Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


От глобальной экологической перспективы–2000 до копенгагенской встречи по климату–2009
Научные статьи
17.06.10 14:48
 
ЕврАзЮж № 4 (23) 2010
Международное право
Валеев Р.М.
От глобальной экологической перспективы–2000 до копенгагенской встречи по климату–2009
Статья посвящена анализу международно-правовых документов, принятых после доклада ЮНЕП «Глобальная экологическая перспектива–2000», а также проведенных в течение последних десяти лет (2000–2010) международных конференций, посвященных окружающей среде. Особое внимание при этом обращено на реализацию Рамочной Конвенции об изменении климата и Киотский протокол к ней.

В конце двадцатого столетия Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) подготовила доклад о состоянии окружающей среды – ГЭО–2000. В подготовке доклада приняли участие национальные университеты и институты, ассоциированные центры более 40 государств, а также более 850 специалистов со всего мира в качестве авторов, рецензентов, консультантов.

ЮНЕП начала осуществление проекта «Глобальная экологическая перспектива» (ГЭО) в 1995 году. В ходе подготовки доклада были поставлены две задачи:
1. Оценка состояния глобальной окружающей среды с широким участием самых разных специалистов путем формирования консенсуса по приоритетным вопросам;
2. Опубликование материалов экспертизы о состоянии окружающей среды, определение наиболее актуальных проблем, выявление влияния происходящих процессов окружающей среды на социально-экономические показатели на планете.
Первый доклад по данной программе был подготовлен в 1997 году. Второй доклад ГЭО–2000 – в 1999 году.  Он содержит следующие разделы:
– глобальные перспективы, рассматривающие основные движущие силы изменения состояния окружающей среды – экономику, рост населения, политическое устройство и другие факторы, а также последствия происходящих глобальных событий;
– состояние окружающей среды в глобальном и региональном масштабе на планете, включая состояние озонового слоя, изменение климата, биоразнообразия, ресурсов пресной воды, лесных ресурсов и др. природных объектов;
– стратегии реагирования на происходящие изменения в окружающей среде, рассматривающие механизмы и способы реагирования, в том числе многосторонние соглашения в данной области;
– перспективы на будущее, предусматривающие проблемы, которым необходимо уделять первоочередное внимание в ХХI веке.

Доклад ГЭО–2000 завершается выводами и рекомендациями для будущей деятельности.

После подготовки и опубликования ГЭО–2000 прошло 10 лет. В связи с этим возникает вопрос: какие выводы были сделаны экспертами в 1999 году по окружающей среде, какие меры предпринимались государствами в целях достижения экологической безопасности в течение последних 10 лет  и, наконец, каковы прогнозы на ближайшие 20–30 лет ХХI столетия по дан-ной проблеме?

Среди прогрессирующих факторов изменения состояния окружающей среды эксперты выделили загрязнение (в основном химическое), нехватку пресных водных ресурсов, изменение климата Земли, обезлесивание (опустынивание), неудовлетворительное управление на национальном и международном уровнях и, в связи с этим, исчезновение видов, снижение иммунитета человека и его сопротивляемости заболеваниям.

В научных кругах ведутся активные исследования  возможных последствий растущего антропогенного воздействия на природу и биологические процессы, в том числе влияния генетически модифицированных организмов на генофонд, выживания и общего состояния диких популяций и культивируемых видов, применения химических веществ  в промышленности, в сельском хозяйстве и в быту, быстро эволюционирующей природы микробов, вирусов, насекомых.

Большую озабоченность вызывают частые кислотные дожди в результате промышленных выбросов, исчезновение вследствие неразумной человеческой деятельности водно-болотных угодий, бесконтрольное захоронение токсических отходов, интенсивный рост лесных пожаров, изменение состава морской воды и в связи с этим обесцвечивание кораллов, биологическая инвазия коренных и некоренных видов и др.

В последние годы среди множества факторов, влияющих на экологическую безопасность, на передний план выдвигается изменение климата Земли, которому потворствует нерациональное управление на национальном и международном уровнях.

Предполагаемый рост населения на уровне 9,3 млд. к 2050 году, масштабы глобального экономического развития могут оказать существенную нагрузку на природную среду вдобавок к возрастанию загрязнения окружающей среды, истощению возобновляемой ресурсной базы.

Прогнозы на будущее, высказанные экспертами ГЭО–2000, должны были нацелить мировое сообщество на существенное совершенствование управления природными ресурсами, эффективное финансирование и правовое регулирование защиты окружающей среды на международном и национальном уровнях.

    Как ранее было отмечено, в целях всеобъемлющей комплексной оценки состояния окружающей среды проект ГЭО начал осуществлять ЮНЕП – Программа ООН по окружающей среде, в широкую компетенцию которой входит также разработка проектов международных договоров и после их принятия государствами осуществление контроля за их выполнением и секретариатское обслуживание.

Подтвердив в Декларации тысячелетия обязательства государств о поддержке принципов устойчивого развития, которые изложены в Повестке дня на ХХI век, твердое намерение придерживаться в экологической деятельности новой этики бережного и ответственного отношения к природе,  Организация Объединенных Наций стала проводить политику реализации за-явленной программы.

Спустя пять лет в принятом Генеральной Ассамблеей ООН итоговом документе Всемирного саммита 2005 года главы государств и правительств заявили о твердой приверженности делу достижения целей устойчивого развития, в том числе посредством осуществления Повестки дня на ХХI век.

Участники Саммита вновь отметили необходимость выполнения всех обязательств, принятых по Рамочной конвенции об изменении климата и другими международными соглашениями.

На Саммите было принято обязательство в интересах устойчивого развития проводить между-народное десятилетие «Вода для жизни», осуществлять меры по снижению темпов утраты биологического разнообразия в соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии и Картахенским протоколом к ней, поддерживать реализацию инициативы Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием, усиление мер по сохранению, рациональному использованию всех видов лесов на благо нынешнего и будущих поколений.

Участники также обязались принимать дальнейшие меры для поощрения инновации, экологически безопасной энергетики, сохранения источников энергии, внедрения более безопасных технологий, оказания помощи развивающимся странам, поощрять комплексное освоение и устойчивое развитие Мирового океана и др.
 
Как развивалась международно-правовая защита отдельных объектов окружающей среды в течение этих десяти лет (1999–2009) в соответствии с заявленной программой? Не анализируя содержание принятых в эти годы международных документов по защите окружающей среды, обратимся к некоторым из них.

На Мальмёнской (Швеция) встрече в мае 2000 года министры окружающей среды и главы делегаций констатировали резкое ухудшение окружающей среды и базы природных ресурсов, большой разрыв между обязательствами и действиями государств, отставание природоохранной деятельности от экономического и социального развития. В принятой Декларации было рекомендовано осуществление ряда мер правительствами, гражданским обществом и частным сектором по предупреждению экологических угроз.

22 мая 2001 года в Стокгольме по инициативе ЮНЕП была принята Конвенция о стойких органических загрязнителях.  Основное ее предназначение – экологическое безопасное обращение с химическими веществами и опасными отходами на протяжении всего их жизненного цикла. В Приложениях (A, B, C, D) к данной Конвенции приведен перечень  химических веществ, производство и использование которых, в том числе их импортирование и экспортирование, запрещено или ограничено.

В Киеве 21 мая 2003 года был принят Протокол о регистрах выбросов и переноса загрязните-лей к Орхусской конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Дания, 25 июня 1998 года).

Цель данного Протокола заключается в расширении доступа общественности к информации путем создания в соответствии с его положениями согласованных, комплексных общенациональных регистров выбросов и переноса загрязнителей, что могло бы способствовать участию общественности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, а также содействовать предупреждению и сокращению загрязнения окружающей среды.

На этой же встрече в Киеве 21 мая 2003 года был принят Протокол о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды, к Конвенции 1992 года по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и к Конвенции 1992 года о трансграничном воздействии промышленных аварий.

Протокол исходит из принципа «платит загрязнитель» и направлен на обеспечение всеобъемлющего режима гражданской ответственности и адекватной, незамедлительной компенсации за ущерб, причиненный в результате трансграничного воздействия промышленных аварий на трансграничные воды.

Очередным документом, принятым в мае 2003 года в Киеве, явился Протокол по стратегической экологической оценке к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в транс-граничном контексте от 25 февраля 1991 года (Эспо, Финляндия).

Цель Протокола – обеспечение высокого уровня охраны окружающей среды путем тщательно-го учета экологических проблем при разработке планов и программ политики и законодательства; установления четких, открытых и эффективных процедур стратегической экологической оценки и обеспечения участия общественности в этом процессе.

К этому же периоду относится принятие 27 января 2006 года Международного соглашения по тропической древесине.

Цель Соглашения направлена на поощрение расширения и диверсификации международной торговли тропической древесиной из лесов, которые управляются на устойчивой основе и в которых лесозаготовки ведутся законным образом. Пространственная сфера регулирования Соглашения, участниками которого являются 33 государства, носит ограниченный характер, ибо она охватывает древесину тропических лесов на территории стран, расположенных между тропиками Рака и Козерога. Между тем, сохранение лесов и их возобновляемость является острейшей проблемой для стран Европы, Юго-Восточной Азии и других государств. Только за период 1990–1995 годов было вырублено около 65 млн. га лесов, а до этого их общая площадь составляла 2500 млн. га.

В этой связи весьма разумным кажется предложение Н.Соколовой о необходимости осуществления международного управления, направленного на реализацию общего интереса всех государств в охране окружающей среды, а при решении вопросов международной собственности – на природные ресурсы. 

2005 год вошел в историю как поворотный момент, с которого подавляющее большинство государств мира стало осознавать происходящие изменения климата Земли. Были получены убедительные доказательства утраты биоразнообразия, изменения климата в результате промышленных выбросов в атмосферу и других экологических угроз.

В феврале 2005 года вступил в силу Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 9 мая 1992 года.

Следует подчеркнуть еще один фактор, свидетельствующий об обеспокоенности мирового со-общества в связи с происходящими экстремальными природными явлениями. Именно после второго доклада ЮНЕП «Глобальная экологическая перспектива–2000» активизировались международные встречи по проблемам защиты окружающей среды.

4 сентября 2002 г. на Первом Всемирном саммите по устойчивому развитию его участники в Политической декларации заявили о необходимости принятия срочных мер для решения проблемы деградации окружающей среды. Было заявлено о глобальных отрицательных последствиях изменения климата Земли, потери биологического разнообразия, истощения рыбных за-пасов, опустынивания плодородных земель, о частых разрушительных стихийных бедствиях и т. д.

Принимая во внимание необходимость разработки срочных мер, нацеленных на обеспечение более эффективного и результативного присутствия ООН в странах по вопросам развития, гуманитарной помощи и окружающей среды, Генеральный секретарь ООН учредил Группу высокого уровня, которая 9 ноября 2006 года представила доклад «Единство действий».

По вопросу окружающей среды Группа констатировала, что не может быть долгосрочного развития без охраны окружающей среды. Решение обостряющихся проблем, связанных с ухудшением состояния окружающей среды, является одной из самых серьезных коллективных задач экономического развития и обеспечения благосостояния людей. На государственном уровне достигнуты лишь весьма ограниченные успехи в деле включения экологических задач в стратегии развития. Они должны стать важнейшими компонентами национальной стратегии уменьшения нищеты и планов устойчивого развития.

В своем докладе Группа высокого уровня пришла к выводу о необходимости укрепления и повышения слаженности международной системы природоохранной деятельности, в центре которой должна находиться ЮНЕП, имеющая реальные полномочия на то, чтобы выступать в качестве разработчика экологической политики ООН, а пока что Программа ООН по окружающей среде считается весьма слабой, недостаточно финансируемой и неспособной эффективно выполнять свои основные функции.

Кроме того, она предложила ввести в действие к 2007 году 5 государственных экспериментальных проектов в рамках единой системы ООН и, если результаты их осуществления будут удовлетворительными, еще 20 программ – к 2009 г., 40 программ – к 2010 г. и все остальные – к 2012 году. Группа рекомендовала создать Совет по устойчивому развитию для контроля за осуществлением единых государственных программ ООН, подотчетный ЭКОСОСу. 

В последние годы основное внимание мировой общественности и ЮНЕП было уделено осуществлению Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (1992 г.) и Киотского протокола к ней (1997 г.).

По инициативе Президента Французской Республики Жака Ширака 2–3 февраля 2007 года в Париже состоялась конференция «Граждане Земли: управление окружающей средой на международном уровне», в работе которой принимали участие руководители неправительственных организаций, представители общественности из более чем 60 стран.

Приоритетными задачами Конференции стали:
– составление перечня угроз, нависших над окружающей средой и создающих опасность для экологических равновесий нашей планеты;
– определение приоритетных действий борьбы с этими опасностями для противопоставления глобальным экологическим вызовам нашего времени и будущих поколений;
– решение на международном уровне проблемы по созданию организации по окружающей среде путем преобразования ЮНЕП в ЮНЕО.

Накануне наступления 2008 года в области международной экологии произошло еще одно важное событие – Конференция ООН по изменению климата (Индонезия, о. Бали, 3–15 декабря 2007 года). Она собрала рекордное число участников: 11 тысяч представителей почти 200 стран мира, представителей множества межправительственных и неправительственных организаций.

Участники конференции одобрили «дорожную карту», которая должна привести к заключению нового Всеобъемлющего соглашения после истечения срока действия Киотского протокола (2012 г.). Завершение подготовки проекта нового договора было запланировано к 2009 году.

В ходе обсуждения «дорожной карты» выступающие отметили ежегодное исчезновение с лица планеты 13 млн. гектаров лесов, что является одной из главных причин глобального потепления.

По инициативе Всемирного банка девять промышленно развитых стран обязались выделить 160 млн. долларов США на реализацию программы по сохранению лесов.

На Конференции состоялась презентация доклада ПРООН «О развитии человека 2007/2008. Борьба с изменениями климата: человеческая солидарность в разделенном мире».

В предисловии к докладу Администратор ПРООН Кемаль Дервиш и Исполнительный директор ЮНЕП Ахим Шайнер отметили, что последствия наших поступков в отношении изменения климата сегодня будут действовать через столетие и позже. Удерживающие тепло газы, которые будут выброшены нами в атмосферу планеты в 2008 г., останутся там до 2108 г. и дольше. Поэтому сегодня мы делаем выбор, который окажет воздействие не только на наши судьбы, но, еще в большей степени, на жизни наших детей и внуков.

Группа экспертов, которая подготовила доклад об изменении климата Земли, отметила, что среднемировая температура на планете повысилась на 0,7 ºС, и это повышение обусловлено ростом концентрации парниковых газов в атмосфере, а преодоление порога температурного повышения в 2 ºС резко увеличивает риск широкомасштабного отката в развитии человека и экологических катастроф.

Как видно из последних материалов исследования, ускоренное разрушение материковых льдов в Антарктике и на Гренландии, кислотное загрязнение океанов, уменьшение площади тропических лесов и таяние вечной мерзлоты в арктических регионах – взятые вместе или в отдельности – могут непосредственно подвести человечество к «переломному моменту».

Выбросы углерода на душу населения в США в пять раз превышают аналогичный показатель в Китае и более чем в пятнадцать раз – в Индии. На долю автотранспорта приходится порядка 30 % всех выбросов парниковых газов в промышленно развитых странах.

Отвечая на вопрос о том, какие шаги необходимо предпринять, чтобы выйти на такую траекторию выбросов парниковых газов, которая позволила бы избежать пагубных климатических изменений, эксперты предложили следующую модель климатических изменений и углеродный бюджет на XXI век.

Чтобы изменить существующую картину выбросов, мир (если бы мир являлся единой страной) должен на половину сократить выбросы парниковых газов к 2050 г. относительно уровней 1990 г. и продолжить эту тенденцию вплоть до конца XXI века. Избежать опасных климатических изменений можно, если богатые страны уменьшат выбросы на 80 %, при этом сокращение на 30 % должно быть достигнуто уже к 2020 г.

Вплоть до 2030 г. на это придется ежегодно тратить примерно 1,6 % мирового ВВП.

В докладе экспертов, объем которого составляет более 400 страниц, подробно рассмотрены причины климатических изменений по регионам, по отдельным странам, даны предложения и рекомендации краткосрочного и долгосрочного характера, дабы избежать надвигающихся не-предсказуемых и нелинейных климатических изменений, которые могут напрямую привести к экологическим катастрофам.

Для осуществления разработанных рекомендаций в области охраны окружающей среды требуется практическая их реализация на уровне стран. Между тем, наблюдается тенденция рас-смотрения этих проблем только на теоретическом уровне на международных конференциях без доведения их до реального осуществления в самих государствах. Как отметила Группа высокого уровня, только в рамках трех конвенции, принятых в Рио-де-Жанейро (о биоразнообразии, климате и опустынивании), проводятся совещания общей продолжительностью до 230 дней в год. Если добавить к этой цифре число заседаний, проводимых в рамках семи других крупных глобальных соглашений по экологическим вопросам (не включая региональных соглашений), то эта цифра возрастет почти до 400.

В целях практической реализации долгосрочной программы по сохранению климата Земли на официальных международных встречах были предложены следующие меры:
1. Создание в рамках ООН международной организации по охране окружающей среды, способ-ной обеспечивать эффективное выполнение международных соглашений и координировать действия государств по экологическим проблемам.
2. Тесное сотрудничество ЮНЕП, ПРООН, ВМО, Глобального экологического фонда (ГЭФ) и Всемирного банка в целях укрепления научно-технического потенциала, управления инвестициями и инфраструктурой, поддержки мер по улучшению положения и содействия тому, что-бы глобальные экологические задачи эффективно отражались в политике развития на уровне стран, а в экономических планах государств занимали центральное место.
3. Разработка и принятие нового международного Всеобъемлющего соглашения вместо Киотского протокола, срок действия которого истекает в 2012 году, предусматривающего сокращение выбросов в атмосферу на длительный период развитыми и развивающимися государства-ми.
4. Реализация принципа ООН «единство действий» при решении проблем изменения климата. Эффективное инвестирование по предотвращению климатических изменений.
5. Разработка новых энергосберегающих технологий. Переход к низкоуглеродной экономике на основе механизма чистого развития.
6. Разработка системы международных стимулов для сохранения и эффективного управления тропическими лесами.
7. Оказание гуманитарной помощи в случаях стихийных бедствий.

В докладе, представленном на 64 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2009 года, Генеральный секретарь назвал изменение климата определяющим вызовом для нашего поколения, затрагивающим все сферы деятельности – от энергетики до здравоохранения, продовольствия, развития, безопасности. Лишь Рамочная конвенция ООН об изменении климата обладает глобальной легитимностью, основанной на принципе практически всеобщего участия.

Большие надежды были возложены на Балийскую «дорожную карту», которая должна была продолжить путь к заключению Всеобъемлющего соглашения, призванного заменить Киотский протокол после истечения срока его действия в 2012 году, т. е. нового соглашения по сокращению выбросов парниковых газов, подготовка которого была запланирована на встрече в Копенгагене (Дания).

В Женеве до созыва международной конференции в Копенгагене для реализации Балийской «дорожной карты» с 31 августа по 4 сентября 2009 года состоялась третья Всемирная климатическая конференция, в работе которой приняли участие более 2000 ученых, занимающихся климатом, политики из более чем 150 стран, включая главы государств и правительств ряда стран.

Климатическая конференция, созванная по инициативе Всемирной метеорологической организации, приняла Декларацию, учреждающую Глобальную рамочную основу.

По заявлению Президента ВМО Александра Бедрицкого, Глобальная рамочная основа для климатического обслуживания направлена на расширение климатических наблюдений и мониторинга. Она позволит обществу поднять климатическую информацию на новый уровень.

Расширение информации о климате в поддержку мер по уменьшению опасности бедствий является одним из важнейших инструментов, которые могут помочь обществу реагировать на такие растущие угрозы, а также использовать данные климатической науки для принятия решений на местном, региональном, национальном и международном уровнях.

Как отметил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, Третья Всемирная климатическая конференция – это естественный мост, который позволит соединить науку и переговоры по климату в Копенгагене.

К сожалению, надежды на Копенгагенскую встречу оправдались не в полной мере. Как известно, изначально предполагалось, что в Копенгагене будет подписан документ об ограничении промышленных выбросов, который заменит Киотский протокол.

Форум, который длился две недели, не оправдал возложенных на него надежд. Итоговым документом явилась выдвинутая США, Китаем, Индией, ЮАР и Бразилией Декларация, получившая название «Копенгагенское соглашение». Данная политическая декларация, не имеющая юридической силы, предусмотрела ограничение повышения температуры на планете на 2 градуса, снижения выброса парниковых газов без указания конкретных цифр, краткосрочное финансирование развивающихся стран. Против итогового документа, предложенного Президентом США, выступили несколько латиноамериканских стран и островные государства. Участники климатического форума в Копенгагене разъехались, не добившись никаких результатов. Следующая встреча запланирована через год в Мексике.

Как отметил Министр иностранных дел Российской Федерации С.Лавров, Копенгагенская конференция не оправдала ожиданий, но стала одной из приоритетных в международном диапазоне с точки зрения того, что теперь проблема изменения климата окончательно и бесповоротно заняла одно из самых приоритетных мест в международном диапазоне. За Копенгагеном последуют другие конференции, в том числе на высшем уровне, которым будет предшествовать очень серьезная экспертная работа. 

Таким образом, несмотря на имеющиеся пробелы, следует рассматривать принимаемые государствами и международными организациями меры по улучшению экологической обстановки на планете с оптимизмом. Обсуждение данной проблемы на универсальном уровне в рамках ООН, прогрессивное развитие и кодификация правовых норм в данной сфере позволит охватить защитой на международном и национальном уровнях все экологические объекты. Важнейшим фактором их реализации явится установление эффективного международного и национального контроля как через систему органов Организации Объединенных Наций, так и региональных организаций.

вверх


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика