Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Некоторые вопросы, связанные с цензами пассивного избирательного права: правовое регулирование цензов проживания и гражданства кандидатов и перспективы его развития в Республике Армения
Научные статьи
27.01.15 15:36
вернуться

Некоторые вопросы, связанные с цензами пассивного избирательного права: правовое регулирование цензов проживания и гражданства кандидатов и перспективы его развития в Республике Армения

 
ПРАВО СТРАН СНГ
Манасян А. А.
В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с цензами пассивного избирательного права. Автор анализирует правовое регулирование в Армении относительно цензов проживания и гражданства кандидатов и перспективы его развития. Обосновывается, что обстоятельство, преследует ли установление подобного ценза проживания правомерные цели или нет, должно решаться в контексте каждого конкретного дела.

Согласно ст. 50 Конституции РА «Президентом Республики может быть избрано каждое лицо, достигшее тридцати пяти лет, последние десять лет являющееся гражданином Республи­ки Армения, постоянно проживающее в Республике последние десять лет и обладающее избирательным правом», а в соответ­ствии со ст. 64 «депутатом может быть избрано каждое лицо, достигшее двадцати пяти лет, последние пять лет являющееся гражданином Республики Армения, постоянно проживающее последние пять лет в Республике и обладающее избиратель­ным правом».

Следует отметить, что в своем совместном заключении от­носительно проекта нового Избирательного кодекса РА Ев­ропейская комиссия «За демократию через право» Совета Европы (Венецианская комиссия) и БДИПЧ/ОБСЕ выразили позицию о том, что требование 10 лет проживания и 10 лет гражданства для выборов Президента несоразмерно и не про­порционально. Требование 5 лет постоянного проживания для кандидатов в депутаты Национального собрания также рассматривается как противоречащее международным крите­риям. Одновременно Венецианская комиссия и БДИПЧ/ОБСЕ предложили пересмотреть в новом проекте Избирательного кодекса вышеуказанные касающиеся проживания требования, предъявляемые кандидатам на общегосударственных выборах. Похожая позиция высказана также Наблюдательской миссией выборов БДИПЧ/ОБСЕ в окончательном докладе относительно выборов Президента Республики Армения 18 февраля 2013 г.

    До обсуждения содержательных вопросов данной пробле­мы считаем необходимым отметить, что она, в первую очередь, создает необходимость изменения не Избирательного кодекса, а текста Конституции, следовательно, любой подход к данной проблеме должен быть, в первую очередь, нацелен на предопределение дальнейших отдельных направлений конституци­онных реформ.

Отметим, что несмотря на то, что установление сравни­тельно короткого ценза проживания для избрания президента или члена парламента пока не имеет всеобщего распростране­ния в международной практике, однако все большее развитие получают происходящие в разных странах процессы, в ходе которых сокращается указанный срок ценза проживания. Так, например, согласно ст. 78 Конституции Литовской Республи­ки «Президентом Республики может избираться гражданин Литвы по происхождению, проживающий в течение не менее трех последних лет в Литве, если ему до дня выборов исполни­лось не менее сорока лет и если он может избираться членом Сейма». А согласно ст. 56 Конституции «Членом Сейма может избираться гражданин Литовской Республики, не связанный присягой или обязательством с иностранным государством и достигший на день выборов не менее 25 лет, а также посто­янно проживающий в Литве». Конституция Латвийской Ре­спублики, в свою очередь, предусматривает, что Президентом Республики и членом Сейма могут избираться полноправные граждане Латвии, достигшие возраста 40 и 21 года соответ­ственно. Часть 3 ст. 127 Конституции Польши устанавливает, что Президентом Республики может быть избран польский гражданин, который не позднее дня выборов достиг 35 лет и в полной мере пользуется избирательными правами на вы­борах в Сейм, а части 1 и 2 ст. 99 закрепляют, что членами Сейма и Сената могут избираться граждане, имеющие изби­рательное право и достигшие в день выборов возраста 21 и 30 лет соответственно.

    Необходимо отметить, что несмотря на то, что в ряде стран продолжают действовать достаточно высокие пороги цензов проживания и гражданства (например, предусмотренные в Ка­захстане, Грузии цензы проживания для выборов Президента Республики), на основании представленных примеров можно прийти к заключению, что развитие обсуждаемого вопроса происходит в том направлении, что, как правило, кандида­там в члены парламента более не предъявляется какого-либо ценза гражданства или проживания. Что касается выборов Президента Республики, то последнему, как правило, либо не предъявляется подобного определенного срока, либо пред­усматривается более короткий срок проживания, нежели пред­усмотренный законодательством РА.

В связи с обсуждаемой проблемой следует иметь в виду, что Европейская комиссия «За демократию через право» Совета Европы (Венецианская комиссия) высказала позицию о том, что требование определенного срока проживания может пред­усматриваться для местных жителей только на местных или территориальных выборах. Более того, Комиссия по правам человека ООН зафиксировала, что по отношению к лицам, имеющим право избираться, не должны применяться безос­новательные или дискриминационные требования, такие как цензы проживания или происхождения.

    В связи с данной проблемой необходимо отметить также позицию Европейского суда по правам человека о том, что права, закрепленные в ст. 3 Протокола 1, не являются аб­солютными и могут быть подвергнуты ограничениям. Обра­щаясь к ограничениям, связанным с цензом проживания, Суд постановил, что государства-участники имеют широкий круг усмотрения, учитывая разницу периода и места действия изби­рательного законодательства. В то же время было подчеркнуто, что этот круг усмотрения не безграничен. Обсуждаемые права не могут ограничиваться в той степени, которая поставит под угрозу саму суть последних и их эффективность; ограничения должны преследовать правомерную цель, а используемые для этого средства не должны быть несоразмерными. Суд подчер­кнул также, что связанные с избирательным правом положе­ния, которые обеспечивают как участие граждан, так и знание ситуации в конкретном регионе, различаются, что обусловлено конкретными историческими и политическими обстоятель­ствами, присущими каждому государству. Разнообразные регу­лирования, предусмотренные избирательными законодатель­ствами государств-участников Совета Европы, свидетельствуют о многообразии возможных вариантов решения обсуждаемой проблемы. Вместе с тем какой-либо из упомянутых критериев принципиально не может рассматриваться как более обосно­ванный, если, конечно, все они гарантируют волеизъявление народа посредством свободных, справедливых и периодиче­ских выборов. Что же касается ст. 3, каждое избирательное законодательство должно оцениваться в свете политической эволюции конкретного государства. С этой точки зрения надо иметь в виду, что определенные особенности, которые могут быть неприемлемыми в контексте одной системы, в рамках другой могут быть оправданными.

Следовательно, преследует установление подобного ценза проживания правомерные цели или нет, должно решаться в контексте каждого конкретного дела.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что конституционные и законодательные реформы РА, связанные с обсуждаемой проблемой, в дальнейшем целесообразно осуществить в кон­тексте вышесказанного текущего международно-правового развития.

 


Право стран СНГ


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика