Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Идеи естественного права в трудах Гуго Гроция
Научные статьи
03.02.15 15:29

вернуться

Идеи естественного права в трудах Гуго Гроция

alt
Курзенин Э. Б.
alt

Сальников В. П.
 
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Курзенин Э. Б., Сальников В. П.
В статье исследуется творчество великого голландского мыслителя, политолога и правоведа — Гуго Гроция, основателя теории естественного права, науки философии права и международного права, указывается на его неоценимый вклад в развитие политико-правовой мысли позднего Средневековья и Нового времени, на непреходящую актуальность многих его идей.

В наш век — век нескончаемых военных и религиозных кон­фликтов, локальных войн, межконфессиональных распрей — целесообразно обратиться к идеям великих мыслителей про­шлого, искавших ответы на такие же вопросы социального бытия. Актуальность подобных проблем не исчезает, и хотя мир науки и техники кардинально изменился, человеческие отношения по-прежнему полны разного рода конфликтов и противоречий, как и тысячу лет назад.

Самыми крупными событиями позднего западноевро­пейского Средневековья явились, без сомнения, Возрождение и Реформация. Возрождение как сложный и многоплановый феномен включало в себя различные аспекты: экономический, социальный, политический, нравственный, мировоззренче­ский. Сам термин «Возрождение» был введен в оборот в сере­дине XVI в. и включал в себя идею восстановления в духовной культуре утраченных ранее выдающихся достижений античной цивилизации. Термин «Реформация» вошел в оборот еще раньше, уже в XV в. он встречается у авторов, провозглашав­ших необходимость улучшения правовых институтов, социаль­ных порядков, критикующих официальную церковь. И Воз­рождение, и Реформация, при всем их сущностном различии, способствовали начинающейся секуляризации общественного сознания. «Возрождение и Реформация, рассматриваемые в общественно-историческом плане, обозначили собой нача­ло относительно длительного периода — смены феодально­го строя капиталистическим». Они вызвали к жизни плеяду блестящих мыслителей, создавших на этой платформе труды, внесшие значительный вклад в политико-правовую мысль За­падной Европы Нового времени.

В творческих судьбах европейских мыслителей XVII в. особое место занимал великий голландец Гуго Гроций (1583­1645). Он родился в дворянской семье. Его отец был хорошо образованным человеком и политически активным деятелем.

Он воспитывал сына в духе гуманизма. Гуго с детства обладал выдающимися спо­собностями, и в возрасте всего 12 лет поступил в Лей­денский университет. Его на­учная карьера складывалась удачно, он рано стал док­тором права. Гроций имел широкий спектр интересов, был известен как драматург, поэт, переводчик, но более всего — как основатель на­уки международного права на естественно-правовой платформе.

Знаменитый трактат Гроция «Три книги о праве войны и мира» выдержал двести изданий на всех значимых запад­ноевропейских языках. Гроций создал новый метод полити­ческого и правового исследования. Его рационалистическая дедуктивная логика оказалась безупречной. Факты и аргументы следовали у Гроция за мыслью в качестве иллюстрирующего материала, дабы придать «возможно большую очевидность» авторской мысли. Гроциева дедукция имела славное будущее, дань этой «методе» изложения материала отдал и автор «Ка­питала» К. Маркс.

Вряд ли здесь следует подробно останавливаться на таких довольно известных положениях, раскрытых острым, логиче­ским умом голландского мыслителя, как проблема войн спра­ведливых и несправедливых, юридического статуса различных водных пространств, судьбы плененных в сражениях на морях и океанах и др. В любом учебнике по международному праву, в какой стране такой учебник ни был бы издан, можно про­честь слова, что именно Гроций являлся «отцом европейской науки международного права».

Гроций, в отличие от своих предшественников, «секуляри­зировал» «пакет» проблем «войны и мира», сделав это с боль­шой последовательностью. Он доказал, что «власть вести вой­ну» (belli gerendi potestas) базируется на «естественно-правовых первоосновах». В основе этого правового института лежит личное право (или частное право). Поэтому Гроций признает «частные» войны как законные с точки зрения естественного права, т.е. «один и каждый» может воевать unusquisque»). Этим подводилась правовая база под голландское и английское пиратство XVI — начала XVII вв., захват судов Испании и Пор­тугалии, грабежи их заокеанских колоний. Этой же реальной (и в тех условиях «естественной») обстановке соответствовала и теория Гроция об «открытом море». «Bellum privatum jus te qerit unus quisque et cum sociecet per subditos», т.е. «частную войну законно вести каждому с родственниками и через под­чиненных».

Вторая разновидность войны — это «общественная война»: «Bellum publicum juste geritur a'republica sive magistratu in suo ordine cum socia republica socioque magistatu per que subditas' — «Общественная война ведется законно государством либо маги­стратом (чиновником) в силу своего права (полномочия) вместе с союзным государством и союзным магистратом посредством подчиненных (подданных)». Вторая часть фразы знаменатель­на в том отношении, что она открывает серию рассуждений голландца о праве его народа на войну с правительством ис­панских Габсбургов. Предмет «гражданской» (революционной) войны народа против монарха разрабатывали французские политологи и политпублицисты XVI в. (монархомахи).

В условиях господства канонического права римской ка­толической церкви и роли религии в средневековой Европе в целом идея секуляризации права войны была очень смелой и новаторской. Хотя на самом деле начало ее можно усмотреть в знаменитом положении Фомы Аквинского (XIII в.) о том, что «воля государя» (auctoritas principis), «направляемая богом», «обладает правом меча». Секуляризацию правовых норм во­йны завершили Альберико Джентили и Гуго Гроций, открыв тем самым дорогу современной теории международного пра­ва. Альтернативой военным конфликтам Гуго Гроций считал «суд», но опять-таки не церковь.

Современные специалисты редко пишут о том, что гол­ландский мыслитель стал основоположником такой фунда­ментальной юридической дисциплины, как философия права. Именно он заложил первые камни в фундамент здания теории юриспруденции, дав толчок ее дальнейшему строительству — в известной степени завершенному через двести лет великим Гегелем. Гуго Гроций, в определенном смысле, является осно­вателем теории естественного права, определившей движение теоретико-юридической мысли в течение двух ближайших столетий, пока Иммануил Кант не поднял естественнонаучные принципы на более высокий уровень и не придал им более совершенную форму. Идеи естественного права и междуна­родные нормы войны и мира, изложенные Гроцием, нашли продолжателей в лице Самуэля Пуфендорфа, Христиана Том- мазия, Эмера де Ваттеля и других европейских мыслителей. Создавая свою теорию права (философию юриспруденции), Гроций стремился охватить ее системой логики во всех деталях. Он обсуждал следующие вопросы: что представляло собой человечество в первичных естественных формах своего суще­ствования? Как из естественного состояния произошел пере­ход людей в общество гражданское? Как соотносятся в этом динамическом процессе естественные и божественные начала? Он по-своему решает то, как соотносится право и закон, раз­бирает антиномию «справедливость» — «несправедливость». Из сопоставления таких категорий, как «право», «сила», «при­нуждение» он выводит идею о государстве, как орудии регу­лирования общественной жизни, как о силе, осуществляющей «законное право» в рамках гражданского общества.

Гроций широко использует теорию суверенитета Жана Бодэна. Следуя за французским политологом, Гроций опре­деляет суверенитет как такую «власть», которая в своей поли­тической воле и юридической деятельности не «подвластна» другой «власти», когда ее решения не могут корректироваться иной («посторонней») силой. Государственный суверенитет абсолютизируется Гроцием, а народ должен признать власть носителем суверенитета в своем государстве (точнее — «госу­дарстве-обществе») безоговорочно («без сопротивления»).

Народ (толпа, население), согласно Гроцию, способен только повиноваться, но не управлять собой сам. Суверенная власть — и в этом одно из существеннейших положений его «естественно-правового подхода»— когда-то действительно находилась в распоряжении народа, но это было в догосудар- ственный период. Создавая государство, народ добровольно передал свой первоначальный суверенитет избранному им лицу (или лицам). Отчуждение народного суверенитета в поль­зу формируемого государства произошло в силу серьезных причин — необходимости наведения порядка в стране, внеш­ней опасности и др. Таким образом, Гроций стал одним из ос­нователей договорной теории происхождения государства.

Интересно также рассуждение Гроция о том, что если ни­кому нельзя запретить отдавать себя в рабство, то тем более невозможно воспретить целому народу, который сам распола­гает своей судьбой, подчиниться власти одного или нескольких людей с передачей им всего своего суверенитета. Довод, что народ выше правителя, потому что он передал последнему свой суверенитет, опровергается с помощью исторического примера. Император Валентиниан на солдатской сходке за­явил: «Ваша воля была избрать меня императором, но теперь вы в моей власти». Опровергает Гроций и мнение, что власть установлена в интересах управляемого народа. Особенно ясна независимость от народа власть предержащих в случае военно­го завоевания. Он приводит еще один юридический аргумент: опека учреждается в интересах опекаемого, но из этого не сле­дует, что опекун должен подчиняться требованиям опекаемого. От таких мыслей рукой подать до гоббсовского «Левиафана». Как и Гоббс, высказываясь за монархию, Гроций считает, что народ может вернуть себе суверенитет при прекращении на­следственной монархии или, если монархия выборная, то в слу­чае смерти очередного государя.

Гроций ставит вопрос о носителях «суверенитета», т.е. о реальном распределении полномочий (и, соответственно, функций), вытекающих из суверенитета, между различными структурами политического и правового характера. В вопросе наилучшей формы правления он отчасти, но не во всем, схо­дится во мнении с Боденом. Последний полагал, что лучшая форма государства, особенно во времена религиозного и по­литического кризиса — это монархия, поскольку она прямо отвечает природе суверенной власти, ее неделимости и един­ству. В отличие от Гроция, он был сторонником наследственной монархии.

Еще один важный аспект жизни Гуго Гроция — отношение к религии. Время его жизни пришлось на Тридцатилетнюю войну между католиками и протестантами Европы (1618­1648 гг.). Он был обеспокоен религиозным конфликтом между Испанией и Нидерландами. Его упоминаемый выше труд «Три книги о праве войны и мира» был важным вкладом в создание идеи ограничения и прекращения таких конфликтов. Гроций развивал систему принципов естественного права, которые являются обязательными для всех людей и всех народов, не­взирая на местные обычаи и верования. Последние годы жизни он провел в Париже. Смерть его была трагичной — он попал в кораблекрушение на Балтийском море. Идеи этого велико­го мыслителя не теряют своей актуальности и сегодня, спустя четыре сотни века.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика