Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Совершенствование правовых основ построения инфраструктурно-аналитических институтов в РФ в условиях современной информатизации и глобализации
Научные статьи
03.02.15 11:14

вернуться



Совершенствование правовых основ построения инфраструктурно-аналитических институтов в РФ в условиях современной информатизации и глобализации

alt 
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Газизов Р. Р.
В России вопрос о создании полноценной общегосударственной аналитической системы становится все актуальнее с каждым годом. Слишком много накапливается масштабных проблем, решение которых не терпит отлагательства. Какой же аналитикой в настоящее время располагает Россия? Ответ на этот вопрос автор постарался дать в своей статье

Сегодня в стране общее число упоминаемых в источниках аналитических институтов превышает 100 наименований, однако релевантными, т. е. повторяющимися три и более раз, являются лишь 20 названий. Именно эти два десятка органи­заций можно обобщить как показательную модель усреднен­ной российской «фабрики мысли».

«Фабрика мысли» — американское изобретение, которое получило развитие под воздействием процесса модерниза­ции и нашло свою интерпретацию в политической практике почти всех государств мира.

Ситуация с «фабриками мысли» в России несколько отли­чается от ситуации в Европе, как Западной, так и Восточной. Несмотря на то, что в России «фабрики мысли» появились одновременно с их аналогами в Восточной Европе, путь их развития значительно отличался от восточноевропейского, о чем свидетельствует сложившийся сегодня в России анали­тический спектр.

На сегодня усредненная модель реально существующей в России «фабрики мысли» выглядит следующим образом.

Российская «фабрика мысли» — это неидеологизирован- ная неправительственная организация, опирающаяся на ака­демических ученых, возглавляемая частным лицом и ориен­тированная преимущественно на получение знания.

Анализ наиболее эффективных «фабрик мысли» пока­зал, что повысить интенсивность их работы в России можно, во-первых, принятием государственнической идеологии и, во-вторых, привлечением к работе профильных экспертов и академических ученых в соотношении 1:2.

Аргумент в пользу принятия государственнической иде­ологии доказывается через привлечение государственных за­казов и государственного финансирования.

Привлечение экспертов необходимо для расширения ин­формационно-аналитической базы и улучшения качества результатов исследования.

Анализируя процентное соотношение изучаемых «фа­брик мысли» в вопросах выполнения ими определенных функций и финансирования, возможно вывести следующие закономерности.

Как показывает сравнение исследовательских приоритетов российских «фабрик мысли», их сочетание является аналогич­ным для организаций сходной направленности, действующих в Европе и США. Все четыре фактора, хотя и в другом соот­ношении, присутствуют в таких крупных «фабриках мысли», как, например, RAND, и доминирующим среди них является

«получение знания». Отличным, в данном случае, стало соче­тание трех других исследовательских приоритетов.

В европейских странах и в США цели и ценности поли­тических движений являются в большинстве случаев устояв­шимися. Об этом свидетельствуют как институциональная стабильность, так и высокий уровень участия граждан в поли­тической жизни общества. Иными словами, в данных странах высок уровень модернизации.

Еще одним отличием российских «фабрик мысли» от ино­странных является полная закрытость финансирования, что не позволяет, во-первых, проводить полноценный анализ системы финансирования, а во-вторых — полноценно опре­делить систему приоритетов организации в ее темпоральном развитии.

Запутанность механизма финансирования российских «фабрик мысли» позволяет извлекать прибыль и экономить средства, выделяемые под проекты, что в рамках российской налоговой системы можно воспринимать как плюс, однако экономическая составляющая зачастую уменьшает роль са­мих политических разработок, приводя тем самым к увели­чению доли проектного финансирования.

Итог анализа российских «фабрик мысли» показал пол­ное отсутствие системности во всех направлениях развития в России такой отрасли научно-прикладной деятельности, как политический анализ и прогноз.

По мнению Н. А. Медушевского, отсутствие единой кон­цепции создания и деятельности организаций, аналогичных зарубежным «фабрикам мысли», и крайне низкая заинтере­сованность в них государства во многом связаны с их неком­петентностью, что приводит к воспроизведению изначально неудачного образца, когда-то скопированного с развитых ино­странных организаций, и созданию организаций, отвечающих за отдельные, по большей части сиюминутные потребности политических элит, что, в свою очередь, разрушает потенциал российского научного сообщества, отвлекая ведущих экспер­тов на весьма заурядные проекты.

Лишенные полноценного финансирования, компетентно­го руководства и системы доступной информации, боящие­ся заявить о себе в полный голос и предложить свои услуги не одному хозяину, а всем, кому они могут понадобиться, данные организации никогда не смогут перебороть комплекс неполноценности и составить конкуренцию иностранным аналогам.

По мнению В. Б. Исакова, российские и зарубежные исследователи, юристы и экономисты, отмечают в чис­ле ведущих тенденций современности информатизацию и интеллектуализацию государственного управления и биз­неса. Происходящие изменения видны «невооруженным глазом»: расширяется область применения компьютеров, средств передачи данных, информационных технологий; растет число «интеллектуальных фирм», оказывающих ус­луги государственному управлению и бизнесу. На глазах формируется слой специалистов, в обязанности которых входит систематическое осуществление аналитических функций — профессиональных аналитиков. Действующая система профессионального образования пока слабо от­реагировала на указанное обстоятельство. В юридическом образовании по-прежнему доминирует «накачка знаниями», которые «может быть» «когда-нибудь» пригодятся. Практи­ка использования знаний представлена явно недостаточно, в основном, в форме решения задач, ситуаций, практиче­ских занятий и производственной практики, в последнее время — решения разработанных преподавателями кейсов. Междисциплинарных курсов, ориентированных на решение профессиональных аналитических задач, в программах ву­зов практически нет, а между тем потребность в них вполне ощутима. Связь права и аналитики очевидна. Аналитиче­ский взгляд, подразумевающий деление проблемы на си­стемно связанные части, выявление причинных связей, учет сопутствующих факторов, прогнозирование и оценку всего спектра последствий принятого решения — характерен как для юридической науки, так и для юридической практики. Попытка осмысления роли аналитического мышления в пра­ве привела к созданию одного из влиятельных направлений юридической мысли — аналитической юриспруденции.

От качества юридического мышления во многом зависят уровень развития и эффективность юридической работы, а также правовое и технико-юридическое совершенство нор­мативных и индивидуальных правовых актов.

В этом контексте, по нашему мнению, возникает вопрос о создании новой, национально ориентированной организа­ции, аналогичной иностранным «фабрикам мысли», не при­вязанной к уже существующим в России структурам и орга­низациям, и отвечающей комплексному запросу общества и государства.

С научной точки зрения российская аналитика до сих пор не имеет общепризнанных понятий и представлений, позво­ляющих аналитикам однозначно понимать друг друга и на­лаживать эффективный обмен знаниями. Это утверждение можно легко проверить, например, проведя анализ существу­ющих определений аналитики. Большинство определений могут быть отнесены к разряду «непонятных и туманных». Другие определения, где, например, аналитика определяется как «вновь полученные знания», спорны и схожи с определе­нием понятия «наука». Третьи имеют сугубо прикладное и уз­коспециализированное содержание, отвечая представлениям конкретных срезов аналитической деятельности, и особенно характерны для финансовой аналитики. Так, в соответствии с федеральными правилами и стандартами аудиторской де­ятельности «при применении аналитических процедур ауди­тор осуществляет анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях о деятельности аудируемого лица, а также изучает связь этих соотношений и закономерностей с другой имеющейся в распоряжении аудитора информа­цией или причинами возможных отклонений от нее». Это значит, что аналитика аудитора сводится к сопоставлению информации, полученной из двух источников и выявлению причин различий.

С каждым годом мы наблюдаем рост количества ситуаци­онных центров, а в наиболее продвинутых местах появляются и аналитические центры. Быть создателем ситуационного или аналитического центра стало престижно. Однако в большин­стве случаев за внешней привлекательностью таких центров прячутся устаревшие или заимствованные на Западе органи­зационные формы и технологии проведения онлайн дискус­сий и рабочих совещаний.

Современное состояние и перспективы общественно-по­литического, экономического и социального развития страны требуют оперативного и качественного информационно-ана­литического обеспечения органов государственной власти Российской Федерации.

До настоящего времени не удалось создать инфраструкту­ру, обеспечивающую информационно-правовую поддержку органов государственной власти Российской Федерации. В су­ществующих информационно-правовых системах используе­мые технологии и программно-технические средства практи­чески не согласованы между собой.

В процессе реализации программы предполагается осу­ществить создание и интеграцию в общее информационно­правовое пространство информационных фондов, банков и баз правовой информации органов государственной власти Российской Федерации.

В настоящее время существует и действует несколько де­сятков банков и баз правовой информации, разнообразных информационно-справочных систем правовой информации, находящихся в ведении различных государственных и ком­мерческих структур, обладающих различными по тематике, полноте и достоверности информационными фондами. Од­нако ведомственная разобщенность, информационная и тех­ническая несовместимость этих систем, а также отсутствие надлежащего правового регулирования, нерешенность орга­низационных, финансовых и технических проблем создания систем правовой информации диктуют необходимость опре­деления компетенции государственных органов по формиро­ванию и использованию информационно-правовых ресурсов и систем, прав и обязанностей поставщиков и потребителей правовой информации, порядка создания, финансирования и использования Российской автоматизированной системы информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образова­ния и воспитания (далее — РАСИПО).

РАСИПО представляет собой общегосударственную сово­купность автоматизированных систем правовой информации, эталонных, интегрированных, отдельных тематических бан­ков и баз правовой информации, а также технологий, с по­мощью которых осуществляется информационно-правовое взаимодействие в общем правовом пространстве посредством единой телекоммуникационной среды, совместимых про­граммно-технических средств и организационно-технических мероприятий.

Опыт показывает, что на федеральном уровне управления необходима развернутая программа конкретных мер, практи­ческая реализация которых в сочетании с усилиями органов исполнительной власти различного уровня позволит решить важнейшую государственную задачу информационно-право­вого обеспечения всех структур общества.

Формирование общегосударственных информационных ресурсов в правовой сфере предполагает ориентацию на соз­дание общего информационно-правового пространства в на­циональном и межгосударственном масштабе путем созда­ния эталонных банков правовой информации и интеграции разрозненных информационно-правовых ресурсов в рамках РАСИПО.

Для законодательного закрепления отношений, скла­дывающихся при создании систем правовой информации, в рамках программы предусматривается разработка плана проведения работ по подготовке проектов законов и других нормативных актов.

В настоящее время требуют законодательного решения следующие вопросы:

1) установление гарантий полной, достоверной и своев­ременной правовой информированности общества и граж­дан в результате функционирования систем правовой ин­формации;

2) регулирование отношений в области формирования информационно-правовых ресурсов и обеспечения пользо­вания ими;

3) лицензирование деятельности в сфере правовой инфор­матизации;

4) защита правовой информации, систем правовой инфор­мации и средств их обеспечения от несанкционированного изменения.

Принципы правовой информатизации, определенные в Концепции правовой информатизации России, устанавли­вают, что правовая информатизация России должна базиро­ваться на основе вертикальной и горизонтальной интеграции существующих и вновь создаваемых систем правовой инфор­мации, максимально использовать готовые программно-тех­нические решения и функционирующие системы, а также системы конфиденциальной связи и транспортные сети обще­го назначения, региональные и коммерческие сети связи и пе­редачи данных. Таким образом, инфраструктура правовой информатизации является элементом общей инфраструкту­ры информатизации России и, следовательно, ее состояние и перспективы развития неразрывно связаны с общими про­блемами информатизации страны.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика