Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Аспекты отношения студентов вузов к занятиям физической культурой и спортом
Научные статьи
21.01.15 11:48

Аспекты отношения студентов вузов к занятиям физической культурой и спортом

alt
Бережнова З. З.
alt
Греб А. В.
alt

Красулина Н. А.
alt

Константинов А. Г.
 
СОЦИОЛОГИЯ И ПРАВО
Бережнова З. З., Греб А. В., Красулина Н. А., Константинов А. Г.
В статье рассматривается проблематика реализации европейского образовательного стандарта в вузах на основе социологического исследования (на примере Уфимского государственного нефтяного технического университета) в контексте модернизации системы высшего образования в России.

   Подписание Россией Болонского соглашения и процесс ее интеграции в зону Европейского высшего образования по­влекли за собой значительные изменения в образовательных программах и структуре образовательного процесса. К сожа­лению, высшая школа оказалась не вполне готова к осознанию значения физической культуры для формирования здоровья нации, воспитания гармонично развитой личности и совер­шенствования регулирующих систем организма студентов. Затянувшиеся на десятилетия противоречивые реформы, из­менив социальный статус физической культуры, углубили тем самым противоречия между общественной потребностью в подготовке гармонично развитых специалистов и уровнем организации образовательного процесса в вузах, плохо вписы­вающегося в широко принятые объяснительные схемы. Пере­вод высшего профессионального образования в соответствии с европейскими стандартами на двухуровневую систему был осуществлен в условиях, когда инфраструктура вузов оказа­лась не готовой к таким преобразованиям, что снизило темпы развития физической культуры в системе высшего професси­онального образования (ВПО) и привело к снижению качества учебного процесса.

В настоящее время статус физической культуры и спорта в системе ВПО определяют два основных документа. Первый — это Федеральный закон Российской Федерации о физической культуре и спорте № 329-ФЗ от 4 декабря 2007 г., согласно кото­рому «.. .Образовательные учреждения с учетом местных усло­вий и интересов. самостоятельно определяют формы занятий физической культуры, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжитель­ность занятий физической культуры на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подго­товленности» и второй — Государственный образовательный стандарт, согласно которому учебная дисциплина «Физическая культура» преподается в высших учебных заведениях, в том числе Уфимском нефтяном институте, в объеме 408 часов с 1-го по 4-й курс.

Эти документы определяют статус государственного заказа к системе ВПО. Сам же образовательный процесс основыва­ется на множестве порой противоречивых методологических рекомендаций. В таких условиях вузы вынуждены действовать спонтанно, в режиме оперативной рефлексии на возникающие проблемы обеспечения учебного процесса, и в меньшей степе­ни заниматься обоснованием стратегии развития.

В силу указанных причин современная практика физиче­ской культуры студентов сегодня не обеспечивает должного уровня их физической, интеллектуальной и когнитивной под­готовки, которую требуют современные технологии, что за­частую ставит под сомнение ее дальнейшее развитие. На это указывают многочисленные публикации в периодической пе­чати и научных изданиях, где отмечается недопустимо низкая эффективность деятельности кафедр физического воспитания государственных вузов.

    Определившийся таким образом разрыв между требова­ниями к содержанию, организационным формам и видам физической культуры, которые предъявляет эволюционное развитие культурной сферы, экономики и общества, наряду с неразработанностью правовых основ проводимой государ­ством образовательной политики, анархизацией управления в данной сфере позволяет говорить о типичных признаках переживаемого в данной сфере системного кризиса. Акту­альность социологического анализа основных противоречий в формировании и развитии ориентаций студенчества на физи­ческую культуру обуславливается также и тем, что фиксируется снижение интереса студенческой молодёжи к оздоровитель­ным практикам, а статистические показатели демонстрируют прогрессирующее ухудшение состояния здоровья молодежи. Следовательно, возникает совокупность противоречий, требу­ющих своего социологического анализа.

Это, во-первых, противоречие между потребностью обще­ства в становлении в системе вузовского образования специ­алистов, обладающих как глубокими профессиональными зна­ниями и умениями, так и развитыми навыками поддержания статуса своих физических кондиций, и реальным уровнем освое­ния студентами содержания современной физической культуры.

Во-вторых, противоречие между теми формами сохранения и укрепления жизненных сил организма, которые предлагает ныне действующая в вузах система приобщения к физической культуре, и потребностями самой студенческой молодежи в разнообразных, соответствующих способах развития совре­менной жизни самими студентами.

В-третьих, выявление социологическими методами основ­ных направлений совершенствования системы формирова­ния и развития физической культуры личности при переходе от общего образования к высшему, предъявляющего более высокие требования ко всем видам социокультурной деятель­ности человека.

Известно, что объем трудоемкости в европейских вузах составляет 30 часов в неделю, а в российских вузах согласно образовательным программам высшего профессионального образования — 54 часа в неделю, что вызывает сокращение свободного времени, необходимого студентам для восста­новления своего психофизического состояния. Это, в свою очередь, привело к перераспределению учебной нагрузки в сторону дальнейшего увеличения сложности и трудоем­кости. Соответствующей реакцией на этот процесс является изменение отношения студенческой молодежи к «профиль­ным» и «непрофильным» учебным дисциплинам в части перераспределения своего времени и усилий, в том чис­ле к занятиям физической культурой и спортом. Поэтому так важно проводить анализ факторов, которые оказывают наибольшее влияние на процесс привлечения студентов к активным занятиям физической культурой и спортом, являющихся мощными средствами поддержания здоровья, высокой работоспособности.

Ценностные ориентиры студентов рассматриваются как спо­собы, с помощью которых дифференцируют объекты физиче­ской культуры по их значимости. В структуре физкультурно­спортивной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сторонами, образующими содержательную направленность личности. Ха­рактер же направленности в самой деятельности зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценно­стей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут стимулировать эмоциональную, другие — по­знавательную, третьи — поведенческую активность.

Двигательная активность обуславливается рядом факто­ров: потребность в движении и физических нагрузках, в обще­нии и проведении свободного времени в кругу друзей, в играх и развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке, в самоут­верждении и улучшении своих физических кондиций. Взаи­модополняющие эмоциональный и рациональный факторы, основывающиеся на привлекательности и полезности, форми­руют ценности связанные с физическим статусом (здоровье, телосложение), с функциональным содержанием деятельности (высокая подвижность, способность переносить физические нагрузки), с актуализацией (успех, самовыражение, самоут­верждение, с морально-волевыми качествами (настойчивость, воля к победе).

В 2010 и 2013 гг. авторами на основе опроса 2000 студентов уфимских вузов, в том числе и УГНТУ, проведено анкетиро­вание, а затем исследование, имевшие цель определить зна­чимость и достаточность обязательных занятий физической культурой для обучающихся, мотивирующие факторы, степень заинтересованности в дополнительных занятиях. В итоге была получена информация, говорящая о том, что основное место в формировании отношения студентов к физической культуре занимают рациональный и эмоциональный факторы (35,4% и 22,5% соответственно).

За необходимость занятий высказались 68,9% опрошенных, от­давая при этом предпочтение свободной форме занятий. Данные показывают, что процесс реализации своего интереса к занятиям физической культурой студенты начинают согласовывать с увели­чивающимися учебными нагрузками. Имея 3-4 часа свободного времени, выделение времени на дополнительные занятия физиче­ской культурой и спортом 65% опрошенных сочли для себя весьма затруднительным. Признавая их значимость и необходимость, студенты высказались за перераспределение учебной нагрузки в пользу профилирующих дисциплин, самостоятельно определяя при этом время и объем занятий физической культурой.

Авторами была разработана «Социологическая анкета сту­дента», где надо было ответить на вопросы по нескольким кри­териям, а именно указать:

— пол, возраст, семейное положение, адрес проживания, наименование вуза, факультет, курс, группу, год обучения;

— дать оценку своему здоровью, привести объем занятий физкультурой, если занимаетесь каким видом спорта, то каким именно, сколько времени уходит на занятия физкультурой;

— сколько времени уходит на отдых и где;

— название секции, если это имеет место быть, дать оценку занятиям по физкультуре в своем вузе, дать оценку достаточ­ности количества часов занятий по физкультуре в вузе;

— дать оценку формам организации занятий, эффективно­сти этих занятий при обучении основным предметам, для чего нужны занятия физической культурой и спортом.

Также в анкете были затронуты вопросы о недостатках при проведении занятий, о качестве работы преподавателей и условиях для занятий и предложены рекомендации по их улучшению. Основные данные приведены в соответствующих таблицах 1-4. Визуализация проведенных исследований при­ведена на рисунках 1-4.

В 2007 г. авторы А. О Егорычев и Э. В. Егорычева в своей работе «Изучение отношения студентов к занятиям ФКиС» привели результаты мониторинга статуса предмета «Физи­ческая культура и спорт» среди студентов московских вузов. Полученые данные представлены в таблицах 5-7.

В итоге была получена информация, говорящая о том, что за истекшие годы интерес студентов к занятиям физиче­ской культурой и спортом снизился. За необходимость за­нятий высказались 68,9% опрошенных против 73,2%. Данные показывают, что процесс реализации своего интереса к за­нятиям физической культурой студенты начинают согласо­вывать с увеличивающимися учебными нагрузками, отдавая при этом предпочтение свободной форме занятий. Имея 3-4 часа свободного времени, выделение времени на до­полнительные занятия физической культурой и спортом 65% опрошенных сочли для себя весьма затруднительным. Многие студенты отмечают недостаток времени как одну из важнейших причин, препятствующих регулярным до­полнительным занятиям физической культурой, и ограни­чиваются обязательным объемом.

Проведённое исследование позволило определить причины достаточно распространенного негативного отношения сту­денчества к физической культуре, обозначить основные пути формирования физической культуры учащейся молодёжи, а также раскрыть противоречия, в основе которых оказывается как непонимание базового содержания физической культуры, так и невнимание к её ценностному компоненту.

Анализ особенностей отношения студентов уфимских вузов к физической культуре и спорту дает возможность делать не­которые выводы о сложившейся ситуации и потенциальных возможностях по выработке рациональной методики препо­давания и организации учебного процесса.

Параллельно процессу перехода системы ВПО на европей­ский стандарт необходимо изучать опыт организации учебного процесса в зарубежных вузах и мотивирующие факторы, кото­рые позволят активизировать процесс привлечения студентов к занятиям физической культурой и спортом.

Всесторонний анализ проблемы выявления основных про­тиворечий в процессе формирования физической культуры студенчества представляется тем более необходимым, что только их разрешение сможет обеспечить основания для ка­чественных изменений в становлении здорового образа жизни и жизненных стратегиях молодого поколения, направленные на постоянное укрепление и умелое использование потенциа­ла психических и физических сил организма.

Конкретные направления и организационные формы ис­пользования массовых оздоровительных, физкультурных и спор­тивных мероприятий в условиях высших учебных заведений за­висят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от име­ющейся спортивной базы, традиций вуза и других условий.

Выводы

Анализ особенностей отношения студентов уфимских вузов к физической культуре и спорту дает возможность делать не­которые выводы о сложившейся ситуации и потенциальных возможностях по выработке рациональной методики препо­давания.

Одним из основных источников активности личности явля­ется мотивация, придающая процессу физического воспитания деятельную направленность и субъективно значимую ценность.

В этой связи мониторинг изменений ценностных ориен­таций студентов в части отношения к занятиям физической культурой и спортом становится особенно значимым.

Социология и право



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика