Минюста РФ «Об утверждении Методических реко­мендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации», разра­ботанным для использования в центральном аппарате и тер­риториальных органах Министерства юстиции Российской Федерации.

   В соответствии с указанными Методическими рекоменда­циями в ходе экспертизы законопроекта проводится анализ его положений, а также правовые последствия их применения, оценивается текст законопроекта на соответствие правилам юридической техники (например, правильность использо­вания юридической терминологии). Следует отметить, что в субъектах Российской Федерации правила, средства юриди­ческой техники закреплены в законах, определяющих систему региональных правовых актов и регулирующих общественные отношения в сфере правотворческой деятельности. Напри­мер, в ст. 22 Закона Новосибирской области «О нормативных правовых актах Новосибирской области» отмечается, что в нор­мативном правовом акте даются определения используемых в нем юридических, технических и других специальных тер­минов, если без этого невозможно или затруднено его при­менение. Термины и понятия должны употребляться только в одном значении в соответствии с общепринятой термино­логией. Если термин, используемый в нормативном право­вом акте, имеет несколько смыслов или смысл, отличающийся от обычного, в тексте нормативного правового акта дается его определение. В свою очередь, в соответствии с п. 17 Методиче­ских рекомендаций при оценке юридических терминов реко­мендуется проанализировать: употребляется ли один и тот же термин в правовом акте в одном и том же значении; имеют ли термины общепризнанное значение; обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, ис­пользуемыми в федеральном законодательстве.

В целом на сегодняшний день следует признать недоста­точным как нормативное регулирование по вопросу исполь­зования способов, методов и правил оценки законопроектов в рамках экспертных исследований, осуществляемых обще­ственными экспертами, так и неразработанность научно-мето­дической основы общественной экспертной исследовательской деятельности.

Подводя итог, подчеркнем, что весьма существенная роль в выявлении законотворческих недостатков, дефектов, способ­ствующая повышению качества региональной законопроект­ной деятельности, может и должна быть отведена обществен­ной экспертизе законопроектов.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика