Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Законодательная основа применения инновационных образовательных технологий в обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Научные статьи
20.01.15 11:21

вернуться

Законодательная основа применения инновационных образовательных технологий в обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья


alt 
ПРАВО И ОБРАЗОВАНИЕ
Касимова Э. Г.
В статье раскрываются возможные формы реализации инклюзивного, интегрированного, специального образования с применением инновационных образовательных технологий, в частности электронного обучения. Особое внимание уделяется доступности образования для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Законодательство Российской Федерации в области образо­вания в соответствии с международными нормами гарантирует равные права на образование инвалидов и лиц с ограниченны­ми возможностями здоровья (ОВЗ) и предлагает следующие формы его реализации: инклюзивное образование, специ­альное образование и интеграцию. Одной из важных про­блем образования в обществе со сложной стратификационной структурой является его доступность для социальных групп, имеющих неравные возможности и условия для обучения. Среди них особое место занимают лица с ограниченными воз­можностями здоровья и инвалиды.

Серьезную проблему для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ представляет получение профессионального образования по­сле окончания школы. Они не всегда могут получить высшее образование, трудоустроиться и в целом определиться с выбо­ром профессии, поскольку сталкиваются с рядом ограничений, связанных с социальным неравенством.

Поэтому необходимо решать вопрос о проектировании и создании образовательной среды для лиц с ОВЗ и детей- инвалидов, внутри которой будет рассматриваться проблема электронного и дистанционного обучения. Осознав важней­шие характеристики такой образовательной среды, можно разрабатывать содержательную и технологическую сторону такого обучения. В последние годы интенсивно разрабатывают­ся технические средства и компьютерные технологии для лиц с ОВЗ, которые необходимо использовать в образовательных организациях.

В современной образовательной политике США и евро­пейских государств получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию, интеграция, инклюзия. Дети-инвалиды общаются со сверстниками в досу­говых программах. Если они включены в массовые аудитории то, прежде всего, для того, чтобы расширить возможности социальных контактов, а не для достижения образовательных целей. Интеграция означает удовлетворение социальных по­требностей детей с физическими нарушениями в соответствии с системой специального образования, остающейся в целом неизменной, т.е. обучающиеся с инвалидностью посещают образовательную организацию, создавая специальные группы. Инклюзия трактуется в нашей стране как реформирование образовательных учреждений и перепланировка учебных по­мещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех лиц без исключения.

В России применялись следующие подходы в обучении лиц с ОВЗ и инвалидов:

1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллек­та, с задержкой психического развития в специальных (коррек­ционных) учреждениях I-VIII видов.

2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в образовательных учреждениях.

3. Инклюзивное обучение, когда лица с особыми образова­тельными потребностями обучаются в классах вместе с обыч­ными детьми.

Реализация в России инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования. Руководство страны ставит перед педагогами всех видов обра­зовательных организаций задачу: создать оптимальные и ком­фортные условия получения образования для всех граждан.

Интегрированное и инклюзивное образование предпола­гает, что разнообразию потребностей лицами с ОВЗ должно соответствовать множество сервисов, в том числе образователь­ная среда, наиболее благоприятная для всех. Данный принцип означает: все лица должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь образовательной организации по месту жительства. Задача инклюзивной об­разовательной организации — построить систему, которая удовлетворяла бы потребностям каждого; в инклюзивных об­разовательных организациях все обучающиеся, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая по­зволяет им добиться успехов, ощущать ценность совместно­го пребывания в коллективе. Инклюзивные образовательные организации нацелены дать всем обучающимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее актив­ного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества. Этот ценностный императив, очевидно, показывает, что все члены школьного коллектива и общества связаны между собой и что все учащиеся не только взаимодействуют между собой в процессе обучения, но и раз­виваются, когда принимают совместные решения по поводу управления процессами в учебной аудитории.

Сегодня лица с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, желающие получить образование, реализу­ют свои возможности, в основном обучаясь на дому с исполь­зованием дистанционных образовательных технологий. Дис­танционное образование предоставило основу для развития электронного обучения. Данное обучение может осуществлять­ся в любое удобное для обучающегося время и в любом месте. Это позволяет избежать проблем со временем, посещаемостью и транспортом, которые возникают при традиционной форме обучения.

В ряде стран мира термин «дистанционное образование» уже не используют, появился новый термин «электронное об­учение». В феврале 2012 г. президент Российской Федерации подписал закон, расширяющий возможности электронного обучения граждан, в том числе с использованием дистанцион­ных технологий. Соответствующие изменения внесены в Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Закон «Об образовании в Российской Федерации» в части применения электронного обучения, дистанционных образо­вательных технологий. Закон расширяет возможности исполь­зования электронного обучения граждан.

Согласно Закону под электронным обучением понимается реализация образовательных программ частично или в полном объеме с использованием информационных телекоммуника­ционных сетей, информационных систем, в том числе Интерне­та. При этом образовательные организации могут применять такую форму обучения во всех образовательных программах. Тогда лица с ограниченными возможностями здоровья будут в более комфортных условиях изучать дисциплины, осваивать учебные программы, получат большие возможности для адап­тации, социализации и получения образования.

Электронное образование позволяет повысить качество обра­зования за счет использования мировых образовательных ресур­сов и увеличения доли самостоятельного освоения материала, поскольку постепенно обеспечивает выработку таких качеств, как ответственность, организованность и умение реально оце­нивать свои силы и принимать взвешенные решения. Образова­тельные организации давно используют материалы Интернета, но применение электронных учебников особенно эффективно. Электронное обучение сегодня является наиболее прогрессив­ной и быстро развивающейся формой получения знаний.

Использование инструментов электронного обучения дает образовательной организации ряд преимуществ: использо­вание интерактивных форм обучения; упрощение проверки выполнения заданий обучающихся; снижение влияния чело­веческого фактора при оценке знаний; регулярное и единов­ременное обновление учебных материалов; простота доступа к учебным материалам и необходимой информации.

Появляется возможность через Интернет транслировать учебные фильмы, электронные учебники, предоставлять ма­териалы, способствующие обратной связи и контроль за вос­приятием изучаемого материала.

В настоящее время отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья заметно изменилось: ни у кого нет сомнений, что образование должно быть доступно для всех без исключения. Таким образом, вопросы из идеологической плоскости переместились в организационные, научно-методи­ческие и исследовательские.

Инновационные образовательные технологии могут ши­роко использоваться в практике образовательной интеграции. Некоторые вузы в России работают с опережением, предвосхи­щая централизованные реформы. Однако еще не разработаны единые нормативы организации учебного и реабилитацион­ного процессов, не разработаны механизмы материального, психолого-педагогического, социального, кадрового и реаби­литационного сопровождения. Несмотря на экономические трудности, в системе высших образовательных организаций ведется работа по созданию условий доступности высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Предстоит организовать систему специальной подготов­ки и переподготовки, повышения квалификации препода­вателей — специалистов инклюзивного, интегрированного, специального образования. Инновационные образовательные технологии, в частности электронное обучение, расширят до­ступность высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

  Право и образование


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика