Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Международное экономическое право: задачи конкурса «Модель ВТО-2014»
Научные статьи
22.01.15 11:33
Оглавление
Международное экономическое право: задачи конкурса «Модель ВТО-2014»
Модель ВТО-2014
Все страницы






Международное экономическое право: задачи конкурса «Модель ВТО-2014»


alt
Смбатян А. С.
alt

Шумилов В. М.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Смбатян А. С., Шумилов В. М.
Адаптированные тексты юридических задач-кейсов, подготовленных для Международного конкурса «Модель ВТО-2014», прошедшего в ВАВТ МЭР РФ в сентябре – ноябре 2014 года, представляют собой вымышленные ситуации, учитывающие некоторые реалии. Задачи могут быть использованы в качестве учебного материала в вузах на занятиях по праву ВТО, праву Евразийского экономического союза, международному экономическому праву, международному публичному праву. Для работы над юридическим разрешением предложенных ситуаций требуются знания соглашений системы ВТО, Протокола о присоединении России к ВТО, права ЕАЭС, законодательства Российской Федерации, практики разрешения соответствующих вопросов третейскими группами ГАТТ, Органом по разрешению споров ВТО.


В сентябре - ноябре 2014 года во Всероссийской академии внешней торговли МЭР РФ прошел Второй международный конкурс «Модель ВТО — 2014». В заочной и очной части Кон­курса в качестве заданий вузовским командам России, Белару­си и Казахстана было предложено представить юридические решения по неким ситуациям, урегулирование которых тре­бовало привлечения норм права ВТО, права ЕАЭС, междуна­родного экономического права, национального права. Решение подобных ситуативных кейсов — наилучший способ овладения навыками правоприменения и правовой аргументации.

По многочисленным просьбам вузов и читателей журнала ниже приводятся тексты подготовленных задач-кейсов, адапти­рованные соавторами к учебным целям. Задачи представляют интерес не только для студентов и аспирантов, специализи­рующихся в одной из самых увлекательных областей между­народного права — праве Всемирной торговой организации, но и для широкого круга интересующихся вопросами ВТО. Та­кие вот «упражнения для ума». Мы убеждены, что знает право ВТО только тот, кто может разрешить конкретную ситуацию в свете правил этой авторитетной международной организа­ции. Причем нужно уметь разрешить такую ситуацию в двух контекстах. Во-первых, дать объективную оценку ситуации в свете обязательств соответствующего государства (государств) в рамках ВТО. Во-вторых, и это самое сложное, выработать наступательную либо оборонительную позицию с тем, чтобы убедить третейскую группу в своей правоте. Для этого недо­статочно просто знать нормы и принципы права ВТО. Нужно уметь их интерпретировать в рамках действующего междуна­родного права таким образом, чтобы отстаиваемая правовая позиция заиграла в наиболее выигрышном свете, т.е. овладеть искусством правовой аргументации. Предлагаемые нами за­дачи в этом, безусловно, помогут.

Следует добавить также, что предложенные кейсы до­пускают многовариантность их решения: правовая логика и соответствующие обоснования по одному и тому же кейсу могут привести к неодинаковым выводам и рекомендациям —в зависимости от привлека­емых норм, прецедентов, доктрин. Такое построение задач позволяет и препода­вателям, и учащимся «обыгрывать» различные сценарии развития событий по каждой ситуации.

Для учебных целей задачи можно упрощать или услож­нять. Некоторые компоненты задач можно менять местами. В ряде случаев правовой режим соглашений ВТО наслаивается на правовой режим права ЕАЭС и национальные режимы взаимодействующих государств. Требуется сложная интел­лектуальная работа по разграничению этих составляющих с тем, чтобы найти нужные для применения нормы. Итоговый вопрос к каждой задаче может звучать примерно так: в чем должна состоять правовая позиция каждой стороны, на какие акты и нормы она опирается, каким образом подлежащие применению нормы должны быть истолкованы, чтобы отста­иваемая позиция была обоснована и убедительна?

Меры в сфере производства и оборота лекарственных препаратов

В законодательство государства Анестасия (развивающаяся страна) были внесены следующие изменения, касающиеся про­изводства и оборота лекарственных средств:

1. Отныне разрешается выдача лицензий на принудитель­ное производство лекарственных препаратов — дженериков — в тех случаях, когда патентообладатели (в том числе иностран­ные) не внедряют соответствующие изобретения в Анестасии.

2. Не признаются изобретениями и не подлежат патенто­ванию «простые открытия новой формы известного вещества, не ведущие к повышению ранее установленной эффектив­ности такого вещества; или простые открытия какого-либо нового свойства или нового применения известного вещества или простое использование известного процесса, машины или аппарата, если только в ходе использования такого известного процесса не производится новый продукт или не используется, по меньшей мере, один новый реагент».

3. Больше не принимаются к рассмотрению заявки на па­тентование технологических процессов фармацевтического производства.

Произведенные в Анестасии дженерики стали экспорти­роваться в другие страны - члены ВТО, где нет достаточных производственных мощностей в фармацевтическом секторе, и которые заинтересованы в поставках Товара в целях решения проблем здравоохранения. Отсутствие доступа к основным лекарственным средствам (особенно для населения развиваю­щихся и наименее развитых стран), по мнению представителей Анестасии, напрямую затрагивает основополагающие права человека.

Указанные изменения в законодательстве Анестасии при­вели к жалобам на нарушение прав со стороны патентооблада­телей в государстве Полинария (развитая страна). Полинария стала задерживать партии непатентованных лекарственных препаратов — дженериков (далее — Товар) из Анестасии, сле­дующих транзитом. Задержанные партии уничтожались либо возвращались в Анестасию. В отдельных случаях некоторые партии Товара получили разрешение на продолжение марш­рута в страну назначения после значительных задержек.

По мнению представителей Полинарии, фармацевтические компании Анестасии производят дженерики с минимальны­ми затратами и более низкими ценами, благодаря чему выш­ли в ряд крупнейших поставщиков недорогих лекарственных препаратов. Налицо использование со стороны Анестасии недобросовестной конкуренции. Кроме того, принудитель­ные лицензии (за исключением тех, которые выдаются в по­рядке предотвращения антиконкурентной практики) должны преимущественно выдаваться для удовлетворения потребно­стей внутреннего рынка страны, выдающей такую лицензию. В то же время не менее 68% Товара, произведенного на терри­тории Анестасии за последние 4 года, было поставлено на экс­порт.

Анестасия сочла, что меры, предпринятые Полинарией, противоречат по существу и по форме обязательствам По­линарии по праву ВТО и другим международным актам. Про­веденные консультации между двумя государствами по воз­никшему спору не привели к удовлетворительному результату. Анестасия обратилась в ОРС ВТО с просьбой об учреждении третейской группы.

Вывозные таможенные пошлины в отношении нефтепродуктов и лома цветных металлов

Российской Федерацией были установлены различные ставки вывозных пошлин на нефть, добываемую в месторож­дениях Восточной Сибири и Каспийского моря, с одной сторо­ны, и нефть, добываемую в остальной части страны, с другой. Одновременно были введены вывозные таможенные пошлины на лом и отходы цветных металлов.

ЕС обратился с возражениями против принятых мер. В ка­честве аргументов приведены следующие доводы:

1. Химические свойства двух типов сырой нефти, добывае­мой в месторождениях Восточной Сибири, Каспийского моря и в остальных частях страны, отличаются несущественно, по­этому эти виды нефти нельзя считать отличными друг от друга. Различные ставки вывозных таможенных пошлин означают в таких условиях фактическую дискриминацию получателей нефти в зависимости от страны ее назначения.

2. Учитывая возможности транспортной инфраструктуры, ЕС не может на практике получать нефть, которая облагается меньшей вывозной пошлиной. Кроме того, получатели нефти, вывезенной по разным ставкам, оказываются в неравных усло­виях: более высокие ставки ведут к более высоким издержкам и, соответственно, к потерям в конкурентоспособности одной группы получателей по сравнению с другой группой полу­чателей.

3. Вывозные пошлины на лом цветных металлов действуют в качестве косвенного субсидирования российских потребите­лей лома, в частности, металлургических компаний, и, таким образом, оказывают сдерживающее воздействие на междуна­родную торговлю. Речь идет о том, что экспортные пошлины ведут к увеличению предложения лома на внутреннем рынке и снижению его цены.

В ответ на это РФ были высказаны следующие возражения:

1. В соглашениях системы ВТО отсутствует какое-либо нор­мативное ограничение применения ее членами экспортных пошлин. Данный вопрос вообще не подпадает под регулиро­вание ВТО.

2. Право регулирования торговли является суверенным правом любого члена ВТО. Суверенитет не может быть огра­ничен какими-либо договорными либо обычно-правовыми положениями.

3. Довод о том, что взимание вывозных пошлин на лом цветных металлов является косвенным субсидированием рос­сийских потребителей данного вида товара, носит голослов­ный характер: европейская сторона не представила никаких доказательств последовавшего вслед за введением пошлин положительного экономического эффекта для потребителей товара, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

Ввиду того, что консультации не привели к выработке вза­имоприемлемого решения, ЕС обратился с жалобой в Орган по разрешению споров ВТО.

Меры в отношении импорта семги и продуктов из семги

Норвегия ограничила импорт из Аргентины замороженной говядины и субпродуктов из нее. В ответ Аргентина ввела меры в отношении импорта семги, выловленной в исключительной экономической зоне Норвегии (далее — Товар), обосновав их как некоммерческие меры, имеющие целью рациональное, с экологической точки зрения, использование рыбных запасов.

Меры Аргентины включали:

1) запрет на ввоз на свою территорию Товара, выловлен­ного под контролем Норвегии в ее исключительной эконо­мической зоне;

2) запрет на заход в порты Аргентины, включая в целях перегрузки, любым судам, занимающимся транспортировкой Товара, выловленного судами, ходящими под флагом Нор­вегии, судам, находящимся под контролем Норвегии, судам, получившим разрешение на вылов от Норвегии, включая суда, ходящие под флагом третьего государства.

Запрет не подлежит применению в обстоятельствах не­преодолимой силы или бедствия в значении ст. 18 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

По мнению Норвегии, принятые Аргентиной меры проти­воречили нормам ВТО. Консультации между двумя государ­ствами не привели к достижению взаимоприемлемого резуль­тата. Норвегия подала жалобу в ОРС ВТО.

Меры по повышению эффективности таможенного контроля

В целях повышения эффективности таможенного контроля Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) ввела в действие комплекс мер, касающийся безопасности государств - членов Та­моженного Союза (ТС), жизни и здоровья их граждан, а именно:

1. Исключительное право импорта продукции, подпада­ющей под товарную группу ТН ВЭД ТС 8471, было предо­ставлено хозяйствующим субъектам, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории ТС не менее трех лет, предшествующих дате принятия решения. Списки соответствующих хозяйствующих субъектов ежегодно утверж­дались на национальном уровне компетентными органами.

Примечание: товарная группа ТН ВЭД ТС 8471: вычисли­тельные машины и их блоки; магнитные или оптические считывающие устройства, машины для переноса данных на но­сители информации в кодированной форме и машины для обработки подобной информации, в другом месте не поиме­нованные или не включенные.

2. Был введен разрешительный порядок импорта товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ТС товарной группы 9504 30, на том основании, что они могли оказывать неблаго­приятное воздействие на жизнь и здоровье граждан государств- членов ТС, особенно несовершеннолетних.

Примечание: товарная группа ТН ВЭД ТС 9504 30: игры прочие, приводимые в действие монетами, банкнотами, бан­ковскими карточками, жетонами или аналогичными сред­ствами оплаты, кроме автоматического оборудования для бо­улинга.

3. В отношении товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ТС 8472 90100 0 и 8472 90 300 0, была введена система на­блюдения за импортом, которая состояла в ежеквартальном предоставлении импортерами отчетности по соответствую­щим сделкам, включая информацию о конечных получателях товара.

Примечание: товарная группа ТН ВЭД ТС 8472 90 100 0: ма­шины для сортировки, подсчета или упаковки монет; товарная группа ТН ВЭД ТС 8472 90 300 0: банкоматы.

Индийская компания «Дельта Интертейнмент», крупней­ший поставщик затронутых товаров на территорию ТС, по­считала, что введенные меры идут вразрез с обязательствами России в рамках ВТО, не соответствуют положениям между­народных договоров ТС, ведут к аннулированию/сокращению выгод, которые Индия ожидала получить от присоединения Российской Федерации к ВТО.

Правовая аргументация Индии сводилась к следующему:

1. Критерии отбора хозяйствующих субъектов, наделенных исключительным правом импорта товаров, являются непро­зрачными и необъективными; полностью исключают возмож­ность индийских компаний и/или их дочерних структур осу­ществлять импорт на территорию ТС.

2. Не доказаны факты неблагоприятного воздействия во­шедших в списки товаров на безопасность государств-членов ТС, жизнь и здоровье их граждан (в основу решения положены предположения, а не факты).

3. Разрешительный порядок импорта товаров и система наблюдения за импортом представляют собой неоправданные ограничения торговли, что не соответствует основополагаю­щим правилам ВТО.

4. Наделение определенных (отдельных) компаний исклю­чительным правом импорта (вне зависимости от критериев их отбора) противоречит обязательству Российской Федерации в области торговых прав — без ущерба для права Российской Федерации регулировать торговлю — разрешить всем юриди­ческим и физическим лицам экспортировать с таможенной территории ТС и импортировать на таможенную территорию ТС любые товары.

Правительство Индии запросило консультации с ЕЭК и РФ. В ходе консультаций представители ЕЭК/РФ утверждали, что меры были введены и применяются в соответствии с правом ТС и не противоречат обязательствам России в рамках ВТО. Консультации не привели к выработке взаимоприемлемого решения. Индия обратилась с жалобой в Орган по разреше­нию споров ВТО.

Специальные защитные меры в отношении столовых приборов

Евразийская экономическая комиссия приняла решение ввести в отношении импорта столовых приборов из нержаве­ющей стали (далее — Товар) специальную защитную пошлину в размере 34% от таможенной стоимости сроком на 3 года.

Эта мера затронула китайское предприятие «Бин Ченг»: оно является крупным поставщиком Товара на территорию ТС (доля в совокупном импорте Товара за последние три года

составляла 27-45%). Предприятие подало заявление в Суд Евра­зийского экономического сообщества с просьбой о признании решения ЕЭК несоответствующим международным договорам ТС, но в удовлетворении его требований было отказано. По­данная апелляция также осталась без удовлетворения: Апел­ляционная палата выводы первой инстанции поддержала.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика