Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) и вопросы совершенствования квалифицирующих признаков состава преступления
Научные статьи
17.06.10 15:03
 
ЕврАзЮж № 4 (23) 2010
Уголовное право и криминология
Байбурина Э.Р.
Организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) и вопросы совершенствования квалифицирующих признаков состава преступления
В статье рассмотрены вопросы совершенствования уголовно-правовой нормы, устанавливающей ответственность за организацию незаконной миграции.

Состояние правового обеспечения миграции должно, по мнению исследователей, быть тако-вым, чтобы в очерченных им рамках осуществлялась последовательная и целенаправленная поли-тика государства. Право должно оперативно реагировать на изменения миграционной ситуации.  Одним из направлений совершенствования государственно-правового регулирования проблем ми-грации является приведение его в соответствие с международно-правовыми принципами и норма-ми, устранение коллизий между российскими законами и подзаконными нормативными право-выми актами.
Законодательная основа противодействия организации незаконной миграции должна отве-чать потребностям правоприменительной практики. В этой связи вносимые нами предложения бу-дут касаться, прежде всего, критического анализа квалифицированного состава организации неза-конной миграции (ч. 2 ст. 322.1 УК РФ).
Действующее уголовное законодательство серьезно усилило уголовно-правовое воз-действие на групповую преступность. Групповая форма совершения преступления ныне уч-тена в более широком круге конкретных составов, которые предусматривают соответствую-щие основные или квалифицирующие признаки.  Однако совершение преступления груп-пой лиц по предварительному сговору, как форма соучастия, не нашла своего закрепления в качестве квалифицирующего признака организации незаконной миграции.
В связи с этим представляется целесообразным в ч. 2 ст. 322.1 УК РФ в качестве ква-лифицирующего признака предусмотреть ответственность за организацию незаконной ми-грации, совершенную «группой лиц по предварительному сговору» (п. «а»). Предусмотрен-ный п. «а» ч. 2 ст. 322.1 УК квалифицирующий признак «организованной группой» перене-сти при этом в п. «а» ч. 3 ст. 322.1 УК РФ в качестве особо квалифицирующего признака.
Согласно ч. 2 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совме-стном совершении преступления. Это означает, что преступление совершается двумя или более лицами, которые предварительно договаривались о совместном совершении преступ-ления. Взаимодействие участников возникает до начала совершения преступления или во время его совершения. Такое предложение представляется соответствующим требованиям логики уголовного закона.
Общественная опасность преступления усиливается, если оно совершается лицом с использо-ванием своего служебного положение или при его участии. В юридической литературе, в частности, указывается на то, что субъектом этого преступления может быть как должностное, так и не-должностное лицо, достигшее возраста 16 лет и на момент совершения преступления нахо-дящееся во вменяемом состоянии.  В соответствии с таким определением субъекта органи-зации незаконной миграции и повышением общественной опасности такого деяния пред-ставляется целесообразным дифференцировать и уголовную ответственность за его совер-шение путем выделения данного обстоятельства в качестве квалифицирующего признака. Для этого предлагается структурно изменить ст. 322.1 УК РФ, дополнив ч. 2 пунктом п. «б» в следующей редакции: «Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совер-шенное лицом с использованием своего служебного положения».
Применение данного квалифицирующего признака призвано ужесточить уголовную ответственность за организацию незаконной миграции. В данном случае речь может идти об использовании не только должностного, но и служебного положения. Организация незакон-ной миграции, по нашему мнению, весьма затруднительна без помощи сообщников из паспортно-визовых, таможенных и (или) пограничных служб. В основе такой деятельности лежит корыстная или иная личная заинтересованность.
Поэтому субъектом рассматриваемых квалифицированных видов данного преступле-ния могут быть не только должностные лица, но и государственные и муниципальные слу-жащие, не являющиеся должностными лицами, а также лица, выполняющие организаци-онно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции в коммерческих и иных организациях.
Представляется, что данный способ рассматриваемого состава преступления может означать злоупотребление не только служебными полномочиями, но и служебным автори-тетом, что существенно повышает степень общественной опасности не только совершае-мого преступления, но личности преступника.
Материалы проведенного исследования свидетельствуют, что принимаемые правоох-ранительными органами меры по выдворению лиц, незаконно проживающих на террито-рии РФ, должного профилактического эффекта не имеют. Имеет место рецидив их соверше-ния, что существенно повышает степень общественной опасности лиц, нелегально находя-щихся на территории РФ. В этой связи представляется целесообразным дополнить ч. 2 ст. 322.1 УК РФ квалифицирующим признаком (п. «в»): «при повторном въезде на территорию РФ ранее незаконно пребывавшего лица».
Предусматривая в качестве квалифицирующего признака «в целях совершения пре-ступления на территории Российской Федерации» (п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ), законодатель  тем самым не учел дифференциацию уголовной ответственности в зависимости от тяжести совершаемого преступления. В этой связи представляется целесообразным изменить суще-ствующее содержание п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, изложив его в следующей редакции: «в це-лях совершения тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Феде-рации». С учетом этого представляется целесообразным отнести данный квалифицирующий признак к числу особо отягчающих, структурно разместив его в ч. 3 ст. 322.1 (п. «б»).
Такое предложение представляется соответствующим степени общественной опасно-сти совершаемого деяния, что должно учитываться при определении вида и размера нака-зания за его совершение.
С учетом внесенных изменений и дополнений представляется целесообразным квалифици-рующие признаки ст. 322.1 УК РФ изложить следующим образом:
Статья 322.1. Организация незаконной миграции
2. Те же деяния, совершенные:
а)    группой лиц по предварительному сговору;
б) с использованием лицом своего должностного положения;
в) при повторном въезде на территорию РФ ранее незаконно пребывавшего в России лица, –…
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совер-шены:
а) организованной группой;
б) в целях совершения тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Рос-сийской Федерации, –…
Совершенствование законодательства призвано более четко определить предмет регу-лирования миграционного законодательства, способствовать устранению пробелов правового ре-гулирования данной сферы деятельности.

вверх


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика