Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Юридическая техника опубликования нормативно-правовых актов и вступления их в силу
Научные статьи
03.02.15 11:22
Оглавление
Юридическая техника опубликования нормативно-правовых актов и вступления их в силу
Нормативно-правовые акты
Все страницы

вернуться






Юридическая техника опубликования нормативно-правовых актов и вступления их в силу


 
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Кожевников В. В.
В статье освещаются различные проблемы юридической техники опубликования нормативно-правовых актов и вступления их в силу. Подчеркивается, что для соблюдения, использования, исполнения и применения норм права гражданами и должностными лицами обязательно нужно добиваться известности таких актов.

Полагаем, что наряду с правотворческой, интерпретацион­ной, правореализационной и правоприменительной юриди­ческой техниками систематизации юридических документов, в качестве самостоятельного ее вида выступает юридическая техника опубликования и вступления в силу нормативно-пра­вовых актов.

Для того чтобы обеспечить соблюдение, использование, исполнение и применение норм права гражданами и долж­ностными лицами, обязательно нужно добиваться известности актов. В основе этого правила лежит презумпция, согласно ко­торой объективная невозможность узнать содержание норма­тивных актов (законов и подзаконных актов) логически должна освобождать от обязанности их исполнения.

Своевременное официальное опубликование законов, дру­гих актов нормативного характера дает возможность ознако­миться с вновь принятым законодательством, с изменениями и дополнениями в действующих актах.

Важно также, чтобы населению и должностным лицам страны было предоставлено достаточное время для ознаком­ления и изучения законов и других актов нормативного харак­тера, так как соблюдение и исполнение их во многом зависит от того, насколько правильно они понимаются теми, кому адресованы.

Официальное опубликование является важнейшей фор­мой обнародования законов, заключающейся в объявлении от имени государственной власти полного и точного текста принятого закона со всеми его официальными реквизитами и в законодательно уполномоченном на то общедоступном печатном издании.  

    Необходимость официального опубликования законов не­однократно отмечалась в литературе. В частности, В. С. Нерсесянц подчеркивал, что «надлежащее обнаружение закона вовне и общедоступное осведомление о нем являются необходимыми составными частями и чертами того, что называется офици­альным законом государства: без этого нет и самого закона как такового». Н. Я. Соколов рассматривает необходимость офи­циального опубликования в контексте знания законов. Автор пишет: «Презумпция знания закона основывается на отноше­ниях между государством и гражданином, которые могут быть рассмотрены как двусторонние информационные правоотно­шения. Государство вправе требовать от граждан, а последние обязаны знать содержание правовых актов, определяющих их правовой статус. В свою очередь, граждане вправе рассчитывать на создание необходимых условий для ознакомления с действу­ющим законодательством. В этой связи широкое правовое ин­формирование населения путем прежде всего официального опубликования вновь принятых нормативных актов составляет обязанность государства. Такому подходу соответствует рассмо­трение опубликования нормативных актов как обязательной стадии правотворческого процесса».

Следует иметь в виду, что право на информацию о новых законах и иных нормативных актах — одно из общепризнан­ных международных сообществом прав человека. Государство обязано уважать данное право и содействовать его реализа­ции.

В итоговом документе Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопасности и со­трудничеству в Европе от 15 января 1989 г. указывается на не­обходимость «эффективно обеспечивать право лиц знать свои права и обязанности в этой области и поступать в соответствии с ними, с этой целью публиковать и делать доступными все за­коны, административные правила и процедуры, относящиеся к правам человека и основным свободам». Документ Копенга­генского Совещания Конференции по человеческому измере­нию СБСЕ (1990 г.) гласит: «Законы, принятые по завершении соответствующей гласной процедуры, и административные по­ложения публикуются, что является условием их применения. Эти тексты будут доступны для всех». Указанные положения были подтверждены Парижской хартией для новой Европы (1990 г.).

В полном соответствии с упомянутыми международно­правовыми актами, в ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Феде­рации предусматривается: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут при­меняться, если они не опубликованы для всеобщего сведения».

Иными словами, речь идет об обязательной публикации всех без исключения законов, независимо от предмета их ре­гулирования. Там же указаны и последствия несоблюдения требования об обязательной официальной публикации зако­нов: «Неопубликованные законы не применяются». Это озна­чает, что они не влекут за собой юридических последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основани­ем для регулирования отношений, применения каких-либо санкций к организациям, должностным лицам и гражданам за неисполнение содержащихся в них предписаний.

В литературе обоснованно замечается, что в ч. 3 ст. 15 Кон­ституции РФ содержится, с одной стороны, веление, обращен­ное к участникам законодательного процесса, официально опубликовать принятый закон, с другой стороны — запрет, обращенный к любому правоприменителю, — не применять неопубликованный закон. Таким образом, неопубликованные законы делают сам закон ничтожным.

Кроме данных положений, следует обратить внимание на то, что значение законодательного установления рассма­триваемого правила состоит в том, что это компенсирует не­достатки юридико-технического построения и оформления нормативного материала, обеспечивает общий порядок всту­пления в силу нормативных правовых актов.

Подчеркнем, что следуемое непосредственно за подписа­нием обнародование законодательного акта имеет целью офи­циальное доведение до всеобщего сведения его содержания.

Акт обнародуется от имени органа, издавшего и подписав­шего его, чаще всего в виде опубликования, которое состоит в воспроизведении текста законодательного акта в специально предусмотренных для этого официальных изданиях. При этом акцентируется внимание на том, что качественным отличием официального опубликования является его обязательность. Дело заключается в том, что во многих странах, в том числе и России, существует правило, согласно которому не опублико­ванный в установленном порядке акт, как уже писалось ранее, не влечет за собой правовых последствий и не может служить законным основанием для регулирования соответствующих общественных отношений. Введение норм, предписывающих необходимость опубликования актов как условие их дальней­шего действия, решает проблему открытости, доступности актов, обеспечивая тем самым возможность ознакомления с ними всех заинтересованных субъектов.

По мнению Т. В. Кашаниной, проблема доступности, от­крытости законодательства приобретает особое значение еще и потому, что в качестве «информаторов» по законодательству сегодня все чаще выступают различного рода коммерческие структуры, которые не всегда способны обеспечить полную и достоверную информацию о законах. Более того, нередко под видом законов они воспроизводят даже не самые послед­ние их проекты. В их публикациях встречаются неточности и ошибки.

   Полагаем, что большое значение имеет установление кон­кретной даты опубликования акта, которая одновременно слу­жит отправной точкой для исчисления сроков вступления его в силу. Так, В. П. Малков считает более предпочтительной для российского закона практику наименования закона, определяе­мую не датой подписания Президентом РФ и не датой первого официального опубликования, а датой принятия Государствен­ной Думой в окончательной редакции.

При публикациях нормативных актов указываются все его реквизиты: 1) вид нормативного акта; 2) его наименование; 3) дата принятия; 4) должностное лицо, его подписавшее; 5) место; 6) дата его подписания; 7) регистрационный номер.

В правовой теории утвердился взгляд на опубликование как на стадию, завершающую законодательный процесс. Причем данная позиция разделяется большинством ученых-теоретиков.

Так, С. А. Комаров утверждает, что «опубликование норма­тивно-правового акта и доведение его до адресата представляет собой заключительную стадию правотворческого процесса». С точки зрения автора, «опубликованием следует считать так­же официальное оглашение в иной форме (по радио, теле­видению, телеграфу, путем рассылки официальных текстов и т.п.). Акты местных органов самоуправления публикуются в соответствующих бюллетенях, средствах массовой информа­ции или развешиваются на видных местах».

В. В. Оксамытный также считает, что обнародование закона завершает законодательный процесс и является обязательным условием его вступления в силу. При этом указывается на то важное обстоятельство, что общим для практики демократи­ческих государств является положение, в соответствии с кото­рым неопубликованные законы не могут применяться, и никто не может быть осужден или подвергнут наказанию на основа­нии официально не опубликованного закона.

По мнению М. Н. Марченко и Е. М. Дерябиной, заключи­тельной стадией законодательного процесса является обнаро­дование принятого акта, которое бывает двух уровней — офи­циальное и неофициальное. Осуществляется оно чаще всего в виде опубликования.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликова­ния в официальном издании. Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. Справедливо подчеркивается, что на официальные издания, где публикуют­ся законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения права, в сводах и собраниях законодательства, в печатных работах, официальных документах.

Что касается неофициального обнародования законов (и других нормативных правовых актов), то оно осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержа­ния в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизи­онных передачах, в научных изданиях.

Представляется интересной точка зрения Н. А. Пьянова, который стадию официального опубликования (обнародова­ния) определяет в качестве последней, заключительной стадии правотворческого процесса, делая, однако, оговорку о том, что на этой стадии правотворчества как такового уже нет. Фак­тически оно заканчивается на предыдущей стадии, а именно на стадии принятия нормативного акта. Тем не менее, под­черкивается автором, стадию опубликования нормативного акта принято включать в состав правотворческого процесса, поскольку она его завершает.

Коллектив авторов обращает внимание на то, что опублико­вание закона имеет важное юридическое (так как с ним связано вступление закона в силу) и социальное значение (так как он является основой презумпции знания закона).

С позиций Т. Н. Радько, В. В. Лазарева, Л. А. Морозовой, последней стадией правотворчества является введение в дей­ствие нормативного правового акта. При этом уточняется, что правотворческий процесс не может считаться завершенным без включения в него различных процедур, совершаемых с уже принятыми нормативными правовыми актами до вступления их в юридическую силу: подписания, регистрации, офици­ального опубликования или иным способом официального доведения содержания принятого нормативного правового акта до его адресатов и т.п.

Заметим, что ранее один из вышеназванных авторов — Л. А. Морозова — полагала, что стадия промульгации пред­полагает официальное провозглашение закона, принятого пар­ламентом. Она включает подписание закона главой государства в установленные сроки и опубликование его в официальном источнике, после чего закон вступает в силу.

В. С. Афанасьев признает, что большинство нормативных актов подлежат обязательному опубликованию. Поэтому обычно в названии данной стадии используется терминоло­гия, включающая слово «опубликование». Однако прав уче­ный, подчеркивая, что не все нормативные акты публикуются. В частности, речь идет о внутриведомственных актах, относя­щихся только к работникам соответствующих ведомств, учреж­дений, предприятий. Поэтому более точно было бы говорить о доведении нормативного акта до его адресата.

В. Л. Кулапов и А. В. Малько стадию опубликования закона определяют как ту стадию, которая необходима для создания дубликатов официального текста, информационного обеспече­ния адресатов и заинтересованных лиц, а также для определе­ния момента вступления закона в юридическую силу. При этом авторы отличают опубликование от обнародования, которое шире по своему содержанию, так как предполагает доведение закона до общего сведения различными средствами массовой информации.

Подобные взгляды на опубликование нормативных право­вых актов как на самостоятельную стадию правотворческого процесса или составную часть стадии промульгации высказы­вает ряд ученых-теоретиков.

    Вместе с тем справедливости ради отметим, что взгляд на опубликование нормативных правовых актов как на стадию, завершающую законодательный процесс, разделяется не всеми учеными.

Некоторые авторы связывают опубликование с процедурой подписания закона главой государства, утверждая, что опубли­кование может выступать в качестве стадии законодательного процесса только в случае, если главе государства предостав­лено право самому принимать решение относительно того, опубликовать или не опубликовать санкционированный им закон. Там, где глава государства не обладает таким правом, опубликование не является стадией законодательного про­цесса, поскольку автоматически следует за санкционированием или промульгацией закона главой государства.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика