Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Политический имидж Республики Башкортостан:состояние и перспективы
Научные статьи
21.01.15 11:22

вернуться


Политический имидж Республики Башкортостан:состояние и перспективы

alt 
ПОЛИТИКА И ПРАВО
Сулейманова Р. Р.
В статье рассматривается актуальная тема — формирование позитивного политического имиджа Республики Башкортостан. Автором отмечается, что для укрепления позитивного имиджа активно применяются различные PR-технологии. В статье обращено внимание, что имидж республики формируется на основе различных факторов, одним из которых является грамотная экономическая стратегия и социальная политика, проводимая в регионе. Также значительную роль в становлении имиджа играют сформировавшиеся в регионе бренды.

Имидж территории региона, формирование его репутации в зарубежных и отечественных общественно-политических и деловых кругах является основой эффективного продвиже­ния территории, успешного повышения привлекательности территориальных региональных продуктов и услуг на между­народном рынке. Имидж территории не только влияет на со­циально-экономическое, политическое и культурное развитие региона, но и является инструментом управления социаль­но-пространственными отношениями в конкурентной среде. В настоящий момент конструирование положительного имид­жа территории является политической задачей в российских регионах.

Тема создания имиджа территории для поддержания конкурентоспособности региона имеет актуальный характер. Однако следует отметить, что эта тема в трудах российских ученых исследована недостаточно. Значительный вклад в изуче­ние и развитие теории по формированию имиджа территории внесли западные специалисты в области связей с обществен­ностью, маркетинга и рекламы: Г. Берсон, Дж. Траут, Э. Райс, Ф. Котлер и др.

Так, по определению маркетолога Ф. Котлера, имидж ме­ста — это «сумма убеждений, представлений и впечатлений людей в отношении этого места... упрощенное обобщение большого числа ассоциаций и кусков информации, связан­ных с данным местом». Кроме того, ученый выделяет пять основных требований к формированию имиджа места: соответ­ствовать действительности, быть правдоподобным, простым, притягательным и оригинальным.

Российские ученые также рассматривают вопросы имиджа территории через проблемы связей с общественностью. Та­кие авторы, как Г. Г. Почепцов, Э. Ф. Галумов, А. Ю. Панасюк, А. П. Панкрухин, Н. Ю. Замятина, исследуют развитие имид­жа в истории человечества, констатируют его возрастающую роль в разных сферах современного общества, подробно и все­сторонне анализируют проблемы имиджа территории. Так, исследователь Г. Г. Почепцов относит имидж к одному из спо­собов проявления информации о свойствах предметов, субъек­тов, систем в символическом пространстве. Имидж, по словам автора, — это перенос реальных свойств или отношений, зна­чений объектов восприятия и оценки из реального простран­ства в символическое. Следовательно, имидж выступает как знакомый аналог образа человека или организации, в котором сохранены наиболее существенные их свойства, востребован­ные, отобранные членами данного сообщества или социальной среды. Имидж выстраивается как социально значимая форма сообщений, в которых их содержание существует в контексте социальных ожиданий, надежд или позитивных оценок.

В документах Всемирной организации по туризму (WTrO) существует официально закрепленное определение понятия «имидж страны»: «Совокупность эмоциональных и рациональ­ных представлений, вытекающих из сопоставления всех при­знаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на соз­дание определенного образа»4. Исследователь А. П. Панкрухин дополнил данное определение следующим предложением: «Имидж страны (региона, территории) существует на несколь­ких уровнях осознания — бытовом, социально-экономическом, деловом, финансовом и др.».

В последнее время отечественными специалистами стал использоваться термин «территориальный маркетинг», где в качестве объекта могут выступать город, регион или целая страна. Целью территориального маркетинга является улуч­шение качества жизни населения, повышение имиджа региона. Это предполагает планомерное и системное изучение состоя­ния и тенденций развития территорий для принятия рацио­нальных решений, направленных на создание и поддержание притягательности и престижа территории в целом, а также привлекательности сосредоточенных на ней ресурсов произ­водства и возможностей для их реализации. Термин «терри­ториальный маркетинг» появился, по мнению специалистов, относительно недавно, в российском лексиконе начал активно использоваться примерно в конце 2000-х годов, а за последние годы получил интенсивное развитие.

Территориальный маркетинг можно представить как со­вместную деятельность коммерческих и некоммерческих субъектов в рыночной среде, основанную на принципах со­временного социально ориентированного маркетинга. В целом это направление является пока недостаточно разработанным экономическим инструментом, поэтому мы будем приме­нять термин «маркетинг имиджа». Имидж — это совокупность ряда переменных с преобладающей над содержанием формой, вариант самоподачи, акцентирующий внимание на лучших качествах, повышающий самооценку и авторитет у потенци­альных потребителей, а также ключ к успешному развитию общественных связей. Имидж существует в сознании как взаи­мосвязанный последовательный поток информации, програм­мирующий образную и эмоциональную реакцию.

Работа по формированию и оптимизации политического имиджа ведется сегодня не только для организаций и персон, но и для государств, а также для регионов страны. Положи­тельный имидж сформировался и у Республики Башкорто­стан. Позитивный имидж нашей республики в современных условиях — это насущная необходимость. За последние годы Республика Башкортостан продвинулась по пути социально­экономических и политических реформ: появились и активно развиваются социальные институты, необходимые для функ­ционирования рыночной экономики; политическая и эконо­мическая открытость дала импульс расширению различных сфер бизнеса; активизировалась работа по инвестиционной привлекательности региона.

Немаловажную роль в этом сыграло развитие системы об­разования, культуры и туризма. Крупным событием в укрепле­нии имиджа республики стала Международная презентация Республики Башкортостан в штаб-квартире ЮНЕСКО в Па­риже «Башкортостан — жемчужина России», организованная в октябре 2013 г. Событие было приурочено к круглой дате — 15-летию сотрудничества республики с ЮНЕСКО. Офици­альную делегацию возглавил президент республики Рустэм Хамитов.

В составе делегации был представлен деловой и культурный потенциал республики: члены Правительства РБ, руководите­ли профильных министерств и ведомств, представители дело­вых кругов и общественных организаций, деятели науки, куль­туры и образования. Масштабная выставочная экспозиция, организованная в рамках мероприятия, была нацелена на фор­мирование позитивного имиджа Республики Башкортостан и представляла собой пространство из выставочных модулей на разную тематику: «Культурное наследие „Земля Урал-Батыра"», «Природа, экология и туризм», «Уфа — творческий город России», «Образование и наука», «Спорт», «Государственный природный заповедник „Шульган-Таш"». Колоритная выставка вызвала большой интерес у посетителей. Самый яркий интерес был проявлен к пещере Шульган-Таш. Мини-пещера, «приле­тевшая» в Париж с помощью современных технологий, давала ощущение присутствия в этом историческом месте. В каждом из модулей были установлены специальные световые панели с информационными плакатами; видео-стены, демонстри­ровавшие видеофильмы; интерактивные киоски, где можно было получить максимально полную информацию по всем областям республики. В рамках презентации были организо­ваны два круглых стола, посвященные природному и культур­ному наследию Башкортостана, а также участию республики в образовательных программах ЮНЕСКО. В работе круглых столов приняли участие заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по культуре Франческо Бандарин и директор отдела ЮНЕСКО по экологии и наукам о земле Хан Чюнли.

Специалисты ЮНЕСКО высоко оценили успехи, достиг­нутые и в области образования в Башкортостане. Ими была отмечена особая инновационная активность деятельности ас­социированных школ и кафедр ЮНЕСКО вузов, действую­щих на территории республики. Торжественно были вручены сертификаты ассоциированных школ ЮНЕСКО. Презента­ция завершилась праздничным гала-концертом. Выступления мастеров искусств, лучших художественных и фольклорных коллективов, солистов театра оперы и балета вызвали восхи­щение публики. Прославленный кутюрье Вячеслав Зайцев представил во время концерта новую коллекцию, подготов­ленную совместно с башкирскими мастерами. В ходе встречи Президента Башкортостана Рустэма Хамитова и генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой было подписано коммю­нике по итогам презентации Башкортостана в штаб-квартире ЮНЕСКО.

Республика Башкортостан также вносит большой вклад в продвижение концепции человеческого развития в России. В рамках участия в программе развития ООН в Российской Федерации в 2009 г. в Башкортостане был издан первый в Рос­сии региональный Доклад о развитии человеческого потенци­ала в Республике Башкортостан. Он был подготовлен в виде аналитического обзора по наиболее актуальным проблемам человеческого развития в Башкортостане, как одном из лиде­ров страны по индексу развития человеческого потенциала, и отражал социальный портрет республики, подтверждаю­щий, что в Башкортостане — один из самых высоких уровней социальной защищенности в стране. Второй доклад «Семья и человеческое развитие», подготовленный в 2013 г., открыл новый этап в изучении человеческого потенциала в респу­блике. Он был посвящен отдельной теме — теме семьи как важного социального института по воспроизводству и разви­тию человеческого потенциала, в том числе проблемам функ­ционирования и развития институтов брака и родительства в современных условиях. В докладе использованы комплексные эмпирические материалы социальных исследований, данные официальной статистики, материалы средств массовой инфор­мации, выступления представителей органов государственной власти и управления, общественных организаций. Все это, несомненно, не только дает возможность для поиска наиболее оптимальных путей решения различных проблем, стоящих перед республикой, но и повышает имидж региона в россий­ском масштабе.

Говоря о развитии международных связей Башкортостана, можно утверждать, что накоплен значительный опыт и в этой сфере. Регион расширяет внешнеторговые отношения, уде­ляет большое внимание привлечению иностранного капита­ла в реальный сектор экономики, что было бы невозможно без хорошей репутации региона. Республика Башкортостан имеет имидж успешно развивающегося региона. В экономи­ческом и социально-политическом отношении республика является одним из наиболее развитых и стабильных субъектов Российской Федерации. По основным макроэкономическим индикаторам Башкортостан в течение многих лет занимает лидирующие позиции. По объему производства валового ре­гионального продукта (ВРП) Республика Башкортостан ста­бильно входит в лидирующую десятку субъектов Российской Федерации.

Удобное транспортно-географическое положение, бога­тые природные и трудовые ресурсы, мощная промышлен­ность и высокоразвитое сельское хозяйство, политическая и межнациональная стабильность — это те качества, которые обеспечивают республике ее положительный имидж. Нефте­перерабатывающий комплекс республики — крупнейший в России и Европе. Выпускаемые им продукты соответствуют международному стандарту. Глубина переработки нефтяного сырья достигает более 84% при среднем российском показателе около 72%.

Правительство республики в феврале 2013 г. заключило соглашение с Федеральным агентством по делам СНГ, соот­ечественников, проживающих за рубежом, и по международ­ному гуманитарному сотрудничеству. Подписали документ первые лица сторон: от «Россотрудничества» — руководитель федерального агентства Константин Косачев, от Правитель­ства РБ — Президент республики Рустэм Хамитов. «Сотруд­ничество будет осуществляться на базе представительств Рос- сотрудничества за рубежом путем реализации совместных научно-методических и образовательных проектов и меропри­ятий», — говорится в документе.

Благодаря документально закрепленным отношениям ре­спублика может рассчитывать на то, что агентство будет спо­собствовать укреплению положительного имиджа региона, установлению международных гуманитарных, научно-техниче­ских, культурных, информационных и деловых связей. В рам­ках данного проекта для укрепления позитивного имиджа активно применяются различные PR-технологии, в частности, «Россотрудничество» распространяет информационно-пре­зентационные материалы о Республике Башкортостан в сво­их зарубежных представительствах, содействует проведению за рубежом выставок, презентаций, фестивалей, гастролей, других PR-акций республики, а также конференций, семина­ров, пресс-конференций и других мероприятий, чтобы зару­бежная общественность могла ознакомиться с потенциалом республики.

Правительство Башкортостана, в свою очередь, взяло на себя обязательство участвовать в совместных информацион­ных акциях по актуальным темам российской и международ­ной жизни, культурно-образовательных и социальных меро­приятиях, развивать сотрудничество с музеями, библиотеками, архивами и учебными заведениями зарубежных стран. Рустэм Хамитов подчеркнул, что для республики подписание согла­шения с федеральным агентством — это значимое событие; только в прошедшем году агентством подписаны соглашения о сотрудничестве с правительствами республик Тыва, Адыгея, Татарстан, Коми, Чувашии, Кабардино-Балкарии, Чукотского автономного округа и др.

Сотрудничество в сфере образования имеет для респу­блики важнейшее значение. Так, в сфере юридического об­разования и науки ведущими вузами, развивающими между­народное творческое сотрудничество в рамках, например, ШОС, для Башкортостана могли бы стать Башкирский го­сударственный университет, Башкирская академия государ­ственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан и Уфимский юридический институт МВД России. Сегодня контакты с «Россотрудничеством» полу­чили дальнейшее развитие. Так, 7 ноября 2014 г. договор с Федеральным агентством подписал Башкирский государ­ственный университет. Свои подписи под документом поста­вили руководитель ведомства Константин Косачев и ректор Николай Морозкин. Заключение договора с БашГУ стало этапом реализации подписанного ранее соглашения, также будет способствовать продвижению и поддержке российско­го образования за рубежом, осуществлению академической мобильности студентов, аспирантов и преподавателей.

Имидж Башкортостана как успешного региона форми­руют не только богатые природные ресурсы, но и проводи­мые республикой социальные программы для поддержки населения. Сегодня вопрос жилья является одной из основ­ных проблем для молодых, многодетных и малообеспечен­ных семей. Обеспечение жильем должно быть приоритет­ным направлением государства. Республика Башкортостан за последние годы проводит социальную политику в сфере жилья по всесторонней поддержке молодежи. Президентом Республики Башкортостан утверждена Концепция развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности молодежи «Молодежь — стратегический ресурс Республики Башкортостан» до 2015 г. Одной из задач государственной мо­лодежной политики является создание оптимальных условий для молодой семьи как основы общества. Приоритетными проектами концепции является создание эффективной систе­мы общественно-государственной поддержки молодых семей, где одним из направлений деятельности является улучшение жилищных условий. Молодые семьи могут улучшить свои жилищные условия: во-первых, путем получения субсидий на оплату первоначального взноса при приобретении или строительстве индивидуального жилья; во-вторых, через Фонд жилищного строительства РБ путем реализации жилья с дли­тельной рассрочкой по договорам долевого участия; в-третьих, за счет участия в программе ипотечного кредитования.

В ноябре 2013 г. на заседании Президиума Правительства Республики Башкортостан был предложен Проект Концепции продвижения республики. В рамках стратегического анализа внешнего окружения и внутренней среды региона с помощью SWOT-анализа выявлены стратегические возможности и пер­спективы продвижения республики. В рамках Проекта ставят­ся следующие задачи: завоевать репутацию благоприятного для бизнеса, отдыха и места жительства региона; остановить отток профессиональных кадров; выстроить систему инфор­мационного и PR-обеспечения; содействовать в продвижении региональных брендов. Речь в Проекте идет о семи группах брендов: бренды культуры и искусства, достопримечательно­сти, рекреационные бренды, спортивные достижения, продук­товые бренды, производственные бренды и инвестиционные бренды. Часть из них уже сформированы и зарекомендовали себя, например: бренды «Рудольф Нуриев», «Федор Шаляпин», «Сергей Аксаков», «Владимир Спиваков», «Михаил Нестеров» и другие. Это имена и фамилии людей, входящих в сокровищ­ницу российской и мировой культуры, жизнь и деятельность которых была связана с республикой и Уфой.

Реализация Концепции продвижения республики заплани­рована на 2013-2016 гг. и разделена на три этапа. Первый этап (2013-2014 гг.) — систематизация работы в области продвиже­ния, выстраивание системы; второй этап (2014-2015 гг.) — ре­ализация основных мероприятий, продвижение выбранных брендов, запуск PR-проектов в рамках приоритетов продви­жения; третий этап (2015-2016 гг.) — реализация концепции на долгосрочную перспективу. Осуществление этих планов должно дать ответ на вопрос: почему Нуриевский фестиваль балета, ежегодно проводимый в Уфе, не представлен даже в сети Интернет, а оперный фестиваль в Савонлинне ежегодно на протяжении вот уже ста лет собирает в финском городке с количеством жителей в 28 тысяч человек до 70 тысяч люби­телей оперы и звезд мировой оперной сцены?

В ноябре 2014 г. уфимские маркетологи по инициативе Со­юза туриндустрии обсудили туристический имидж республи­ки по вопросам, связанным с позиционированием республики и ее туристского потенциала на международной арене. По мне­нию экспертов, это особенно актуально в рамках подготовки к предстоящим саммитам ШОС и БРИКС, которые пройдут в Башкортостане в июле 2015 г. Было отмечено, что имидж республики следует позиционировать с точки зрения совре­менного развитого региона с благоприятной экологической обстановкой и широким набором туристических услуг. На наш взгляд, следует уделять больше внимания распространению сувенирной и полиграфической продукции, что, несомненно, вызовет интерес у гостей.

Предстоящие саммиты ШОС и БРИКС — возможность открыть Башкортостан для бизнес-сообществ стран, входящих в эти организации, а это такие гиганты как Китай, Индия, Бра­зилия, ЮАР, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан; выйти на новый уровень и доказать свою конкурентоспособ­ность и инвестиционную привлекательность; установить проч­ные связи в экономической и духовной сферах. На наш взгляд, данные события также помогут сформировать положительный имидж города Уфы и республики в целом.

Перед началом саммита «Группы двадцати» в австралий­ском Брисбене 15 ноября 2014 г. состоялась встреча глав госу­дарств и правительств стран — участниц БРИКС, в которой приняли участие Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Бразилии Дилма Роуссефф, Председатель КНР Си Цзиньпин, Премьер-министр Индии Нарендра Моди, Президент ЮАР Джейкоб Зума. Глава Российского государства пригласил участников встречи на саммит БРИКС, который со­стоится в Уфе. В своем выступлении он отметил: «Уважаемые друзья и коллеги! С апреля следующего года председательство в БРИКС переходит к России. Наши усилия будут направлены на дальнейшее расширение сотрудничества в рамках нашего объединения. Российская сторона готовит проекты стратегии экономического партнерства и „дорожной карты" инвести­ционного сотрудничества. Хочу всех вас пригласить на следу­ющий год, 8-9 июля в российский город Уфу для совместной работы. Будем вместе готовиться к этому мероприятию!». Хочется верить, что предстоящие саммиты сделают республику более узнаваемой на международной арене.

Положительный политический имидж Республики Баш­кортостан не есть вымышленное представление о благопо­лучном регионе, он отражает реальное положение дел как в промышленной, так и в социальной сфере. Стоит отметить, что достигнутый результат нельзя представить без совместных действий правительства и труда жителей республики.

В результате проведения социально ориентированной по­литики, создания правового механизма ее реализации Респу­блика Башкортостан представляет собой субъект Российской Федерации, имеющий развитые социально-политические ин­ституты, неуклонно совершенствующуюся систему рыночной экономики, позволяющую создавать цивилизованные условия жизни.

Политические и экономические элиты каждого региона заинтересованы в усилении значимости своей территории. Это способствует привлечению внимания к региону, дает возмож­ность более эффективно лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики, становиться кадровым резервом федеральных элит. Одним из необходимых условий решения этих задач является системное продвижение имиджа региона на федеральном уровне.


Право и политика



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика