Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Юридическая техника опубликования нормативно-правовых актов и вступления их в силу - Нормативно-правовые акты
Научные статьи
03.02.15 11:22
Оглавление
Юридическая техника опубликования нормативно-правовых актов и вступления их в силу
Нормативно-правовые акты
Все страницы




      


     По мнению А. А. Тилле, опубликование не входит в число стадий официального прохождения законопроекта в законо­дательном органе. Образуя, наряду с предварительной подго­товкой законопроекта, самостоятельную часть законодательной деятельности, не связанную с официальной деятельностью законодательного органа, опубликование представляет собой в этом качестве особую стадию законодательного процесса. Данное мнение обосновывается исходя из широкого понима­ния законодательного процесса, когда в него, помимо офици­альной деятельности самого законодательного органа, включа­ется также деятельность по созданию закона, в которой наряду с законодательным органом участвуют иные государственные органы, общественность.

Существует точка зрения, сторонники которой полностью исключают опубликование из сферы законотворчества, считая его началом реализации принятого законодательного акта. В качестве основного аргумента, призванного доказать основа­тельность отнесения опубликования к правоприменительной деятельности, указывают на то, что опубликование — это, пре­жде всего, одно из условий доведения принятого акта до сведе­ния его непосредственных исполнителей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выведе­ние официального опубликования за рамки законодатель­ного (правотворческого) процесса обусловлено позицией тех авторов, которые понимают законодательный процесс только как деятельность непосредственного законодательного органа. Подобное «усечение» законодательного процесса вряд ли мож­но признать обоснованным, ибо в законодательном процессе участие принимает большое число субъектов, что, в частности, обусловлено единством государственной власти. Кроме того, выведение опубликования и вступления закона в силу за рамки законодательного процесса разрушает его логическую модель и не находит подтверждения ни в Конституции Российской Федерации, ни в действующем законодательстве (как федераль­ном, так и региональном).

Официальное опубликование является необходимой ста­дией законодательного процесса также из-за такого признака закона, как его формальная определенность. Закон по своей сути не может существовать без официального текста, причем для его реального действия нужны официальные копии под­линного документа. Официальное опубликование и создает дубликаты официального текста.

А. В. Кочетков обращает внимание на то, что четкая фик­сация того обстоятельства, согласно которому официальным опубликованием является первая публикация нормативно­правового акта, автоматически «снимает» проблему определения даты вступления закона в силу при разновременном его опубликовании в различных официальных изданиях.

На наш взгляд, правы те ученые, которые полагают, что опубликование представляет собой самостоятельный этап юридической деятельности, отличный по своему характеру как от предшествующих ему стадий законодательного про­цесса, так и от последующих стадий правоприменения. Об­ладая специфической целью, опубликование осуществляется в определенных временных границах. В правовом смысле оно имеет место лишь после принятия закона законодательным ор­ганом, его подписания компетентными должностными лицами и соответствующего оформления, т.е. тогда, когда процедура по созданию закона полностью завершена. Возможность ис­полнения такого закона наступает не ранее обусловленного срока его вступления в силу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что не опу­бликование, а вступление закона в силу знаменует начало пра­воприменительной деятельности. Временной разрыв между опубликованием закона и началом его реализации устанав­ливается в законодательном порядке. Он необходим для того, чтобы с новым законом, прежде чем последний начнет при­меняться, были ознакомлены все слои населения и, в первую очередь, лица, к которым закон обращен непосредственно. Это позволяет указанным субъектам до введения закона в действие изучить его и сообразовать с ним свое поведение.

При рассмотрении проблемы опубликования нормативных правовых актов особого внимания требует вопрос о сроках их опубликования. На этот счет установлены следующие общие правила. Федеральные законы подлежат опубликованию в те­чение семи дней после подписания Президентом Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации должны быть доведены до всеобщего сведения путем опубликования в течение десяти дней после их подписания. Постановления Правительства Российской Федерации подлежат официаль­ному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Ведомственные акты официально публикуются в течение десяти дней после их регистрации.

Оценивая указанные правила, Т. В. Кашанина вполне обо­снованно пишет о том, что трудно объяснить установление раз­личных сроков для опубликования, ведь смысл этого меропри­ятия во всех странах одинаков. Более того, замечается автором, даже источник опубликования некоторых видов нормативных актов совпадает28. Вот почему в литературе неоднократно вы­сказывалось мнение о приведении законодательного закрепле­ния сроков опубликования к единому знаменателю.

Что касается официальных источников опубликования, то здесь также не наблюдается единообразия. Федеральные конституционные законы, федеральные законы публикуются в «Российской газете», «Собрании законодательства Россий­ской Федерации», «Парламентской газете».

Указы Президента Российской Федерации подлежат опу­бликованию в «Российской газете», «Собрании законодатель­ства Российской Федерации».

Постановления Правительства Российской Федерации име­ют те же источники опубликования — «Российскую газету» и «Собрание законодательства Российской Федерации».

Ведомственные нормативные акты подлежат опубликова­нию в «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Сохранилась и такая форма официального оглашения, как ведомственная рассылка, которая осуществляется в целях доведения ведом­ственных актов до их исполнителей и обычно регламентиру­ется самими ведомствами.

Следует поддержать позицию ученых о целесообразно­сти единого печатного органа официального опубликования нормативных правовых актов разных уровней, что позволи­ло бы, во-первых, сконцентрировать нормативный материал; во-вторых, облегчить адресатам пользование им; в-третьих, уменьшить расходы на их издание; в-четвертых, облегчить про­цесс их учета и систематизации. Как указывается авторами, целесообразность создания единого органа официального опу­бликования подтверждает и положительный опыт его функци­онирования в целом ряде зарубежных государств — Италии, Франции, ФРГ и др.

В принципе, «Собрание законодательства Российской Фе­дерации» как официальный источник практически приближа­ется к тому, чтобы быть единым источником опубликования федеральных нормативных актов.

«Собрание законодательства Российской Федерации» яв­ляется официальным периодическим изданием. В нем публи­куются федеральные конституционные законы, федеральные законы (первый раздел), акты палат Федерального Собрания (второй раздел), указы и распоряжения Президента РФ (тре­тий раздел), постановления и распоряжения Правительства РФ (четвертый раздел), решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федера­ции, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов (пятый раздел).

Но, пожалуй, один из самых сложных вопросов создания единого органа опубликования нормативных актов, имея в виду «Собрание законодательства Российской Федерации», — следует ли помещать в него ведомственные акты. С одной стороны, это позволит достичь интеллектуального удобства в пользовании, но, с другой стороны, следует иметь в виду, что объем «Собрания законодательства Российской Федерации» значительно возрастет, что, скорее всего, усложнит фактиче­ское пользование этим изданием.

На федеральном уровне, равно как и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, для оперативного доведения правовой информации до широких слоев населения практи­куется опубликование нормативно-правовых актов в массовых периодических изданиях, которым придается статус офици­ального источника опубликования. В России, например, это «Российская газета».

Следует, однако, учитывать, что в средствах массовой ин­формации целесообразно публиковать не все, а лишь наиболее важные нормативные акты, требующие широкого обнародо­вания. Помещение иных многочисленных актов со всеми их реквизитами в периодическом издании неизбежно приведет к его перегрузке обязательными публикациями.

С 10 ноября 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 октября 2011 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Фе­деральный закон „О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"», в ст. 4 которого говорится, что официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта пала­ты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газе­те», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «официальном интер­нет-портале правовой информации» (www. pravo.gov.ru).

Как видно, указанный закон расширил перечень источни­ков официального опубликования за счет введения электрон­ного источника — интернет-портала, входящего в государ­ственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государ­ственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, прези­дентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации.

Заметим, что данный интернет-портал действовал и до всту­пления в силу Федерального закона № 289. Официальный ин­тернет-портал правовой информации был создан по заказу ФСО России в рамках работ по развитию государственной системы правовой информации, которые проводились в со­ответствии с Концепцией правовой информатизации России (утв. Указом Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966), Поло­жением о Федеральной службе охраны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 7 августа 2007 г. № 1013) и госу­дарственной программой Российской Федерации «Информа­ционное общество» (утв. распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р).

До вступления в силу Федерального закона № 289 офици­альный статус текстов нормативных правовых актов, полу­ченных пользователем в электронном виде, был закреплен в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Рос­сийской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов испол­нительной власти» за документами, распространяемыми НТЦ «Система». Все прочие электронные копии нормативных ак­тов, распространяемые в составе справочно-правовых систем и публикуемые на интернет-сайтах (в том числе на большин­стве сайтов государственных органов), относились к справочной информации.

Если обратиться к содержанию Федерального закона № 289, следует заметить, что на интернет-портале подлежат обяза­тельному размещению федеральные конституционные зако­ны, федеральные законы, отдельные акты палат Федерального Собрания, а именно те, которые приняты по вопросам, отне­сенным к ведению палат ч.1 ст. 102 и ч. 1 ст. 103 Конституции РФ; указы и распоряжения Президента РФ. В данном законе содержатся положения о возможном размещении на этом же портале иных актов Федерального Собрания, правовых актов Правительства РФ, других органов государственной власти Рос­сийской Федерации, законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов; однако указывается, что эти акты «могут быть официально опу­бликованы», т. е. данное предписание носит не императивный, а рекомендательный характер. Принимать решение о возмож­ности размещения таких актов в соответствии с федеральным законом № 289 будет Президент РФ.

Авторы, оценивая новый источник официального опубли­кования, с одной стороны, рассуждают о его преимуществах. Так, ими подчеркивается, что придание официального статуса текстам нормативных правовых актов, размещенных на интер­нет-портале, будет способствовать расширению возможностей пользователя получить официальную электронную копию нормативного правового акта; это означает и решение ряда вопросов, связанных с улучшением доступности размещае­мой нормативно-правовой информации. На портале правовой информации уже предусмотрена возможность просмо­тра перечня опубликованных нормативных правовых актов, размещенных на портале за текущий день, неделю, месяц. Портал позволяет познакомиться с новостной информацией, размещенной на сайтах Президента РФ, Правительства РФ, палат Государственной Думы РФ (в части, касающейся законо­проектной деятельности), ФСО России, с документами, опубли­кованными на сайте «Российской газеты». Также на портале правовой информации размещен баннер сайта программы ЮНЕСКО «Информация для всех». С другой стороны, появ­ление нового источника официального опубликования может обусловить проблемы, касающиеся даты вступления в силу опубликованного нормативного правового акта.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных зако­нов, актов палат Федерального Собрания (с измен. 1999 г.)» названные нормативные правовые акты вступают в силу одно­временного на всей территории Российской Федерации по ис­течении десяти дней после дня их официального опубликова­ния, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Для исчисления сроков официального опубликования вполне достаточной является публикация аутентичного текста нормативного правового акта в одном источнике официального опубликования. Но когда таких источников много, а точнее четыре, возникают проблемы с определением даты вступления в силу нормативного правово­го акта. Одним из вариантов решения названной проблемы яв­ляется следующий: если в федеральном законе не указана дата его вступления в силу, то закон должен вступать в силу после его публикации в одном конкретном источнике официального опубликования. Это должно найти закрепление законодатель­но. В качестве такого источника официального опубликования могла бы выступить «Российская газета»; в дальнейшем эта функция может быть передана и официальному электронно­му изданию. Все остальные печатные и электронные издания должны быть источниками вторичного официального опубли­кования, т.е. в них должны в соответствии с законодательством публиковаться официальные тексты нормативных правовых актов, но время выхода данных изданий никак не будет влиять на дату вступления нормативных правовых актов в силу.

Следует иметь в виду, что помимо официального опубли­кования нормативных правовых актов, как отмечалось ранее, существуют и другие формы их оглашения. Акты, требующие срочного и широкого обнародования, наряду с опубликовани­ем в официальных изданиях, могут быть обнародованы по ра­дио и телевидению. Акты, не имеющие общего значения, под­лежат рассылке определенному кругу органов и организаций. Все нормативные акты могут быть опубликованы в иных пе­чатных изданиях, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Ничто не мешает их опубликовать в виде отдельного издания. Однако эти варианты опубликова­ния не признаются официальными.

Думается, что заслуживает особого внимания вопрос о язы­ке официального опубликования нормативных актов, который имеет, прежде всего, значение для республик в составе Россий­ской Федерации. Язык — важнейшее средство передачи инфор­мации, общения, обмена мыслями. Без него невозможно чело­веческое общежитие. Благодаря языку отраженные в сознании признаки и отношения вещей воплощаются в материальную форму слов, и тем самым создается основа для идеальных объ­ектов мышления — понятий, с помощью которых осуществля­ется мыслительная деятельность.

Язык дает возможность человеку обогащать свои опыт и знания не только путем непосредственных восприятий и представлений, но и путем опыта предшествующих поколе­ний, знаний, накопленных всем человечеством и передающих­ся с помощью языка, постигнуть формы и законы мышления.

Язык — одно из связующих звеньев всего человечества в его историческом развитии.

Право способно воздействовать на волю и сознание людей только с помощью языка. Именно последний служит сред­ством передачи информации о содержании правовых пред­писаний. Юридические нормы в современных цивилизованных государствах не могут существовать иначе, как в определенных языковых формах. С помощью языка мысль законодателя вы­ражается вовне, оформляется, становится пригодной для внеш­него использования, доступной для конкретных адресатов.

Вопрос о языке официального опубликования норматив­ных правовых актов регулируется специальным законодатель­ством об их опубликовании и законами о языках, принятыми на федеральном и республиканском уровнях. Здесь действует следующее правило: тексты законов и других федеральных актов должны быть опубликованы как на русском языке, при­знанном на всей территории России, так и на государственных языках республик в составе Российской Федерации.

Т. В. Кашанина в этой связи приводит следующие примеры. Так, в соответствии с Законом «О языках народов Республики Хакасия» тексты законов и других правовых актов, принятых высшими органами государственной власти Республики, пу­бликуются на двух языках — русском и хакасском.

В Законе «О языках народов Республики Бурятия» уста­новлено, что тексты законов и постановлений органов госу­дарственной власти Республики публикуются на бурятском и русском языках. Что касается документов местных органов власти и управления, то они принимаются и объявляются ими на русском или на бурятском языке — в зависимости от кон­тингента населения.

В местностях компактного проживания других националь­ностей (эвены, татары, немцы и др.) наряду с государственными языками может использоваться язык большинства населения данной местности.

Автор полагает, что такой подход дает больше возмож­ностей для преодоления возникающих языковых коллизий, и поэтому представляется наиболее целесообразным. Вместе с тем реализация нормы о необходимости опубликования нормативных правовых актов, изложенных на разных языках, весьма непроста (особенно в условиях многонациональной республики). Сказывается недостаточная подготовленность материальной, организационной и лингвистической баз.

Наконец, в рамках научной статьи следует обратить вни­мание на категорию тех нормативно-правовых актов, которые имеют ограничительные грифы, т.е. на те законы, другие нор­мативные акты, на которые требование обязательного опубли­кования не распространяется. К ним относятся документы, содержащие государственную тайну или сведения конфиден­циального характера. Это делается, как правило, в интересах обороны или государственной безопасности страны. Именно в этом смысл оговорки о том, что законы, иные нормативно­правовые акты, как правило, подлежат официальному опу­бликованию.

Очевидно, как правильно пишет Т. В. Кашанина, что какие- то нормативно-правовые акты должны оставаться «закрытыми» даже в условиях демократического правового государства. Од­нако, по ее мнению, при этом важно не допускать необосно­ванного присвоения ограничительных грифов, ибо результатом чрезмерной засекреченности правовых актов может стать такое нежелательное явление, как «отчуждение от права». Более того, следует также учитывать, что присвоения ограничительного грифа в ряде случаев требует не весь акт, а лишь определенная его часть (статья, пункт, абзац)

В заключение подчеркнем, что решение рассмотренных проблем юридической техники опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в определенной мере по­зволит повысить эффективность законодательства, сделать его действенным средством регулирования общественных от­ношений.







Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика